Форум » Общий форум » Почему в войну была распространена гармонь "венка", а не "хромка"? » Ответить

Почему в войну была распространена гармонь "венка", а не "хромка"?

bayan: Здравствуйте! Почему в Великую Отечественную войну среди наших бойцов была распространена именно гармонь "венка", а не "хромка"? Из-за веса? (в венке разные звуки при движении меха - меньше планок). Если да - хотелось бы сравнить вес обычной "венки" и "хромки". Может кто знает? Есть ли еще причины?

Ответов - 10

bayan: http://idelsong.livejournal.com/382679.html ДИРЕКТИВА ГЛАВПУ РККА НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЙ ФРОНТОВ, ОКРУГОВ И АРМИЙ О ПРОПАГАНДЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН В ВОЙСКАХ № 226 5 сентября 1941 г. В частях имеется свыше 60 000 гармошек. В июле — августе ГлавПУ РККА послало в армию свыше 12 000 гармошек. Ну то есть понятно, что организованно снабдили гармонями еще до войны. Меня интересует - почему это все таки "венка"? Вес или иные причины? Ну и конечно интересно узнать насчет типичного веса "хромки" и "венки" тогдашних времен. Может у кого есть информация?

MAN: bayan пишет: Почему в Великую Отечественную войну среди наших бойцов была распространена именно гармонь "венка", а не "хромка"? А откуда, интересно, у Вас такие сведения?

bayan: http://poigarmonika.ru/statyi/119-muzei-russkoi-garmoniki-a-mireka.html Наиболее распространённой была гармоника "венка" Плюс сам видел в музее Мирека экземпляр "венки" с поясняющей надписью.


MAN: Ну тогда так. "Венка", "хромка" и баян "московской системы" (B-griff) своим распространением обязаны тому, что именно их на рубеже 20-х - 30-х годов выбрали в качестве оптимальных, унифицированных моделей гармоник для массового, серийного производства на советских фабриках. Остальное - вопрос времени. "Хромка" постепенно вытеснила гармонь русского строя, но в военные годы последняя, видимо, всё ещё оставалась более популярной. Однако, я думаю, что причиной тому не разница в весе или каких-то иных технических отличиях между этими двумя разновидностями инструмента, а просто тогда было много гармонистов, умеющих играть именно на "венках". Мой отец (1930 г. р.) вспоминает, что во времена его юности (а это как раз первые послевоенные годы) в деревнях ещё играли на гармошках русского и даже немецкого строя, но гармонисты, игравшие на "хромках" котировались уже гораздо больше. Скорее всего потому, что тогда это были, как правило, новые инструменты, звучавшие и выглядевшие лучше, привлекательнее, богаче стареньких потрёпанных "венок".

hovrin120: На Венке труднее играть, но возможностей больше вроде бы чем у хромки.

MAN: hovrin120 пишет: возможностей больше вроде бы чем у хромки Обоснуйте, пожалуйста. Какие-такие есть у "венки" возможности, которых лишена "хромка"? Я вот могу сказать нечто, указывающее на обратное: у "хромки" есть возможность извлекать любую ноту или аккорд из её звукоряда независимо от направления движения меха, а у "венки" такой возможности нет. Меньшее количество планок, голосов и, соответственно, деталей в клавиатурных механизмах при одинаковом диапазоне (т.е. более простая конструкция) - это таки да, но при чём тут возможности?

hovrin120: MAN пишет: Обоснуйте, пожалуйста. Какие-такие есть у "венки" возможности, которых лишена "хромка"? На "хромке" не сыграть хроматическую гамму , на "венке" это возможно, так-как на хромке три полутона а на Венке пять. MAN пишет: Я вот могу сказать нечто, указывающее на обратное: у "хромки" есть возможность извлекать любую ноту или аккорд из её звукоряда независимо от направления движения меха, а у "венки" такой возможности нет. Я Вам скажу обратное, у хромки нет возможности извлекать разные звуки в зависимости от направления движения меха, это не недостаток а особенность "венки", недостаток для нас привыкшим к одному звуку при сжиме и разжиме меха, а тем кто на них учился и играл наоборот было достоинством этого инструмента, не зря же гармонисты игравшие на гармони венке (с русским строем) пользовались бОльшим авторитетом чем играющие на хромке.

MAN: hovrin120 пишет: На "хромке" не сыграть хроматическую гамму , на "венке" это возможно, так-как на хромке три полутона а на Венке пять. Действительно на правой клавиатуре "венки" полную хроматическую гамму сыграть возможно, да и диатонических гаммполучается гораздо большее количество, чем на "хромке", только какой в этом практический смысл, если набор басов и готовых аккордов всё равно и там ограничен двумя парами тональностей? hovrin120 пишет: Я Вам скажу обратное, у хромки нет возможности извлекать разные звуки в зависимости от направления движения меха, это не недостаток а особенность "венки"Это особенность, которую с точки зрения игровых возможностей совершенно очевидно следует считать недостатком. Авторитет гармонистов, умеющих играть на "венке" бесспорно заслужен и звучит такая гармонь в умелых руках очень даже здорово, однако, если на "хромке" мы можем где угодно менять мех с целью достижения соответствующего эффекта в звучании (вплоть до тремолирования), то на "венке" мех часто приходится вынужденно менять даже там, где этого, может быть, лучше было бы не делать.

bayan: Раз уж пошла такая дискуссия, то я еще спрошу :) У баяна есть возможность сменить тональность произведения на полтора тона (трехрядный) или пол-тона (пятирядный) простым сдвигом пальцев на ряд вверх/вниз (трехрядный) или вбок (пятирядный). Возможно ли такое на какой-либо гармони (венке, хромке, трехрядных)?

MAN: bayan пишет: Возможно ли такое на какой-либо гармони (венке, хромке, трехрядных)?Если речь идёт о том, чтобы играть в различных тональностях при неизменной аппликатуре, то на "хромке", например, это можно делать даже вообще ничего никуда не сдвигая, а просто беря в руки гармонь нужного строя. Что же касается переходов в другие тональности на одном инструменте, тут на гармонях в принципе не шибко-то разбежишься и, прежде всего, опять-таки из-за ограничений, накладываемых левой клавиатурой, так что...



полная версия страницы