Форум » Общий форум » Отсутствие слуха » Ответить

Отсутствие слуха

ishosha: В далеком-далеком детстве меня не приняли в музыкальную школу по классу фортепиано по причине отстутствия слуха. При этом сказали, что отсутствие слуха для игры на баяне - не помеха, для баяна главное - мозги. ДМШ я кое-как окончил по пятилетней программе, и вот теперь много лет спустя пытаюсь вспомнить, чему меня там учили. А вчера к дочке на день рождения приходил клоун с баяном, так он мгновенно срисовывал любые мелодии с Youtube и начинал их играть с аккомпаниментом и вариациями. И вот я теперь думаю, как жить дальше без слуха. Нашел вот такой курс, который гантирует развитие абсолютного слуха: http://www.musichildren.com/2008/12/absolute-ear.html. Правда, рекламой своей он напоминает программу для похудания... Стоит ли пытаться специально развивать слух, или для игры на баяне и вправду главное - мозги?

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Vofa: ishosha, на приведеной Вами ссылке еще и петь учат! Нам с Вами туда!!! Сегодня же оформлю заказ.

Cepreu: ishosha пишет: меня не приняли в музыкальную школу по классу фортепиано по причине отстутствия слуха. При этом сказали, что отсутствие слуха для игры на баяне - не помеха, для баяна главное - мозги. Можно и так выразиться, но это слишком поверхностно и упрощенно. Мозги - главное в любом деле. И слух тоже для любого музыканта важен, не только для пианиста. Попытаюсь высказать предположение, почему Вам так сказали на таком примере. На баяне не нужно строить самостоятельно аккорды левой руки. Достаточно нажать одну кнопку в соответствующем ряду напротив баса и аккорд готов. А на фортепиано все 3 или 4 ноты аккорда - это отдельные клавиши. Поэтому аккомпанемент нужно уметь построить, и желательно слышать верно или неверно он построен, чтобы разучивать произведение правильно. Вот почему для начинающего пианиста слух важнее, чем для начинающего баяниста. А почему для баяниста важнее мозги? Наверное потому, что клавиши на правой клавиатуре баяна расположены не в один ряд по возрастанию звуков, как на фортепиано, а распределены по рядам. Получается, что начинающему баянисту нужно думать, в какой ряд направить палец. И в левой клавиатуре басы расположены не в порядке гаммы, а по кварто-квинтовому кругу. К тому же баянист не видит клавиатур. Он должен думать, чтобы "видеть" клавиатуру в уме -представить расположение клавиш относительно друг друга в голове, прежде чем нажать нужную клавишу. Поэтому для него так важны мозги. Но все это слишком относительно. Пианисту, в отличие от баяниста, всегда приходится строить аккомпанемент, значит он должен всегда думать, как построить каждый новый аккорд, прежде, чем он его услышит. Лишь со временем приходит опыт и он делает это мгновенно -рефлекторно по слуху. К тому же аккомпанемент пианиста состоит не только из аккордов. Партия левой руки у пианистов гораздо разнообразнее, чем у баянистов. И при чтении нот постоянно пялиться на клавиатуру не будешь-нужно ее чувствовать и тоже думать о расположении клавиш. Значит пианисту мозги нужны не менее, чем баянисту. И для баяниста слух очень важен. Чтобы аккомпанировать кому-либо, а баянисты делают это часто, нужно уметь играть по слуху. Потом баянисту в этом плане даже легче, чем пианисту. Аккорды на правой клавиатуре баяна, в отличие от фортепиано, извлекаются однообразно. Это облегчает баянисту задачу игры в разных тональностях. Но чтобы играть по слуху, воспользовавшись этим преимуществом устройства клавиатуры баяна, нужно уметь слышать. Игра на выборном баяне тоже требует наличия слуха-ведь там нет готовых аккордов. Поэтому фальш в левой руке нужно слышать. ishosha пишет: Стоит ли пытаться специально развивать слух, или для игры на баяне и вправду главное - мозги? Нужно совместить мозги-понять простейшие схемы гармонии и построения аккордов, и развивать слух-постоянно пробовать подбирать простейшие мелодии правой рукой по одной нотке. Со временем формируются навыки, привычки и пальцы тянутся к нужным клавишам без участия головы. ishosha пишет: А вчера к дочке на день рождения приходил клоун с баяном, так он мгновенно срисовывал любые мелодии с Youtube и начинал их играть с аккомпаниментом и вариациями. И вот я теперь думаю, как жить дальше без слуха. О таких товарищах я упоминал в теме Подбор по слуху на баяне.

Комбриг: ishosha, ваша ссыль битая. Но могу сказать не глядя, что это - ШАРЛАТАНСТВО! Поддерживаю всё, сказанное Cepreем! При одном условии: хоть какой-нибудь муз.слух у человека имеется. А кроме того - аналитические способности, упорство и любовь к музыке.


ishosha: Комбриг пишет: ishosha, ваша ссыль битая. Но могу сказать не глядя, что это - ШАРЛАТАНСТВО! Ссылку починил. Прямая ссылка на курс: http://razvitiesluha.ru/kurs/ Я так понял, он построен на целенаправленном запоминании и узнавании/назывании частоты звука. Этому, в принципе, учат на сольфеджио в школе, но не так целенаправленно. Узнавание нот - конечно, не весь слух, но умение безусловно полезное. У меня все устроено по принципу "звучит/не звучит": я в большинстве случаев слышу, если неправильно, а как правильно - не знаю А что в школе на народные инструменты народ не шел и брали кого попало - так это уже тут обсуждалось в других ветках. [update] Нашел еще вот такую программку: http://www.trainear.com/. Кажется, какой-то слух у меня есть...

Валерий: Всем привет! Ребята, не ведитесь на эту хрень. Это всего лишь способ заработать в интернете. Люди создают так называемые информационные продукты, прикладывают к ним левые мнения людей , которые как будто бы успешно прошли данный курс и стали супер-пупер. Я не голословлю, сам натыкался не раз на такие "разводы". Это были: Ускоренный курс овладения иностранными языками на основе ассоциаций (Автор Полонейчик), Как накачать мышцы в рекордно короткие сроки, как научиться рисовать карандашом и ещё что-то, сейчас уже не припомню. Есть к стати и проект(видеокурс) по обучению музыкальной грамоте. В итоге ты получаешь кучу не нужной инфы, собранную в интернете, причём давно известную и о которой горы всего написано. А автор рекламирует это как свои труды. Теперь у меня валяются эти диски (совершенно бесполезные), каждый раз себя заставляю не вестись на такого рода хрень, но скажу, что разводить народ у этих хмырей всё равно получается, потому что сам после неоднократного попадания на бабки, всё равно заказывал очередной развод, думая, что на этот раз - это настоящее чудо! Теперь уже давно обхожу этих упырей стороной. Чудес ребята не бывает и по взмаху волшебной палочки (данного курса) вы слышать вот так сразу не начнёте. Надо самому пыхтеть и по возможности работать с реальным преподавателем.

ishosha: Валерий пишет: Чудес ребята не бывает и по взмаху волшебной палочки (данного курса) вы слышать вот так сразу не начнёте. Надо самому пыхтеть и по возможности работать с реальным преподавателем. А как преподаватель может научить слышать? Пока приходит в голову только тупое проигрывание звуков, интервалов и аккордов вслепую и угадывания, что звучит...

Комбриг: Валерий - Ма-ла-дэц!!! Вы ещё не упомянули массу обещаний увеличить член до полуметра или сбросить вес на 50кГ за 2 недели... ishosha пишет: А как преподаватель может научить слышать? Учитель может два дела: не давать вам совершать ошибки и (если умеет), покажет как НАДО играть. Остальное в развитии слуха сыграет: 1. Владение инструментом (техника вашей игры). 2. Количество разученных произведений (объём репертуара). 3. Слушание музыки (просмотр клипов) - ТОННАМИ!

Валерий: Если Вас не раздражает "писк" баянных нот, если мелодия звучащая на баяне ласкает Ваш "слух", если у Вас не появляется желания заткнуть того урода, который "пищит на этом шарабане" под названием "Баян", да ещё ко всему этому Вам даже нравится брать его в руки и пытаться что-то извлечь, тогда у Вас не всё так уж и плохо. Я думаю желание и терпение - залог успеха. Удачи!

ishosha: Комбриг пишет: Учитель может два дела: не давать вам совершать ошибки и (если умеет), покажет как НАДО играть. Мой учитель хорошо отлавливает ошибки и советует, какими пальцами куда нажимать. А вот показать "как надо" на моем баяне ему почему-то тяжело. Он привык к пятирядному Юпитеру, который сейчас в ремонте. Вдобавок я изучаю произведения, с которыми он не знаком. Например, вчера мы разбирали "Вдоль по Волге реке", там довольно хитрые аккорды в правой руке и пальцы путаются даже у него. Валерий пишет: Если Вас не раздражает "писк" баянных нот Мой баян иногда издает довольно противные звуки Комбриг пишет: Слушание музыки (просмотр клипов) - ТОННАМИ! А как это помогает развитию способности определять ноты на слух?

Комбриг: Костя, уберите вашу длинную ссыль! Она растянула окно темы и мы все сейчас будем мучиться, дёргая скроллом туда-сюда. Либо вставьте линк в предназначенное для этого окошко (кнопочка прямо над окном сообщения). ishosha пишет: А как это помогает развитию способности определять ноты на слух? Ноты на слух вам определять не судьба. Это уникальный дар! Но досконально зная пьесу, вы можете ПОДГОНЯТЬ свой подбор под оригинал: подходит звук (аккорд) - не подходит?

Cepreu: ishosha пишет: А как это помогает развитию способности определять ноты на слух? ishosha, определять конкретные ноты на слух необязательно. Эта способность называется абсолютным слухом. Это действительно дар. Есть люди, которые могут определить ноты звуков, издаваемых немузыкальными инструментами. Например, звуки кукушки или гудок парохода они могут изобразить нотой или свободно воспроизвести высоту этого звука на инструменте. Это вершина такого слуха. Попробовать извлекать звук на инструменте и запоминать какая это нота, можете но маловероятно, что у Вас что-то получится. Если бы такая способность у Вас была, то она наверное проявилась бы и Вы уже давно играли бы по слуху, не спрашивая как этому научиться. Вам нужно развить другой слух-относительный. Не знаю правильное ли название я применил. Под ним я подразумеваю способность подобрать мелодию относительно первой ноты этой мелодии или заранее известного отрывка. Например Вы сыграли начало мелодии (по нотам или кто-то показал какие кнопки для этого нужно нажать), а далее Вы самостоятельно пытаетесь продолжить эту мелодию - подобрать следующие звуки, определяя является ли следующий подбираемый звук искомым или ложным. Методом проб и ошибок. Таким образом ваша задача сведется к чистому подбору нужной клавиши. Все сводится к математической вероятности нахождения нужной клавиши. Изначально она равно 1/12-количество всех белых и черных клавиш в одной октаве. Умея играть гаммы, эта вероятность сводится к 1/7 - из-за того, что большинство простых мелодий находится в пределах 7 нот гаммы. Но практически Вы сами почувствуете, что искомая нота находится где-то недалеко или далеко от предыдущей, значит сокращаете эту вероятность примерно до 3 или 4 клавиш. Понажимав их, Вы найдете искомую-ту, которая соответствует ноте мелодии. Теперь Вы уже сможете сыграть мелодию, которая длится на одну ноту больше. Далее таким же методом ищете следующую ноту. Получается что Вы продолжаете мелодию относительно уже известных Вам нот. Вы примерно чувствуете как далеко от предыдущей ноты находится следующая нота и пытаетесь ее найти-нажать нужную клавишу. Не факт, что у Вас получится подобрать искомую мелодию. Вместо нее может получаться какая-то другая, знакомая Вам мелодия, пробуйте ее подобрать. Или какой то отрывок мелодии не будет получаться, например припев хорошо подобрали, а куплет не получается. Не беда. Пробуйте то, что получается. Старайтесь сосредоточиться на одной мелодии, но если чувствуете, что дальше тупик, пробуйте другие. Возможно завтра эту же мелодию получится подобрать, а может получится через несколько месяцев или лет. Вот такой слух Вы можете развить. Со временем у Вас будет подобрано много мелодий и Вы заметите, что некоторые новые мелодии получается подобрать без особого труда. Мозг сам будет помнить, независимо от Вашего сознания, интервалы в уже подобранных мелодиях и узнавать их во вновь подбираемых мелодиях. Умом Вы не будете понимать, почему какую-то мелодию подобрали так быстро, совершенно не напрягаясь. Но этот прорыв произойдет после множества подобранных самостоятельно мелодий. Возможно годами Вы будете топтаться на одном месте, подбирая каждую ноту, не чувствуя особо заметного продвижения, или продвижение будет малое, как Вам будет это казаться. Вас не будет удовлетворять то, что какие-то мелодии, которые Вы сами хотите подобрать или которые просят сыграть Ваши знакомые, не получаются. От этого Вы, возможно, будете чувствовать себя ненастоящим музыкантом, неспособным сыграть по слуху все то, что хотите Вы или окружающие. Будете осознавать, что у Вас хорошо получается играть то, что Вы заранее подобрали, а что-то подобрать вообще не получается. Но не отчаивайтесь, оглянитесь назад и вспомните то время, когда у Вас вообще ничего не получалось, поймете что прогресс есть. Возможно на некоторое время забросите инструмент, ошибочно полагая, что дальше не сможете развить это умение, а когда вернетесь, (а Вы обязательно к этому вернетесь, так как "зачешутся руки" сыграть уже подобранные мелодии, которые хорошо получаются), поиграете и удивитесь тому, что Вы можете подбирать на много свободнее и Вам удается то, что ранее не удавалось.

Костя: Комбриг пишет: Ноты на слух вам определять не судьба. Это уникальный дар! нет,зря Вы так говорите Комбриг,этому можно научится,произведение,написанное в миноре надо начинать с подбирать с тональности ля минор.а мажорные с тональности до мажор.

Cepreu: Костя пишет: произведение,написанное в миноре надо начинать с подбирать с тональности ля минор.а мажорные с тональности до мажор. До мажор и ля минор - это наиболее простые тональности для подбора мелодии. В них нет диезов и бемолей при ключе. Таким образом искомые ноты мелодии находятся среди белых клавиш. Черные клавиши встречаются очень редко, в тех редких случаях, когда присутствуют случайные ключевые знаки, более часто могут встречаться соль#-повышенная 7 ступень ля минора или фа#-повышенная 6 ступень ля минора. Это упрощает подбор мелодии. Можно смотреть на клавиатуру и искать нужные клавиши среди белых. Но в таком случае нужно отлично помнить мелодию, она должна очень четко звучать в голове. А подбирать ее стоит по памяти. Почему так? Потому, что в оригинале эта мелодия может быть абсолютно в другой тональности, отличной от до мажора и ля минора. И если Вы захотите включить оригинальное исполнение ее на компьютере, магнитофоне, или любом другом проигрывателе, и одновременно с ее звучанием подбирать мелодию на инструменте, то у Вас ничего не получится. Вы будете слышать и нажимать клавиши, соответствующие оригинальной тональности, а не тональности до мажор и ля минор. В таком случае надо будет послушать мелодию или ее кусочек, запомнить, выключить ее (нажать на паузу) и подбирать по памяти в до мажоре или ля миноре. Добавлю, что аккомпанемент в этом случае будет строиться в основном на следующих аккордах: С, F, G, Am, Dm, Е или Е7. То есть для левой руки тоже будет существовать некая математическая вероятность нахождения нужных басов и аккордов. Не надо будет искать нужные клавиши среди всех 100 или 120 клавиш левой клавиатуры. Искомые басы и аккорды будут: до-до мажор, фа-фа мажор, соль-соль мажор, ля-ля минор, ре-ре минор, ми-ми мажор или ми септаккорд. Это аккорды, которые разучивают начинающие дворовые гитаристы. Это тоника, субдоминанта и доминанта. Со временем сформируется способность тянуть пальцы левой руки к нужному басу и аккорду. Мозг привыкнет выбирать правильный бас среди всего лишь 3 или 6 басов, и соответствующий аккорд напротив баса. Для до мажора это будут 3 баса с мажорными аккордами C, F, G, а для ля минора 2 баса с минорными аккордами Am, Dm, и один бас E с соответствующим мажорным аккордом или септаккордом Е7. Преимущества подбора только в тональностях до мажор и ля минор. Если будете подбирать только в этих тональностях, то вероятно научитесь подбирать за более короткий срок, чем тогда, когда будете пытаться подбирать в разных тональностях. Первый недостаток заключается в том, что научившись хорошо играть подобранную мелодию, Вы не сможете играть ее совместно с оригиналом, если оригинал исполнен в тональности отличной от до мажора или ля минора. Второй недостаток - это то, что Вы привыкнете играть в 1 позиции. Если же вам придется сыграть дуэтом или аккомпанировать кому-либо, то не получится так же быстро подстроиться под своего напарника, если он играет или поет в тональностях, которые на трехрядном баяне можно исполнить только во 2 или 3 позиции. С певцом проблему можно будет решить так. Сыграть в 1 позиции в удобной (близкой для его голоса) для него тональности-сдвинуть руку вверх или вниз по клавиатуре на 1,2 или 3 клавиши и играть так, как будто Вы играете в до мажоре или ля миноре. А с музыкантом или с аудиозаписью решением подобной проблемы будет пятирядный баян-надо будет сдвигать руку в дополнительные ряды. Иначе мгновенно транспонировать у Вас вряд ли получится из-за сформирующейся к тому времени привычки играть в 1 позиции-в до мажоре и ля миноре. Придется дополнительно потратить некоторое время, чтобы освоить свободную игру по слуху во 2 и 3 позиции.

Костя: Cepreu пишет: До мажор и ля минор - это наиболее простые тональности для подбора мелодии. В них нет диезов и бемолей при ключе именно это я и хотел сказать Cepreu пишет: в оригинале эта мелодия может быть абсолютно в другой тональности, отличной от до мажора и ля минора это да,нужно запомнить ее,но может быть получится у человека подобрать именно в этих 2-х тональностях мажоре и миноре вначале,а потом затранспонировать ее в др.тональности? ishosha есть ли у Вас такая способность транспонировать?

Skurpela: Костя Пока, по-моему, не правы вы :) я лично знаю четырех "абсолютников", и то мне очень повезло :) Вот пример: диктант уровня 5 класса ДМШ. Человек с абсолютным слухом без настройки (прослушивания гаммы или аккорда) напишет его за два, или даже одно проигрывание, а для людей "обычных" нужно не менее 5. Я тоже "в этом деле" не последний, но сколько не пытался развить абсолютный слух, и с сольфеджистом, и с помощью программ, пока ничего не получилось. Хотя, гармоническим слухом природа меня не обделила: быстро строю аккорды на выборке, успешно распознаю последовательности до 10 аккордов за одно проигрывание.

Костя: Skurpela пишет: Пока, по-моему, не правы вы :) ну это моё мнение...

Cepreu: Выскажу свое мнение относительно того, какие мелодии лучше всего подходят для подбора их по слуху. На мой взгляд это народные песни, некоторые хорошо знакомые эстрадные песни, отлично узнаваемые и сохранившиеся в памяти произведения или хорошо знакомые инструментальные произведения, где отчетливо слышна партия солирующего инструмента. 1 Мелодия (правая рука баяна). Народные песни потому, что в них ясная мелодия, исполняемая голосом, которая выделяется независимо от аккомпанемента-она слышна. Причем она действительно поется, зачастую тянется, а не выкрикивается в отличие от множества современных песен, где присутствует много ритма, шума других инструментов, а мелодия трудно уловима. Это же относится и к остальным вещам, о которых я упомянул. 2 Гармония (левая рука баяна). В народной музыке гармония строилась на небольшом количестве мажорных, минорных аккордов и септаккордов, интуитивно сочетающихся с мелодией - это тоника, субдоминанта и доминанта. А современные песни помимо всяких электронных "прибамбасов" могут содержать разные "навороты" не только в мелодии, но и в гармонии, например джазовые аккорды, которые придают звучанию мелодии интересные оттенки, но подобрать их по слуху будет тяжело. К тому же от их присутствия будут возникать сомнения в правильности подобранной мелодии. В подобных случаях подбирающий по слуху будет сомневаться, правильную ли ноту мелодии он подобрал, не зная того, что причина некоторого несоответствия ее с оригиналом кроется не в мелодии, а в не совсем привычной слуху гармонии.

Комбриг: Костя пишет: зря Вы так говорите Комбриг,этому можно научится Я вас уважаю, как человека, обладающего огромной библиотекой всяких полезных для баяниста книг, но в данном случае вы не соображаете, что говорите. Сорри, мэн...

Skurpela: Комбриг А Вы обладаете абсолютным слухом или нет?

Vofa: Эх, мне бы ваши проблемы... Отсутствие слуха... Тут акромя слуха еще и голоса нет, что же теперь баян продать?



полная версия страницы