Форум » Общий форум » О музыке в общем и теории музыки в частности » Ответить

О музыке в общем и теории музыки в частности

свит:

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 5 All

свит: свит пишет: Вальдемар, аналогичный вопрос: какие сухие теоретики Вам известны, которые на практике решились подменить музыкальную гармонию математикой и что из этого вышло? Насколько практикующие музыканты разбираются в математике, хотя бы в понимании того, в каких областях человеческой деятельности, включая музыкальные приложения, применение математики результативно и оправдано? Какие были попытки вторжения математиков или математических методов в область музыки и чем они закончились применительно к задаче гармонизации мелодий? Waldemar пишет: На самом деле чудаков, пытающихся выразить Музыку цифирью, не так уж мало. Вот мои интернет знакомые: Математик и commator. Они крайне увлечены различными темами, например: аутентичная пифагорейская настройка, четырнадцать бемолей Уибберли, сонантометрия или алгебра гармонии, баян и система 31 тоновой равномерной темперации, список интервалов Фонда Гюйгенса-Фоккера, квартант двасубтонанта и т.д. Почитить их диалоги можно здесь: click here Waldemar, это уже по существу. Диалоги почитал. Тема, к которой они прицеплены, оказалась на музыкальном форуме "ForumKlassika.Ru" и называется "Имеет ли Дерево какое-либо отношение к теории музыки. А если имеет, то какое?". От неё действительно повеяло прежде всего математикой, а математики - народ особый, озабоченный в первую очередь продвижением своих математических новаций. Приходилось общаться с ними по работе, изучать их печатные труды и пытаться извлечь из них что-то полезное для практики. Длиннейших математических выкладок было много, а толку мало. Это применительно к той области в которой я работал - в практике обеспечения надёжности электронной аппаратуры и её элементной базы. Сказанное относится к математическим новациям и трудам математиков, пристроившихся в теории надёжности. При всём при том в данной области имелся устоявшийся и минимально необходимый математический аппарат, доступный пониманию технических специалистов. Поскольку тема о математическом дереве взята из раздела форума "Теория музыки", посмотрел, что за темы там имеются. Обратил внимание на одну из них - "Что такое Теория Музыки, и кто такие её творцы." Её начало уже заинтересовало: Сообщение от Vosok - "Теоретическое музыковедение настолько отделилось от практически необходимого музыкознания, что превратилось в совершенно отдельную область с совершенно иным назначением". lerit подхватывает - "Я давно об этом криком кричу... Но, с другой стороны, трудно ожидать от теоретика помощи, поскольку он практикой не озабочен." И, наконец, черту подводит NbP - "Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не преподает ее ,и/или не дирижирует- не стоит выеденного яйца. Мне лично пример- Хиндемит( как альтиста к альтисту)." Не потому ли и мы, здесь на форуме, так озабочены своим гармоническим ликбезом по причине отсутствия пособий, рассчитанных на практиков, а не теоретиков от музыки?

hovrin120: свит пишет: "Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не преподает ее ,и/или не дирижирует- не стоит выеденного яйца. Мне лично пример- Хиндемит( как альтиста к альтисту)." Не потому ли и мы, здесь на форуме, так озабочены своим гармоническим ликбезом по причине отсутствия пособий, рассчитанных на практиков, а не теоретиков от музыки? Музыкальный теоретик , который не пишет музыку , и/или не дирижирует и/или не играет ни на каких музыкальных инструментах и при этом пытается преподавать её и/или занимает руководящую должность в культуре - не стоит выеденного яйца.

tobol: свит пишет: Неожиданно осмысленные афоризмы девочки, страдающей аутизмом: Мне понравилось: МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций. (Этот и последующие три постинга перенесены из другой темы - прим. Модер.)


свит: tobol пишет: Мне понравилось: МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций. Тоже обратил внимание - предельно коротко и ёмко!

tobol: tobol пишет: МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций. А как же мысль? Или смысл? Что, в музыке им нет места?

свит: tobol пишет: А как же мысль? Или смысл? Что, в музыке им нет места? Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею. Музыка - это язык чувств. Язык сопереживания, сопричастности или отторжения, не требующий словесной интерпретации. Если хотят конкретизации, обоснования этих чувств - к музыке присоединяют текст. Здесь уже есть простор для мыслей. Мышление и мысли без понимания происходящего едва ли достойны внимания. Когда есть понимание и мысли по этому поводу, трансформирующиеся в переживания и чувства, можно попытаться передать их в замысле нового музыкального произведения. Передать средствами музыки.

tobol: свит пишет: Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею. А ведь может быть всё совсем наоборот. У композитора возникает идея, замысел и посредством музыки, воздействуя на наши чувства, он старается передать свою мысль. Например, недавно я читал историю написания Чайковским симфонии №6. По сути у него был в голове сюжет, который он излагал партитурой. Думаю, все крупные музыкальные произведения так и создаются (музыка к опере, балету), т.е. от мысли к звуку. Конечно, есть множество и обратных примеров, когда прекрасная мелодия рождается в голове как-бы из ничего, без всякого сюжета или какой-либо идеи. А песня или частушки? Как быть с ними? Попадаем на вечный вопрос? Что важнее - музыка или стихи? Например, в бардовских песнях или в песнях, например, ABBA?

свит: tobol, у меня предложение перенести обсуждение в эту, более подходящую тему. tobol пишет: свит пишет:  цитата: Если и есть место мыслям, то опосредствованно - через чувства и эмоции, передаваемые музыкой и вызываемые ею. А ведь может быть всё совсем наоборот. У композитора возникает идея, замысел и посредством музыки, воздействуя на наши чувства, он старается передать свою мысль. Например, недавно я читал историю написания Чайковским симфонии №6. По сути у него был в голове сюжет, который он излагал партитурой. Думаю, все крупные музыкальные произведения так и создаются (музыка к опере, балету), т.е. от мысли к звуку... . Здесь не наоборот, здесь мы совпали. Не зря многие произведения крупной формы и инструментальные произведения не называют даже тему произведения. В их названии мы встречаем наименование формы и номер. Конечно, возможен и другой подход. tobol пишет: А песня или частушки? Как быть с ними? Попадаем на вечный вопрос? Что важнее - музыка или стихи? Например, в бардовских песнях или в песнях, например, ABBA? Наверное, важно и то, и другое. Потому и вариантов, с какой стороны начинать, как минимум два. Можно подобрать музыку к стихам, можно написать стихи под впечатлением музыки. Наконец, можно совместить в творчества оба варианта, что присуще, пожалуй, в первую очередь бардам.

tobol: свит пишет: Наверное, важно и то, и другое. Для начала хочу пообщаться на конкретном материале. Например, взять какую-нибудь известную цыганскую песню. Текст в переводе вообще никакой, две мысли, в лучшем случае, на пять куплетов. А слушать песню, естественно без перевода, в оригинале, хочется снова и снова, зажигает. Вот и получается, что текст в этом примере просто-напросто никакой роли не играет. Главное - музыка! Обратный пример. Русская частушка. Мелодия - проще некуда, зато текст - зажигает, иногда до соревнований между исполнителями доходит! Главное - слова! Ну, и какой будет Ваш ответ на вопрос, с учетом приведенных примеров, что важнее?

hovrin120: Привет! Давненько не заходил, ещё пример хочу привести, звучит иностранная песня, к примеру тот-же ABBA, слов естественно я не понимаю, но нравится, а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить.

tobol: tobol пишет: а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить. Как объяснить? Так ведь голоса исполнителей это тоже музыка! Получается, что голоса дополняют (обогащают) чисто инструментальную музыку в данном, конкретном случае (по крайней мере лично для Вас). Получается, что в песнях ABBA Вас привлекает только музыкальная составляющая. Но! Когда я стал разучивать попурри из песен ABBA, то сразу понял, что не понимая о чем поют, не зная смысла песни, сыграть мелодию выразительно никак не получится, просто никак. А вот когда я прочитал несколько вариантов переводов текста, то уже и просто инструментальное исполнение песни сразу по-другому звучит. Значит, смысл песни имеет значение (для меня в этом случае). Думаю, вы также можете вспомнить аналогичные случаи.

Александрос: Звуки, слова, мысли, интуитивные предчувствия, стереотипы и проч. - разные феномены нашей психики. И чем более они в конкордансе, в гармонии, тем полнее впечатление, как 3D, 4D и проч. приплюсованное количество измерений. Бывает ведь, что слова без мыслей произносятся, обычно помногу. А потом думаешь, почему так сказано? Откуда проистекло? Вроде бы, так и не думал вовсе. Или наоборот, слова каким-то чудесным образом облекают мысли в фантастически точную и совершенную форму, какой мысль вовсе и не имела. Вот эти совпадения дают резонанс впечатления, глубину ощущения. А когда звучит непонятная речь - это как информационный мусор, который надо фильтровать: что-то там есть полезное, а что-то только мешает чистому току информации.

свит: tobol пишет: взять какую-нибудь известную цыганскую песню. Текст в переводе вообще никакой, две мысли, в лучшем случае, на пять куплетов. А слушать песню, естественно без перевода, в оригинале, хочется снова и снова, зажигает. Вот и получается, что текст в этом примере просто-напросто никакой роли не играет. Главное - музыка! Обратный пример. Русская частушка. Мелодия - проще некуда, зато текст - зажигает, иногда до соревнований между исполнителями доходит! Главное - слова! Ну, и какой будет Ваш ответ на вопрос, с учетом приведенных примеров, что важнее? Я не имел в виду противопоставление. В цыганской песне с простым текстом присутствует ещё один компонент - мастерство певца и музыкантов. Если это мастерство на высоте, вы обратите внимание на песню и с одной мыслью. В частушке привлекает её заточенность на злобу дня. Отсюда основное внимание к тексту, к предельно коротким и разящим наповал формулировкам. Бывает и с матом. В молодости слушал частушки, исполняемые с приплясыванием. Наверное, потому мелодии к частушкам простые, но плясового характера. hovrin120 пишет: ...ещё пример хочу привести, звучит иностранная песня, к примеру тот-же ABBA, слов естественно я не понимаю, но нравится, а если бы звучала только мелодия этой песни без слов хоть и иностранных которые я не понимаю, то уже что-то не то, и как это объяснить. Пожалуй, как и в случае простейшего текста цыганской песни, трогает мастерство иностранных певцов-исполнителей. Пение и слушание песни - это такой канал передачи эмоций,который работает даже в отсутствие понимания слов. Мы ведь способны почувствовать настроение собеседника по тому, как он разговаривает. Почувствовать, не вдаваясь в смысл произносимых слов. Так и с пением на не нашем языке.

tobol: Александрос пишет: Бывает ведь, что слова без мыслей произносятся, обычно помногу. Это Вы про блондинок? Александрос пишет: А когда звучит непонятная речь - это как информационный мусор, который надо фильтровать: что-то там есть полезное, а что-то только мешает чистому току информации. Ну, это не про музыку, думаю. И вообще, человеческая речь, мне кажется, не может быть информационным мусором. Ведь появление термина "информационный мусор" связано прежде всего с интернетом, а не с прямым общением "человек-человек" с помощью человеческой речи. Информационный мусор в музыке для меня - это тексты песен, например, Апиной, Стаса Михайлова и т.п.

tobol: свит пишет: Здесь не наоборот, здесь мы совпали. Как же совпали, совсем нет. Вот Ваша цитата: свит пишет: Если и есть место мыслям, то опосредствованно т.е. мысли то есть, но они как-то не главное. Я же писал, что многие крупные музыкальные произведения начинаются именно с мысли и композитор музыкой воздействуя на наши чувства, эмоции, пытается донести до нас свой замысел, свои мысли. Получается, что музыка это какое-то особенное средство общения, что ли?

свит: tobol пишет: Получается, что музыка это какое-то особенное средство общения, что ли? Нет возражений!

tobol: свит пишет: Нет возражений! Тогда афоризм, который мы стали обсуждать, может быть таким? МУЗЫКА - гармоничное сочетание звуков, эмоций и мыслей.

свит: tobol пишет: Тогда афоризм, который мы стали обсуждать, может быть таким? МУЗЫКА - гармоничное сочетание звуков, эмоций и мыслей. . Для передачи мыслей существует свой язык - слово. Афоризм имел в виду только музыку.

свит: 29 марта посмотрел новинки музыкальной литературы в ленинградском Доме книги, пытаясь найти какие-то рассуждения на тему передачи мысли в музыке. Кое-что нашлось в разделе вокала. 1) Приходовская Е.А. Оперная драматургия: Учебное пособие. - СПб: Лань; Планета музыки, 2015.- 80 с. Глава I Общие основы жанра оперы 1 Инвариантные закономерности оперы: слово - музыка - техника. "Опера, как общепризнано, представляет собой некий баланс слова и музыки..." 2) Димитрин Ю.Г. Либретто: история, творчество, технология: учебное пособие в жанре эссе. - СПб: Композитор/СПб, 2012. - 172 с. На с.11: "Опера - драма через музыку... Из чего Оно состоит? - Оно состоит из либретто и музыки..." На с.12: "...формула эта не учитывает лежащий в основе либретто литературный (или мифологический) первоисточник. ...Опираясь на либретто, композитор строит музыкальную драматургию будущего произведения. Идеи одного искусства со своими средствами выразительности ...должны выразиться другим искусством."

tobol: свит пишет: Для передачи мыслей существует свой язык - слово. Спорное утверждение. Например, есть общепризнанный язык жестов.

свит: tobol пишет: есть общепризнанный язык жестов. С каких это пор жестикуляция опередила слово в передаче мысли? Высказывание ещё более спорное! Пока что все накопленные человечеством знания и текущая информация отображаются словами, а не жестами. И мы, здесь на форуме, на каком языке объясняемся?

tobol: свит пишет: С каких это пор жестикуляция опередила слово в передаче мысли? Ни о каком опережении я не сообщал. Я сообщал о ещё одном альтернативном способе. Способ общения на форуме я в качестве примера общения жестами не приводил. Если в музыкальном произведении отсутствует мысль, то это просто НЕ МУЗЫКА. А язык жестов существует, это ФАКТ, а если он существует, то тогда что же передает, если не мысли и чувства?

hovrin120: свит пишет: С каких это пор жестикуляция опередила слово в передаче мысли? Высказывание ещё более спорное! Ребята! Вы забыли что есть ещё Телепатия! Это прогрессивный метод передавать мысли, образы, чувства на расстоянии а так-же принимать их.

tobol: Есть же разные музыкальные жанры. В каждом из них гармонично сочетаются чувства, звуки и мысль. Но вот удельный вес, значимость этих составляющих может быть совершенно разная. Например, в современной танцевальной музыке удельный вес «мысли» будет минимальным. А если взять такое музыкальное произведение как гимн, то здесь значимость текста весьма высока. Также и в опере. В большинстве патриотических песен. В джазе царствует звук, он главный. Вот такое мое мнение.

свит: В Northwestern University пришли к заключению, что самый важный музыкант группы - басист. Исследования показали, что мозгу проще подстроиться под ритм, когда ритм задаётся низким тоном, как у бас-гитары. Отмечено также, что люди чаще стучат ногами в такт песне, когда бас-гитара звучит ярче, чем гитара или барабаны. Другое исследование Northwestern University утверждает, что песни с преимущественным звучанием бас-гитары заставляют людей чувствовать себя увереннее и сильнее: http://matveychev-oleg.livejournal.com/4963410.html . Подробности - на языке оригинала: http://www.pnas.org/content/111/28/10383.full . Из Википедии: Северо-Западный университет (англ. Northwestern University) — частный исследовательский американский университет, расположенный в северном пригороде Чикаго — городе Эванстон, штат Иллинойс. Является одним из старейших университетов в штате Иллинойс. Основан в 1851 году.

юрийс: свит пишет: пришли к заключению, что самый важный музыкант группы - басист Однажды мне пришлось играть на сцене на басу в духовом оркестре, в котором я был руководителем. Это было единственный раз за всю мою жизнь. Ранее мне не приходилось на нём играть. В этот раз пришлось, не было басиста. Я получил огромное яркое впечатление, и удовольствие, бОдьшее, чем игра на других инструментах духового оркестра, даже баритоне и трубе. Не могу объяснить, почему.

tobol: Весьма интересная история о любви к музыке, рекомендую почитать Путь к исполнению музыки

свит: 6.4.2017 Из истории музыки. Как великих композиторов ругали современники: http://matveychev-oleg.livejournal.com/5177566.html .

свит: 6.4.2017 Из истории музыки. Как великих композиторов ругали современники: http://matveychev-oleg.livejournal.com/5177566.html .

tobol: click here

tobol: Очень познавательный сайт, рекомендую посетить. Блог Ирины Зайцевой

свит: Есть такое мнение: Anastasia Moth. Современные музыканты неправильно играют классику, и это отвращает нас от нее - http://matveychev-oleg.livejournal.com/5959450.html .

tobol: tobol пишет: Современные музыканты неправильно играют классику, и это отвращает нас от нее Считаю, что это довольно поверхностный взгляд на проблему. Лично для меня дверь в классическую музыку открыл Михаил Казиник, в частности цикл радиопередач "Музыка, которая вернулась", цикл телепередач "В свободном полете" и его книги "Тайны гениев" и "Погружение в музыку".

свит: tobol пишет: Считаю, что это довольно поверхностный взгляд на проблему. Лично для меня дверь в классическую музыку открыл Михаил Казиник Тогда в чём состоит взгляд не поверхностный, исповедуемый Михаилом Казиником? Можно ли сформулировать это в нескольких строках?

tobol: свит пишет: Тогда в чём состоит взгляд не поверхностный, исповедуемый Михаилом Казиником? Можно ли сформулировать это в нескольких строках? Не берусь за такой анализ, не мой уровень понимания музыкального творчества и вообще музыки. Если есть желание как-то начать разбираться в этом, просто ознакомьтесь с двумя-тремя лекциями Казиника, например, как создавался Чайковским цикл "Времена года" или о творчестве Баха, Шопена, Моцарта.

Александрос: просто ознакомьтесь с двумя-тремя лекциями Казиника Есть ли какие-то гиперссылки на эти лекции?

tobol: Музыка, которая вернулась В свободном полете книга "Тайны гениев" книга "Погружение в музыку"

Александрос: Спасибо за ссылки ! Есть, кстати, и на Ютубе некоторые его лекции.

свит: Федор Немец. Византийское церковное пение: http://sdsmp.ru/news/n5294/ .

tobol: Мне его мини-лекция очень интересна, решил поделиться. Может не я один из форумчан пытается научиться слушать серьезную музыку. Баренбойм - израильский пианист и дирижер, 75 лет, живет в Аргентине. Баренбойм: как слушать музыку Меня попросили поговорить немного о том, как слушать музыку. Это трудно, потому что музыка означает разные вещи для разных людей, разные вещи для одних и тех же людей в разное время. Но одно несомненно: вы пользуетесь музыкой либо чтобы забыть, либо вы можете пользоваться музыкой для своего роста, радости, интереса, удивления. Чтобы забыть означает, что вы приходите домой после особо трудного дня с множеством проблем от налоговой, стоматолога, всякого рода других неприятных событий, которые могут быть, ссоры в семье или с друзьями. Вы приходите домой усталым и включаете компакт диск или включаете что-то цифровое и смотрите это цифровое и находите конкретное произведение, которое считаете особенно красивым и забываете о всех своих проблемах. Так музыку можно использовать, чтобы забыть, нет ничего в этом плохого. Но я считаю, что музыка есть гораздо большее. Я не думаю, что великие композиторы прошлого или настоящего Бах, Бетховен, Верди, Вагнер, Пуленк, Дебюсси, кого бы вы не назвали, не думаю, что писали музыку, чтобы мы пользовались ей для забытия неприятного. Поэтому вопрос стоит: Что музыка может дать нам, и что мы, мы должны сделать, чтобы получить это? Музыка может дать нам многое. Музыка может дать радость, очень важный элемент, даже когда музыка повествует о страдании, мы наслаждаемся ей. Мне говорили несколько раз музыканты из оркестра как сегодня им было приятно исполнять похоронный марш. Так что даже похоронный марш дает некое наслаждение. Есть что-то почти зловещее в нём, Дело в том, что музыка одновременно является всем в одно время. Музыка никогда не смеется или улыбается. Музыка никогда не плачет. Она всегда улыбается и плачет одновременно. Музыка позволяет нам эмоционально переживать то, что мы не можем сделать без этого фантастического мира музыки в звуке. Поэтому я считаю очень важным, что, когда кто-то слушает музыку, он должен полностью фокусироваться на ней. Вы никогда не должны думать о включенном телефоне во время прослушивания музыки. Вы должны лишь помнить, что после окончания музыки его надо включить. Это должно происходить автоматически. И тогда вы полностью погружаетесь в произведение. Когда вы слушаете музыку, воспользуйтесь несколькими секундами тишины перед началом слушания, а когда музыка начнется, вы зацепляетесь за первую слышимую ноту и перестаете думать о других вещах, о своей матери, подруге, о списке покупок, стирке и прочем. Вы цепляетесь за первую ноту и летите с музыкой до самой последней ноты. И острота наслаждения, которую вы от этого получите, совершенно уникальна. Нет ничего подобного в мире, ничего подобного в жизни, что дает вам такое наслаждение, при условии, что вы отдаетесь ему. Вам не нужно быть экспертом в музыке барокко, или в музыке 19-го века, или в современной музыке. Но вы должны обладать желанием, стремлением присоединиться к музыке с помощью ваших ушей, и тогда вы полетите с ней. Конечно, вы будете слушать по-разному симфоническую музыку или оперу, фортепианную или камерную музыку. Если вы действительно научились отдаваться ей, точно так же, как вы слушаете в разговоре другого человека, тогда вы обнаружите, какие виды музыки более резонируют с вами, так же как и разные люди по-разному подходят для вас для бесед или для чего-то другого. Вы можете обнаружить, что вам нравится камерная музыка, или больше симфоническая, или фортепианная. Это не важно, но во всех случаях вы, поверьте мне, действительно нуждаетесь в полной и совершенной концентрации, что не более чем отдача самого себя. И чем больше вы отдаете, тем больше получаете.

Vofa: Очень интересно! Но для понимания этого надо еще дорасти...

свит: Среди книг по теории музыки, которые пытался прочесть и понять в них если не всё, то хотя бы суть, хотел бы выделить такую: В.П.Середа. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы.Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2011. - 196 с. Уже в предисловии "Классическая тональная система в зеркале школьной теории" автор заявляет: "Сложившаяся в нашей стране система музыкально-теоретической подготовки учеников ДМШ и студентов средних специальных учебных заведений базируется на материале классической тональной системы. Ценность достижений композиторов классической школы, давших миру образцы музыки, полной гармонии и красоты, динамизма и живого дыхания, очевидна, многократно доказана и подтверждена. Иначе выглядит классическое наследие, отражённое в системе теоретической подготовки музыкантов. Здесь это живое искусство классиков нередко превращается в систему жёстких и, в сущности, мёртвых правил, призванных формировать у учеников представление о якобы существующих вечных и неизменных принципах музыкальной организации". Подвергая критике преподавание теории музыки, основанное на анализе поведения ступеней лада в привычной нам тональной системе, автор считает совершенно необходимым рассматривать не только или не столько тональные функции ступеней, но прежде всего модальные функции. Что такое модальные позиции ступеней лада понять не просто, но возможно. А вот с разбором примеров на доступном новичку уровне - с этим в пособии плохо. При таком революционном подходе, когда критике подвергаются хорошо известные и доступные для массового восприятия учебники разных авторов, включая И.В.Способина, книга В.П.Середы представляется мало понятным и недостаточно "учебным" пособием, в котором не хватает подробно и внятно разобранных примеров. Автору всё ясно с высоты его музыкального Олимпа, а вот читателю неподготовленному авторские пробежки по примерам ничего не добавляют в понимании и применении концепции автора.

tobol: свит пишет: Среди книг по теории музыки Заинтересовало в сообщении прежде всего название пособия "Как оживлять звуки, как открывать музыку". Исходя из этого пособие должно быть не теоретическим, а скорее популярно-просветительским, как, например, лекции Казиника. Есть в этой книге такое?

свит: Популярно-просветительская часть представлена вполне, а вот учебно-методическая - слабо. У того же автора есть ещё книжица меньшего калибра: "О ладе в музыке и "разладе" в теории музыки. Размышления, обращённые к педагогам-музыкантам и любителям музыки. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2017. - 112 с." Думал, что доходчивей будет - нет, стиль изложения тот же. Обе книжицы переиздаются и бывают в продаже. Сегодня выудил в Интернете блог автора, предлагающий статью на ту же тему - "Чему не учат в музыкальной школе- ч.II": http://valentin-sereda.ru/chemu-ne-uchat-v-muzykalnoj-shkole-ch-ii/ .

tobol: свит пишет: Сегодня выудил в Интернете блог автор Почитаю, но как-то теории мне не сильно по душе, больше интересуют блоги продвинутых любителей-музыкантов, которые на основе личного опыта выкладывают довольно интересные материалы, как правило по методике освоения инструмента или по проблемам, с которыми сталкиваются музыканты-самоучки, т.е. такие как я.

Булкин: tobol пишет: Извините, а не могли бы поделиться примерами таких блогов. Спасибо

tobol: Больше всего полезного для себя я нашел здесь, хотя это блог, посвященный изучению фортепианной игры click here

свит: tobol пишет: теории мне не сильно по душе, больше интересуют блоги продвинутых любителей-музыкантов, которые на основе личного опыта выкладывают довольно интересные материалы, как правило по методике освоения инструмента или по проблемам, с которыми сталкиваются музыканты-самоучки, т.е. такие как я Булкин пишет: не могли бы поделиться примерами таких блогов tobol пишет: Больше всего полезного для себя я нашел здесь, хотя это блог, посвященный изучению фортепианной игры Посмотрел и удивился обширному списку статей на самые разные темы фортепианного исполнительства - статей, переведённых автором блога. Выполнен колоссальный объём полезной работы. Жаль, что не для баяна. Тем не менее, посмотрел статью с разбором полезности или вреда технических упражнений для улучшения техники игры. В ней говорилось о важности не переборщить в этом деле, чтобы не оттолкнуть обучаемых от музыкальных занятий и не потерять на упражнениях много времени. Трудно представить или поверить в возможность такого блога для баяна - массовость его по сравнению с фортепиано совсем не та. Соответственно узок круг возможных авторов, да и тех не тянет к написанию статей. И лишь некоторые пишут нечто пообъёмнее - книги и пособия. Внимание автора блога лишь исполнительству - это следствие его интереса и практики. Мне, тоже любителю и самоучке, этого мало, когда дело доходит до гармонизации понравившихся мелодий или написания переложений для баяна. Хорошо поданная теория с понятным разбором примеров - это основа для попыток написания нот, интересных исполнителю. То есть исполнительство - это следующий этап в донесении музыки до слушателя. Безусловно, этот этап особенно важен тем, кто играет для публики.

Булкин: А как вам такой можно сказать видеоблог об обучении игре на баян https://www.youtube.com/user/MsModeerf. Я как начинающий многое уже там подчерпнул. Учусь по самоучителю и некоторые уроки оттуда уже помогают в обучении.

tobol: свит пишет: Хорошо поданная теория с понятным разбором примеров - это основа для попыток написания нот, интересных исполнителю. Всё так. Но!!! Лично у меня столько уже написанных композиторами нот для баяна прекрасных произведений, которые хочется прямо-таки немедленно разучить, что тоска берет, что в сутках только 24 часа и куча разных житейских дел ежедневно, а сам я 50-го года рождения. Так что, теорию, помогающую писать ноты - отставляю в сторону навсегда. Теория меня интересует выборочно, когда упираюсь при разучивании в конкретную проблему, например, способы перехода из одной тональности в другую при исполнении попурри.

tobol: Булкин пишет: А как вам такой можно сказать видеоблог об обучении игре на баян Ссылка почему-то не работает, идет сообщение "страница не найдена"

tobol: свит пишет: Посмотрел и удивился обширному списку статей на самые разные темы Для меня самое интересное это: первое - методика занятий и, второе, - материалы, описывающие особенности и примеры из жизни обучения игре на фортепиано взрослых. А баян это или фортепиано - принципиальной разницы нет. Там ведь не разбираются конкретные техники исполнения, а советуют как правильно построить обучение для получения максимальной эффективности.

свит: tobol пишет: Для меня самое интересное это: первое - методика занятий...А баян это или фортепиано - принципиальной разницы нет. Там ведь не разбираются конкретные техники исполнения, а советуют как правильно построить обучение для получения максимальной эффективности. Конечно, общее и полезное найти можно! Выжимку с рекомендациями по методике занятий можно дать? Или тема ещё не отработана?

Булкин: У меня аналогично есть в основном 1 час в день на обучение. По выходным 2 часа. После изучения этого форума, стараюсь уже писать пока месячные планы на обучение. Пока получается 15 минут на технику (гамма, арпеджио, упражнение) и по 20 минут на 3-4 пьесы. Раз в неделю день на повтор всех пьес. Думаю все это будет измениться и модернизироваться. Но методика, которую здесь встретил (15-20 минут играем и забываем про это до следующего дня) в моем случае работает.

свит: Булкин пишет: Пока получается 15 минут на технику (гамма, арпеджио, упражнение) и по 20 минут на 3-4 пьесы По 20 минут на 3-4 пьесы - получается, что этим 3-4 пьесам Вы уделяете 60-80 мин игрового времени без перерывов. Я правильно понял?

Булкин: Да, нет, меньше. Пьесы в начале самоучителя идут простые. Играю практически без перерыва. А по выходным с перерывами и больше по времени. На даче конечно удобно заниматься. У меня еще есть преподаватель, который контролирует периодически исполнение пьес, после разучивания. Он говорит, что со свежевыученным материалом (небольшим) надо "переспать" и тогда он лучше запоминается. Вроде пока получается. Посмотрим, что будет с сложными пьесами.

Булкин: tobol пишет: У нас на работе ютуб отрубили, видимо из-за этого ссылка кривая. Канал называется Alexander Play. Там молодой баянист Александр Котов выкладывает отдельные уроки по игре на баяне и импровизациям. Уже под 90 видеоуроков. Очень интересно, лично для меня. Хотя манера подачи у него странная, но главное, что все наглядно и количество охваченного материала для взрослого новичка просто огромное.

tobol: свит пишет: Выжимку с рекомендациями по методике занятий можно дать? Тут всё проще - у автора блога есть оглавление постов. Начните с него, по названию поста можно вполне понять его основную тему, например, "Структурный подход к занятиям" или "3 важных совета относительно занятий" и т.д.

tobol: Булкин пишет: Канал называется Alexander Play. Да, знакомый канал, я тоже его просматриваю. Не нравится, что иногда уроки сделаны в каком-то занудно-затянутом стиле. А так есть что узнать для себя, безусловно полезный канал для таких как я и вы.

свит: tobol пишет: у автора блога есть оглавление постов. Начните с него, по названию поста можно вполне понять его основную тему, например, "Структурный подход к занятиям" или "3 важных совета относительно занятий" и т.д. С автором блога понятно, но меня интересовало другое - Ваше резюме по статьям автора блога в части рекомендаций к методике занятий. Теория меня интересует выборочно, когда упираюсь при разучивании в конкретную проблему, например, способы перехода из одной тональности в другую при исполнении попурри . Насколько помню, было задумано попурри на тему латиноамериканских песен. Закончена ли эта работа и что получилось?

tobol: свит пишет: Ваше резюме по статьям автора блога в части рекомендаций к методике занятий. Хорошо, сделаю, но попозже, сейчас сезон рыбалки и охоты, да и скоро картошку копать... свит пишет: Насколько помню, было задумано попурри на тему латиноамериканских песен. Попурри из песен АББА закончено, также закончены "Мелодии нашей победы" и "Песни наших родителей". Почти на финише "Французские мотивы" и "Итальянцы"

tobol: Булкин пишет: Но методика, которую здесь встретил (15-20 минут играем и забываем про это до следующего дня) в моем случае работает. Эти пятнадцатиминутки основа моих занятий, т.е. играю 15 минут (одну пьесу, или несколько небольших, или несколько проблемных тактов, или даже 1-2 такта), затем делаю перерыв на отдых. Затем снова 15 минут, но уже другие пьесы (или отрывки). Веду ежедневный учет занятий (начал около двух лет назад): какие пьесы играл и общее время игры. Учет дисциплинирует. То есть появилась какая-то система занятий. Мне очень помогает, жаль, что раньше этого не делал.

свит: tobol пишет: Эти пятнадцатиминутки основа моих занятий, т.е. играю 15 минут (одну пьесу, или несколько небольших, или несколько проблемных тактов, или даже 1-2 такта), затем делаю перерыв на отдых. Затем снова 15 минут, но уже другие пьесы (или отрывки). Совсем не упоминаются упражнения для правой и левой руки. Они не обязательны в Вашем случае - достаточно ежедневной игровой практики и повторения проблемных тактов? Лично у меня столько уже написанных композиторами нот для баяна прекрасных произведений, которые хочется прямо-таки немедленно разучить, что тоска берет, что в сутках только 24 часа и куча разных житейских дел ежедневно, а сам я 50-го года рождения. Так что, теорию, помогающую писать ноты - отставляю в сторону навсегда. Теория меня интересует выборочно, когда упираюсь при разучивании в конкретную проблему, например, способы перехода из одной тональности в другую при исполнении попурри Хорошо, сделаю, но попозже, сейчас сезон рыбалки и охоты, да и скоро картошку копать... Всё так, но смею заметить, что помимо личных предпочтений и планов по-прежнему важен обмен опытом. Поэтому для форума в целом, а значит для начинающих или продолжающих баянистов важны Ваши заметки и по методике занятий, и по сведению разных песен в попурри. Это то, что будет востребовано в первую очередь. Ну, а далее уже интерес и к конкретике: меня бы, например, заинтересовало попурри на тему французских песен.Так что ждём окончания сезона у Вас, и Алесандроса тоже.

Булкин: Занимаюсь по самоучителю Бардина Ю. Удалось из Омска купить оригинал 1978 г. выпуска. Я так понимаю, что многие здесь занимались по Басурманову. Я тоже по нему начинал, но все-таки захотелось овладеть пятипальцевой системой, тем более у меня 5-рядный баян. Жалко, что пик активности на форуме уже давно позади. Слава богу, что есть возможность читать его хроники. Сперва читал форум goldaccordion и там чудом нашел ссылку на этот форум. Все-таки там 99% выпускники музшкол, училищ и консерваторий, а здесь больше любителей.

tobol: Поскольку есть интерес к материалам сайта «Игра на фортепиано. Переведенные статьи для пианистов-любителей», то я как обещал ранее, сделал подборку материалов с этого сайта. Файл размещен на нашем Яндекс-диске, раздел "Загрузки", название "Подборка материалов ч.1 (для баянака)". Здесь первая часть подборки. Если будет интерес у форумчан продолжить, то подготовлю продолжение.

tobol: Смотрел по телеку чемпионат мира по европейским танцам (2018г.): значительно больше половины танцев было под музыку, где солирующий инструмент баян-аккордеон! Было очень радостно и приятно!

Svit: tobol пишет: Смотрел по телеку чемпионат мира по европейским танцам (2018г.): значительно больше половины танцев было под музыку, где солирующий инструмент баян-аккордеон! Неплохо бы добавить - какой канал, время, название передачи (программы).

tobol: Svit пишет: Неплохо бы добавить - какой канал, время, название передачи (программы). Чемпионат мира по европейским танцам

YRI: Обнаружил на просторах YouTube интересный урок для развития техники пальцев, мне показалось довольно интересное и продуктивное упражнение, предложенное известным участником форума Комбригом. Жаль, что он теперь на появляется на форуме. Много полезного было от его участия. https://youtu.be/TDvX7IFH-20 Вот еще. Тоже довольно полезные упражнения. https://youtu.be/d9F-_vyZPYQ

Svit: YRI пишет: Обнаружил на просторах YouTube интересный урок для развития техники пальцев, мне показалось довольно интересное и продуктивное упражнение, предложенное известным участником форума Комбригом. Жаль, что он теперь на появляется на форуме. Много полезного было от его участия. https://youtu.be/TDvX7IFH-20 С интересом посмотрел этот урок, когда-то виденный и теперь уже подзабытый. Спасибо за напоминание! На Баян-Форуме он в разделе Комбрига, тема "Гаммы. Упражнения": http://bayanac.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0-1421336522 . Там же Комбриг даёт ссылку и на клип с минорной гаммой.

Svit: Увидев запрос tobol-а на импровизацию к романсу "Гори, гори, моя звезда", попытался найти разъяснение, в чём эта импровизация состоит применительно к романсу. Такого материала не нашёл, зато подвернулась интересная статья о непростой сценической судьбе романса у нас в России: Г.А.Мурашев. Возвращение русского романса - http://www.kirshin.ru/about/arsii/05_03.html . Восприятие романса слушателями очень сильно зависит от тембра голоса и мастерства исполнителя, неординарности или необычности манеры исполнения, а также, и очень сильно, от музыкального сопровождения - выразительности и нюансировки аккомпанемента. На моей памяти пропаганде романса весьма поспособствовал в советское время кинофильм "Семь нот в тишине". В нём одна из 7 новелл представляла романс в исполнении солистки Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Галины Каревой (кажется, она исполнила романс Алябьева "Нищая"), и в процессе исполнения романса была показана реакция слушателей на это исполнение. Пение Галины Каревой и её голос настолько заворожили, что потом мы с женой дважды побывали на её сольных концертах. И увидели, что ровно выдержать ту высочайшую. исполнительскую планку, что так тронула в фильме, на протяжении сольного концерта практически невозможно. В сольном концерте что-то получалось лучше, что-то хуже, и это лучше-хуже, похоже, сильно зависело от самочувствия и эмоционального настроя певицы. В конце прошлого столетия и в нынешнем в Гатчине выступает местная знаменитость, самодеятельный исполнитель песен и романсов Владимир Майер. Достойный исполнитель. Раньше на концертах В.Майеру часто и с блеском аккомпанировал на рояле или фортепьяно преподаватель местной музыкальной школы Михаил Огороднов. Аккомпанировал так, что этот аккомпанемент зацеплял не меньше певца-исполнителя, может быть, даже сильнее - Огороднова хотелось слушать и слушать...

tobol: Svit пишет: Восприятие романса слушателями очень сильно зависит от тембра голоса и мастерства исполнителя, неординарности или необычности манеры исполнения, а также, и очень сильно, от музыкального сопровождения - выразительности и нюансировки аккомпанемента. Полностью согласен. Именно поэтому я не стал брать первые попавшиеся ноты романса, поэтому и импрочасть ищу.

Waldemar: Svit пишет: ...попытался найти разъяснение, в чём эта импровизация состоит применительно к романсу. Такого материала не нашёл. Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса.

tobol: Waldemar пишет: В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Безусловно, музыкант импровизирует непосредственно во время исполнения. А почему нельзя после такой импровизации записать её нотный текст? Можно. Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией? Waldemar, как Вы считаете? Я считаю -да. И ещё: мне непонятно, почему импровизация именно к романсу невозможна. Как-то аргументов не хватает для меня, или я чего-то не понял, Waldemar? И в своем сообщении я как раз делал акцент на гармонии, гармония как раз в этих нотах есть (и я не хочу в импрочасти её менять), мне нужна импровизация мелодическая, положенная на эту гармонию. Кстати, Waldemar, прекрасную часть IMPRO на 22(!!!) такта Вы сочинили к песне "Осень" И. Левинзон, для моего уровня, правда, сложноватая.

Svit: Waldemar пишет: Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались... преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса. tobol пишет: Безусловно, музыкант импровизирует непосредственно во время исполнения. А почему нельзя после такой импровизации записать её нотный текст? Можно. Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией?... И ещё: мне непонятно, почему импровизация именно к романсу невозможна... в своем сообщении я как раз делал акцент на гармонии, гармония как раз в этих нотах есть (и я не хочу в импрочасти её менять), мне нужна импровизация мелодическая, положенная на эту гармонию... Вопросы подняты интересные и хотелось бы в них разобраться, но на сей момент не получается. Прежде всего меня смутила фраза Waldemar-а: "В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными." Так у какого вида обработки музыки остаются неизменными тональность, гармония и темп? У импровизации? Но у неё при свободном музицировании что-то всё-таки может быть утрачено. Что именно? В следующем предложении Вы вполне определённо уточняете: "Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы)." Получается противоречие заявленному ранее. Вопрос ещё - с каким именно движением гармонии связана импровизация, где рамки этого движения и как осознать, что движение гармонии как-то привязано к заданной теме, а не к произвольной? К вопросам tobol-а. Перед тем как поискать ноты нужного Вам романса в своём архиве решил послушать исполнения - что в них? Послушал записи Малинина, Градского и Погудина. Каких либо отклонений в сторону импровизации, можно сказать, не заметил. Разве что у Малинина есть переход в более высокий регистр. Ну как переход в параллельную тональность у некоторых русских и украинских песен. Этот переход - изменение тональности в обыденном понимании? Как будто бы да. Но тогда получается, что и в песне, и в романсе возможно изменение тональности. При этом ход мелодии у Малинина остался прежним. Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. Казалось бы, никакой свободы импровизации. Но вот о чём вспомнилось. Вокал некоторых наших песен прерывается вставками, которые мы обычно называем проигрышами. Проигрыши могут совсем не напоминать мелодию, но, тем не менее, зачастую эту мелодию хорошо поддерживают. Что они такое, эти проигрыши - может быть и есть та самая импровизация, которой Вам не хватает в романсе. Тогда стремление очень даже неслабое: надо стать, по-сути, соавтором композитора, проникнуться темой-мелодией, её духом и придумать такое дополнение, которое будет способствовать раскрытию основной темы. Впрочем, желание имеется, а каждая инициатива без наказания не останется. Пожелаю успеха!

tobol: Svit пишет: Послушал записи Малинина, Градского и Погудина. Каких либо отклонений в сторону импровизации, можно сказать, не заметил. +Svit пишет: Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. Исполнение романса вокалистом в данном случае меня не интересует - я хочу сделать чисто инструментальный номер. Оркестровый аккомпанемент - ну, это же совсем не импровизация, аккомпанемент есть аккомпанемент. Я полностью согласен с трактовкой импровизации и вариации, которую изложил Waldemar. Все просто и понятно. Например, можно сыграть множество импро в тональности ДО-мажор или в любой другой или выбрать какой-либо гармонический ряд и импровизировать в нём. Проигрыш есть проигрыш, это просто украшение мелодии и т.п. Согласен с Вашим определением - "мелодию хорошо поддерживают". И не более того.

Waldemar: tobol пишет: Таким образом вполне возможно повторное исполнение. А правомочно назвать это повторное исполнение импровизацией? Waldemar, как Вы считаете? Правомочно ли назвать повторное исполнение импровизацией? Исполнение является той объективной формой произведения, которая допускает лишь разовое, однократное восприятие, для повторного восприятия требуется повторное исполнение. Повторное исполнение любой импровизации не будет являться импровизацией как таковой. Ведь в импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Это значит, что новое исполнение – новая импровизация. А то, к чему Вы стремитесь – это вариации.

Svit: Svit пишет: Когда певцы исполнители романса умолкали, звучал оркестровый аккомпанемент. По моему слуху он повторял ту же тему - мелодию песни, но своим составом и набором инструментов. tobol пишет: Оркестровый аккомпанемент - ну, это же совсем не импровизация, аккомпанемент есть аккомпанемент Я неудачно сформулировал свою мысль: в исполнении оркестра звучал не аккомпанемент (вокалист в это время молчал), звучала вся тема - мелодия песни. Далее там же пояснил, что имеется в виду: повторение темы. Нет в записях ни к чему не привязанного аккомпанемента...

Svit: Waldemar пишет: Импровизация к романсу "Гори, гори, моя звезда", как и к любому другому романсу невозможна в принципе. Объясняю вопросом. Чем отличается импровизация от вариации? Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в США, в творчестве мастеров джаза. В импровизации процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Сознание музыканта-импровизатора прочно связано с движением гармонии, но не заданной мелодии (темы). Вариация – это изложение темы с изменениями в мелодии. Эта наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как правило, сохраняется структура темы (мелодии), ее форма, а варьированию подвергается фактура. Отправной точкой любой вариации является заданная тема. Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами. Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни и романса. На днях полистал тонкую книжицу, заинтересовавшую меня иной трактовкой понятия - что есть импровизация: Египетский Иосиф. Техника импровизации: универсальные приёмы варьирования.Экспресс-курс для профессионалов и любителей. - СПб.: Композитор, 2017. - 48 с. Цитирую из введения: "Что составляет основу любой импровизации? В основе импровизации лежат два разных, но взаимопроникающих, взаимодополняющих подхода. Это варьирование, то есть мелодическое, ритмическое и мелоритмическое изменение темы (при этом исходная тема угадывается в большей или меньшей степени), и сочинение новых мелодических линий по гармонической сетке, когда по получившимся мотивам невозможно определить исходную тему. (Конечно, эти новые линии тоже могут варьироваться). Остановимся на принципе варьирования, ведь именно с овладения этой техникой начинается любое обучение будущег импровизатора." Если же исходить из традиционного определения, которого вполне обоснованно Вы придерживаетесь, то импровизация - это удел избранных, способных на лету сочинить и исполнить. Задаюсь вопросом: а нельзя ли сочинять не на лету, а в раздумье и не спеша, записать это нотами, а уж исполнять когда захочется? Тогда круг способных и причастных к импровизации расширится. Зачем их отметать как неправильных или неспособных импровизаторов? Потому я за более общую трактовку понятия импровизации и готов поддержать тех, кто хотел бы попробовать себя в несиюминутной импровизации и её нотном оформлении.

tobol: Может кто-нибудь знает и поможет… Нашел ноты для гитары одного простенького джаза, собственно это не чистый джаз, а песня в стиле под джаз (Осенний джаз, композитор Ю. Варум). В них в аккомпанементе такие аккорды, нотный состав аккордов я нашел. Вот эти аккорды: Gm6 (си-бемоль, ре, ми-бемоль, соль) Em7 (си, ре, ми, соль) Bmaj7 (си, си-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль) Gdim7 (си-бемоль-бемоль, до, фа-бемоль, соль-бемоль) Вопрос следующий: как играть эти аккорды на левой клавиатуре баяна? Какой играть бас вроде понятно, а вот аккорды какие? Пробовал разные варианты, но все не очень подходят. В результате – мелодия играется вполне нормально, а с аккомпанементом просто БЕДА!

VikVlDem: Нужно нажимать сразу 2 аккорда. Gm6 =ми-бемоль, соль, си- бемоль + соль, си- бемоль, ре, т.е. ми- бемоль мажор и соль- минор одновременно. Аналогично играем и др. аккорды.

VikVlDem: 2) Em7- мизинцем нажимаем соль- мажор, указательным ми- минор. 3) Си-бемоль большой мажорный септаккорд = си- бемоль мажор + ре- минор. 4) Gdim7 - уменьшенный септаккорд. Это 6-й ряд на баяне- аккордеоне. Только проверьте по звучанию - соль, си- бемоль, ре- бемоль и ми. На инструменте эти звуки будут соответствовать уменьшенному аккорду от Соль или от До. (На тульском баяне- от До, на Вельтмайстере - от Соль). (В составе двух последних аккордов у Вас не те ноты указаны.)

Саныч: VikVlDem пишет: Gdim7 - уменьшенный септаккорд. Это 6-й ряд на баяне- аккордеоне. А что делать у кого пять рядов?. Покупать другой баян?

VikVlDem: Покупать не надо.)) Заменяем другим, похожим по звучанию. В данном случае можно попробовать минорный аккорд сыграть. От Соль или от Ми. Будут отличаться оба эти аккорда одним звуком ( в уменьшенном будет бемоль, а в этих нет). И не 4, а 3 звука будут в них звучать.

Саныч: Блин жаль.. А хотел.. Спасибо.. Вобщем то так и делаю.. Положа руку на сердце, и не знаю названий то.. Просто при сьёме пытаюсь искать максимально красивую комбинацию на различных переходах.. Учить теорию наверное уже поздно

tobol: VikVlDem пишет: Нужно нажимать сразу 2 аккорда. Спасибо, сам бы я никогда не разобрался с этими аккордами. Буду пробовать на инструменте.

MAN: Саныч пишет: Учить теорию наверное уже поздно А вы попробуйте положить её на музыку, сочините блюз-оперу "Элементарная теория музыки" и она наверняка выучится у вас наизусть сама собой, а главное, благодаря вам, её узнают много тысяч молодёжи и безо всяких скучных уроков в ДМШ. Только мимо смысла не промахнитесь, как Мулявин с "Лилечкой".

Саныч: Юмор?

MAN: Ага. А если серьёзно, то я убеждён, что познакомиться с теоретическими основами музыки никому и никогда не поздно. Вопрос только в целесообразности, но в любом случае никакого вреда не будет, а времени и сил для такого знакомства требуется совсем немного. Речь же не идёт о глубоком погружении в какие-то заумные премудрости, а именно об элементарных вещах, знание которых, тем не менее, может оказаться очень полезным.

Саныч: Ну элементарные есть конечно, какие то основы гармонии, иначе б просто ничего не вышло.. Но на навык беглой читки нот, у меня совсем нет времени, да и никчему мне кажется она с моими (личными) задачами.. Мне интересней научиться "подхватывать" любую вещь которая понравилась сразу услышав.. А для этого нужен акцент на съёме на слух, и прогонке вариаций по тональностям, чем я и занимаюсь.. Ноты - не интересны совсем, ноты - это то, как видит другой.. Я хочу научиться показывать то, что вижу сам

MAN: Саныч пишет: Ноты - не интересны совсем, ноты - это то, как видит другой.. Вовсе нет, ноты это как буквы и знаки препинания. Владение ими совершенно не мешает свободе творчества, также как поэту не мешает сочинять умение читать и писать, просто позволяет показывать то, что видишь сам, записывая это на бумаге. А заодно и понравившиеся вещи "подхватывать" не только со слуха, но и по нотным записям. Да и общаться между собой музыкантам без использования нот значительно труднее, всегда всё нужно показывать на инструменте, на пальцах, а это неудобно, особенно при виртуальном общении на форумах.

Саныч: -Ну тут к гадалке не ходи, чем больше знаний тем лучше - ктоже спорит.. Но я не зря оговорился про "свои задачи".. Я ( да и не только я все мы, сколько нам ещё отмеряно?) очень ограничен по времени.. Моя цель - сияние софитов, стон девочек и шарф самой красивой поклонницы на ремне моего инструмента.. Потому когда удаётся делать шаг вперёд к этому, я делаю его в выбранном направлении.. и определённые подвиги есть, снимать я стал порядком быстрее.. Цель - знакомые мелодии сразу, незнакомые - после первой прослушки.. Так, что ещё - По общению никаких трудностей у меня не возникает абсолютно.. Ибо самим музыкантам так набило оскомину это сольфеджио, что общаться они предпочитают о чём угодно, но не об этом головняке - Сейчас такое время что не нужно показывать на бумаге.. Во всяком случае исполнителю это нахрен не упало.. Схема простая - качественная запись - ютуб - Олимпийский.. - Человек прежде чем начать изучать буквы, семь лет практикуется в основах свободной импровизации разговора.. Схема - очень правильная, ибо прежде чем чтото выражать, надо иметь - что.. Вот когда у меня будет семь лет практики чистой импровизации, там и посмотрим - нужны мне буквы или нет

MAN: Убедили. Вам ни буквы, ни ноты нахрен не упали. Успехов вам на пути к софитам "Олимпийского" и девичьим стонам! Только за всех музыкантов сразу может не стоило высказываться? И как насчёт применения вашей схемы, скажем, к врачебной деятельности - типа сначала семь лет свободной импровизации со скальпелем, а потом уж и в мединститут можно подаваться, интересно ляжете ли вы к такому хирургу-импровизатору на стол, не приведи господи конечно к такой необходимости?

Саныч: А не надо мои схемы к чему непопадя применять.. А то намешали тёплое с кислым.. Речь как и музыка - вид искусства.. Очень тесно связаны и развиваются по одним правилам гармонии.. Речь это и длительность и тон и песня.. Музыка это и слог и фраза и песня.. Ну а медицина - это наука же.. Там совсем другие правила, но несмотря на это иногда я стал бы лечиться у свободно импровизирующих целителей, которым достался Дар свыше или по наследству, чем в наших больницах.. Я не говорю за всех музыкантов, только за тех которых я знаю

tobol: Саныч пишет: Но на навык беглой читки нот, у меня совсем нет времени, да и никчему мне кажется она с моими (личными) задачами.. Мне интересней научиться "подхватывать" любую вещь которая понравилась сразу услышав.. А для этого нужен акцент на съёме на слух, и прогонке вариаций по тональностям, чем я и занимаюсь.. Ноты - не интересны совсем, ноты - это то, как видит другой.. Исторический факт: композитор Рахманинов обладал великолепной памятью. Услышав один раз какое-нибудь новое для него музыкальное произведение, он потом мог по памяти сыграть его без ошибок. Это могла быть, например, симфония, которую он слышал несколько лет назад. Но - вот вопрос - и зачем ему ноты какие-то и прочие музыкально-теоретические премудрости? А у Рахманинова есть что послушать!

Саныч: Дык он в почил в 43м уже.. А в 43м - какой ютуб? Я ведь не зря сказал про "свои задачи".. И мне каждется в моём случе такой ход верный.. Вон в соседней теме человеку песню из трёх аккордов не снять, и зачем тогда такое умение?. Помню когда давно начинал учиться играть на саксофоне, делал это по нотам.. Но когда более менее овладел техникой, стал искать понравившиеся мне произведения.. Вот вижу ролик где играет исполнитель, беру ноты учу - а там бодяжная лажа какая то.. Ноты одни а вариантов исполнения масса, и ноты в большинстве своём не раскрывают всего возможного потенциала композиции.. С тем плюнул и стал снимать всё понравившееся на слух.. Потому я играю то что мне нравится, а не то что нравится автору нот.. И на баяне так же



полная версия страницы