Форум » Общий форум » Заучивание произведений » Ответить

Заучивание произведений

Млцни: Скажите как кто заучивает произведения. Если заучивать многократной игрой по нотам, то получается довольно долго. В памяти откладывается механическая игра где воспоминание производится по частям произведения с начала части, воспоминание происходит в зависимости от предыдущей ноты. Если где-то сбиваешься трудно начать играть с этого же места. Более трудный процесс, но по-моему, более эффективный заучивать по-тактам, по-строчкам, постепенно сводя воедино. При этом вначале лучше ноты проучить до игры и воспроизвести в памяти, а только потом играть их на инструменте.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 5 All

ПВ: Млцни пишет: Скажите как кто заучивает произведения Вот случайно натолкнулся в интернете "Работа над музыкальным произведением". Там есть рекомендации как разучивать. На мой взгляд, полезные советы. http://www.yamuzykant.ru/rabotaklass-bayan/muzykal-nproizved-

юрийс: Скажите, как кто заучивает произведения?

MAN: юрийс пишет: Скажите, как кто заучивает произведения? Лично я кусочками, иногда очень короткими, однако при этом логически цельными. И не только механически заучиваю текст, но и работу над штрихами и прочими нюансами начинаю уже при проигрывании этих отдельных фрагментов. По-моему главное, чтобы музыка зазвучала в голове. То есть не ноты запомнить и движения пальцев, а добиться того, чтобы мысленно слышать своё будущее звучание на полтакта вперёд.


geniot: юрийс пишет: Скажите, как кто заучивает произведения? Я начинал с механической зубрёжки по нотам. В итоге забывается быстро, если не повторять регулярно. Я пришёл к выводу, что лучше запомнить на слух одноголосье, потом подобрать/вспомнить. Аккорды запоминать логически. Т.е. рисунок перехода в тонику, мажор-минор. Многолосие тоже запоминать логически и экспериментировать. Т.е. процес такой: разложить первоначальную мелодию (ноты) в примитив. Потом погонять примитив в разных тональностях и начать довешивать сначала аккорды, потом многолосие, потом вариации, вступление, окончание. От простого к сложному. Работы много, но всегда можно сыграть по-разному - или очень просто или посложнее.

hovrin120: Я начинаю с проигрывания в медленном темпе если ноты не очень сложные,как говорится с общего ознакомления, потом начинаю учить как говорит MAN логически завершенными частями, в начале обучения на штрихи и нюансы не обращаю внимания, штрихи и нюансы начинаю учить только когда произведение могу сыграть свободно без запинки, а пока в процессе обучения играю так как мне кажется должно быть, а если прослушивал произведение то тем более, характер исполнения уже знаешь, в общем на штрихах не заморачиваюсь, так как бывают и не соответствия, помните "Я встретил вас", всем кажется надо играть легато, а у басурманова в самоучителе в этом произведении легато нету, если долго не буду играть выученное произведение то могу забыть и чем дольше не играю тем больше надо времени чтобы выучить его по новой, и есть у меня еще грешок с басами, басы оставляю на потом а пока пальцы лезут сами туда куда надо, играю простой аккомпанемент на левой, и вот когда уже выучил, надо бы еще басами заняться, ведь бывают и одиночные басы и какой-то ритмический и мелодический рисунок в басах а я шпарю в упрощенном виде. Виктор писал что Валентина Ахмедзянова советовала ему учить сразу как есть, наверное это правильно.

Skurpela: Никогда ноты не учил - сначала просто разбираю произведение, потом довожу до идеала, играя по нотам. Где-то за 2-3 недели запоминаю полностью

юрийс: MAN пишет: Лично я кусочками, иногда очень короткими, однако при этом логически цельными. Я тоже начал заучивать так, дело пошло веселее.geniot пишет: От простого к сложному. Работы много Отличный вариант, но очень трудоемкий.hovrin120 пишет: в начале обучения на штрихи и нюансы не обращаю внимания, штрихи и нюансы начинаю учить только когда произведение могу сыграть свободно без запинки, Штрихи и нюансы в начале обучения очень трудно исполнить, я их отрабатываю,когда произведение освоено хорошо, это мой недостаток.hovrin120 пишет: басы оставляю на потом А я без басов не могу разучивать, потому что получается отрыв от гармонии. Млцни пишет: При этом вначале лучше ноты проучить до игры и воспроизвести в памяти, а только потом играть их на инструменте. Этот прием мне не по силам, я им никогда не пользуюсь.

hovrin120: юрийс пишет: А я без басов не могу разучивать, потому что получается отрыв от гармонии. Басы я играю когда учу, но только не по нотам а по своему, хотя гармонию соблюдаю, бывает и на правой заковыристые места оставляю на потом. Skurpela пишет: Никогда ноты не учил У меня так не выходит, к примеру, самую простую мелодию (незнакомую) если буду играть по нотом то наверное никогда не запомню, а вот если сделаю усилие и буду на память играть, пускай не сразу все, но так быстрее выучу, это как стихотворение, если я буду его постоянно читать с листа, то нифига его не запомню, наверное память у меня плохая, да и возраст, все-таки 25 стукнет в этом году

MAN: hovrin120 пишет: в начале обучения на штрихи и нюансы не обращаю внимания, штрихи и нюансы начинаю учить только когда произведение могу сыграть свободно без запинкиюрийс пишет: Штрихи и нюансы в начале обучения очень трудно исполнить, я их отрабатываю,когда произведение освоено хорошоНет, я стараюсь по мере возможности во все детали вникнуть сразу. Во-первых, так легче запомнить музыку, когда её начинаешь сразу пытаться играть "в красках", а не монотонно-механически и, кроме того, это позволяет быстрее определиться с наиболее удачной аппликатурой, что опять-таки ускоряет общий процесс, так как впоследствии менять уже заученную аппликатуру ради достижения нужного штриха довольно трудно, моторная память начинает в этом случае работать против тебя, пальцы невольно сбиваются на прежние движения и начинают путаться. А аппликатуру и без того приходится нередко корректировать по мере объединения отдельных кусочков в единое целое и приближения к требуемому темпу - то, что казалось подходящим при замедленной игре, иногда оказывается неприемлемым в темпе.

юрийс: hovrin120 пишет: да и возраст, все-таки 25 стукнет в этом году Это самый прекрасный возраст. В этом возрасте уже многое понимаешь, многое знаешь. MAN пишет: А аппликатуру и без того приходится нередко корректировать по мере объединения отдельных кусочков в единое целое Здесь у меня нет проблем, потому что я перекрываю разучиваемый кусок еще одним-двумя тактами дополнительно в конце предложения. Поэтому соединение кусков проходит безболезненно. MAN пишет: я стараюсь по мере возможности во все детали вникнуть сразу. Конечно, это замечательно, но очень трудно. Если во все нюансы вникать с самого начала работы над пьесой, то потом не нужно будет исправлять накопленные по небрежности ошибки.

MAN: hovrin120 пишет: все-таки 25 стукнет в этом году юрийс пишет: Это самый прекрасный возраст. В этом возрасте уже многое понимаешь, многое знаешь. Но призыву на военную службу, однако же, ещё подлежишь Господа, а первая тридцатка вообще не считается что ли? Тогда, выходит дело, я ещё несовершеннолетний, мне и 17-ти нет. юрийс пишет: я перекрываю разучиваемый кусок еще одним-двумя тактами дополнительно в конце предложения. Поэтому соединение кусков проходит безболезненно Да я тоже и целиком периодически проигрываю и по-всякому, но, тем не менее, в ходе работы выясняется, например, что там, где играл поначалу позиционно (не меняя положение руки, максимально используя все пальцы), гораздо лучше "попрыгать" по клавиатуре, а иной раз наоборот. Если же о нюансах совершенно не задумываться с самого начала, то вероятность и степень пересмотра аппликатуры, тогда, когда пьеса вчерне, казалось бы, уже выучена (играется на память) и остаётся её лишь "отшлифовать", возрастает многократно

hovrin120: MAN пишет: Если же о нюансах совершенно не задумываться с самого начала, то вероятность и степень пересмотра аппликатуры, тогда, когда пьеса вчерне, казалось бы, уже выучена (играется на память) и остаётся её лишь "отшлифовать", возрастает многократно Насчет нюансов наверное я выразился неправильно говоря о том что в начале изучения произведения не обращаю внимания на штрихи и нюансы, краем глаза всё таки вижу где легато стаккато и пр. просто первым делом чередование клавиш и аппликатура а потом уже как их нажимать, при рациональной аппликатуре в любом случае сыграешь любые штрихи даже когда всё выучено.

victord: hovrin120 пишет: Виктор писал что Валентина Ахмедзянова советовала ему учить сразу как есть, наверное это правильно. Возможно для профессионала - правильно. Я неоднократно видел (по скайпу) как Валентина в ответ на показанную мною игру доставала ноты, видно что произведение ею раньше не игралось, но тут же "все на месте". Скажу так, что даже я, имея небольшой опыт (и запас) разученных произведений, и то стал "улавливать" что то или иное сочетание нот уже встречалось, и его удобнее так играть. За "плечами" профессионалов огромный опыт исполнения, отсюда и возможность с легкостью сыграть практически любое произведение. Для меня более удобен и приемлем Ваш стиль разучивания, о чем я также писал, когда рассказывал о разучивании "Подгорной" В. Галкина.

MAN: hovrin120 пишет: при рациональной аппликатуре в любом случае сыграешь любые штрихи даже когда всё выучено Так-то оно так, только попробуй её сходу определи, рациональную-то... У меня не всегда выходит. Вот буквально вчера, ковыряя очередную почти уже разученную пьеску и приблизив темп игры к требуемому, обнаружил там гораздо более удобный аппликатурный вариант одного аккорда с трелью с использованием вспомогательного ряда (на нём у меня при игре в темпе неожиданная труднопреодолимая заминка вышла), но это потянуло за собой изменение аппликатуры и в последующих нескольких аккордах, так что теперь надо в этом месте руку "переучивать". Да и насчёт штриха я с Вами не вполне согласен. Если сперва многократно и сплошняком "гонять" текст на каком-нибудь однообразном nonlegato, то заставить себя потом играть в нужном месте нужным штрихом будет значительно труднее, чем когда, приступая к разучиванию, сразу стараешься играть выразительно. Наша моторная память, в которую мы записываем информацию, начиная разучивание произведения на инструменте, она же в себе не просто соответствие пальцев кнопкам накапливает, но также и все мельчайшие характеристики наших двигательных действий. P.S. Вот, кстати, вспомните-ка, когда на "Полигоне" выкладывались попытки сыграть комбриговские аранжировки, практически никому не удавалось правильно сыграть партию левой руки. А почему так? Я думаю всё из-за "непривычности" его ритмических схем. Каждый из нас в большей или меньшей степени, но натренировал, "натаскал" до автоматизма свою левую руку на некоторые движения, соответствующие традиционной манере баянного басо-аккордового аккомпанирования, на которые невольно и сбиваешься, ломая всю красоту аккомпанемента, расписанного Комбригом. Сложного у него там как будто ничего и нет, однако надо долго и упорно тренироваться, чтобы закрепить в голове и мышцах новую, непривычную моторику.

hovrin120: MAN пишет: обнаружил там гораздо более удобный аппликатурный вариант одного аккорда с трелью с использованием вспомогательного ряда У меня трехрядная клавиатура и поэтому приходится играть только в трёх позициях, даже на пяти рядном баяне так играю, переучиваться поздно наверное. MAN пишет: Да и насчёт штриха я с Вами не вполне согласен. Если сперва многократно и сплошняком "гонять" текст на каком-нибудь однообразном nonlegato, то заставить себя потом играть в нужном месте нужным штрихом будет значительно труднее, чем когда, приступая к разучиванию, сразу стараешься играть выразительно. Имеющий за плечами хорошее обучение баянист будет действовать так как вы и говорите Александр, играть сразу с ходу, но для меня любителя надо сначала преодолеть технические трудности т.е чтобы пальцы шевелились, к примеру отрывок пьесы шестнадцатыми нотами в быстром темпе, сначала осмысливаю что это такое медленным проигрыванием (с первого раза конечно не получится) или прослушиванием если есть возможность, потом ищу рациональную аппликатуру (в аппликатуре тоже есть свои правила, одним пальцем не играть и т.д ), потом многократно проигрываю этот отрывок в медленном темпе( не один день) со временем убыстряю темп, и чтобы пальцы уверенно играли вот этот тудный для меня отрывок проигрываю разными штрихами, чередую легато, стаккато, острое стаккато, ну а потом когда всё хорошо получается, играешь со всеми нюансами, а про то что я говорил выше остается за кадром, поэтому домашние и не очень-то любят когда мы учим или играем упражнения, но увы сразу все хорошо не получается, когда легко сыграешь выученное произведение, молодец! браво! А что за этим стоит слушатель не знает.

victord: hovrin120 пишет: а про то что я говорил выше остается за кадром, поэтому домашние и не очень-то любят когда мы учим или играем упражнения, но увы сразу все хорошо не получается, когда легко сыграешь выученное произведение, молодец! браво! А что за этим стоит слушатель не знает. И не только домашние. У меня квартира в доме построенном в 2000 году. Изоляция никакая если слышно как соседка через этаж "воспитывает" своего сына. Соседи выше и ниже этажем к счастью любители баяна, и им нравится что я играю. Так что вместо упражнений приходится проигрывать уже разученные произведения.Однако чувствуется отсутствие в занятиях упражнений и гамм. Поэтому уже окончательно созрел брать Роланд 3хв(надел наушники и "пили"). Тем более аналогичная с Вашей дата оправдывает сделать себе такой подарок.

MAN: hovrin120 пишет: в аппликатуре тоже есть свои правила, одним пальцем не играть и т.д. Насчёт игры одним пальцем не скажите, бывают и исключения . Вот посмотрите-ка, к примеру на фрагмент гридинской обработки "Ивушки" Г. Пономаренко: Как тут прикажете мелодию вести? Одним пальцем только и остаётся, остальные-то в аккордах задействованы! Или вот другой пример из вальса М. Блантера "В лесу прифронтовом" в обр. И. Паницкого: Зтесь аналогичная ситуация. Мелодию (верхний голос) также придётся играть в основном одним пальцем в то время, покуда все остальные будут над "восьмушками" трудиться (здесь даже и вариант аппликатуры кем-то уже проставлен).

MAN: hovrin120 пишет: Имеющий за плечами хорошее обучение баянист будет действовать так как вы и говорите, Александр, играть сразу с ходу.Нет, я говорил, имея в виду прежде всего самого себя, а не баяниста с хорошей школой за плечами. И вовсе не подразумевал игру "с ходу". Я, как и вы, долго осмысливаю нотный текст (только может ещё гораздо дольше), бессчётное число раз проигрывая его в черепашьем темпе, только вот штрихи и всё прочее стараюсь сразу соблюдать в соответствии с указаниями в нотах. Слишком вольные эксперименты с разными штрихами по-моему лучше оставлять для гамм и специальных технических упражнений, но не для художественных произведений, иначе разучиваемую вещь можно сильно исказить и в таком искажённом виде ненароком "вбить себе в мозг".

hovrin120: MAN пишет: Насчёт игры одним пальцем не скажите, бывают и исключения Я имел в виду игру одним пальцем когда другие пальцы свободные а вы играете одним, а когда все заняты то конечно. Невольно вспомнил присказку про безрукого безногого гитариста MAN пишет: Слишком вольные эксперименты с разными штрихами по-моему лучше оставлять для гамм и специальных технических упражнений, но не для художественных произведений, иначе разучиваемую вещь можно сильно исказить и в таком искажённом виде ненароком "вбить себе в мозг". Скорее боюсь вбить себе в голову неправильную аппликатуру, чем штрихи, а вольность в исполнении думаю не помешает, это развивает творческие способности, ну и при исполнении нужно быть готовым ко всему а то вдруг забудешь какой нибудь штрих и всё сбой, в самом начале обучения человек старается следить за всем, это счет, смена меха, темп, динамика, штрихи, аппликатура, с ростом обучения уже можно обходится без счета, потом смену меха он выполняет уже без подсказок, думаю и штрихи и нюансы в большинстве случаев также становятся понятными без подсказок, как в стихах, интонацию там же не пишут, а тем не менее люди читают с выражением.

юрийс: hovrin120 пишет: Скорее боюсь вбить себе в голову неправильную аппликатуру, Начинаю разучивать произведение по нотам с тщательной проработки аппликатуры. И стараюсь следовать выбранной аппликатуре в дальнейшей работе. А вот когда разучиваю произведение на слух, здесь я даю себе вольность и не так тщательно слежу за правильностью аппликатуры, ведь игра по слуху требует мгновенной реакции взятия клавиши и спонтанно берется правильный звук не обязательно сознательно. Эта вольность особенно помогает, когда нужно сыграть знакомую вещь без подготовки. И все таки игра на слух ( в отличие от выученных по нотам произведений) придает бОльшую храбрость при игре на публике,меньше боишься сбиться.



полная версия страницы