Форум » Общий форум » Гармонический ликбез-3 » Ответить

Гармонический ликбез-3

свит: Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

tobol: Svit пишет: Пожалуйста, ссылку, чтобы глянуть на такие ноты! Надо сначала их написать, т.е. ноты то есть, только без аккордов, которые я добавляю просто при игре, это моя обычная практика, будет время попозже, сделаю. Или горит?

Svit: tobol пишет: будет время попозже, сделаю. Или горит? Не горит.

tobol: По просьбе трудящихся: Чтобы исполнять всё легато надо поработать с аппликатурой, выручат 1-й и 5-й.


Svit: Годится! Прошёлся по нотам с баяном и потянуло немного их подправить, чтоб не только трезвучия были. Это чтобы добавить красок звучанию. Правда, без оглядки на текст здесь возможен перебор: tobol, на этот раз у меня не получается нормально скопировать нотную линейку на ресурсе postimg.org. Так, чтобы нотоносец размещался на белом фоне, а не на сероватом фоне страницы нотатора. Фон остаётся сероватым и при экспорте нот из .sib в .png . Скриншот страницы .sib с нотами получается ещё хуже, с неравномерным фоном. Как лучше действовать?

tobol: Svit пишет: Как лучше действовать? Я этой программой не пользуюсь, работаю (очень редко) с MuseScore. Да всё нормально, дался Вам этот фон, время на него только тратить... Возвращаюсь к "Нiч яка мiсячна"... Конечно, здесь напрашивается хотя бы небольшая, несложная импрочасть или проигрыш, плюс вступление такта на два. Тогда будет значительно интереснее...

Svit: tobol пишет: И всё-таки надо закончить нотный текст, как планировали... Надо то надо, да только ясности нет - как надо. Шёл на музыки урок, А попал на марш-бросок! Не готов бежать как ас - Мне бы лучше в младший класс. Ещё раз обратился к нотам "Осеннего джаза" для тенор-саксофона в тональности ми-минор. Вступление, что после репризы начала, начинается и заканчивается длинной нотой ми. Вроде бы тональность ми-минор, но пока только для этого вступления. В следующем такте для собственно вокала имеем затакт (Пер-ва-я лю-бовь). Короткая нота ля последнего слога соединена лигой с длинной нотой ля в начале последующего такта (с двойной тактовой чертой). Окончание всего музыкального предложения - всё же длинная нота ми, что в самом начале вступления: именно к ней отправляет реприза повторения, которая в конце первой вольты. Соглашаюсь, что и по нотам выхожу на тональность ми-минор. Предлагаемый в начале текста аккорд H7 (после Am) всё же не к месту, на мой взгляд. H7 подошёл бы для заострения напряжённости звучания, но здесь, по тексту, повествование только начинается. Заострять, вроде бы, пока нечего! Склоняюсь к мнению, что для "Осеннего джаза" более правильным было бы подбирать аккорды и басы на слух, с баяном в руках. Гитарной цифровке с Н7 доверия нет. Резюме? - Инициатива должна быть наказана. Слово тому, кто хотел ноты "Осеннего джаза"!

tobol: Svit пишет: Слово тому, кто хотел ноты "Осеннего джаза"! Ноты для мелодии есть, даже в разных тональностях, гармонию вполне можно подобрать, для начала вполне можно взять вариант гитаристов. Напомню, в чём лично для меня проблема этой пьесы: tobol пишет: Или вот эта пьеса, в ней ритмический рисунок никак не могу уловить. И здесь никакого прогресса нет и, скорее всего, не будет...

Svit: tobol пишет: Или вот эта пьеса, в ней ритмический рисунок никак не могу уловить. И здесь никакого прогресса нет и, скорее всего, не будет... Этот рисунок более разборчив здесь: https://youtu.be/X9pLOdzJt-o . Но снять его на слух мне тоже не под силу. А как Waldemar? Не тот ли ритмический рисунок в нотах на видео, в самом его начале? - https://youtu.be/qG9ciszmLEg .

Waldemar: Svit пишет: А как Waldemar? Ритмический рисунок этой песни в оригинале действительно сложен.

tobol: Waldemar пишет: Ритмический рисунок этой песни в оригинале действительно сложен. Да уж, этот ритм даже простучать сложно, видимо для баяна этот вариант не пройдет, надо как-то упрощать. Нашел миди "Осенний джаз" в ре-миноре. Перевел миди в нотный текст, по-моему (может я ошибаюсь?) ритм определяет Electric Guitar. По сложности для баяна тоже "мама не горюй!"

Svit: tobol пишет: по-моему (может я ошибаюсь?) ритм определяет Electric Guitar. А по нотам, на мой взгляд, и рок-орган тоже. Приглушённая (muted) электрогитара записана на нотоносце баса. В каком амплуа используют приглушённую гитару, прочёл здесь: https://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/glushenie-strun-na-gitare.html . Конкретно о ней сказано следующее: "Глушение струн на электрогитаре позволяет воспроизвести тёплый, глухой тембр, похожий на звук контрабаса." Так что у этой электрогитары отчасти и функция контрабаса, раз ноты для неё на нотоносце с басовым ключом. Если говорить о нотах переложений с аккомпанементом джазовой гитары (обычно озвучивает аккорды аккомпанемента), то ноты для неё записывают на нотоносце со скрипичным ключом - во всяком случае, так было в тех нотах, которые приходилось использовать в качестве первоисточника для баянных переложений. В нашем случае приглушённая гитара, похоже, всё-таки уходит от простой опорной функции бас-гитары и привносит в ритмический рисунок свою замысловатую басовую вязь.

Svit: По моему, заслуживающая внимания статья о подходе к гармонизации песни - "Создание гармонического каркаса": https://ozlib.com/917499/iskusstvo/sozdanie_garmonicheskogo_karkasa . Включает интересный пример гармонизации русской народной песни "То не ветер ветку клонит", где утверждается, что гармония должна претерпевать изменение при каждом секундовом ходе мелодии. Такое встречаю впервые. Непонятыми оказались некоторые фразы: - гармоническая терция си-ре может гармонизоваться D7 - am (ноты песни в тональности ми-минор); - 11-й такт можно гармонизовать D7-G, который разрешится в G. Кто может пояснить с привязкой к нотам песни?

tobol: tobol пишет: Перевел миди в нотный текст Здесь полный набор инструментов - и какой(ие) же из них задают ритм? Все вместе?

Svit: Что такое ритм? По Краткому музыкальному словарю А.Н.Должанского "РИТМ - чередование и соотношение муз длительностей и акцентов; средством измерения и осознания Р. является метр". Сильную долю тактов 4/4 подчёркивают ноты баса длительностью 1/4 (верхний нотоносец). Более короткие ноты баса часто совпадают с нотами мелодии (нотоносец ниже) не только во времени, но и длительностью. Аккорды аккомпанемента - всё-таки на 4-й строке (орган). Гитара 5-го нотоносца выдаёт повторяющиеся нотные фигурации, которые в джазе, кажется, называют риффами. Здесь они, скорее всего, являются украшением аккомпанемента. Ноты этой гитары по месту и длительности тоже близки нотам мелодии (2-й нотоносец сверху). Остаётся неуточнённым понятие ритмического рисунка. По-быстрому определения ему не нашёл. Что скажут знатоки и ведущий - Waldemar?

tobol: Svit пишет: Остаётся неуточнённым понятие ритмического рисунка. Я полагаю, что это порядок чередования сильных и слабых долей в пределах одного такта.

Waldemar: Svit пишет: Остаётся неуточнённым понятие ритмического рисунка. По-быстрому определения ему не нашёл. Что скажут знатоки и ведущий - Waldemar? Ритмическая формула, или ритмоформула в музыке — устойчивый ритмический рисунок, общеупотребительный и общепризнанный в рамках определённой исторической и региональной музыкальной традиции. Ритмоформула часто выполняет функцию характерного признака ритмики музыкального жанра (например, польского полонеза, баскского сортсико, бразильской самбы) и даже музыкального стиля (как, например, в классической музыке Индии). По значимости в музыке ритмоформулу можно сравнить с мелодической формулой. В музыкальном сочинении ритмоформулы обычно объединяются в периодические ряды (серии) и осмысливаются слухом как элементы метрической сетки.

tobol: tobol пишет: Я полагаю, что это порядок чередования сильных и слабых долей в пределах одного такта. Добавлю: или музыкальной фразы.

Svit: tobol пишет: tobol пишет:  цитата: Я полагаю, что это порядок чередования сильных и слабых долей в пределах одного такта. Добавлю: или музыкальной фразы. Добавление существенное. Но при таком определении не учитываются длительности и место расположения звучащих нот и пауз, которые могут быть самыми разными и не менее важны для характеристики ритмического рисунка. Это я почувствовал при попытке записать нотами и прослушать ритмический рисунок гитарного аккомпанемента в песне Ю.Шевчука "Что такое осень". Там если записывать все эти короткие басы и аккорды длительностями больше некоторой, весьма малой для баяна величины, аккомпанемент становится вязким, неприемлемым на слух как только начинаешь прослушивать его в нотаторе вместе с мелодией. Далее было бы интересно посмотреть гармонию "Осеннего джаза" хотя бы в первых четырёх тактах запева (со словами текста "Первая любовь, как ты далеко.") - в том же миди на шести нотоносцах, что Вы привели выше.

tobol: Svit пишет: было бы интересно посмотреть гармонию "Осеннего джаза" хотя бы в первых четырёх тактах запева Дело в том, что это миди сделано для минусовки песни, т.е. там тема основной мелодии отсутствует. Продолжил поиски нот нашел ещё один вариант в тональности ре-минор.

Svit: tobol пишет: Продолжил поиски нот нашел ещё один вариант в тональности ре-минор. Странное молчание со стороны тех, кто чувствует на слух красоту мелодий и гармонию. Посему вызываю огонь на себя, благо слух не тот, что надо, а какой достался. Прошёлся с баяном по нотам в тональности ре-минор и не удовлетворён ни мелодией (в части сочетания длительностей нот, а также их места в такте), ни большей частью предложенных аккордов. Как-то всё коряво получилось в нотах и не звучит...



полная версия страницы