Форум » Общий форум » О музыке в общем и теории музыки в частности » Ответить

О музыке в общем и теории музыки в частности

свит:

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 All

tobol: свит пишет: Ваше резюме по статьям автора блога в части рекомендаций к методике занятий. Хорошо, сделаю, но попозже, сейчас сезон рыбалки и охоты, да и скоро картошку копать... свит пишет: Насколько помню, было задумано попурри на тему латиноамериканских песен. Попурри из песен АББА закончено, также закончены "Мелодии нашей победы" и "Песни наших родителей". Почти на финише "Французские мотивы" и "Итальянцы"

tobol: Булкин пишет: Но методика, которую здесь встретил (15-20 минут играем и забываем про это до следующего дня) в моем случае работает. Эти пятнадцатиминутки основа моих занятий, т.е. играю 15 минут (одну пьесу, или несколько небольших, или несколько проблемных тактов, или даже 1-2 такта), затем делаю перерыв на отдых. Затем снова 15 минут, но уже другие пьесы (или отрывки). Веду ежедневный учет занятий (начал около двух лет назад): какие пьесы играл и общее время игры. Учет дисциплинирует. То есть появилась какая-то система занятий. Мне очень помогает, жаль, что раньше этого не делал.

свит: tobol пишет: Эти пятнадцатиминутки основа моих занятий, т.е. играю 15 минут (одну пьесу, или несколько небольших, или несколько проблемных тактов, или даже 1-2 такта), затем делаю перерыв на отдых. Затем снова 15 минут, но уже другие пьесы (или отрывки). Совсем не упоминаются упражнения для правой и левой руки. Они не обязательны в Вашем случае - достаточно ежедневной игровой практики и повторения проблемных тактов? Лично у меня столько уже написанных композиторами нот для баяна прекрасных произведений, которые хочется прямо-таки немедленно разучить, что тоска берет, что в сутках только 24 часа и куча разных житейских дел ежедневно, а сам я 50-го года рождения. Так что, теорию, помогающую писать ноты - отставляю в сторону навсегда. Теория меня интересует выборочно, когда упираюсь при разучивании в конкретную проблему, например, способы перехода из одной тональности в другую при исполнении попурри Хорошо, сделаю, но попозже, сейчас сезон рыбалки и охоты, да и скоро картошку копать... Всё так, но смею заметить, что помимо личных предпочтений и планов по-прежнему важен обмен опытом. Поэтому для форума в целом, а значит для начинающих или продолжающих баянистов важны Ваши заметки и по методике занятий, и по сведению разных песен в попурри. Это то, что будет востребовано в первую очередь. Ну, а далее уже интерес и к конкретике: меня бы, например, заинтересовало попурри на тему французских песен.Так что ждём окончания сезона у Вас, и Алесандроса тоже.


Булкин: Занимаюсь по самоучителю Бардина Ю. Удалось из Омска купить оригинал 1978 г. выпуска. Я так понимаю, что многие здесь занимались по Басурманову. Я тоже по нему начинал, но все-таки захотелось овладеть пятипальцевой системой, тем более у меня 5-рядный баян. Жалко, что пик активности на форуме уже давно позади. Слава богу, что есть возможность читать его хроники. Сперва читал форум goldaccordion и там чудом нашел ссылку на этот форум. Все-таки там 99% выпускники музшкол, училищ и консерваторий, а здесь больше любителей.

tobol: Поскольку есть интерес к материалам сайта «Игра на фортепиано. Переведенные статьи для пианистов-любителей», то я как обещал ранее, сделал подборку материалов с этого сайта. Файл размещен на нашем Яндекс-диске, раздел "Загрузки", название "Подборка материалов ч.1 (для баянака)". Здесь первая часть подборки. Если будет интерес у форумчан продолжить, то подготовлю продолжение.

tobol: Смотрел по телеку чемпионат мира по европейским танцам (2018г.): значительно больше половины танцев было под музыку, где солирующий инструмент баян-аккордеон! Было очень радостно и приятно!

Svit: tobol пишет: Смотрел по телеку чемпионат мира по европейским танцам (2018г.): значительно больше половины танцев было под музыку, где солирующий инструмент баян-аккордеон! Неплохо бы добавить - какой канал, время, название передачи (программы).

tobol: Svit пишет: Неплохо бы добавить - какой канал, время, название передачи (программы). Чемпионат мира по европейским танцам

YRI: Обнаружил на просторах YouTube интересный урок для развития техники пальцев, мне показалось довольно интересное и продуктивное упражнение, предложенное известным участником форума Комбригом. Жаль, что он теперь на появляется на форуме. Много полезного было от его участия. https://youtu.be/TDvX7IFH-20 Вот еще. Тоже довольно полезные упражнения. https://youtu.be/d9F-_vyZPYQ

Svit: YRI пишет: Обнаружил на просторах YouTube интересный урок для развития техники пальцев, мне показалось довольно интересное и продуктивное упражнение, предложенное известным участником форума Комбригом. Жаль, что он теперь на появляется на форуме. Много полезного было от его участия. https://youtu.be/TDvX7IFH-20 С интересом посмотрел этот урок, когда-то виденный и теперь уже подзабытый. Спасибо за напоминание! На Баян-Форуме он в разделе Комбрига, тема "Гаммы. Упражнения": http://bayanac.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0-1421336522 . Там же Комбриг даёт ссылку и на клип с минорной гаммой.

Svit: Увидев запрос tobol-а на импровизацию к романсу "Гори, гори, моя звезда", попытался найти разъяснение, в чём эта импровизация состоит применительно к романсу. Такого материала не нашёл, зато подвернулась интересная статья о непростой сценической судьбе романса у нас в России: Г.А.Мурашев. Возвращение русского романса - http://www.kirshin.ru/about/arsii/05_03.html . Восприятие романса слушателями очень сильно зависит от тембра голоса и мастерства исполнителя, неординарности или необычности манеры исполнения, а также, и очень сильно, от музыкального сопровождения - выразительности и нюансировки аккомпанемента. На моей памяти пропаганде романса весьма поспособствовал в советское время кинофильм "Семь нот в тишине". В нём одна из 7 новелл представляла романс в исполнении солистки Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Галины Каревой (кажется, она исполнила романс Алябьева "Нищая"), и в процессе исполнения романса была показана реакция слушателей на это исполнение. Пение Галины Каревой и её голос настолько заворожили, что потом мы с женой дважды побывали на её сольных концертах. И увидели, что ровно выдержать ту высочайшую. исполнительскую планку, что так тронула в фильме, на протяжении сольного концерта практически невозможно. В сольном концерте что-то получалось лучше, что-то хуже, и это лучше-хуже, похоже, сильно зависело от самочувствия и эмоционального настроя певицы. В конце прошлого столетия и в нынешнем в Гатчине выступает местная знаменитость, самодеятельный исполнитель песен и романсов Владимир Майер. Достойный исполнитель. Раньше на концертах В.Майеру часто и с блеском аккомпанировал на рояле или фортепьяно преподаватель местной музыкальной школы Михаил Огороднов. Аккомпанировал так, что этот аккомпанемент зацеплял не меньше певца-исполнителя, может быть, даже сильнее - Огороднова хотелось слушать и слушать...

tobol: Svit пишет: Восприятие романса слушателями очень сильно зависит от тембра голоса и мастерства исполнителя, неординарности или необычности манеры исполнения, а также, и очень сильно, от музыкального сопровождения - выразительности и нюансировки аккомпанемента. Полностью согласен. Именно поэтому я не стал брать первые попавшиеся ноты романса, поэтому и импрочасть ищу.

Waldemar: Svit пишет: ...попытался найти разъяснение, в чём эта импровизация состоит применительно к романсу. Такого материала не нашёл. Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса.

tobol: Waldemar пишет: В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Безусловно, музыкант импровизирует непосредственно во время исполнения. А почему нельзя после такой импровизации записать её нотный текст? Можно. Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией? Waldemar, как Вы считаете? Я считаю -да. И ещё: мне непонятно, почему импровизация именно к романсу невозможна. Как-то аргументов не хватает для меня, или я чего-то не понял, Waldemar? И в своем сообщении я как раз делал акцент на гармонии, гармония как раз в этих нотах есть (и я не хочу в импрочасти её менять), мне нужна импровизация мелодическая, положенная на эту гармонию. Кстати, Waldemar, прекрасную часть IMPRO на 22(!!!) такта Вы сочинили к песне "Осень" И. Левинзон, для моего уровня, правда, сложноватая.

Svit: Waldemar пишет: Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались... преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса. tobol пишет: Безусловно, музыкант импровизирует непосредственно во время исполнения. А почему нельзя после такой импровизации записать её нотный текст? Можно. Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией?... И ещё: мне непонятно, почему импровизация именно к романсу невозможна... в своем сообщении я как раз делал акцент на гармонии, гармония как раз в этих нотах есть (и я не хочу в импрочасти её менять), мне нужна импровизация мелодическая, положенная на эту гармонию... Вопросы подняты интересные и хотелось бы в них разобраться, но на сей момент не получается. Прежде всего меня смутила фраза Waldemar-а: "В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными." Так у какого вида обработки музыки остаются неизменными тональность, гармония и темп? У импровизации? Но у неё при свободном музицировании что-то всё-таки может быть утрачено. Что именно? В следующем предложении Вы вполне определённо уточняете: "Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы)." Получается противоречие заявленному ранее. Вопрос ещё - с каким именно движением гармонии связана импровизация, где рамки этого движения и как осознать, что движение гармонии как-то привязано к заданной теме, а не к произвольной? К вопросам tobol-а. Перед тем как поискать ноты нужного Вам романса в своём архиве решил послушать исполнения - что в них? Послушал записи Малинина, Градского и Погудина. Каких либо отклонений в сторону импровизации, можно сказать, не заметил. Разве что у Малинина есть переход в более высокий регистр. Ну как переход в параллельную тональность у некоторых русских и украинских песен. Этот переход - изменение тональности в обыденном понимании? Как будто бы да. Но тогда получается, что и в песне, и в романсе возможно изменение тональности. При этом ход мелодии у Малинина остался прежним. Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. Казалось бы, никакой свободы импровизации. Но вот о чём вспомнилось. Вокал некоторых наших песен прерывается вставками, которые мы обычно называем проигрышами. Проигрыши могут совсем не напоминать мелодию, но, тем не менее, зачастую эту мелодию хорошо поддерживают. Что они такое, эти проигрыши - может быть и есть та самая импровизация, которой Вам не хватает в романсе. Тогда стремление очень даже неслабое: надо стать, по-сути, соавтором композитора, проникнуться темой-мелодией, её духом и придумать такое дополнение, которое будет способствовать раскрытию основной темы. Впрочем, желание имеется, а каждая инициатива без наказания не останется. Пожелаю успеха!

tobol: Svit пишет: Послушал записи Малинина, Градского и Погудина. Каких либо отклонений в сторону импровизации, можно сказать, не заметил. +Svit пишет: Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. Исполнение романса вокалистом в данном случае меня не интересует - я хочу сделать чисто инструментальный номер. Оркестровый аккомпанемент - ну, это же совсем не импровизация, аккомпанемент есть аккомпанемент. Я полностью согласен с трактовкой импровизации и вариации, которую изложил Waldemar. Все просто и понятно. Например, можно сыграть множество импро в тональности ДО-мажор или в любой другой или выбрать какой-либо гармонический ряд и импровизировать в нём. Проигрыш есть проигрыш, это просто украшение мелодии и т.п. Согласен с Вашим определением - "мелодию хорошо поддерживают". И не более того.

Waldemar: tobol пишет: Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией? Waldemar, как Вы считаете? Правомочно ли назвать повторное исполнение импровизацией? Исполнение является той объективной формой произведения, которая допускает лишь разовое, однократное восприятие, для повторного восприятия требуется повторное исполнение. Повторное исполнение любой импровизации не будет являться импровизацией как таковой. Ведь в импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Это значит, что новое исполнение – новая импровизация. А то, к чему Вы стремитесь – это вариации.

Svit: Svit пишет: Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. tobol пишет: Оркестровый аккомпанемент - ну, это же совсем не импровизация, аккомпанемент есть аккомпанемент Я неудачно сформулировал свою мысль: в исполнении оркестра звучал не аккомпанемент (вокалист в это время молчал), звучала вся тема - мелодия песни. Далее там же пояснил, что имеется в виду: повторение темы. Нет в записях ни к чему не привязанного аккомпанемента...

Svit: Waldemar пишет: Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса. На днях полистал тонкую книжицу, заинтересовавшую меня иной трактовкой понятия - что есть импровизация: Египетский Иосиф. Техника импровизации: универсальные приёмы варьирования.Экспресс-курс для профессионалов и любителей. - СПб.: Композитор, 2017. - 48 с. Цитирую из введения: "Что составляет основу любой импровизации? В основе импровизации лежат два разных, но взаимопроникающих, взаимодополняющих подхода. Это варьирование, то есть мелодическое, ритмическое и мелоритмическое изменение темы (при этом исходная тема угадывается в большей или меньшей степени), и сочинение новых мелодических линий по гармонической сетке, когда по получившимся мотивам невозможно определить исходную тему. (Конечно, эти новые линии тоже могут варьироваться). Остановимся на принципе варьирования, ведь именно с овладения этой техникой начинается любое обучение будущег импровизатора." Если же исходить из традиционного определения, которого вполне обоснованно Вы придерживаетесь, то импровизация - это удел избранных, способных на лету сочинить и исполнить. Задаюсь вопросом: а нельзя ли сочинять не на лету, а в раздумье и не спеша, записать это нотами, а уж исполнять когда захочется? Тогда круг способных и причастных к импровизации расширится. Зачем их отметать как неправильных или неспособных импровизаторов? Потому я за более общую трактовку понятия импровизации и готов поддержать тех, кто хотел бы попробовать себя в несиюминутной импровизации и её нотном оформлении.

tobol: Может кто-нибудь знает и поможет… Нашел ноты для гитары одного простенького джаза, собственно это не чистый джаз, а песня в стиле под джаз (Осенний джаз, композитор Ю. Варум). В них в аккомпанементе такие аккорды, нотный состав аккордов я нашел. Вот эти аккорды: Gm6 (си-бемоль, ре, ми-бемоль, соль) Em7 (си, ре, ми, соль) Bmaj7 (си, си-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль) Gdim7 (си-бемоль-бемоль, до, фа-бемоль, соль-бемоль) Вопрос следующий: как играть эти аккорды на левой клавиатуре баяна? Какой играть бас вроде понятно, а вот аккорды какие? Пробовал разные варианты, но все не очень подходят. В результате – мелодия играется вполне нормально, а с аккомпанементом просто БЕДА!



полная версия страницы