Форум » Общий форум » Гармонический ликбез-2 » Ответить

Гармонический ликбез-2

свит: Обнаружилось, что начальная тема закрыта, приходится открыть её продолжение. В ней хотел бы остановиться на аккордах: терминах, их определениях и способах представления словами и символами. Вынужден обратиться к этому обсуждению по причине неоднозначного понимания ряда аккордов, представленных словами при обсуждении методики переложения романса Б.Прозоровского "Корабли". Начну хотя бы с этого эпизода: свит: " ... на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?" Waldemar: "Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче." Во-первых, почему точнее?...Хотел написать, что баянисту проще заглянуть в схему левой клавиатуры баяна и посмотреть в ней состав готового мажорного аккорда (Б), в данном случае от баса ми. Заглянул, посмотрел и нашёл, что я был не прав, как тот самый Борис: в этом аккорде те же три ноты, только разместились они по-другому: соль диез (основная, она же прима)-си-ми. Во-вторых, выражение "ми-доминантсептаккорд" непонятно ни с какой стороны, хотя бы потому, что септаккорд -это четырёхзвучие, а мы обсуждаем трезвучие. В-третьих, выражение "другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени" проясняет ступень и, соответственно,ноту в основании аккорда ( в тональности ре минор это ми), а также состав аккорда. Но почему снова септаккорд (четырёхзвучие), когда обсуждается трезвучие? В-четвёртых, малый мажорный септаккорд включает в себя три интервала между четырьмя нотами: б.3+м.3+м.3, т.е. в основании аккорда большая терция, а выше ещё две малые терции (см., например, стр. 141 пособия "Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки"). Мы же имеем трезвучие ми-соль диез-си, в котором только два интервала: б.3+м.3. Я попытался самостоятельно определить, как следовало бы написать название аккорда - трезвучия ми-соль диез-си. Обратился к другому источнику: Т.А.Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Там в таблицах 14 и 15 на стр. 69-76 показаны на нотных линейках трезвучия в разных тональностях и их буквенно-цифровые обозначения. В таблице 13 на стр. 68 показаны ступени звукоряда (от l до Vll) и названия аккордов, соответствующие этим буквенно-цифровым обозначениям. Вот что у меня получилось. Упомянутый выше состав трезвучия имеют: а)тоническое трезвучие на первой ступени тональности ми мажор. Автор обозначает его как Т с цифирьками справа - 3 снизу и 5 сверху (не знаю, как набрать их на ноуте); б) доминантовое трезвучие на V ступени тональности ля минор. Автор обозначает его как D c цифрами 3 снизу и 5 - сверху. После всех этих изысканий в голове компот и вертится фраза Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни": "Как прикажешь понимать тебя, Саид?"

Ответов - 273, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Waldemar: свит пишет: Тем самым сможем уменьшить нагрузку на Waldemar-a. Я бы не сказал, что на меня такая уж большая нагрузка. Просто когда за короткое время пишется много постов, не знаешь, на который отвечать. Ну а в гармонических последовательностях действительно существует элемент этакого штампа, или как сказано выше, существует некий ожидаемый вариант гармонизации. Поэтому я бы предложил заниматься гармонией по следующей методе. Берете любое ваше любимое и давно играемое произведение и нота за нотой, такт за тактом анализируете. Вот к этой мелодии такие-то басы, а там другие. Проанализировав, лучше записать а табличной форме. Далее надо взять другое по характеру произведение, но в тональности первого и сравнивать похожесть (различие) гармоний. Со временем у вас наработается определенный опыт, который бесспорно поможет вам аранжировать любое произведение для баяна.

Ляkсеич: юрийс пишет: я и hovrin120 оба полагаем, что третий такт начинается с Доминанты. Вы предлагаете свой вариант-Тонику. Так после спорного места следует субдоминанта, не так ли? А соединение D-S, если не ошибаюсь, входит в число нерекомендуемых (см. "бригадный" учебник по гармонии). Посему и выбрал тонику, а не доминанту.

юрийс: В этой фразе, состоящей из четырех тактов, гармония состоит из Т-Т-Д-Т. В третьем такте нота мелодии соль- аккордовая, то-есть принадлежит аккорду G. А вот следующие две ноты мелодии -фа и ми- неаккордовые, то-есть не принадлежат аккорду G. А уже последняя нота мелодии третьего такта ре, опять аккордовая. В нашем случае две неаккордовые ноты называются проходящими.


юрийс: свит пишет: Соответственно предшествующий такт должен содержать наиболее неустойчивый аккорд, требующий непременного разрешения в тонику. Таким аккордом оказывается аккорд доминантовый. Не так ли? Доминантовый аккорд действительно неустойчивый и стремится разрешиться в устойчивый, это как раз тот случай.

юрийс: Waldemar пишет: Проанализировав, лучше записать а табличной форме. Waldemar, приведите, пожалуйста, образец такой формы. Ваше предложение очень интересное.

Waldemar: юрийс пишет: Waldemar, приведите, пожалуйста, образец такой формы. Ваше предложение очень интересное. Пожалуйста! Например, известнейшая песня "Катюша" в тональности ля минор будет выглядеть так:

свит: Waldemar пишет: Пожалуйста! Например, известнейшая песня "Катюша" в тональности ля минор будет выглядеть так Весьма интересно и смахивает на шифровку "Алекс - Юстасу"! Без шифровальщика не разобраться - Waldemar, объясните, пожалуйста принцип криптографии. Если это по книге (нотам), надо бы привести взятые строчки. К тому же тональность ля минор (7 бемолей) может и хороша для шифрования, но классический вариант "Катюши" попроще, кажется, фа минор (4 бемоля). Не зная строчек привязки, я бы предположил, что строки таблицы - это такты, буквами показаны басы по порядку их исполнения в такте (но их почему-то в 2 раза больше, чем нужно для размера 2/4), дальше вроде бы готовый аккорд для этого такта. Да, приходится напомнить, что Вы не ответили на ранее заданные вопросы, в результате мы понеслись дальше. Предлагается упорядочить процедуру ответов и располагать их в порядке поступления вопросов.

Waldemar: свит пишет: Waldemar, объясните, пожалуйста принцип криптографии. В левой колонке - ноты мелодии, в правой басы (гармония). Маленькие буквы - ноты мелодии, b - это си. Строки таблицы - это фразы. На вопросы отвечу, только пожалуйста, кратко!

MAN: свит пишет: тональность ля минор (7 бемолей) Ух ты, вот это новость!

Vofa: MAN пишет: свит пишет: цитата: тональность ля минор (7 бемолей) Ух ты, вот это новость! А у меня уже новогодние праздники закончились

юрийс: свит пишет: тональность ля минор (7 бемолей) Тональность ля минор параллельна тональности до мажора. А параллельные тональности имеют одинаковые знаки при ключе. так , что никаких бемолей в тональности ля минор нет, как и в до мажоре.

свит: свит пишет: К тому же тональность ля минор (7 бемолей) MAN пишет: Ух ты, вот это новость! Vofa пишет: А у меня уже новогодние праздники закончились юрийс пишет: Тональность ля минор параллельна тональности до мажора... так что никаких бемолей в тональности ля минор нет, как и в до мажоре. Да, подзалетел я...И не потому, что перебрал, а потому, что засыпал! Для ускорения отключения взял справочник Варфоломеевой, открыл таблицу с бемольными гаммами и... шедевр готов. При этом не заметил после ля маленький такой значок - бемоль называется. Рад поприветствовать возвращающихся с праздников - зорко следят и соврать не позволят! Провалив явку...Не так - провалив опознание тональности, попытаюсь искупить вину. Таблица Waldemar-a интересна, но не очень удобна для пользования. Предлагаю информацию таблицы записать одной строкой: Am:/a-b/c-a/c-c-b-a/E7:/b-e/b-c/d-b/d-d-c-b/Am:/a/.Косой чертой здесь обозначены границы тактов.

юрийс: свит пишет: Предлагаю информацию таблицы записать одной строкой Будем пробовать и так и эдак. Я выбираю из" Трехгодичного курса обучения игре на баяне" часть 2 русскую песню "Как за реченькой слободушка стоит". Кто подскажет, как построить таблицу, приведенную Waldemarом ранее. Я имею в виду саму рамку.

свит: юрийс пишет: Будем пробовать и так и эдак. Добавлю следующее: чтобы строка стала более наглядной и напоминала привычный лидшит, обозначения готовых аккордов лучше помещать над строкой как в лидшите. В случае необходимости над строкой можно проставить и номера тактов. А если строку прерывать как нотоносцы в сборнике, получим ещё большее приближение к лидшиту. Применительно к разбираемому отрывку "Катюши" и моему нотному сборнику получаем следующую запись: 1Am--------------------------E7 / a - b / c - a / c - c - b - a / b - e / b - c / 6-----------------------Am / d - b / d - d - c - b / a / P.S. Окно набора текста почему-то сбрасывает цифры и обозначения аккордов плотно друг к другу в начало строки, не так как задаю. Вынужден разделить их,где надо, дефисами. Александрос, нельзя ли прояснить ситуацию, почему так происходит? P.P.S. Вдруг замечаю, что в таком виде предлагаю систему записи нот без нотоносцев с пятью линейками. Для нот 1-й октавы запись годится один к одному, для других октав к буковкам надо приделывать обозначения этих октав или показать вертикальной стрелкой после буквы, куда переместилась нота из 1-й октавы - вверх или вниз . Паузу можно записывать буквой "p" (от греч. pausis - так в Музыкальном словаре А.Н.Должанского). Длительности нот можно указывать дробями, прописываемыми под буквами нот в ещё одной строке, располагаемой ниже строки с нотами. Не изобретаю ли я велосипед, который кем-то уже придуман и применяется в нотной практике?

Waldemar: юрийс пишет: Кто подскажет, как построить таблицу, приведенную Waldemarом ранее. Я имею в виду саму рамку. В Word'e делаете таблицу. Копируете её и переносите в Paint и сохраняете в формате PNG. Далее - через pixs.ru.

юрийс: Русская песня " Как за реченькой слободушка стоит " Басурманов книга 2. Waldemar, что делать дальше?

Waldemar: юрийс пишет: Waldemar, что делать дальше? Понятия не имею! Сначала мне надо скачать Басурманова, книга 2. Потом найти песню " Как за реченькой слободушка стоит " и проанализировать её. Возможно, это Ваша любимая песня, но это не мой репертуар. Извините.

юрийс: Waldemar пишет: Возможно, это Ваша любимая песня, но это не мой репертуар. И все же спасибо Вам за идею взять две разные по жанру пьесы в одной тональности и сделать их гармонический анализ и представить его в табличной форме. У меня вопрос, что такое эвергрин? Я впервые услышал об этом от Вас.

Ляkсеич: Waldemar пишет: Поэтому давайте плотно займемся песней "Не для меня". Сделано. Эта песня в форматах: sib , pdf . Прошу, по мере возможности, исправить допущенные мной ошибки. Спасибо!

Waldemar: юрийс пишет: разные по жанру пьесы в одной тональности Разные по жанру пьесы в одной тональности – это лишь маленькая фишка в понимании Большой Музыки. Гораздо больший интерес представляют пьесы (песни) с одинаковой гармонией. Так например, гармония «Орнитологии» Ч. Паркера заимствована из пьесы У. Льюиса «Как высоко луна». Первая часть «Пердидо» Тизола основана на гармонии первой части пьесы «Чай вдвоем» В. Юменса, а её вторая часть является копией пьесы Дж. Гершвина «Я ощущаю ритм». Но это джаз, для этого форума это почти другая планета. А вот «золотая секвенция» гораздо ближе советской попсе. Кому интересно, могут почитать здесь – click here юрийс пишет: У меня вопрос, что такое эвергрин? Эвергрин - {англ. evergreen - вечнозеленый} - незабываемая старая мелодия, обычно шлягер прошлых лет. Отличительная особенность эвергрина – множество каверов (перепевок). Кавер-версия (cover version, от англ. cover — покрывать) — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки. Нередко кавер-версия может дать новую жизнь той или иной композиции, самой по себе уже устарелой или непопулярной. Самый известный на земле эвергрин - „Summertime“ Дж. Гершвина – 25 000 каверов. Битловская «Yesterday“ - ок. 3 000 каверов. Латинский эвергрин „Besame mucho“ – cвыше 700.



полная версия страницы