Форум » Общий форум » Гармонический ликбез-3 » Ответить

Гармонический ликбез-3

свит: Поскольку никто из музыкально подкованных или образованных посетителей форума не решился продолжить тему ликбеза, приходится заниматься этим самостоятельно. Не tobol ли советовал обратить внимание на одно из пособий Парнеса и Оськиной (возможно, Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На баяне - по слуху: Самоучитель. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 199 с.)? Меня оно не устроило, потому что не было наглядным - в нём нет нот. Так уж получается, что зачастую приходится заниматься самообразованием, сидя в электричке, естественно без баяна. Вот тогда и спасают ноты в пособиях по гармонизации - и видишь суть предлагаемого, и можешь, благодаря нотам, представить звучание того, что в этих нотах. Поэтому я обратился к другому путеводителю, тоже несложному для восприятия, но с нотами: Мотов В.Н., Шахов Г.И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - М.: ООО "Издательство Кифара", 2004. - 104 с. Там есть короткие пояснения по каждому разделу и задания для закрепления урока. Книга периодически переиздаётся (допечатывается) и появляется в продаже.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Svit: Нашёл-таки уроки гармонии в понятном и подходящем для меня виде, к тому же (по прочтению отдельных мест) в хорошем изложении - от Дмитрия Низяева: http://www.7not.ru/harmony/ . Жаль, что нельзя скачать в формате электронной книги. Бумажного варианта тоже не отыскал. P.S. Приступил к изучению и в двух начальных разделах ("Правила игры" и "Гармонизация") начинаю спотыкаться на ошибках или описках принципиального характера, неудачных выражениях, непродуманной подаче графического материала (странное извлечение нотного текста) и т.д. Такое впечатление, что автор свой труд не перечитывал и не правил. Так что хорошее изложение присутствует, но не всегда и не во всём. Не знаю, надолго ли меня хватит заниматься чтением такого текста.

tobol: Svit пишет: Приступил к изучению и в двух начальных разделах ("Правила игры" и "Гармонизация") Выскажу своё мнение: теория без практики мертва. Если изучать гармонию системно и досконально, то надо и практику подключать, а иначе - какой смысл тратить время и усилия, главное ВРЕМЯ!!! Но я, например, сочинением музыки или сложными аранжировками заниматься точно не стану, тут MAN в своём сообщении 2032 прав. И в тоже время подобрать самостоятельно (помогут слух и опыт игры на баяне) аккорды к такой несложной песне (см. ниже) вполне по силам многим любителям. Вот я смог же подобрать, даже ноты аккордов не стал записывать, настолько всё просто, пальцы сами находят эти аккорды.

Svit: tobol пишет: Выскажу своё мнение: теория без практики мертва. Если изучать гармонию системно и досконально, то надо и практику подключать, а иначе - какой смысл тратить время и усилия, главное ВРЕМЯ!!!... И в тоже время подобрать самостоятельно (помогут слух и опыт игры на баяне) аккорды к такой несложной песне (см. ниже) вполне по силам многим любителям. Вот я смог же подобрать, даже ноты аккордов не стал записывать, настолько всё просто, пальцы сами находят эти аккорды. Все переложения, которые пришлось делать, они всегда были сопряжены с прослушиванием либо того, что видел в оригинальных нотах, либо того, что приходилось подбирать или изменять самому. Но вот что подмечаю в нотах, основанных на простом подборе. В них словно бы поставлена задача подобрать благозвучные или подходяще звучащие басы и аккорды к нескольким соседним нотам мелодии, причём без оглядки на развитие мелодии. Аккорды обычно берутся из тройки T, S, D. Красоту же и особую прелесть аранжировке придают отклонения от этой стандартной тройки. Когда вижу неожиданные ходы в гармонизации мелодии и нахожу очень красивым звучание таких мест на баяне вживую, мне интересно узнать, как автор пришёл к такому выбору и какой базой знаний располагал при этом. Короче, хочу не только увидеть и услышать, но и понять! tobol, свой подход Вы пояснили. В нотах, что выложили, есть и отклонения в сторону от аккордов T, S, D. Есть и варьирование рисунка аккомпанемента. Это хорошо! Сами же аккорды почему-то прописаны не полностью и не имеют обозначений, по этой причине могут остаться непонятыми. Почему я не могу положиться только на свой слух, последовав Вашему примеру? Давно не напоминал об этом: ну нет у меня приличного музыкального слуха и способностей от бога! Потому и кувыркаюсь по-своему... Попутно вопрос к сведущим. В уроках и примерах гармонизации идёт подбор аккордов к каждой ноте мелодии. На выходе получается частокол из аккордов, не подходящий для баяна. Нам бы заборчик пореже, который реально можно сыграть своими двумя руками. Как это желание реализовать, взяв за основу примеры с гармонизированными мелодиями, когда там в аккомпанементе одни аккорды? Как проредить частокол? Не оставляет предчувствие, что не с частокола аккордов начинать надо, а с плана гармонизации. Для чего необходимы анализ построения мелодии (разбивка её на периоды, предложения, фразы и мотивы) и анализ развития мелодии в пространстве гармонических функций и оборотов (кадансов).


Waldemar: Svit пишет: ...не с частокола аккордов начинать надо, а с плана гармонизации. Для чего необходимы анализ построения мелодии (разбивка её на периоды, предложения, фразы и мотивы) и анализ развития мелодии в пространстве гармонических функций и оборотов (кадансов). Как раз именно это я предлагал и даже начал делать в моём посте № 2289. Там была песня Варум «Осенний джаз», которую предложил tobol. Но почему-то никто не поддержал меня. Сам tobol отметил с грустью: «Что-то и как-то всё запуталось, однако..» Всё это очень напоминает мне построение коммунизма в б. СССР.

Svit: Уважаемый Waldemar! А если от напоминания не по делу перейти к самому делу? Всё-таки Вас поддержали в главном - в необходимости Вашего урока по теме гармонического ликбеза. Песня для разбора гармонизации предложена, по первым тактам Вы показали свои предложения и ответили на последовавшие вопросы. Не пора ли продолжить? Остаётся только пожелать: не забывайте, пожалуйста, о пояснениях - почему сделали так, а не иначе. К слову, о плане гармонизации (конкретно по песне Варум или в общем) пока что речи не было. Отдельная просьба к Юрию Георгиевичу (ко всем остальным тоже!): не опережать Waldemar-а, когда от него ждут ответа на поставленный вопрос, и не предугадывать, что он может ответить. Свои мысли - после высказывания основного докладчика, иначе мы снова уйдём в сторону.

tobol: Waldemar, очень прошу продолжить гармонический ликбез на практике, пожалуйста...

avtolyk: tobol пишет: Waldemar, очень прошу продолжить гармонический ликбез на практике И я.

Vofa: avtolyk пишет: tobol пишет:  цитата: Waldemar, очень прошу продолжить гармонический ликбез на практике И я А я вообще за любой кипеж, кроме голодовки

Waldemar: Svit пишет: Waldemar, очень прошу продолжить гармонический ликбез на практике, пожалуйста... Разумеется, пора продолжить. Вот только хотелось бы колективного участия. И почему мне отведена роль какого-то «основного докладчика». Ведь здесь форум, а не партсобрание и я вовсе не парторг. Давайте так – все высказывают свои мысли без каких либо очередей и ограничений. Творчество – это свобода и свобода слова тоже. Итак, переходим к 5-му такту.

tobol: Waldemar пишет: Итак, переходим к 5-му такту. Waldemar, а какие ноты Вы выбрали для аранжировки: Tenor Sax (пост 925), Alto Sax (пост 927) или вариант нот для фортепиано (пост 928)?

Waldemar: Вот эти:

tobol: 5-й: D 6 и 7-ой: Em, хотя по 7-ому сомневаюсь сильно, наверное там должен быть септаккорд?

Waldemar: Waldemar пишет: 5-й: D 6 и 7-ой: Em, хотя по 7-ому сомневаюсь сильно, наверное там должен быть септаккорд? Нет, в 5-м такте Am. В 6-м H7 (у меня В7), в 7-м Em. 8-ой и 9-ый такты повторяют 4-й и 5-ый.

tobol: Я просто ошибся в нумерации тактов: в прилагаемых нотах вторая нотная строчка в её начале помечена №14, ну я и отсчитал обратным ходом до пятого такта... Вопросы у меня следующие: сильные доли? Мне кажется это первая нота в такте и последняя. А если такт в мелодии начинается с паузы, то сильную долю выделяем басами? Ритм для левой руки какой? Может быть такой: Бас(1/4+1/8)-Аккорд(1/8)-Аккорд(1/8)-Аккорд(1/8)-Бас(1/4)? В первом такте всё-таки Е или Em (см. пост 2288)?

Waldemar: Waldemar пишет: Вопросы у меня следующие... Да, если такт в мелодии начинается с паузы, то сильную долю выделяем басами. Ритмом для левой руки займёмся позже. Сначала надо всё гармонизировать. В первом такте всё-таки Е (ми мажор).

tobol: Попробую продолжить дальше. Очевидно, что 10 и 11 такты это повтор тактов 6 и 7, т.е. В7 и Еm. 12 такт может быть Am/C? 13 и 14 такты Em

avtolyk: У меня есть предложение. В нотах для саксофона (ми-минор), для того, чтобы не путаться, первые семь тактов (там, где нет голоса) не учитывать, как и затакт. Отсчет вести от репризы. Если я правильно понимаю, в джазе в ходу всякого рода уменьшенные, увеличенные, нонаккорды. Исходя из этого вопрос: будет ли правильно сделать как на приложенной картинке? На басовый ключ не обращайте внимания, это я попутно тренируюсь в построении аккордов.

Waldemar: avtolyk пишет: будет ли правильно сделать как на приложенной картинке? Всё правильно. 14-й и 15-й такты.

tobol: Проиграл на баяне созданное и появились сомнения: такт 12 G7 для меня гармоничнее звучит все-таки Am/C такт 13 - С, т.е. мажор, для меня здесь не место мажору, мой вариант Am, кроме того следующий такт с Аm и начинается. такт 15 - В7 не звучит, может быть Em? Ещё: предлагаю в тактах 4,6,8,10,12,14 первую ноту начинать с форшлага.

avtolyk: Waldemar, если не сложно, скажите как в 6 такте появился H7? Или подскажите, где это найти.



полная версия страницы