Форум » Общий форум » Гармонический ликбез-3 » Ответить

Гармонический ликбез-3

свит: Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Svit: tobol пишет: Например, "Как прекрасен этот мир", желательно в тональности ре-минор. Или вот эта пьеса, в ней ритмический рисунок никак не могу уловить. Методически было бы правильным начать с более простого и легче воспринимаемого на слух.

MAN: Svit пишет: Методически было бы правильным начать с более простого и легче воспринимаемого на слух. Браво, Svit! Совершенно с вами согласен и предлагаю начать со старой доброй классики. Что скажете насчёт Людвига ван Бетховена?

Waldemar: tobol пишет: ...эта пьеса,... Варум – Осенний джаз. Начнём с репризы. 1-й такт Em, 2-й такт – D, 3-й и 4-й такт – Em. Ритмический рисунок будет позже. Вопросы!?


MAN: Waldemar пишет: Вопросы!? Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ. Народ хочет не просто получить готовое решение задачи, народ хочет разобраться что к чему.

tobol: MAN пишет: Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Мой вариант ответа: просто на слух.

Svit: MAN пишет: согласен и предлагаю начать со старой доброй классики. Что скажете насчёт Людвига ван Бетховена? Честно говоря, не ожидал, что эта песенка такая располагающая! Но Юрий Георгиевич первым сообщил о своих затруднениях с гармонизацией и назвал мелодии. Вальдемар поддержал выбор. Нам остаётся следовать за их мыслью. Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ. Народ хочет не просто получить готовое решение задачи, народ хочет разобраться что к чему. Присоединяюсь к такой постановке вопроса!

MAN: Svit пишет: Честно говоря, не ожидал, что эта песенка такая располагающая! Да что вы! Музыка - огонь! Бетховен ерунды не сочинял, это известно и джазменам и рокерам.

Svit: MAN пишет: Бетховен ерунды не сочинял, это известно и джазменам и рокерам. А вот этим уже не удивите, потому как читается очередная книжка, на этот раз о джазе. Там есть и о том, какие первоисточники пользовали и пользуют джазмены в своих музыкальных разработках. Композиторы-классики в их числе. Но давайте всё же сосредоточимся на интересующей нас теме - гармонизации мелодии от Ю.Г. и на том, как объяснит её решение Вальдемар.

avtolyk: MAN пишет: Народ хочет не просто получить готовое решение задачи, народ хочет разобраться что к чему. Тут довольно внятно рассказано клац Или тут

Waldemar: MAN пишет: ...объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ... Разбираемся что к чему. Поскольку при ключе один диез, тональность ми минор или соль мажор. Т.к. в самом конце нота ми, значит тональность ми минор. В первом такте после репризы всё-таки не ми минор, а ми мажор. Во втором ре мажор, поскольку в теме ноты ре-ля, в третьем такте ми минор – в теме си-соль-ми - тоническое трезвучие. В 4-м такте в первой половине до мажор, во второй половине ля минор. Как я всё это вычислил? Движение мелодии + слух + опыт.

Svit: Вальдемар, просьба задержаться на первых трёх тактах - они ключ к пониманию Вашего хода мысли. Поясните, пожалуйста, какое смысловое значение Вы придаёте фразе: "В первом такте... ми мажор"? Тем самым назначаете такой же аккорд для аккомпанемента? Для меня понятно заключение по 3-му такту, содержащему ноты тонического трезвучия. В 1-м такте есть нота ми, но нет её терции соль или соль-диез. Если бы соль-диез присутствовала, можно было бы говорить о нотах такта, как о составляющих мажорного трезвучия или мажорного септаккорда. В отсутствие терции оба варианта имеют одинаковое право на существование, если только не иметь в виду что-то ещё дополнительно. Почему же выбрали ми мажор? По 2-му такту вопросы те же: в такте есть ре и квинта ля, но нет терции фа или фа-диез.

tobol: Мне кажется вот этот вариант нот лучше подойдет для работы: не так высоко.

tobol: Нашел ешё один вариант, но только первый лист, полного текста нет, левая рука здесь совсем без ритма, видимо другая трактовка пьесы...

tobol: Svit пишет: Честно говоря, не ожидал, что эта песенка такая располагающая! Согласен, это инструментальный вариант, чувствуется настроение, хорошо основная музыкальная тема обыграна и даже расширена. Автора именно этого варианта не знаю и нот не нашел, а вообще автор музыки не А. Варум, как указано в тексте нот (ноты, конечно, не этого варианта), а Ю.Варум, т.е. отец Анжелики.

Waldemar: Svit пишет: Тем самым назначаете такой же аккорд для аккомпанемента? Аккорды для аккомпанемента не просто назначаются, а исследуются. Вопрос вопросов – минор или мажор? Если нет ответа в мелодии, остаётся только одно – слух. Надо много раз прослушивать оригинал до прояснения. А вот с тональностью надо определиться. Сначала tobol выложил в ми миноре, потом в си миноре. Затем ещё один вариант в ре миноре. Всего тональностей 12, какая будет следующая?

Svit: tobol пишет: Мне кажется вот этот вариант нот лучше подойдет для работы: не так высоко. По первым выложенным нотам тоже задавался вопросом: насколько подходит для мелодии на баяне регистр тенор-саксофона? это инструментальный вариант, чувствуется настроение, хорошо основная музыкальная тема обыграна и даже расширена. Автора именно этого варианта не знаю и нот не нашел, а вообще автор музыки не А. Варум, как указано в тексте нот Располагающей песенкой я назвал "Сурка" Бетховена. Её предложил MAN как более простую для разбора. Но после я добавил, что придерживаться стоит той мелодии, которую выбрали Вы вместе с Waldemar-ом.

Svit: MAN пишет: Как вы догадались, что там должны быть именно эти аккорды? Ещё лучше было бы объяснить как вы их ВЫЧИСЛИЛИ. tobol пишет: Мой вариант ответа: просто на слух. Waldemar пишет: Как я всё это вычислил? Движение мелодии + слух + опыт. Вопрос вопросов – минор или мажор? Если нет ответа в мелодии, остаётся только одно – слух. Надо много раз прослушивать оригинал до прояснения. Три ссылки на важность слуха, т.е. прослушивания мелодии (в нашем случае - вокала, раз это песня). Слушать оригинальное исполнение в какой-то видеозаписи на компе? А одним баяном не обойтись? Наверное, именно баян имел в виду tobol в своём варианте ответа. И, прошу прощения, прежний вопрос: какой смысл Вы придаёте поиску ответа, что перед нами - минор или мажор? Может быть, речь об оттенках мелодии в рассматриваемых тактах? Какой в них настрой - грустный, обнадёживающий или какой-то ещё?

MAN: Svit пишет: Три ссылки на важность слуха Н-н-да-а! Как это ни огорчительно, но, похоже, придётся признать за этим проклятым слухом, будь он неладен, не самую последнюю роль в интересующем нас деле.

tobol: Waldemar пишет: А вот с тональностью надо определиться. Сначала tobol выложил в ми миноре, потом в си миноре. Затем ещё один вариант в ре миноре. Всего тональностей 12, какая будет следующая? Следующей не будет! Ноты в тональности ре-минор я выложил, т.к. в них присутствуют аккорды. Что касается лично меня, то я за тональность си-минор. Svit пишет: прежний вопрос: какой смысл Вы придаёте поиску ответа, что перед нами - минор или мажор? Как я понимаю это и есть та самая основа для построения аккордов: в минорном или мажорном ладу.

Svit: tobol пишет: Как я понимаю это и есть та самая основа для построения аккордов: в минорном или мажорном ладу. Но с аналогичным, уже высказывавшимся предположением Waldemar не согласился: Аккорды для аккомпанемента не просто назначаются, а исследуются. Вопрос вопросов – минор или мажор?... Естественно, возникает тот же вопрос: на предмет чего они исследуются, в каком смысле упомянуты минор и мажор? Лад (тональность) уже заданы ключевыми знаками - в нотах для альт-саксофона два диеза и тоника си в последнем такте, а значит тональность си-бемоль, не так ли? Впрочем, здесь нас подстерегает ловушка: саксофоны относят к транспонирующим инструментам и звучат они не так, как записано в нотах. Среди альт-саксофонов вроде бы наиболее употребительны "in Es" (транспонируют ноту до на большую сексту вниз). Для какого именно альт-саксофона выложены ноты, должно быть указано. В данном случае этого нет, и совершенно непонятно, как должны выглядеть эти ноты, если их написать для баяна или фортепиано, т.е. для нетранспонирующих инструментов. А вот тенор-саксофоны вроде чаще "in B" (транспонирование на большую нону вниз). Похоже, с этим надо капитально разбираться и расписать ноты мелодии для баяна заново, в желаемом регистре и в какой-то тональности . Но проще махнуть рукой на все эти транспонирования и считать, что у нас в наличии ноты мелодии для баяна в тональности си-минор .



полная версия страницы