Форум » Общий форум » Уроки музыки от тех, кто в ней разбирается » Ответить

Уроки музыки от тех, кто в ней разбирается

свит: Просматривая миди-ноты партитуры к песне Ю.Шевчука "Что такое осень" (найдена в Интернете) и прослушивая её звучание, озадачился следующими вопросами: какие инструменты этой партитуры задают ритм, как они звучат и можно ли ноты этих инструментов упростить до привычной строчки баянного аккомпанемента. Что касается последнего вопроса, то сходу записать ноты левой руки для баяна не получается. В связи с этим появляется скепсис в отношении полезности снятия нот аудизаписей с выделением партий отдельных инструментов ритм-группы - звучат-то они слаженно и вместе создают ритмический рисунок произведения, который не расшифровать по увиденным нотам неискушённому или неподготовленному любителю. Попутно вышел на интересный музыкальный урок от профессионала, полезный и для любителя: Говард Гудал. Как работает музыка. Ритм - https://youtu.be/Npnqczi_-zY .

Ответов - 14

tobol: свит пишет: Ритм Сразу вспомнил Комбрига и его уроки и его видео. Ритм он всегда ставил на первое место. В его аранжировках партия для левой руки всегда очень точная по ритмическому рисунку. Спасибо за ссылку.

Александрос: Не каждая музыка имеет чёткий ритм вообще, есть сознательно неопределённые или всякие ломаные ритмы, особенно в народной музыке, стилизациях под неё. Это способствует свободе выражения. Но в "поставленой на поток" для исполнения некими стандартными средствами музыке чёткость ритма, конечно, очень важна.

tobol: Александрос пишет: в "поставленной на поток" Поясните, пожалуйста, какую музыку Вы относите к такой категории? Мне кажется в любой музыке ритм очень важен, в том числе и ломаный (неопределенный) ритм, ведь это все-таки ритм.


Александрос: Не имею в виду строгой какой-то категории. Говорю о том, что массовая популярность музыки в нынешнем масштабе обеспечивается не в последнюю очередь её простотой, во всех смыслах - понимания, запоминания, исполнения, записи. Понятный чёткий ритм является слагаемым простоты.

Александрос: Вот возьмём "Мелодию" Пахмутовой, или "Вокализ" Рахманинова. Какой там ритм? Якобы он там есть, но это правильнее назвать темпом. Если сознание наполнено этой темой, она самодостаточна, не в чём не нуждаясь как в опоре, кроме собственного совершества, в какой-то очень незначительной мере включающем в себя ритм. Оркестр идёт вслед за певцом, исполняя такие произведения, выполняя замедления и ускорения. А взять оперные арии. Они имеют нередко переменный ритм, который едва ли прослеживается вообще на некоторых участках. Но в простецких популярных песнях, за простотой музыкальной идейности, аккомпанемент вообще, и в частности его ритм начинают играть более видную роль, создавая движение, отсылая к стилю, формируя настроение, имея рисунок. Сейчас можно говорить о создании паттернов, ритмических шаблонов, которые, скажем, включаются на синтезаторе. Здесь уже на особенным образом слаженный ритм можно навесить любую мелодию, которая не булет иметь программного значения для пьесы, находясь в подчинённом положении у настроя и стиля, заданных ритмом.

свит: Александрос пишет: Сейчас можно говорить о создании паттернов, ритмических шаблонов, которые, скажем, включаются на синтезаторе. Здесь уже на особенным образом слаженный ритм можно навесить любую мелодию, которая не будет иметь программного значения для пьесы, находясь в подчинённом положении у настроя и стиля, заданных ритмом. Прочёл сообщение о планах запуска в серию миди-баяна. В сообщении ничего не сказано о его назначении и отличии от обычного баяна, о предполагаемых преимуществах и функциях, т.е. почти ничего о концепции бизнес-проекта с точки зрения интересов потребителя-баяниста. При поиске в Интернете нашлось несколько демонстраций звучания миди-баяна, в том числе с более сложными ритмическими рисункам аккомпанемента, задаваемыми, как я понимаю, программным способом. Честно говоря, звучит такой скомпилированный аккомпанемент, когда к работе пальцев левой руки добавляются программные довески, чтобы, например, изобразить барабанную дробь), не очень музыкально. Одно дело, когда в синтезаторе запрограммирован предварительно отработанный рисунок аккомпанемента, и другое - когда делается попытка изобразить работу ударной установки кнопками левой клавиатуры баяна и какими-то программными модулями, привязанными к этим кнопкам. Наверное, такая игра потребует особых навыков. Без демонстрации звучания ( поначалу хотя бы на концепт-макете), такие новинки воспринимаются как вещь в себе и едва ли способны заинтересовать потенциальных покупателей, подумыващих о прибретении нового инструмента.

Александрос: Бывают, конечно, на редкость гармоничные сочетания оригинального ритма и мелодического богатства, взаимно усиливающие друг друга. Например, в романсе Чайковского (Переложение П. Гвоздева). Версия в Сибелиусе, от Вячеслава Михайловича.

Александрос: А вот, в "Танце с саблями" А. Хачатуряна, в его лирической части, сложный неровный ритм передаётся самой мелодией, тогда как аккомпанемент играет простой и чёткий ритм быстрого танца.

свит: Александрос пишет: Бывают, конечно, на редкость гармоничные сочетания оригинального ритма и мелодического богатства, взаимно усиливающие друг друга. Например, в романсе Чайковского (Переложение П. Гвоздева). Версия в Сибелиусе, от Вячеслава Михайловича. Необычный ритм в оригинальном переложении Гвоздева, красиво звучащее переложение от Вячеслава Михайловича Миневского. Жаль, что любителю освоить такие ноты едва ли получится.

Александрос: Или вот взять "Гимн великому городу" Р. Глиэра. Там ритм аккомпанемента для одной и той же мелодии (темы) то четырёхдольный, то 6/8, записанные триолями. И что считать ритмом этого произведения? Можно, конечно, утверждать, что есть несколько ритмов: ритм стихотворного текста, ритм аккомпанемента, ритмический рисунок мелодии. Но это уже никак не укрепляет тезис о том, что "в музыке определяющее значение имеет ритм", и т.п. Имеет значение, да, и немалое. Но какое именно - по всякому бывает! Вот взять "Дым на водой" (Smoke On The Water), исполненный, в частности, Комбригом. Да, там ритм играет определяющую роль, но: он там уникальный, единственный. И своей оригинальностью он имеет право затмить в памяти публики в общем-то невыдающуюся мелодию песни.

Александрос: Да, надо сказать, в большинстве музыкальных пьес ритм вообще одинаковый. Бум-ца-ца! Чего он там может определять? Структурирование уже имеющегося, придание привычной и понятной формы, не более. Ну и, в таковом качестве, ритм - естественный дирижёр. Основа для единого исполнения разными людьми, исполняющими сообща.

tobol: Как я понимаю: важно всё - ритм, мелодия, гармония, плюс аранжировка, плюс исполнение. Ритм может быть примитивным, мелодия может быть примитивной, гармония может быть примитивной. И наоборот - гениальными. В этом смысле все составляющие равны. В одних случаях ритм вообще практически исчезает, например, в разного рода песнопениях и молитвах, в других, например, в танцевальных пьесах, он главный. Музыка ведь бескрайне разнообразная. И я бы не стал что-то одно ставить на первое место, а что-то на второстепенное. У каждого из нас свои предпочтения. Для меня, например, всегда на первом месте аранжировка, которая может превратить очень посредственную вещь по мелодии, гармонии или ритму в очень интересную.

Александрос: Согласен с Вами. Вообще, конечно, ритм удерживает музыку от расползания, придаёт ей определённость в необходимой мере.

Waldemar: tobol пишет: Для меня, например, всегда на первом месте аранжировка, которая может превратить очень посредственную вещь по мелодии, гармонии или ритму в очень интересную. Абсолютно и моё мнение!



полная версия страницы