Форум » Общий форум » Теория и практика гармонизации мелодий и подбора аккомпанемента для баяна » Ответить

Теория и практика гармонизации мелодий и подбора аккомпанемента для баяна

Svit: Занявшись поиском учебно-методических пособий и статей по гармонизации мелодий и подбору аккомпанемента для баяна с готовыми аккордами, потратил на это много времени. Тем не менее, в нужный момент не смог найти ссылки по гармонизации, рекомендованные avtolyk-ом. Хотелось бы, чтобы такие материалы, либо работающие ссылки на них всегда были под рукой - для того и открываю эту тему. В качества первого взноса переношу сюда ссылку на последнюю свою работу: https://disk.yandex.ru/d/Gwl9i7yu6nF9Bw. Её название "Гармонизация мелодии и подбор аккомпанемента для баяна (по материалам учебно-методических пособий)". Занимает 17 страниц формата А4. Как уже сообщал, качество печати в варианте для просмотра - плохое, в скачиваемом варианте - нормальное. Загрузка файла объёмом 285 Мб происходит в пределах 1 мин. Набор в WordPad текста с нотными вставками, но без страниц был долгим и трудным. Скомпоновать материал для просмотра и печати без пустых мест и с правильным расположением заголовков по отношению к графическим вставкам не получилось. Буду признателен Александросу, если он сможет улучшить качество текста, вызываемого для просмотра.

Ответов - 13

Александрос: Svit пишет: Скомпоновать материал для просмотра и печати без пустых мест и с правильным расположением заголовков по отношению к графическим вставкам не получилось. Буду признателен Александросу, если он сможет улучшить качество текста, вызываемого для просмотра. Пока бытовуха не даёт заняться.

Svit: Под улучшением качества текста в режиме его просмотра по ссылке, т.е. без скачивания, я имел в виду улучшение только резкости печати (устранение, если это возможно, размытости букв). Запрос не спешный, подождёт, конечно. Перекомпоновка текста для устранения оставшихся пустых мест на страницах, на мой взгляд, уже не требуется. Чего не хватает в предлагаемом материале, так это примера с решением задачи гармонизации и подбора аккомпанемента к какой-нибудь песне. Примера с привлечением изложенной теоретической базы и практических рекомендаций, не исключающего рассмотрения и прослушивания вариантов. Найти такой подробный разбор для баяна я не смог. Может, кто-нибудь из участников форума возьмётся за это нужное дело?

Waldemar: Svit пишет: Может, кто-нибудь из участников форума возьмётся за это нужное дело? Уважаемый Svit! С удовольствием возьмусь за это нужное дело, но только при участии форумчан. Монографии я не пишу. С большим пониманием отношусь к Вашим исследованиям по гармонизации мелодий и подбору аккомпанемента для баяна. Я внимательно прочитал Вашу работу "Гармонизация мелодии и подбор аккомпанемента для баяна (по материалам учебно-методических пособий)". Однако сомневаюсь, что многие баянисты этого форума будут читать все 17 страниц формата А4. Теории много, практики мало. Например, почему бы не дать «Крылатым качелям» буквенно-цифровую гармонию (лидшит)? Очень верно подмечено, почему песни «Битлз» звучат так свежо. Однако ни у вас, ни у Гвоздевой не дано ни одного примера. Особенно мне «понравилась» самая последняя фраза Вашей работы, цитирую: «Процесс подбора аккомпанемента к мелодиям, ... сводится прежде всего к умению определить саму тональность и её главные аккорды.» Вопрос вопросов – где взять это самое умение? Купить или украсть его невозможно. Остаётся одно – практика. Надо брать конкретное произведение и предметно заниматься.


hovrin120: Waldemar пишет: Надо брать конкретное произведение и предметно заниматься. У меня по слуху, подбираешь в зависимости от мелодии.

Svit: Waldemar пишет: Особенно мне «понравилась» самая последняя фраза Вашей работы, цитирую: «Процесс подбора аккомпанемента к мелодиям, ... сводится прежде всего к умению определить саму тональность и её главные аккорды.» Вопрос вопросов – где взять это самое умение? Купить или украсть его невозможно. Остаётся одно – практика. Надо брать конкретное произведение и предметно заниматься. Waldemar, не понял Вашего неудовольствия: 1) Все строки моей работы - это подборка не мною сказанного, ссылки приведены. От меня только редкие примечания. Что касается существа сказанного в цитате, то об этом говорилось в разных источниках. Этим занимался и я, когда записывал ноты своих переложений в нотаторе. Возможно Вам, как профессионалу, представляется излишним то, что Вы делаете автоматически и держите в голове. Выделенное кавычками в цитате, на мой взгляд, это только часть умения, с которого начинается работа над гармонизацией. 2) Где взять умение? Есть две составляющие: теория и практика, а не только одна практика по наработке умения. В технических вузах теорию разных предметов (наук) излагают на лекциях, а практика по этим предметам реализуется в виде отдельных занятий с решением задач практического содержания, где вначале преподаватель наглядно показывает, как решать эти задачи на основе теории. Наверное, в музыкальных учебных заведениях поступают аналогично. Можете меня поправить. В случае моей подборки из учебно-методических пособий я не нашёл подходящего примера гармонизации мелодии для баяна или хотя бы для другого инструмента. Покажите пример, как надо действовать в решении задачи гармонизации, а после можно будет с пониманием переходить к освоению методики действий и наработке умения. Цель это темы другая - сосредоточиться на обучении, показать, как надо действовать, в какой последовательности и на основе каких конкретных знаний из теории гармонии. С показом на хорошо разобранном примере. Последнего как раз и не хватает. Однако сомневаюсь, что многие баянисты этого форума будут читать все 17 страниц формата А4. Теории много, практики мало. Например, почему бы не дать «Крылатым качелям» буквенно-цифровую гармонию (лидшит)? Многим это и не надо. Надо лишь тем, кто хочет разобраться, сократить время на обучение и наработку умения. Насчёт количества страниц: непосредственно методике гармонизации и подбору аккомпанемента отведены 7 с половиной страниц (с. 8-15). Первые 6 страниц - это разделы из теории музыки, которые можно пропустить, если знаком с её азами. Две последние страницы - библиографические источники. Тяжёлый труд - прочесть и понять оставшиеся 7 с половиной страниц по такой непростой теме как гармонизация мелодии? Что касается "Крылатых качелей". Могу только приветствовать появление Вашего примера гармонизации этой мелодии с уже разобранным отчасти построением, только не в виде лидшита, а с баянным аккомпанементом. С более-менее подробным объяснением своих шагов в решении этой задачи - именно в учебных целях.

Svit: hovrin120 пишет: У меня по слуху, подбираешь в зависимости от мелодии. Александр, у Вас, пожалуй, самый большой опыт такого подбора среди участников форума - непрофессионалов, потому как Вы давний участник художественной самодеятельности. Поскольку данная тема имеет целью обучение гармонизации и подбору аккомпанемента, желательно, чтобы Вы рассказали подробнее, как это делается - в зависимости от мелодии. Не перебором же случайных комбинаций чёрных и белых кнопок на левой клавиатуре и фиксацией в памяти или в нотах тех вариантов, что на слух более подошли к этой самой мелодии? Должна же быть какая-то логика мышления и вытекающая отсюда последовательность действий.

hovrin120: Svit пишет: Должна же быть какая-то логика мышления и вытекающая отсюда последовательность действий. У меня был хороший друг баянист профессионал к сожалению его с нами нет уже давно, я его спрашивал как играть на левой стороне должна же быть какая-то логика. он теоретически не стал объяснять играй больше а там поймешь, я в основном играю народные песни, танцы, а там в аккомпанементе всего-то 3 аккорда, ну может больше. Вы правильно подметили нужно правильно определить тональность, но это еще смотря в каком случае правильно или неправильно, допустим на правой взяли тональность ля а на левой фа, но это по слуху определяется что-то не то, если даже попытаться так сыграть, не получится, собьетесь, во втором случае это когда запели и нужно определить тональность в котором поют, здесь опять только по слуху, если как говорится строит ваш баян с поющими то нормально, хотя они могут завысить и вам надо будет понизить по ходу песни. Думаю нужна практика, больше играть по нотам для баяна, и со временем рука сама будет лезть туда куда надо, так-же с минором и мажором зависит от мелодии где что играть, допустим не будете же начало песни " Три танкиста" аккомпанировать в мажоре, ну а теорию музыки хорошо или очень хорошо знать то наверное можно написать музыку не владея никаким инструментом.

Waldemar: Svit пишет: Крылатых качелей Уважаемый Svit! Я не стал изобретать велосипед. Вот первые попавшиеся ноты из инета. Как Вы хотели, с уже разобранным отчасти построением, только не в виде лидшита, а с баянным аккомпанементом. Всё предельно просто, какие здесь объяснения? Если кому-то что-то непонятно – пожалуйста, отвечу на любой вопрос. [/url][/img]

Svit: Waldemar пишет: Я не стал изобретать велосипед. Вот первые попавшиеся ноты из инета. Как Вы хотели, с уже разобранным отчасти построением, только не в виде лидшита, а с баянным аккомпанементом. Всё предельно просто, какие здесь объяснения? Как раз велосипеда, образно выражаясь, не доставало в пособии для ясности, т.е. примера разбора гармонии и аккомпанемента к мелодии с самого начала, а не на основе чьих-то готовых решений. Задача в том, чтобы научиться делать эту работу самому. И прежде всего в тех встречающихся ситуациях, когда помощи или подсказки ждать неоткуда. Призыв к лидшитной основе для переложений характерен для веток темы "Гармонический ликбез". Я бы предпочёл больше самостоятельности, но для начала надо разобраться, что и как делать. Могу только предположить, что если бы в Интернете не нашлось лидшита или баянных нот "Крылатых качелей", Вам бы пришлось подбирать гармонию и аккомпанемент самому (если бы очень надо было). И то, что у Вас получилось бы, сильно отличалось бы от нот выше. Но это были бы Ваши ноты, полученные каким-то своим подходом или методом. Тогда, наверное, можно было бы говорить и о последовательности действий, объяснить выбор тех или иных решений.

hovrin120: Waldemar пишет: Вот первые попавшиеся ноты из инета. Не открываются ноты.

Waldemar: hovrin120 пишет: Не открываются ноты. Странно, у меня открываются.

Svit: hovrin120 пишет: Не открываются ноты. У меня было тоже самое - тыкал курсором и по нотам, и по строкам меню, вызываемого правой клавишей мыши. Каким-то способом открыл и не запомнил приём. Теперь снова покувыркался и поясняю эту неочевидную процедуру: 1) Кликните по нотам правой клавишей мыши и в появившемся меню выделите (кликните левой клавишей мыши) верхнюю строку "Открыть картинку в новой вкладке". Обратите внимание, что сверху экрана, справа от задействованной (светлой) вкладки "Теория и практика гармониза..", добавилась новая (тёмная) вкладка "Крылатые качели баян-Post". 2) Кликните по новой (тёмной) вкладке левой клавишей - и будет Вам счастье!

Александрос: Вот, поступил готовый вариант пособия. Скачать. Скоро будет и на сайте.



полная версия страницы