Форум » Общий форум » Отсутствие слуха » Ответить

Отсутствие слуха

ishosha: В далеком-далеком детстве меня не приняли в музыкальную школу по классу фортепиано по причине отстутствия слуха. При этом сказали, что отсутствие слуха для игры на баяне - не помеха, для баяна главное - мозги. ДМШ я кое-как окончил по пятилетней программе, и вот теперь много лет спустя пытаюсь вспомнить, чему меня там учили. А вчера к дочке на день рождения приходил клоун с баяном, так он мгновенно срисовывал любые мелодии с Youtube и начинал их играть с аккомпаниментом и вариациями. И вот я теперь думаю, как жить дальше без слуха. Нашел вот такой курс, который гантирует развитие абсолютного слуха: http://www.musichildren.com/2008/12/absolute-ear.html. Правда, рекламой своей он напоминает программу для похудания... Стоит ли пытаться специально развивать слух, или для игры на баяне и вправду главное - мозги?

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Vofa: ishosha, на приведеной Вами ссылке еще и петь учат! Нам с Вами туда!!! Сегодня же оформлю заказ.

Cepreu: ishosha пишет: меня не приняли в музыкальную школу по классу фортепиано по причине отстутствия слуха. При этом сказали, что отсутствие слуха для игры на баяне - не помеха, для баяна главное - мозги. Можно и так выразиться, но это слишком поверхностно и упрощенно. Мозги - главное в любом деле. И слух тоже для любого музыканта важен, не только для пианиста. Попытаюсь высказать предположение, почему Вам так сказали на таком примере. На баяне не нужно строить самостоятельно аккорды левой руки. Достаточно нажать одну кнопку в соответствующем ряду напротив баса и аккорд готов. А на фортепиано все 3 или 4 ноты аккорда - это отдельные клавиши. Поэтому аккомпанемент нужно уметь построить, и желательно слышать верно или неверно он построен, чтобы разучивать произведение правильно. Вот почему для начинающего пианиста слух важнее, чем для начинающего баяниста. А почему для баяниста важнее мозги? Наверное потому, что клавиши на правой клавиатуре баяна расположены не в один ряд по возрастанию звуков, как на фортепиано, а распределены по рядам. Получается, что начинающему баянисту нужно думать, в какой ряд направить палец. И в левой клавиатуре басы расположены не в порядке гаммы, а по кварто-квинтовому кругу. К тому же баянист не видит клавиатур. Он должен думать, чтобы "видеть" клавиатуру в уме -представить расположение клавиш относительно друг друга в голове, прежде чем нажать нужную клавишу. Поэтому для него так важны мозги. Но все это слишком относительно. Пианисту, в отличие от баяниста, всегда приходится строить аккомпанемент, значит он должен всегда думать, как построить каждый новый аккорд, прежде, чем он его услышит. Лишь со временем приходит опыт и он делает это мгновенно -рефлекторно по слуху. К тому же аккомпанемент пианиста состоит не только из аккордов. Партия левой руки у пианистов гораздо разнообразнее, чем у баянистов. И при чтении нот постоянно пялиться на клавиатуру не будешь-нужно ее чувствовать и тоже думать о расположении клавиш. Значит пианисту мозги нужны не менее, чем баянисту. И для баяниста слух очень важен. Чтобы аккомпанировать кому-либо, а баянисты делают это часто, нужно уметь играть по слуху. Потом баянисту в этом плане даже легче, чем пианисту. Аккорды на правой клавиатуре баяна, в отличие от фортепиано, извлекаются однообразно. Это облегчает баянисту задачу игры в разных тональностях. Но чтобы играть по слуху, воспользовавшись этим преимуществом устройства клавиатуры баяна, нужно уметь слышать. Игра на выборном баяне тоже требует наличия слуха-ведь там нет готовых аккордов. Поэтому фальш в левой руке нужно слышать. ishosha пишет: Стоит ли пытаться специально развивать слух, или для игры на баяне и вправду главное - мозги? Нужно совместить мозги-понять простейшие схемы гармонии и построения аккордов, и развивать слух-постоянно пробовать подбирать простейшие мелодии правой рукой по одной нотке. Со временем формируются навыки, привычки и пальцы тянутся к нужным клавишам без участия головы. ishosha пишет: А вчера к дочке на день рождения приходил клоун с баяном, так он мгновенно срисовывал любые мелодии с Youtube и начинал их играть с аккомпаниментом и вариациями. И вот я теперь думаю, как жить дальше без слуха. О таких товарищах я упоминал в теме Подбор по слуху на баяне.

Комбриг: ishosha, ваша ссыль битая. Но могу сказать не глядя, что это - ШАРЛАТАНСТВО! Поддерживаю всё, сказанное Cepreем! При одном условии: хоть какой-нибудь муз.слух у человека имеется. А кроме того - аналитические способности, упорство и любовь к музыке.


ishosha: Комбриг пишет: ishosha, ваша ссыль битая. Но могу сказать не глядя, что это - ШАРЛАТАНСТВО! Ссылку починил. Прямая ссылка на курс: http://razvitiesluha.ru/kurs/ Я так понял, он построен на целенаправленном запоминании и узнавании/назывании частоты звука. Этому, в принципе, учат на сольфеджио в школе, но не так целенаправленно. Узнавание нот - конечно, не весь слух, но умение безусловно полезное. У меня все устроено по принципу "звучит/не звучит": я в большинстве случаев слышу, если неправильно, а как правильно - не знаю А что в школе на народные инструменты народ не шел и брали кого попало - так это уже тут обсуждалось в других ветках. [update] Нашел еще вот такую программку: http://www.trainear.com/. Кажется, какой-то слух у меня есть...

Валерий: Всем привет! Ребята, не ведитесь на эту хрень. Это всего лишь способ заработать в интернете. Люди создают так называемые информационные продукты, прикладывают к ним левые мнения людей , которые как будто бы успешно прошли данный курс и стали супер-пупер. Я не голословлю, сам натыкался не раз на такие "разводы". Это были: Ускоренный курс овладения иностранными языками на основе ассоциаций (Автор Полонейчик), Как накачать мышцы в рекордно короткие сроки, как научиться рисовать карандашом и ещё что-то, сейчас уже не припомню. Есть к стати и проект(видеокурс) по обучению музыкальной грамоте. В итоге ты получаешь кучу не нужной инфы, собранную в интернете, причём давно известную и о которой горы всего написано. А автор рекламирует это как свои труды. Теперь у меня валяются эти диски (совершенно бесполезные), каждый раз себя заставляю не вестись на такого рода хрень, но скажу, что разводить народ у этих хмырей всё равно получается, потому что сам после неоднократного попадания на бабки, всё равно заказывал очередной развод, думая, что на этот раз - это настоящее чудо! Теперь уже давно обхожу этих упырей стороной. Чудес ребята не бывает и по взмаху волшебной палочки (данного курса) вы слышать вот так сразу не начнёте. Надо самому пыхтеть и по возможности работать с реальным преподавателем.

ishosha: Валерий пишет: Чудес ребята не бывает и по взмаху волшебной палочки (данного курса) вы слышать вот так сразу не начнёте. Надо самому пыхтеть и по возможности работать с реальным преподавателем. А как преподаватель может научить слышать? Пока приходит в голову только тупое проигрывание звуков, интервалов и аккордов вслепую и угадывания, что звучит...

Комбриг: Валерий - Ма-ла-дэц!!! Вы ещё не упомянули массу обещаний увеличить член до полуметра или сбросить вес на 50кГ за 2 недели... ishosha пишет: А как преподаватель может научить слышать? Учитель может два дела: не давать вам совершать ошибки и (если умеет), покажет как НАДО играть. Остальное в развитии слуха сыграет: 1. Владение инструментом (техника вашей игры). 2. Количество разученных произведений (объём репертуара). 3. Слушание музыки (просмотр клипов) - ТОННАМИ!

Валерий: Если Вас не раздражает "писк" баянных нот, если мелодия звучащая на баяне ласкает Ваш "слух", если у Вас не появляется желания заткнуть того урода, который "пищит на этом шарабане" под названием "Баян", да ещё ко всему этому Вам даже нравится брать его в руки и пытаться что-то извлечь, тогда у Вас не всё так уж и плохо. Я думаю желание и терпение - залог успеха. Удачи!

ishosha: Комбриг пишет: Учитель может два дела: не давать вам совершать ошибки и (если умеет), покажет как НАДО играть. Мой учитель хорошо отлавливает ошибки и советует, какими пальцами куда нажимать. А вот показать "как надо" на моем баяне ему почему-то тяжело. Он привык к пятирядному Юпитеру, который сейчас в ремонте. Вдобавок я изучаю произведения, с которыми он не знаком. Например, вчера мы разбирали "Вдоль по Волге реке", там довольно хитрые аккорды в правой руке и пальцы путаются даже у него. Валерий пишет: Если Вас не раздражает "писк" баянных нот Мой баян иногда издает довольно противные звуки Комбриг пишет: Слушание музыки (просмотр клипов) - ТОННАМИ! А как это помогает развитию способности определять ноты на слух?

Комбриг: Костя, уберите вашу длинную ссыль! Она растянула окно темы и мы все сейчас будем мучиться, дёргая скроллом туда-сюда. Либо вставьте линк в предназначенное для этого окошко (кнопочка прямо над окном сообщения). ishosha пишет: А как это помогает развитию способности определять ноты на слух? Ноты на слух вам определять не судьба. Это уникальный дар! Но досконально зная пьесу, вы можете ПОДГОНЯТЬ свой подбор под оригинал: подходит звук (аккорд) - не подходит?

Cepreu: ishosha пишет: А как это помогает развитию способности определять ноты на слух? ishosha, определять конкретные ноты на слух необязательно. Эта способность называется абсолютным слухом. Это действительно дар. Есть люди, которые могут определить ноты звуков, издаваемых немузыкальными инструментами. Например, звуки кукушки или гудок парохода они могут изобразить нотой или свободно воспроизвести высоту этого звука на инструменте. Это вершина такого слуха. Попробовать извлекать звук на инструменте и запоминать какая это нота, можете но маловероятно, что у Вас что-то получится. Если бы такая способность у Вас была, то она наверное проявилась бы и Вы уже давно играли бы по слуху, не спрашивая как этому научиться. Вам нужно развить другой слух-относительный. Не знаю правильное ли название я применил. Под ним я подразумеваю способность подобрать мелодию относительно первой ноты этой мелодии или заранее известного отрывка. Например Вы сыграли начало мелодии (по нотам или кто-то показал какие кнопки для этого нужно нажать), а далее Вы самостоятельно пытаетесь продолжить эту мелодию - подобрать следующие звуки, определяя является ли следующий подбираемый звук искомым или ложным. Методом проб и ошибок. Таким образом ваша задача сведется к чистому подбору нужной клавиши. Все сводится к математической вероятности нахождения нужной клавиши. Изначально она равно 1/12-количество всех белых и черных клавиш в одной октаве. Умея играть гаммы, эта вероятность сводится к 1/7 - из-за того, что большинство простых мелодий находится в пределах 7 нот гаммы. Но практически Вы сами почувствуете, что искомая нота находится где-то недалеко или далеко от предыдущей, значит сокращаете эту вероятность примерно до 3 или 4 клавиш. Понажимав их, Вы найдете искомую-ту, которая соответствует ноте мелодии. Теперь Вы уже сможете сыграть мелодию, которая длится на одну ноту больше. Далее таким же методом ищете следующую ноту. Получается что Вы продолжаете мелодию относительно уже известных Вам нот. Вы примерно чувствуете как далеко от предыдущей ноты находится следующая нота и пытаетесь ее найти-нажать нужную клавишу. Не факт, что у Вас получится подобрать искомую мелодию. Вместо нее может получаться какая-то другая, знакомая Вам мелодия, пробуйте ее подобрать. Или какой то отрывок мелодии не будет получаться, например припев хорошо подобрали, а куплет не получается. Не беда. Пробуйте то, что получается. Старайтесь сосредоточиться на одной мелодии, но если чувствуете, что дальше тупик, пробуйте другие. Возможно завтра эту же мелодию получится подобрать, а может получится через несколько месяцев или лет. Вот такой слух Вы можете развить. Со временем у Вас будет подобрано много мелодий и Вы заметите, что некоторые новые мелодии получается подобрать без особого труда. Мозг сам будет помнить, независимо от Вашего сознания, интервалы в уже подобранных мелодиях и узнавать их во вновь подбираемых мелодиях. Умом Вы не будете понимать, почему какую-то мелодию подобрали так быстро, совершенно не напрягаясь. Но этот прорыв произойдет после множества подобранных самостоятельно мелодий. Возможно годами Вы будете топтаться на одном месте, подбирая каждую ноту, не чувствуя особо заметного продвижения, или продвижение будет малое, как Вам будет это казаться. Вас не будет удовлетворять то, что какие-то мелодии, которые Вы сами хотите подобрать или которые просят сыграть Ваши знакомые, не получаются. От этого Вы, возможно, будете чувствовать себя ненастоящим музыкантом, неспособным сыграть по слуху все то, что хотите Вы или окружающие. Будете осознавать, что у Вас хорошо получается играть то, что Вы заранее подобрали, а что-то подобрать вообще не получается. Но не отчаивайтесь, оглянитесь назад и вспомните то время, когда у Вас вообще ничего не получалось, поймете что прогресс есть. Возможно на некоторое время забросите инструмент, ошибочно полагая, что дальше не сможете развить это умение, а когда вернетесь, (а Вы обязательно к этому вернетесь, так как "зачешутся руки" сыграть уже подобранные мелодии, которые хорошо получаются), поиграете и удивитесь тому, что Вы можете подбирать на много свободнее и Вам удается то, что ранее не удавалось.

Костя: Комбриг пишет: Ноты на слух вам определять не судьба. Это уникальный дар! нет,зря Вы так говорите Комбриг,этому можно научится,произведение,написанное в миноре надо начинать с подбирать с тональности ля минор.а мажорные с тональности до мажор.

Cepreu: Костя пишет: произведение,написанное в миноре надо начинать с подбирать с тональности ля минор.а мажорные с тональности до мажор. До мажор и ля минор - это наиболее простые тональности для подбора мелодии. В них нет диезов и бемолей при ключе. Таким образом искомые ноты мелодии находятся среди белых клавиш. Черные клавиши встречаются очень редко, в тех редких случаях, когда присутствуют случайные ключевые знаки, более часто могут встречаться соль#-повышенная 7 ступень ля минора или фа#-повышенная 6 ступень ля минора. Это упрощает подбор мелодии. Можно смотреть на клавиатуру и искать нужные клавиши среди белых. Но в таком случае нужно отлично помнить мелодию, она должна очень четко звучать в голове. А подбирать ее стоит по памяти. Почему так? Потому, что в оригинале эта мелодия может быть абсолютно в другой тональности, отличной от до мажора и ля минора. И если Вы захотите включить оригинальное исполнение ее на компьютере, магнитофоне, или любом другом проигрывателе, и одновременно с ее звучанием подбирать мелодию на инструменте, то у Вас ничего не получится. Вы будете слышать и нажимать клавиши, соответствующие оригинальной тональности, а не тональности до мажор и ля минор. В таком случае надо будет послушать мелодию или ее кусочек, запомнить, выключить ее (нажать на паузу) и подбирать по памяти в до мажоре или ля миноре. Добавлю, что аккомпанемент в этом случае будет строиться в основном на следующих аккордах: С, F, G, Am, Dm, Е или Е7. То есть для левой руки тоже будет существовать некая математическая вероятность нахождения нужных басов и аккордов. Не надо будет искать нужные клавиши среди всех 100 или 120 клавиш левой клавиатуры. Искомые басы и аккорды будут: до-до мажор, фа-фа мажор, соль-соль мажор, ля-ля минор, ре-ре минор, ми-ми мажор или ми септаккорд. Это аккорды, которые разучивают начинающие дворовые гитаристы. Это тоника, субдоминанта и доминанта. Со временем сформируется способность тянуть пальцы левой руки к нужному басу и аккорду. Мозг привыкнет выбирать правильный бас среди всего лишь 3 или 6 басов, и соответствующий аккорд напротив баса. Для до мажора это будут 3 баса с мажорными аккордами C, F, G, а для ля минора 2 баса с минорными аккордами Am, Dm, и один бас E с соответствующим мажорным аккордом или септаккордом Е7. Преимущества подбора только в тональностях до мажор и ля минор. Если будете подбирать только в этих тональностях, то вероятно научитесь подбирать за более короткий срок, чем тогда, когда будете пытаться подбирать в разных тональностях. Первый недостаток заключается в том, что научившись хорошо играть подобранную мелодию, Вы не сможете играть ее совместно с оригиналом, если оригинал исполнен в тональности отличной от до мажора или ля минора. Второй недостаток - это то, что Вы привыкнете играть в 1 позиции. Если же вам придется сыграть дуэтом или аккомпанировать кому-либо, то не получится так же быстро подстроиться под своего напарника, если он играет или поет в тональностях, которые на трехрядном баяне можно исполнить только во 2 или 3 позиции. С певцом проблему можно будет решить так. Сыграть в 1 позиции в удобной (близкой для его голоса) для него тональности-сдвинуть руку вверх или вниз по клавиатуре на 1,2 или 3 клавиши и играть так, как будто Вы играете в до мажоре или ля миноре. А с музыкантом или с аудиозаписью решением подобной проблемы будет пятирядный баян-надо будет сдвигать руку в дополнительные ряды. Иначе мгновенно транспонировать у Вас вряд ли получится из-за сформирующейся к тому времени привычки играть в 1 позиции-в до мажоре и ля миноре. Придется дополнительно потратить некоторое время, чтобы освоить свободную игру по слуху во 2 и 3 позиции.

Костя: Cepreu пишет: До мажор и ля минор - это наиболее простые тональности для подбора мелодии. В них нет диезов и бемолей при ключе именно это я и хотел сказать Cepreu пишет: в оригинале эта мелодия может быть абсолютно в другой тональности, отличной от до мажора и ля минора это да,нужно запомнить ее,но может быть получится у человека подобрать именно в этих 2-х тональностях мажоре и миноре вначале,а потом затранспонировать ее в др.тональности? ishosha есть ли у Вас такая способность транспонировать?

Skurpela: Костя Пока, по-моему, не правы вы :) я лично знаю четырех "абсолютников", и то мне очень повезло :) Вот пример: диктант уровня 5 класса ДМШ. Человек с абсолютным слухом без настройки (прослушивания гаммы или аккорда) напишет его за два, или даже одно проигрывание, а для людей "обычных" нужно не менее 5. Я тоже "в этом деле" не последний, но сколько не пытался развить абсолютный слух, и с сольфеджистом, и с помощью программ, пока ничего не получилось. Хотя, гармоническим слухом природа меня не обделила: быстро строю аккорды на выборке, успешно распознаю последовательности до 10 аккордов за одно проигрывание.

Костя: Skurpela пишет: Пока, по-моему, не правы вы :) ну это моё мнение...

Cepreu: Выскажу свое мнение относительно того, какие мелодии лучше всего подходят для подбора их по слуху. На мой взгляд это народные песни, некоторые хорошо знакомые эстрадные песни, отлично узнаваемые и сохранившиеся в памяти произведения или хорошо знакомые инструментальные произведения, где отчетливо слышна партия солирующего инструмента. 1 Мелодия (правая рука баяна). Народные песни потому, что в них ясная мелодия, исполняемая голосом, которая выделяется независимо от аккомпанемента-она слышна. Причем она действительно поется, зачастую тянется, а не выкрикивается в отличие от множества современных песен, где присутствует много ритма, шума других инструментов, а мелодия трудно уловима. Это же относится и к остальным вещам, о которых я упомянул. 2 Гармония (левая рука баяна). В народной музыке гармония строилась на небольшом количестве мажорных, минорных аккордов и септаккордов, интуитивно сочетающихся с мелодией - это тоника, субдоминанта и доминанта. А современные песни помимо всяких электронных "прибамбасов" могут содержать разные "навороты" не только в мелодии, но и в гармонии, например джазовые аккорды, которые придают звучанию мелодии интересные оттенки, но подобрать их по слуху будет тяжело. К тому же от их присутствия будут возникать сомнения в правильности подобранной мелодии. В подобных случаях подбирающий по слуху будет сомневаться, правильную ли ноту мелодии он подобрал, не зная того, что причина некоторого несоответствия ее с оригиналом кроется не в мелодии, а в не совсем привычной слуху гармонии.

Комбриг: Костя пишет: зря Вы так говорите Комбриг,этому можно научится Я вас уважаю, как человека, обладающего огромной библиотекой всяких полезных для баяниста книг, но в данном случае вы не соображаете, что говорите. Сорри, мэн...

Skurpela: Комбриг А Вы обладаете абсолютным слухом или нет?

Vofa: Эх, мне бы ваши проблемы... Отсутствие слуха... Тут акромя слуха еще и голоса нет, что же теперь баян продать?

Костя: Комбриг пишет: в данном случае вы не соображаете, что говорите как раз таки соображаю. знаю,что это уникальный дар,но музыкальный слух можно развить зная основы нотной грамоты и подбирая наипростейшии мелодии.

hovrin120: Костя пишет: музыкальный слух можно развить зная основы нотной грамоты и подбирая наипростейшии мелодии. Да это действительно так, ещё никто не родился виртуозом, просто у кого более развит слух у кого менее, но есть люди которых как в первом посте сказано не взяли в ДМШ из-за отсуствия слуха но тем не менее они самостоятельно учились, играют и подбирают мелодии, а это результат долгих и упорных занятий, развить музыкальный слух можно.

ishosha: hovrin120 пишет: развить музыкальный слух можно. Я так понимаю, есть два вида слуха: абсолютный слух, когда человек может отдельно проигранную ноту или аккорд назвать по имени, и относительный слух, когда человек может сделать то же самое, но отталкиваясь от проигранной и тут же названной ноты. Пример абсолютного слуха: играют вам соль диез и вы слышите, что это соль диез, а не ля. Такому слуху научиться нельзя (хотя и хочется ). Этот слух очень помогает в работе настройщикам пианино, например. Ну и для музыки вещь, безусловно, крайне полезная. Пример относительного слуха: играют вам ноту, говорят что это "ля" первой октавы, вы вынужденно в это верите (абсолютного-то слуха у вас нет). После чего вам играют другую ноту и вы слышите, что она на малую терцию выше только что проигранной. По совокупности этой информации вы делаете вывод, что вторая нота - это "до" второй октавы. Такому слуху научиться можно, и у подавляющего большинства он в той или другой степени есть. Для занятий музыкой (включая подбор по слуху) этого вполне достаточно, поэтому музыкантов больше, чем настройщиков пианино. есть люди которых как в первом посте сказано не взяли в ДМШ из-за отсуствия слуха Как раз из-за отсутсвия слуха человека из первого поста взяли учиться по классу баяна

ishosha: Костя пишет: ishosha есть ли у Вас такая способность транспонировать? У меня, к сожалению, никаких способностей нет . Подбираю я тоже очень плохо, и в результате не люблю этим заниматься. Есть надежда, что когда я вспомню немного теорию (ну или наиграю достаточно репертуара, чтобы пальцы стояли где надо), то транспонировать можно будет в голове путем прибавления определенного интервала к уже выученной мелодии. Но до этого мне еще далеко... Мне мой баянный учитель, который вообще-то профессиональный музыкант, сказал что у него, например, абсолютный слух на две ноты: до и ля. Он их запомнил, потому что много играл в оркестре, и на эти ноты все настраиваются. Все остальное он слышит относительно и, соответственно, ему гораздо легче подбирать мелодии, которые уже играются в до мажоре/ля миноре. Про такой вид слуха я раньше не слышал. Возможно, этому можно научиться.

Комбриг: ishosha спрашивает: А как это помогает развитию способности определять ноты на слух? Костя отвечает: ...этому можно научится,произведение,написанное в миноре надо начинать с подбирать с тональности ля минор.а мажорные с тональности до мажор. Полнейший абсурд, тональности здесь ни при чём! Любимые пр-ния могут играться в ЛЮБОЙ ТОНАЛЬНОСТИ. Вы высказали своё мнение? Хорошо! Увы, оно не имеет никакого отношения к реальности... Skurpela пишет: Вы обладаете абсолютным слухом или нет? Вывод можно сделать, прослушивая (и сравнивая с оригиналами!) мои аранжировки. Однако честно говоря - технически абсолютный! Он развит в процессе многолетнего опыта, игры на многих инструментах и НАУЧНОЙ системы подбора музыки. Диктанты по сольфеджио я щёлкал, как орешки - со 2-го, 3-го прослуха... ishosha пишет: ...есть два вида слуха: абсолютный слух, когда человек может отдельно проигранную ноту или аккорд назвать по имени, и относительный слух, когда человек может сделать то же самое, но отталкиваясь от проигранной и тут же названной ноты. Очень толково! В моём случае, отличие состоит в том, что слыша ноту, я строю ИНТЕРВАЛ от ноты РЕ, в диапазоне своего голоса, и практически мгновенно определяю, что звучит.

Cepreu: ishosha пишет: Я так понимаю, есть два вида слуха: абсолютный слух, когда человек может отдельно проигранную ноту или аккорд назвать по имени, и относительный слух, когда человек может сделать то же самое, но отталкиваясь от проигранной и тут же названной ноты. Да. Так. Я так понимаю, что есть масса разновидностей. Но в общем выделил бы эти 2 направления. Абсолютник определяет ноты, может их назвать, написать, если он обучен нотной грамоте, подойти к музыкальному инструменту и извлечь эту ноту, точно зная, что это она (при условии, что инструмент настроен). Таких людей мало. Чем лучше развит этот дар, тем большими возможностями обладает человек, может определить даже одновременно звучащие ноты - интервалы или даже аккорды. Таким даром обладали великие композиторы, которые могли писать ноты, без проигрывания их на инструменте. Отсюда такая плодотворность в количестве написанных произведений каждым из них. Причем это произведения не только для отдельных инструментов, но и партитуры для оркестров. Развить такой слух, наверное, можно, если он есть. Если человек слышит отдельные ноты, значит есть смысл развиваться, чтобы слышать сочетания одновременно звучащих нот-интервалы и аккорды. Но если человек изначально не обладает таким слухом, то и развивать, выходит, нечего. Приучить себя к тому, чтобы послушать ноту, запомнить ее, а потом узнавать? Может быть такое и возможно для человека, который профессионально связан с музыкой, играет постоянно, но это маловероятно. Остальным смертным приходится довольствоваться не абсолютным слухом. Они слушают ноту и ищут ее на инструменте-подбирают, чтобы она звучала точно так же, как услышанная. Человек слышит, что нота не та, извлекает следующую, повыше или пониже к искомой ноте, и так до тех пор, пока не извлечет нужную. И только тогда он может глядя на инструмент назвать эту ноту. Без инструмента он ее не назовет. Если инструмент настроен не по камертону, например кто-то подтянул струны, повысив звучание всех клавиш пианино на пол тона, то человек без абсолютного слуха даже не поймет этого, поскольку он идентифицирует ноту по клавише. А абсолютник это услышит, поскольку он узнаёт слышимый им звук, а не клавишу, ему не нужен инструмент. Не абсолютным слухом обладают все остальные. Его можно развить. Единственный способ - это подбор мелодий. Сначала человек просто учится понимать в какую сторону движется мелодия-вверх или вниз и понимает, когда ноты следуют по порядку, как в гамме, а когда есть другие интервалы. Так приходит знание того, где искать нужную клавишу, выше или ниже предыдущей (правее или левее, если это пианино). Потом он уже не просто чувствует направление мелодии, но и ощущает конкретное расстояние между нотами-интервалы. Также происходит привыкание к гармонии, человек чувствует тяготение к тонике, субдоминанте, доминанте и даже при подборе новых незнакомых мелодий левая рука находит нужные басы и аккорды сама собой. В правой руке тоже формируется привычка к устойчивым ступеням. Иногда какой-то фрагмент мелодии не удаётся подобрать, но ощущение тоники-ноты, к которой стремится мелодия будете чувствовать.

GurV: Только сейчас прочитал эту тему и захотелось добавить пару слов Как то не так давно читал интервью белорусского баяниста (молодой парень). Запомнилось его высказывание о том, что абсолютным слухом "на старте" он не обладал и развил его долгими занятиями музыкой Комбриг пишет 3. Слушание музыки (просмотр клипов) - ТОННАМИ! Это подтвердило мое интуитивное мнение. Лет 20 назад пробовал играть на гитаре. Попытки подобрать какие то мелодии почти всегда оканчивались неудачей. Год назад приобрел баян. Теперь подбор простых мелодий гораздо лучше получается. А за эти 20 лет я действительно много переслушал музыки. И после года занятий пальцы иногда сами находят нужные клавиши.

Cepreu: GurV, вот это интервью. http://udf.by/news/kultura/1180-dajte-v-ruki-mne-bayan.html Я его тоже читал, поэтому и не исключаю, что какая то вероятность развить абсолютный слух есть, если предпосылки и условия для этого существуют с самого рождения и человек связан с музыкой всю жизнь. У Владислава Плиговки родители баянисты, он с 5 лет занимается по несколько часов в день, при подготовке к конкурсам по 7 и даже 14 часов в день.

ishosha: Cepreu пишет: Лет 20 назад пробовал играть на гитаре. Попытки подобрать какие то мелодии почти всегда оканчивались неудачей. Мне тоже почему-то кажется, что со слух у меня с годами стал лучше. Хотя к музыке я 25 лет никакого отношения не имел. Возможно, дело в жизненном опыте и уверенности, что очень многому можно научиться. В детстве я смотрел на некоторые ноты и думал, что мне такое никогда не сыграть, а сейчас начинаю потихоньку, одним пальчиком - и иногда вдруг получается. А интервью на меня произвело удручающее впечатление. Мне всегда думалось, что музыка - это в первую очередь искуство и каждый исполнитель уникален. А тут получается спорт какой-то: конкурсы, соревнования, самореклама. Ремни на баянах подрезают... Ужас какой-то. Я, конечно, понимаю, что надо выживать и раскручиваться, но все равно грустно.

victord: ishosha пишет: Ремни на баянах подрезают... Ужас какой-то. Ремни это семечки. Меха режут. К сожалению несмотря на уникальность и талант, как везде в шоубизнесе, клюй ближнего, гадь на нижнего. И зачастую нам недоступны уникалы и таланты, зато все забито фанерщиками дрангами, которых и слушать то не хочется.

Cepreu: ishosha пишет: Подбираю я тоже очень плохо, и в результате не люблю этим заниматься Надо полюбить. Если не полюбить, то заинтересоваться этим. Надо, надо, надо, надо. Есть такое слово "надо". Неужели Вам не интересно услышать музыку и самому уметь ее изобразить? Почему тогда затронули тему слуха? Я считаю, что первичным в приобретении и развитии умения играть на слух является самостоятельный подбор мелодий. Различные методики распознавания интервалов и прослушивание музыки - это хорошо. Но они полезны как приложения. А единственный способ уметь так играть - постоянно пробовать так играть. Допустим, только допустим, что Вы научитесь распознавать ноты и интервалы. Это замечательно, но как применить это умение на практике? Будете ходить в оперу или слушать записи музыки и думать: "вот в этом месте кварта звучит, а в этом квинта"? А какой в этом толк? Поразить окружающих? Обычному человеку без разницы что там звучит, а музыканты подумают, что у Вас есть слух и не удивятся. При игре по слуху знать какой интервал или какая нота звучит совсем необязательно. Музыкант об этом во время игры не думает. Только если Вы его прервете, то он начнет об этом задумываться, прикидывать в уме или глядя на клавиатуру считать количество полутонов, чтобы ответить Вам, какой интервал он изобразил. Только люди, связанные с написанием нот и играющие ежедневно, например Комбриг, ответят Вам мгновенно. Они ноты видят так же, как обычные люди буквы. А любитель задумается, выматерится просебя, и покажет какие клавиши он нажал, зачатую не ответив на вопрос, какой интервал он извлек. В момент игры он сам не знает какие ноты и интервалы он играет. Пальцы сами делают свое дело. Мозг сразу направляет пальцы кратчайшим путем на уровне рефлекса: услышал-нажал. Мозг не делает это обходными логическими путями: услышал-определил какой интервал между предыдущей и следующей нотой-рассчитал расстояние между двумя клавишами-нажал. Мозг совершает все эти логические расчеты незаметно для Вас. Примерно так же, как мгновенно он определяет цвета, не отталкиваясь от белого цвета, результатом спектрального разложения которого бразовались другие цвета. Не знаю уместны ли такие сравнения в данном случае, привожу их для понятности. Мы не считаем цвета радуги, отталкиваясь от определенного цвета, чтобы сказать какой по номеру цвет радуги мы видим. Мозг все сделал незаметно для нас. Вы можете обозначить каждый цвет цифрами или нотами и научиться называть расстояния между цветами, называя эти цифры или ноты. Но нужно ли это? Ваша цель при игре по слуху нажать клавишу на уровне ощущений и рефлексов, а не распознать, что именно звучит. В игре по слуху именно так. Распознавание-умение назвать ноты и интервалы необязательно. Нужно сформировать чувство, ощущение на уровне подсознания, которое Вы и объяснить не сможете и развить рефлекс, который одновременно с этим чувством направит палец на нужную клавишу. Именно поэтому нужно подбирать мелодии. Подведу итог своей речи Надо подбирать мелодии сначала одно рукой по одной нотке, а потом в хорошо подобранных мелодиях добавлять левую руку-это единственный путь научиться играть по слуху. Хотите слепить кувшин из глины? Лепите. Куча знаний о том как это делается и наблюдение за тем, как это делают другие, будут весьма полезны, но только как помощь, а чтобы уметь лепить, надо самостоятельно начать лепить. Так и в игре по слуху. Хотите уметь играть? Надо играть-подбирать.

Cepreu: Костя и Комбриг, по-моему моя твоя не понимать. Костя, не обладая таким хорошим слухом, как Комбриг, предлагает свести подбор мелодий по слуху к математическому подбору, о котором я писал выше. Он сужает область подбора с 24 тональностей до двух -до мажора и ля минора. Почему именно они? Потому, что в этих тональностях нет ключевых знаков (черных клавиш) и ноты простейших мелодий находятся в пределах белых клавиш. Вероятность их нахождения сводится к 1/7 (белых клавиш в одной октаве 7), поскольку черные клавиши в этих тональностях редко встречаются. Можно иметь понятие только о 2 гаммах-до мажор и ля минор, смотреть на клавиатуру и "методом тыка" находить ноты мелодии, нажимая белые клавиши и определяя: нужную ноту мелодии нашел или ошибся. Так методом проб и ошибок подбирается вся мелодия или ее отрывок. А для Комбрига, с его слухом и опытом и умением играть во всех 3 позициях, нет разницы, в какой тональности играть, поэтому он и не привязывается к какой-то из них. Ему незачем загонять себя в рамки только этих двух тональностей. Это для него не прогресс, а регресс. Но для начинающего подбирать по слуху такое ограничение рамками двух тональностей-до мажор и ля минор, может быть полезным, поскольку на опыте игры только в этих тональностях он усвоит некоторые закономерности на примере ограниченного количества так хорошо знакомых нам семи нот-белых клавиш, и на примере 6 или 7 аккордов: C, F, G, Am, Dm, E или E7, с которых начинают бренчать на гитаре гитаристы без музыкального образования. Такое ограничение поможет быстрее усвоить, прочувствовать закономерности музыки. В этих тональностях очень просто строить интервалы и аккорды, поскольку диезов и бемолей в теоретических построениях тоже будет не очень много. В общем создание такого "полигона" или "заповедника" в виде только 2 тональностей для формирования начальных навыков подбора по слуху и дальнейших тренировок в теоретических построениях наверное полезно. Преимущества и недостатки такого пути я описал выше. Подбирая в одних и тех же тональностях-мажорной и параллельной ей минорной (не обязательно чтобы это были до мажор и ля минор) научитесь играть по слуху быстрее. Но чтобы сыграть то же самое в другой тональности на трехрядном баяне, придется транспонировать - заново переучивать подобранное произведение. Сначала Вас такое умение будет радовать, но потом, когда Вы почувствуете, что достигли более высокого уровня, Вам захочется аккомпанировать кому-либо или играть совместно с другими музыкантами. Тогда придется осваивать игру в других тональностях-других позициях. Постоянно транспонировать не удастся - это долгий и нудный процесс. Мозг не будет думать о каждой нажатой клавише, мгновенно отсчитывать одинаковое количество полутонов от каждой ноты, чтобы сыграть ее в другой тональности. Придется как-то переучиваться, а точнее доучиваться играть в оставшихся двух позициях-приобретать новые привычки и ощущение расположение нот на клавиатуре относительно друг друга. Если Вас это устраивает или к тому времени обзаведетесь пятирядным баяном, то никаких проблем. Можете подбирать только в 2 тональностях. Наиболее простыми для этого являются до мажор и ля минор. А наиболее удобными могут быть тональности, удобные для Вашего голоса или голоса того человека, которому Вы будете аккомпанировать. Я делал именно так. Теперь неплохо играю в до мажоре и ля миноре и в 1 позиции в целом. Но теперь стараюсь отработать привычку играть в других позициях, чтобы играть в любой тональности. Подобрать мелодию по одной ноте в любой тональности могу без труда,но у меня не сформировалось умение делать это мгновенно, поэтому встречаются ошибки, остановки в игре в других тональностях. К тому же играть по одной нотке мне неинтересно, я играю аккордами, поэтому приходится приобретать привычки и рефлексы мгновенно нажимать нужные аккорды в других тональностях. В этом направлении стараюсь далее развиваться. Это очень заманчиво и интересно. Когда музыкант умеет это делать, то он может играть совместно с любым другим музыкантом, независимо от уровня того, другого музыканта. Он заиграл в той тональности, в которой он заучил какое-то произведение, а ты подстраивайся, поскольку ты УНИВЕРСАЛ в умении игры в любой тональности. Классику и некоторые инструментальные вещи стараюсь играть по нотам, как автор задумал, а песни хочу в любых позициях уметь играть, ведь голоса у всех разные.

ishosha: Cepreu пишет: Неужели Вам не интересно услышать музыку и самому уметь ее изобразить? Почему тогда затронули тему слуха? У меня были гораздо более скромные чаяния - развить немножко слух, чтобы лучше играть по нотам... Умение подбирать по слуху для меня всегда было необъяснимым и мистическим. И, безусловно, интересно, как этому научиться. Про интервалы я начал задумываться из-за того, что их учили узнавать в школе и значит это для чего-то полезно. Про подбор только в до мажоре и ля миноре я не уверен - бывает, например, что еще и память плохая. А если подбирать с Youtube, то проще делать это в том же ключе, в котором музыка звучит. Интервалы тут тоже очень помогают - нажимаешь "до" и прикидываешь, насколько выше/ниже звучит первая нота мелодии, и пошло-поехало. Тут обнаружилось, что мелодию, которую я уже играю на баяне, перенести на блокфлейту не так-то просто. В другую сторону проще, потому что на флейте играется только сама мелодия и ее можно "в уме" записать нотами. Это значит, что запоминаю я пальцами, а слух мне нужен, чтобы контролировать, попал я пальцами куда нужно, или не попал. Пока что план у меня такой: сначала научиться хорошо играть по нотам (с заучиванием наизусть) много разного интересного. Задача максимум на годы вперед: выучить весь комбриговский эксклюзив Паралельно думаю слушать интервалы на компьютере в перерывах на работе и подучить теорию подбора аккомпанимента. Левую рука услышать у меня точно не получится, придется додумывать.

Комбриг: ishosha пишет: Про подбор только в до мажоре и ля миноре я не уверен - бывает, например, что еще и память плохая. Совет Кости просто дилетантский. Он видимо вычитал его в книжке по подбору? Отсюда мы можем заключить, какова ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ таких пособий... Фактически он предлагает вам подбирать не только по слуху, но и по памяти! Да ещё и с транспонированием??? Для человека, сознающего что слух у него неважный (а то и просто плохой!) - задача абсолютно неразрешимая! Я со своей стороны, предлагаю совершенно конкретный процесс съёма на слух: включи ОРИГИНАЛ (СД, маг, файл, клип) и подбирай звуки с него! Интуитивно вы пришли к верной технологии: подбирать с Youtube, то проще делать это в том же ключе, в котором музыка звучит. Интервалы тут тоже очень помогают - нажимаешь "до" и прикидываешь, насколько выше/ниже звучит первая нота мелодии, и пошло-поехало. Для чего нужно наращивать репертуар? Дело в том, что там уже содержатся ГОТОВЫЕ мелодические и гармонические обороты, повторяющиеся снова и снова в тех пьесах, которые вы хотите подобрать. Таким образом пальцы сами будут нажимать нужные кнопки при подборе!



полная версия страницы