Форум » Общий форум » Про УМЕНИЕ игры на баяне! » Ответить

Про УМЕНИЕ игры на баяне!

Division: Здравствуйте. Собственно.. ситуация сложилась весьма и весьма плачевная я бы сказал. В детстве, по "настоянию родителей" закончил музыкальную школу по классу баяна (5 лет лямку тянул). Всегда думал, нафига это нужно, мол бред и все такое. Сейчас учусь в университете. Умение играть на баяне КРАЙ как нужно. Да и у самого наконец-то желание появилось. Собственно, мой вопрос. Умею играть только так: разбирая произведение сначала правой рукой, потом левой, потом соединяя.... Интересуюсь следующим. Как (я видел множество баянистов) которые играют СРАЗУ произведения двумя руками??? Пусть даже видя его в первый раз? Как такое возможно?... Собственно ЭТОГО я и хочу добиться. этому я хочу научиться! Подскажите только как! Как вы поняли, нотная грамота у меня имеется. Заранее огромное спасибо!

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Влад: Division пишет: Умею играть только так: разбирая произведение сначала правой рукой, потом левой, потом соединяя.... А "на слух" как играете? Тоже сначала правой рукой, а потом левой?

Комбриг: Division пишет: Умею играть только так: разбирая произведение сначала правой рукой, потом левой, потом соединяя.... Совершенно правильная методика! Division пишет: играют СРАЗУ произведения двумя руками??? Пусть даже видя его в первый раз? Как такое возможно?... Речь идёт о ЧТЕНИИ С ЛИСТА. Это, голубчик, высший пилотаж, доступный не каждому профессионалу. Другое дело, если вещь уже "на слуху" или с примитивной гармонией на три аккорда. Тогда музыкант использует ноты, как шпаргалку, сверяя по ней свой "подбор" и исправляя недостатки. Незнакомое произведение можно разбирать только так, как вас обучили. Никаких трюков не существует!

Ильнар: А какими методиками можно улучшить воспроизводимость на слух?Правой рукой я еще как то могу уловить, а вот под левую руку не получается...


Комбриг: Ильнар, есть такая скучная музыкальная дисциплина, как ГАРМОНИЯ. Там излагаются законы гармонизации мелодии. Но прежде, желательно изучить "Элементарную теорию музыки" Способина. Эти учебники у меня есть, но... захотите ли вы этим заниматься?

Ильнар: Комбриг Добрый вечер!!!Знаете ли, для меня оказывается Гармония очень сложная вещь...Пока я,к сожалению, не в состоянии все это разобрать...

grigoriys: оказывается Гармония очень сложная вещь Еще бы Данная дисциплина (на оркестровом факультете) изучается 4 года (со второго курса училища по первый курс консерватории включительно). Но это УЧЕБНАЯ гармония. А для подбора аккомпанемента вполне достаточно серии T - S - D - T иногда с выходом в параллельный мажор (минор). Вы вообще хотите гармонизовать что-то конкретно, или это абстрактный вопрос? А какими методиками можно улучшить воспроизводимость на слух? Методика-то есть конечно, и книжки на эту тему написаны, только все это мало помогает. Реально помогает слух, память, стаж и практика.

ПВ: grigoriys пишет: для подбора аккомпанемента вполне достаточно серии T - S - D - T Не могли бы Вы чуть подробнее расказать об этой серии?

Waldemar: ПВ! Вот тут попробую вмешаться. Чтобы проанализировать основные функции аккордов, надо выделить три основные трезвучия - тоническое (T), доминантовое (D), и субдоминантовое (S). Главными называются трезвучия построенные на I, IV и V ступенях мажорного или минорного лада. Именно эти три трезвучия определяют лад. Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях лада, называются побочными. Их гармонические функции определяются родством с главными. Родство побочных трезвучий хорошо иллюстрируется следующей терцовой схемой: Если что-то непонятно – спрашивайте!

grigoriys: ПВ пишет: Не могли бы Вы чуть подробнее расказать об этой серии? Как правило песня пишется в определенной тональности (есть еще атональная музыка, но я надеюсь что у вас не тот случай). "Т" - это тоника, самая главная, устойчивая первая ступень лада. "S" - субдоминанта (четвертая ступень). "D" - доминанта (пятая ступень). Допустим, что песня наша звучит в Ми-миноре. Тогда T = ми-минор, S=ля-минор, D=си-септаккорд(ну или си-мажор если не хватает растяжки до ряда септаккордов дотянуться). А вообще-то вопрос остался в силе : Вы хотите гармонизовать что-то конкретно, или это абстрактный вопрос?

ПВ: Waldemar,Grigorius! Огромное спасибо за объяснение азов гармонии в доступной форме. 1.Правильно ли я понял? Одно и тоже трезвучие (аккорд) в одной тональности может может быть тоническим, в другой тональности субдоминантовым, в третьей доминантовым? Например, трезвучие соль_си_ре в тональности соль-мажор (Т), а в до-мажоре (S)? 2.Есть ли закономерности в употреблении баса не со "своим" аккордом? 3.Что значит "гармонизировать"? Подобрать басовый аккомпанимент или изменить басовый аккомпанимент так, чтобы вещь лучше звучала?

grigoriys: 1. совершенно верно. Но аккорд соль-си-ре в до-мажоре - это будет все-таки "D" (т.к. нота соль является пятой ступенью) 2. обычно идет чередование первой-пятой ступеней. Иногда первой-третьей. Например серия (бас "соль"+мажор от "соль")+(бас "ре"+мажор от"соль") сыгранная восьмушками в размере 2/4 составит один такт функции "Т" (в соль-мажоре естественно). Или вариант с вспомогательным басом третьей ступени (бас "соль"+мажор от "соль")+(бас "си"+мажор от"соль"). Это несколько оживляет линию баса и иногда позволяет избежать появления "нехороших" интервалов в сочетании с мелодией. 3. как минимум первое. Как максимум - второе. Пример - "Подмосковные вечера" в гармонизации Ван Клиберна

Комбриг: Waldemar пишет: Вот тут попробую вмешаться. Очень толковое объяснение! Только ты почему-то начал строить трезвучия со 2-й ступени, а не с 1-й. Расскажи, как ты написал нотки прямо в тексте поста? Это может быть полезным в дальнейшем. grigoriys совершенно правильно рассказал об устоях и неустоях гаммы. Вам, ПВ, надо в это въехать. Сперва поймите, что такое тональность произведения. Она определяется количеством знаков при ключе. Допустим, вообще без знаков - до мажор и ля минор. А "Чистые пруды" имеют 4 диеза при ключе. Это соответствует тональностям ми мажор - до диез минор. Песня явно в миноре, значит до диез минор. Аккорд (не обязательно трезвучие), построенный на 1-й ступени (до диез) будет тоникой = Т, аккорд, построенный на 4-й (фа диез) - субдоминантой = S и на 5-й ступени (соль диез) - доминантой = D. Все остальные аккорды - неустойчивые. К вашему следующему вопросу. Любой аккорд определяется по нижнему звуку или по басу. Любое изменение баса ведёт к радикальной смене типа аккорда, даже если остальные его звуки остались неизменными! Вот здесь первая глава учебника гармонии. Там предельно ясно и просто излагаются типы аккордов и их строение. Да и что такое гармония вообще. И наконец, гармонизовать можно либо мелодию, либо линию баса. Все внутренние звуки любых инструментов между мелодической и басовой линией и будут "мясом" общей гармонии.

ПВ: Комбриг пишет: "Чистые пруды" имеют 4 диеза при ключе. Это соответствует тональностям ми мажор - до диез минор. Песня явно в миноре, значит до диез минор. Аккорд (не обязательно трезвучие), построенный на 1-й ступени (до диез) будет тоникой = Т, аккорд, построенный на 4-й (фа диез) - субдоминантой = S и на 5-й ступени (соль диез) - доминантой = D. Но в Вашей аранжировке последовательности куда более сложные, не говоря о ритмическом рисунке. Даже одни и и те же фрагменты мелодии сопровождаются разными последовательностями басов. Возникает вопрос:Можно ли было в "Чистых прудах" обойтись серией "T - S - D - T"? Комбриг пишет: Вот здесь первая глава учебника гармонии Спасибо! Распечатал. В предисловии сразу натолкнулся на предупреждение ""Учебник грамонии" отнюдь не может служить пособием для самообразования и предназначается только для прохождения курса гармонии под руководством педагога". Так что, очень надеюсь на ваше дальнейшее руководство...

grigoriys: Любое изменение баса ведёт к радикальной смене типа аккорда, даже если остальные его звуки остались неизменными! При подборе на слух это не так критично, в большинстве случаев будет играться ОСНОВНОЙ вид аккорда, а НЕ секст- и квартсекстаккорды. То же касается и септаккордов. ТИП аккорда меняется, но ФУНКЦИЯ, как правило остается. ПВ пишет: Но в Вашей аранжировке последовательности куда более сложные, не говоря о ритмическом рисунке. Вы невнимательны. Ранее я уточнял, что достаточно серии T - S - D - T иногда с выходом в параллельный мажор (минор).. В "Чистых прудах" такой переход есть, так что вместо ТРЕХ базовых аккордов мы имеем ШЕСТЬ. До#-минор(T), Фа#-минор(S), Соль#-септаккорд(D) в миноре, и Ми-мажор(T1), Ля-мажор(S1), Си-септаккорд(D1) в параллельном мажоре. Кроме того, в середине песни происходит модуляция на пол-тона вверх, в Ре-минор, что автоматически означает появление нового набора аккордов для серии T-S-D. Даже одни и и те же фрагменты мелодии сопровождаются разными последовательностями басов. Есть еще такие понятия как "проходящие обороты" и "блуждающий бас". ПВ пишет: Возникает вопрос:Можно ли было в "Чистых прудах" обойтись серией "T - S - D - T"? Вы не поверите. Там все именно в рамках этой серии. Хотя DD7 и II7 тоже можно было использовать

ПВ: grigoriys пишет: Вы невнимательны. Ранее я уточнял, что... Виноват, про параллельный мажор(минор), действительно, упустил из виду. grigoriys пишет: Вы не поверите. Там все именно в рамках этой серии. Очень интересно... Попробую пропустить через сито собственного сомнения. Результаты доложу

Waldemar: Комбриг! Комбриг пишет: Только ты почему-то начал строить трезвучия со 2-й ступени, а не с 1-й. В Германии есть такой известный музыкальный теоретик Jörg Wendorff. Он написал массу книг по изучению гармонии. Так вот, по его мнеиню, ноты надо изучать в такой последовательности: Он считает, что так доходчивей для музыкальной детворы. Т. е., прежде всего, надо заучить текст: «Der Fritz aß citronеn Eis gern“- перевод: «Этот Фриц ел охотно лимонное мороженое». Начальные буквы слов – ноты d, f, a, c, e, g. В такой же последовательности Jörg Wendorff строит и трезвучия. ПВ пишет: Расскажи, как ты написал нотки прямо в тексте поста? Это может быть полезным в дальнейшем. Это не так уж сложно. Мой Logic 5.10 cохраняет ноты в формате LSO, однако есть возможность cохранить напрямую в «картиночных» форматах JPG, GIF, TIF, BMP, PDF и др. Причем, не только постранично, но и любые фрагменты. В посте N: 207 я увлекся и даже обрезал ключ соль. Далее технология точно такая же, как для скриншотов. Господа баянисты! Осмелюсь заметить, что тема-то этого раздела «Про УМЕНИЕ игры на баяне!» Надо заводить новую тему «Гармонический ликбез»!

grigoriys: Waldemar пишет: Надо заводить новую тему «Гармонический ликбез»! Или "Гармонический лабиринт" Не надо такую тему заводить. Засмеют. Все-таки учебная гармония изучает строгое четырехголосие и правила голосоведения именно в нем. А подобрать левую руку можно и не влезая в эти дебри. Вот на мой взгляд запись последовательности аккомпанемента в виде гитарной цифровки (Dm-Gm-Em7-E7-A-B-A7-Dm) намного удобнее чем в виде функций (T-S-II7-DD7-D-VI-D7-T).

Ильнар: grigoriys Извините за задержку...Иногда приходится что то подбирать.А вот после никак не получается аккомпонимент...Но я стараюсь играть только по нотам...

Комбриг: Ильнар, зайдите в «Гармонический ликбез». Я постараюсь объяснить там технику подбора так, что вам не понадобиться изучать учебники.

MAN: ПВ пишет: Waldemar,Grigorius! Огромное спасибо за объяснение азов гармонии в доступной форме. 1.Правильно ли я понял? Одно и тоже трезвучие (аккорд) в одной тональности может может быть тоническим, в другой тональности субдоминантовым, в третьей доминантовым? Простите за оффтоп, но в памяти вдруг всплыл анекдот про музыкантов-духовиков. Один другого спрашивает: - Ты не знаешь в фа-мажоре какая субдоминанта? - Ты чего? Фа-мажор и есть субдоминанта!



полная версия страницы