Форум » Общий форум » Гармонический ликбез-3 » Ответить

Гармонический ликбез-3

свит: Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Svit: Не получив внятного освещения темы "Модальность" и не найдя примеров для подражания в трёх пространных пособиях В.П.Середы, с этими пособиями распрощался через "Старую книгу". А вечером обнаружил раздел с таким же названием, но в более доступном изложении, в книге: Кофанов А.Н. Сочинение музыки. - СПб: Композитор, 2007. - 156 с. Привожу выдержки из этой книги. "II часть. Модальность. То, что я расскажу, может показаться вам чем-то новым, модным изобретением XX века; на самом деле это типичное "хорошо забытое старое". Модальная музыка процветала, когда о тональности ещё и слыхом не слыхали. Она построена на модусах. Это страшное заграничное слово означает всего-навсего звукоряд - но иной, не принятый в европейской классике. Напомню: "классическая гармония" имеет дело с семиступенными звукорядами, построенными по большим и малым секундам, и ограничивается лишь четырьмя из них: мажор; натуральный, гармонический и мелодический миноры. Мы настолько к ним привыкли, что считаем их единственно возможными. Однако есть и другие. Именно они называются модусами." Далее, в качестве модусов автор упоминает следующие звукоряды: натуральные лады (исключая ионийский и эолийский, которые совпадают с тональностями натурального мажора и натурального минора соответственно), пентатонику, искусственные модусы (например, целотоновая гамма, она же "гамма Черномора" - её одним из первых применил М.Глинка в опере "Руслан и Людмила"). Автор считает: "Работа в модусах сильно ограничивает свободу, зато развивает изобретательность. Впрочем, возможно смешение: внутри обычной тональности некоторые темы проводить модусом (подобно Глинке и Римскому-Корсакову); или наоборот - ввести в модальную структуру некоторые элементы тональности (терцовые аккорды и т.д.)". В качестве примера смешения автор называет блюз: "Блюзовое соло играют в особом модусе, который называется блюзовой гаммой. Это минорная (та, в которой от основного тона можно построить минорное трезвучие) пентатоника с добавленной одной-единственной нотой - "блюзовым тоном". В аккомпанементе же звучат банальные септ- и нонаккорды. Впрочем, есть и аккорды специально блюзовые."

Svit: tobol пишет: Понимаю в общем так - можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!) Думаю, по-другому гораздо больше свободы для музыканта!? Опять же нужна консультация у Waldemara... Waldemar пишет: Моя консультация? Но я ведь не профессор Музыки. Да, опыт у меня полувековый, но это больше бывшее исполнительство, а последние 20 лет – компьютер. Имея интерес ко всем таким понятиям, как модальность, устойчивость, гармонический стандарт, тональная система и др., надо опуститься с небес на землю и рассматривать конкретный пример, конкретное произведение. Конкретный пример у нас так и не состоялся. И с теорией гармонии применительно к баяну с готовыми аккордами тоже недоработка, наверное по причине отсутствия интереса у музыкальных профессоров и преподавателей рангом пониже. Не получив удовлетворения от знакомства с трудами отдельных авторов, решил перейти к более обширному списку учебно-методических пособий и выписать оттуда наиболее лаконичные и понятные положения, которые могут быть полезны баянисту-любителю при гармонизации мелодий и подборе аккомпанемента. Результат можно посмотреть в формате .rtf здесь: https://disk.yandex.ru/d/Gwl9i7yu6nF9Bw . Качество печати в варианте для просмотра - плохое, в скачиваемом варианте - нормальное. Загрузка файла объёмом 285 Мб происходит в пределах 1 мин. Набор в WordPad текста с нотными вставками, но без страниц был долгим и трудным. Скомпоновать материал для просмотра и печати без пустых мест и с правильным расположением заголовков по отношению к графическим вставкам не получилось, но другого рабочего инструмента у меня не было.

Waldemar: Svit пишет: можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!) Тоника в теории музыки — первая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов. Тональная гармония имеет четкую структуру и основана на определённых закономерностях. Тоника, субдоминанта, доминанта – те основные элементы, которые определяют практически всю систему функционирования гармонии, что у Бетховена, что у Ллойд Вебера, что у Гершвина, что в цыганочках, что в «платочиках». Тональная система пришла на смену модальной системе, для которой она является одновременно обеднением и обогащением. Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).


Svit: Waldemar пишет: Svit пишет:  цитата: можно, что называется, играть от печки (тоники), а можно по-другому (по-модальному!) Waldemar, это было сказано tobol-ом. Мой вчерашний пост и ссылка на подборку теоретических положений и практических рекомендаций по гармонизации мелодий и подбору аккомпанемента для баяна никакого отношения к модальности не имеют - они о гармонизации мелодий на основе классической теории музыки. Сказано также о возможности иных подходов: свободная гармонизация, классическая гармонизация в сочетании со свободной, джазовая гармонизация.

Waldemar: Svit пишет: Waldemar, это было сказано tobol-ом Извиняюсь, перепутал кислое с пресным. Гармонизация — это многоголосная обработка мелодии по законам гомофонного склада, мажорно-минорной тональности. Иначе она трактуется как выявление ладофункциональной сущности тонов мелодии и её сопровождение соответствующими аккордами. Гармонизация — это процесс подбора созвучий для раскрашивания данной музыкальной темы. Все музыканты пользуются при этом одним из двух способов. Самый легкий из них - просто положиться на ощущения, как и должно быть в любом творчестве. Правда, правила и законы при этом забывать тоже нельзя, иначе слушатель то и дело будет чувствовать себя неуютно, замечая всякие недочеты и несоответствия. При достаточном опыте все условности соблюдаются машинально, незаметно для автора, а вот когда опыта еще недостаточно, за этим нужно следить сознательно. Это и есть другой способ гармонизации - "вычислительный". Вычисления не подарят Вам внезапных кладов, они сознательны, но ведь надо же и это уметь!



полная версия страницы