Форум » Общий форум » Заучивание произведений » Ответить

Заучивание произведений

Млцни: Скажите как кто заучивает произведения. Если заучивать многократной игрой по нотам, то получается довольно долго. В памяти откладывается механическая игра где воспоминание производится по частям произведения с начала части, воспоминание происходит в зависимости от предыдущей ноты. Если где-то сбиваешься трудно начать играть с этого же места. Более трудный процесс, но по-моему, более эффективный заучивать по-тактам, по-строчкам, постепенно сводя воедино. При этом вначале лучше ноты проучить до игры и воспроизвести в памяти, а только потом играть их на инструменте.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 5 All

hovrin120: tobol пишет: цитата: Вот этот этап для меня самый основной. Думаю предыдущий этап (автор методики назвал его "исследовательским") можно сравнить с устройством фундамента в строительстве. То есть его игнорировать нельзя, или недооценивать. Я, например, раньше этого не делал, сразу брал баян и вперед! Для простого произведения (песня в простой обработке) это не вызывало каких-то особых сложностей. Так оно и есть, а сложные опять же в техническом плане я не могу выучить, не хватает техники, к примеру пробовал концерт Коняева, в первой части (не вступление)где работают безымянный и мизинец для меня сложность, конечно в умеренном темпе все нормально а в быстром получается как бы смазанно, так что опять технические упражнения надо искать,но предварительно ноты конечно я смотрю с баяном в руках.

tobol: hovrin120 пишет: к примеру пробовал концерт Коняева, А что за концерт? Можно ссылочку на МР3, или видео или ноты? hovrin120 пишет: предварительно ноты конечно я смотрю с баяном в руках. Вообще-то в предлагаемой методике по "исследовательскому" этапу написано: "Значительная часть этой стадии происходит не за инструментом". Видимо мы привыкли новое произведение смотреть сразу с баяном, пробовать на слух и пальцами. Значит, не с этого надо начинать, менять привычный подход.

юрийс: tobol пишет: Можно попробовать следующее: произведение разбить на несколько частей, тактов по 5-10, в зависимости от сложности и разучивать сразу несколько частей одновременно, например три, по 15-20 минут каждая (утром одна, в обед вторая, вечером третья). Тогда общее время (в днях) на разучивание существенно сократится. Да,так можно, но играть длинное произведение трудно, поэтому лучше начинать с коротких, лучше много коротких, чем одно длинное.


tobol: юрийс пишет: Да,так можно, но играть длинное произведение трудно, поэтому лучше начинать с коротких, лучше много коротких, чем одно длинное. Поздравляю с юбилейным ПЯТИСОТЫМ постом! Согласен, добавлю, что с коротких и не очень сложных. Однако, по жизни не просто отказаться от длинных произведений, например, "Прощание славянки" - прекрасный марш, его обязательно надо иметь в репертуаре, примерно 64 такта. Любой старинный русский вальс, например Березка, также длинненькие. Тема репертуара вообще очень интересная. У многих любителей вроде меня репертуар по сути формируется случайным образом, без какого-либо системного подхода. Как-то я над этим задумался, понял, что так не очень хорошо и стал искать свои принципы (или правила) создания своего репертуара. Вроде нашел.

hovrin120: tobol пишет: А что за концерт? Можно ссылочку на МР3, или видео или ноты? Неточно назвал , не концерт а "Концертная пьеса для баяна с оркестром русских народных инструментов" С. Коняев, в youtube можно посмотреть, и ноты есть : http://bayanac.narod.ru/index2.html tobol пишет: Вообще-то в предлагаемой методике по "исследовательскому" этапу написано: "Значительная часть этой стадии происходит не за инструментом". Правильно, просто инструмент у меня в руках, я же не постоянно при разборе играю.

юрийс: tobol пишет: Поздравляю с юбилейным ПЯТИСОТЫМ постом! Спасибо, я сам даже не обратил внимания что столько постов прислал на форум.

tobol: hovrin120 пишет: "Концертная пьеса для баяна с оркестром русских народных инструментов" Послушал эту пьесу, действительно концертная вещь. Получается Вы на концертах выступаете или как? hovrin120 пишет: конечно в умеренном темпе все нормально а в быстром получается как бы смазанно, так что опять технические упражнения надо искать А может не новые технические упражнения помогут, а методика разучивания, в смысле очень постепенно увеличивать темп. Еще может сказываться техника звукоизвлечения, помните у нас на форуме кто-то размещал видеоурок преподавателя Романова (из Новосибирска кажется).

hovrin120: tobol пишет: Послушал эту пьесу, действительно концертная вещь. Получается Вы на концертах выступаете или как? В концертах участвую в качестве аккомпаниатора в художественной самодеятельности, а такую вещь сыграть пока не могу, так дома пытаюсь. tobol пишет: А может не новые технические упражнения помогут, а методика разучивания, в смысле очень постепенно увеличивать темп. Еще может сказываться техника звукоизвлечения, помните у нас на форуме кто-то размещал видеоурок преподавателя Романова (из Новосибирска кажется). Видеоурок Романова смотрел, там как раз и говорится про упражнения, то что они приносят пользу.

tobol: Нашел ещё вот такие рекомендации. Это, наверное, для технически сложных пьес. Важно не путать " механическое " с "автоматическим". Конечно же, игра на пианино должна быть автоматической. Сознание просто слишком мало, чтобы разместить в нем все необходимые компоненты игры. Какие именно компоненты вы собираетесь хранить в сознании – лично ваше дело: Вы можете позволить всем эмоциональным аспектам проходить интуитивно (что является еще одним словом для обозначения бессознательного поведения) и сосредоточить ваше сознание на достижении правильной аппликатуры в конкретном трудным пассаже. Или вы можете позволить бессознательному заботиться об аппликатуре и тому подобному, и обратить ваше глубокое внимание на выразительность пьесы. Вы можете даже позволить бессознательному делать всю работу и перейти в состояние транса, и в конце концерта вы даже не будете помнить, что происходило. Что вы не сможете сделать, так это держать в сознании все в одновременно. Вы можете только удерживать 7 ± 2 элементов в сознании в любой момент времени. Теперь есть другие важные различия. И они между обучением и исполнением. Для того, чтобы сделать что-нибудь автоматически, на "автопилоте", так сказать , вы должны сначала запрограммировать автопилота, или, другими словами, подсознательное. Вы не можете играть "интуитивно", если прежде вы не приобрели саму "интуицию". Таким образом, вы должны разбить сложную задачу игры на фортепиано на всё её множество компонентов и последовательно программировать каждый отдельный компонент и каждую их комбинацию в подсознательное путем тщательного повторения. Это должно быть сделано в полном сознании, чтобы избежать укоренения в подсознании неаккуратных действий. И потому, что вы можете иметь только с ограниченным объемом информации в сознании в любой момент времени, вы должны построить иерархию целей. Таким образом, очевидно, что техника должна предшествовать выразительности в пьесе в отношении направления вашего внимания при изучении. Но хотя вам и удается разбить игру на фортепиано на отдельные аспекты в отношении вашего внимания, вы не можете отделить их при фактической игре. Так что, как только вы начинаете играть, вы уже играете с каким-то выражением, хотя все ваше внимание на постановке пальцев. Только пока сама выразительность никудышная. Вы просто не обращаете на нее внимания, и ваше подсознательное не имеет ни малейшего понятия о том, как следует поступать. Но вы не можете уделить внимание выразительности, пока вы не разобрались с пальцами. Как только вы разобрались с ними, теперь вы можете обратить ваше внимание на выразительность. Но, конечно, вам придется уже бороться со всеми плохими привычками по выразительности, которые вы приобрели во время заучивания аппликатуры. Не существует выхода из этого затруднительного положения. Вы должны понимать, что именно так все это работает. Все что вы можете сделать, так это свести к минимуму вредные последствия. А это значит, никогда не перерабатывать любой аспект игры на фортепиано. Если вы проводите десять часов работы над пальцами, вы ведете себя к неудаче, по двум простым причинам: 1. Такое действо не является необходимым. Большинство аспектов игры на фортепиано может быть переведено в автоматическое за пару минут, если вы выбрали достаточно короткий фрагмент. 2. Даже если вы пожнете огромные выгоды в расстановке пальцев, проработав над ними в течение десяти часов, вы будете иметь десять часов небрежный "бессознательной" практики над всеми другими многочисленными аспектами игры на фортепиано, и через десять часов так много плохих привычек укоренится, что ваше исполнение навсегда останется посредственным в этих областях. Таким образом, секрет заключается в изменении фокуса вашего внимания как можно чаще: работайте две минуты над пальцами, затем две минуты над движениями, затем две минуты над звуком/звукоизвлечением, две минуты над артикуляцией, и т.д. Вы увидите, что в момент игры на фортепиано вы уже включены одновременно во все это. Только всего лишь, что один из компонентов будет на сознательном уровне, а все другие будут на бессознательном уровне. Таким образом, вы должны убедиться, чтобы даете необходимую пищу подсознательному (сознательно обращая внимание на то, что вы делаете) как можно скорее, а не ждете слишком долго. Худшим способом работы над пьесой будут занятия над ней с обращением внимания только на постановку пальцев - скажем, это занимает 1 неделю. Тогда, как только пальцами укоренилась, вы посвящаете свои занятия артикуляции. Еще одна неделя. Но в первую неделю вы применяли какую-то форму артикуляции - просто она была совершенно неуместна, поскольку она проводилась главным образом бессознательным, и на этом этапе ваше подсознательное не имело входных данных, чтобы делать это правильно. Так что теперь, когда вы пытаетесь добавить артикуляцию в свою пьесу, вы постоянно боретесь с подсознательным против неуместных моделей, приобретенных в течение первой недели, где вы были сосредоточены только на аппликатуре. Таким образом, после недели работы над артикуляцией вы остаетесь очень далеки от надлежащей артикуляции, но вы временно прекращаете работу над ней и двигаетесь дальше к поставке динамики. Вам уже пришлось работать над динамикой с первого момент прикосновения к фортепиано - но она совершенно неуместна, так как вы не обращали на нее внимания, и ваше бессознательное просто добавило произвольную динамику. И делали вы это в течение двух недель. Таким образом, вы начинаете другую тяжелую борьбу, но на этот раз против укоренившейся несоответствующий динамики. Тем временем ваша артикуляция - когда вы перестали обращать на нее внимание опять - возвращается к изначально укоренившимся неуместным моделям, которые получают еще большее укоренение. Тем временем ваш учитель сообщает, что ваше движение не подходит и показывает вам совершенно другой способ движения. Но теперь вы делаете неправильные движения в течение трех недель. Угадайте что произойдет дальше, даже ваши пальцы начнут соскальзывать. Вся пьеса в полном беспорядке. Вы когда-нибудь видел в цирке представление жонглера (как правило, китайского), где он вращает несколько тарелок на палочках? Вот такой же должна быть практика за фортепиано: вы начинаете раскручивать одну тарелку. В тот момент, когда она вращается с определенной скоростью и стабильностью, вы запускаете вторую тарелку, а затем третью. К настоящему времени первая пластинка теряет вращение, поэтому вы должны быстро вернуться к ней и уделить ей некоторое внимание - но она потребует гораздо меньше времени и усилий, чем когда вы начали с нуля. Подкрутите вторую и третью тарелку, и у вас появляется время, чтобы закрутить четвертую и пятую тарелки, прежде чем вернуться к первой тарелке. В конце концов у вас будет 20 - 30 вращающихся тарелок, каждой из которых вы просто уделяете чуточку вашего внимания. Так что работайте с маленькими фрагментами и перенаправляйте фокус вашего внимания на все аспекты игры необходимые для этого фрагмента (как правило, фрагмент не может быть слишком малым – музыкальная фраза будет реальным минимальным размером для вас, чтобы начать обращать внимание на все аспекты).

hovrin120: tobol пишет: Так что работайте с маленькими фрагментами и перенаправляйте фокус вашего внимания на все аспекты игры необходимые для этого фрагмента (как правило, фрагмент не может быть слишком малым – музыкальная фраза будет реальным минимальным размером для вас, чтобы начать обращать внимание на все аспекты). Высшая материя мать её...

tobol: hovrin120 пишет: Высшая материя мать её... Статья переведена не профессиональным переводчиком, да и автор перевода особо не стремился тратить время на проработку всех тонкостей.

YRI: tobol пишет: Статья переведена не профессиональным переводчиком, да и автор перевода особо не стремился тратить время на проработку всех тонкостей. Напомнило, что-то подобное нам преподавали в ДМШ, правда очень давно это было. Мне кажется - статья довольно полезная, несмотря на неважный перевод. Вобщем-то итак, при сравнении, действовал в соответствии с ее рекомендациями, но есть немало того, что в моей практике недоставало, от чего качество разучивания должно повыситься, надеюсь.

tobol: Все мы постоянно что-то разучиваем, надеюсь, что это так! Потому решил, что эта найденная в Интернете статья будет полезна форумчанам. Занимаясь новым произведением. Начинать разучивание нового произведения всегда тяжело. Мне нравится пожинать плоды от давно разучиваемого произведения, плавное восприятие его на высокой скорости игры доставляет такое удовольствие! К сожалению, мне достается только неделя этого удовольствия или около этого, а затем мой учитель толкает меня вперед, заставляя вновь и вновь начинать тягомотный процесс разбора совершенно НОВОГО произведения :(. Когда это случается, я часто задумываюсь, как же я приступал к разучиванию предыдущего произведения. Как мы начинаем разучивание новой пьесы? Что мы делаем? Какие существуют указания? Эти хорошие вопросы требуют ответа. Поэтому я написал ряд правил, которыми можно пользоваться для начала разучивания нового произведения. Следует, однако, помнить, что в любом случае вам следует пользоваться своей головой. Эти правила помогут вам, но вы не должны слепо следовать им, не задействуя свою голову. Вот они: 1. Если вы хотите играть хорошо, то играйте хорошо как можно чаще, а плохо как можно реже. То есть вы должны играть все ПРАВИЛЬНО и МУЗЫКАЛЬНО!!! 2. Сходите на YouTube и послушайте игру некоторых мастеров. 3. Просмотрите ноты на наличие непонятных слов. Подпишите их перевод рядом в нотах. 4. Возьмите ноты и пройдите по ним. Заметьте, как композитор расставил обозначения динамики. Отметьте наличие различных частей в произведении. Если произведение делится на совершенно отличающиеся друг от друга части (например, части Grave и Allegro assai в Патетической сонате), вы можете сначала пройти первую часть, выполнить в ней последующие инструкции, а затем повторить весь процесс с другой частью или частями. 5. Пометьте ОДИН отрезок длиной в 2-10 тактов, в зависимости от указанного метра и сложности произведения. 6. Сыграйте правой рукой выбранный отрезок МЕДЛЕННО. Убедитесь, что вы нажимаете правильные ноты и соблюдаете правильный ритм во время игры. Если нужно, считайте ритм и ноты. Вам необходимо сделать все правильно. ЭТО ВАЖНО! СДЕЛАЙТЕ ВСЁ ПРАВИЛЬНО! Я повторяю – сыграйте ПРАВИЛЬНО!!! В то время как на этом этапе фокус вашего внимания должен быть направлен на попытки правильного исполнения, попытайтесь, насколько это возможно, играть МУЗЫКАЛЬНО. Вы НИКОГДА не должны играть в том темпе, в котором вы не в состоянии воспроизводить правильные ноты и правильный ритм. Это относится ко всему, на каком бы уровне разучивания произведения вы не находились бы. 7. Сыграйте отрезок правой рукой МЕДЛЕННО еще пару раз, пока вам не станет удобно. 8. Повторите то же самое с левой рукой. 9. Пометьте другой отрезок примерно такой же длины, как и первый. 10. Повторяйте шаги с 5 по 8, пока не дойдете до того места, которое вы на сегодня запланировали. 11. Теперь вернитесь к ПЕРВОМУ отрезку и сыграйте раздельными руками СНОВА МЕДЛЕННО (вам может не понадобиться повторять его столько же раз как в первом проходе). 12. Соедините руки и сыграйте отрезок обеими руками одновременно МЕДЛЕННО и ПРАВИЛЬНО. Играйте как можно более музыкально. 13. Повторите шаги с 10 по 12 с другими отрезками. 14. Сыграйте непрерывно (руки вместе) всё пройденное за сегодня МЕДЛЕННО и ПРАВИЛЬНО. Пытайтесь играть музыкально. 15. На следующий день повторите шаги 6-13 для тех же отрезков. Да, вы должны делать это МЕДЛЕННО и ПРАВИЛЬНО!!! Пожалуйста музыкально. 16. Если вы не дошли до конца произведения за один день, повторите шаги с 3 по 14 для тех мест, которых вы еще не касались. Тяжело разобрать концерт длиной в 90 страниц за один день! Вы должны подходить к нему как в шаге 15. Помните – МЕДЛЕННО, ПРАВИЛЬНО и МУЗЫКАЛЬНО! 17. Пожалуй, я недостаточно подчеркнул. Вы должны играть правильно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 18. Кроме того, если произведение очень сложное, вы не должны соединять руки в тот же день. 19. Помните – ИГРАЕМ ПРАВИЛЬНО! 20. Нет, я ДОЛЖЕН повторить это снова – вы должны играть ПРАВИЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я показал эти шаги университетскому профессору по фортепиано, и он одобрил их. Надеюсь, что они помогут и вам в ваших занятиях!

hovrin120: tobol пишет: Помните – МЕДЛЕННО, ПРАВИЛЬНО и МУЗЫКАЛЬНО! Терпения не хватает медленно, а быстро не получается, придется выполнять методику. Про заучивание по нотам разобрали можно сказать, а вот как по слуху разучивать правильно, методики есть такие али нет.

tobol: Для меня эта статья оказалась весьма полезной, потому решил ознакомить с ней форумчан. Постановка целей 1. Рассмотрим три совершенно различных уровня практики/обучения: краткосрочный (что вы делаете изо дня в день), среднесрочный (месяц), долгосрочный (1 - 5 лет). 2. Начните с долгосрочной перспективы: какие пьесы вы хотели бы играть через года? Через пять лет? Не беспокойтесь быть слишком амбициозным. В конце года вы можете пересмотреть ваши цели. Сядьте и составьте список целей. Для иллюстрации, скажем, что список желательных пьес в конце 5 летнего периода составляет 100 штук. 3. Спланируйте свою ежемесячную работу. Используя список на 1-5 лет, распределите эти пьесы на двенадцать месяцев. Опять не слишком беспокойтесь о том, в состоянии ли вы сделать это. По мере продвижения вы можете пересмотреть свои цели. Однако старайтесь работать по крайней мере над 5 произведениями в месяц, но не более чем над 30. Для иллюстрации, предположим, что вы собираетесь работать над 10 произведениями в месяц. Теперь создайте таблицу с этими десятью пьесами в первом столбце и еще 30 столбцами (или 31 в зависимости от месяца). Каждый день вы будете работать над этими десятью произведениями и ставить галочку в соответствующей графе, занимались или нет. 4. Планируйте вашу повседневную работу. Вы собираетесь работать 10 - 15 минут ежедневно над каждой из 10 пьес. После того, как вы прозанимаетесь 10 -15 минут над пьесой, забудьте о ней до следующего дня. Переходите к следующей пьесе и работайте над ней 10-15 минут. Эти 10 15 минут не должны быть последовательными. Они могут быть любыми 10-15 минутами в течение дня. В этом заключается прелесть этой системы, вам не нужен блок 2 часа 30 минут (хотя вы можете выделить его, если хотите), но вы можете распределить его на десять блоков по 15 минут. 5. Самым важным требованием, чтобы этот метод работал, является последовательность. Вы должны делать это каждый день. 6. Вторым важным требованием является то, чтобы у вас былая конкретная цель, которая может быть достигнута в течение 15 минут. Так что, если вы изучаете новую пьесу, это может означать, что вы будете работать над первыми двумя тактами. Если вы не можете освоить два такта в течение 15 минут, на следующий день работайте только над одним тактом. На следующий день освойте следующий такт, и так далее. 7. Не работайте с гаммами/арпеджио отдельно. Практикуйте гамму, соответствующую вашему произведению, и сделайте это частью 15 минут. Предположим, что ваше произведение написано в ля миноре. Это и будет ваша гамма для практики. В первый день просто играйте ноты, только одну октаву: ваша цель изучить ноты, а не играть гамму. Это должно занять всего пару минут. Затем переходите к произведению и отработайте один такт, два такта или руки отдельно. 8. На следующий день займитесь гаммой еще раз. Вы теперь знаете ноты? Тогда позанимайтесь гаммой раздельными руками в пределах двух октав, вашей целью является овладение аппликатурой. Поработайте над двумя тактами произведения. Были ли они освоены? Если нет, тогда повторите предыдущий рабочий день, если да, то двигайтесь дальше и отрабатывайте игру обоими руками вместе. 9. На следующий день играйте гамму раздельными руками, но в кластерах нот. Потом пьесу. 10. Ведите музыкальный журнал, где вы пишете кратко, где вы находитесь, и каким будет ваш следующий шаг, так что на следующий день вы будете точно знать что делать. 11. Так как вы работаете над десятью произведениями, скорее всего вы будете проигрывать таким способом много разных гамм ежедневно. Вы можете выбрать произведения так, чтобы они были в определенной тональности. 12. В конце месяца какие-то произведения вы уже разучите, какие-то вы все еще будете разучивать. Разученные произведения заменяются новыми. Остальные переходят на следующий месяц. Вы должны подождать до конца месяца, чтобы заменить произведения, даже если вы разучили их в первую неделю. 13. Если вы выбираете произведения так, что они охватывают различные техники игры, вам не нужно будет делать технические упражнения (бросьте Ганона - пустая трата времени - если вы хотите, поучите Черни, но только рассматривайте этюд как пьесу. Но почему бы не поучить Скарлатти вместо этого? Он даст вам точно те же достоинства Черни, но еще это будет красивым дополнением к вашему репертуару). Гаммы и арпеджио, однако, очень необходимы (не как технические упражнения, а как основа для музыкального понимания). 14. Через 2 или 3 месяца вы сможете пересмотреть свои цели и откорректировать их. Вы также сможете лучше планировать ваши среднесрочные и ближайшие цели. 15. Эти занятия не предполагают только игру на фортепиано. Вы можете тратить 15 минут прослушивая компакт-диск с тем произведением, которое вы собираетесь выучить, анализировать партитуру для того, чтобы решить, как разбить её на 15 минутные разделы, запоминая фрагмент по нотам, и т.д. (одним словом, мысленная практика) . 16. Ключевым словом здесь является дисциплина. Никогда не занимайтесь, садясь за фортепиано, чтобы поиграть все, что вам хочется. Это совершенно нормально, но это не будет считается вашим 15 минутным занятием. И если вы делаете это, убедитесь, что вы играете для кого-то, таким образом вы будете практиковать публичное выступление. Это вершина айсберга, но это должно помочь вам начать работу. То, чем я стремлюсь заниматься на повседневной основе, - это отрывки произведения, организованные во времени от самых трудных до простых и всегда добавляемые таким образом, чтобы в конце месяца (например) у меня будет выученным либо все произведение, либо существенная его часть

YRI: Отличная статья. Спасибо! Хорошо организованные занятия, чего порой и не хватает, - это значительная часть успеха.

юрийс: hovrin120 пишет: а вот как по слуху разучивать правильно, методики есть такие али нет. Подбор по слуху очень нужен баянисту, работающему с ансамблевым или хоровым коллективом. Я особенно понял это, когда по просьбе художественного руководителя согласился аккомпанировать на баяне небольшому вокальному самодеятельному женскому коллективу. Пару песен, которые я подобрал заранее я сыграл,женщины спели и были довольны. Но дальше случился конфуз, песни ,мотивы которых они мне напели, я при всем желании не смог подобрать сходу. Женский коллектив был недоволен и они начали смотреть на меня с презрением. Что ,мол ты за баянист, не умеешь сразу подобрать и сыграть такие простые вещи. Больше я среди этого коллектива не появлялся. Мне было неудобно, что я такой тупой. Теперь я тоже хочу научиться играть с ходу, как играют настоящие баянисты. Ищу всякие методики, кое что уже накопал.

YRI: юрийс пишет: Ищу всякие методики, кое что уже накопал. Действительно, подбор по слуху дело довольно не простое, тем более если это необходимо - сразу. Приходится, конечно, подбирать некоторые произведения, но это делается без всякой методики, и поэтому занимает немало времени. Было бы очень полезно знать такую методику. Не могли бы Вы выложить то что уже накопали?

tobol: юрийс пишет: Но дальше случился конфуз, А я считаю никакой это не конфуз и вот почему. Расскажу такую историю. Соседка по даче (ей уже за 70) ветеран всяческих хоров и ансамблей, поёт лет сорок примерно. Время от времени мы с ней разговариваем на эту тему. Начинает всегда она, т.к. периодически начинает меня агитировать стать у них баянистом. Что я уяснил из этих разговоров. Первое – существует сильный дефицит на баянистов, недавно у них помер один совсем уж старенький – несколько месяцев замены не могли найти, арендовали баяниста из соседнего хора, чтобы хоть коллектив не распался. Второе – хоровички прекрасно разбираются в баянистах и очень четко делят их на «слухачей» и тех, кто играет по нотам. В принципе их устраивают и те, и другие. Конечно, со «слухачами» им удобнее, т.к. для них не надо искать ноты, и, если солистка заболеет, а вместо неё дублер поет чуть ниже или чуть выше, тут у «слухача» проблем нет. Кстати, «слухачи» нередко искажают или упрощают аккомпанемент. К баянистам-нотникам хоровички настроены вполне дружелюбно, ведь репертуар хора довольно стабильный и не надо к каждому концерту кучу новых песен разучивать. К тому же сейчас найти ноты стало значительно проще, чем раньше. Главное здесь то, что баянисту надо сразу, до прихода в хор, заявить кто он есть: «слухач» или нет. Тогда всем станет ясно, если он «нотник», дайте ему ноты своего репертуара и время на разучивание. И никаких чудес от него не ждут на первых репетициях

tobol: Нашел ещё одну статью по теме как работать с репертуаром. Сохранение репертуара. 1. Исполняйте ваш репертуар при каждой возможности. Не только официально. Это означает, что вы должны быть организованы . Составьте полный список вашего репертуара. Затем скомпонуйте ряд программ из этих пьес. Если у вас есть только 5 пьес в вашем репертуаре, путь так. Но если у вас есть сто, вы можете создать 20 программ, чтобы охватить их все. Теперь идите и играйте для всех: друзей, родственников, на благотворительных и, конечно, на официальных выступлениях. Убедитесь, что вы начинаете с программы № 1 и играете её только один раз вплоть до программы № 20 (если у вас 20 программ). Это не только позволит вам охватывать весь ваш репертуар на регулярной основе, но и создаст впечатление, что у вы владеете огромным репертуаром, так как никто никогда не слышал одно и то же произведение дважды, если только они не присутствовали на всех ваши последних 20 концертах. При исполнении пьес программы будьте начеку, чтобы заметить какая пьесы, возможно, требуют некоторую полировку, и подправляйте их по мере необходимости. 2. Это прекрасная стратегии обучения. Она применима только к произведениям, которые вы только что разучили. После того как вы разучили пьесу, оставьте её на пару месяцев. Если вы её забудете, это даже лучше. Затем вернитесь к ней и разучите её с нуля. Представьте, что это совершенно новая пьеса. Существует огромный соблазн срезать углы, так как вы уже знаете эту пьесу. Не делайте этого. Реально переучите её, как если бы это было впервые. Обучение будет идти быстрее, но вы сможете заметить, что некоторые пассажи на самом деле также сложны, как и в первый раз. Сконцентрируйтесь на этих местах. После того как вы заново выучили пьесу, оставьте её снова на несколько месяцев. И снова переучите её. На третий или четвертый раз, когда вы проделаете это, вы больше не сможете забыть эту пьесу. Она будет ваша навсегда. И если вы обратили внимание на проблематичные места, на третий или четвертый раз они будут так же легки в исполнении, как и остальные части. Проблема этой стратегии лежит в психологии: Никто не хочет этого делать. Но это безусловно того стоит. 3. Можно отслеживать чтобы вы работали интенсивно над пьесами вашего репертуара каждые пару месяцев (или недель). Дино Липатти использовал именно этот подход. Он точно знал, что он будет практиковать или учить каждый месяц на пять лет вперед. Мне лично не нравится такой подход очень уж сильно, потому как по мере роста вашего репертуара, оно занимает все больше и больше времени, отнимая его от возможного изучения нового репертуара. 4. Если вы обучаете кого-нибудь (это мой конёк), задайте пьесы, которые вы бы сами желали отполировать, вашим ученикам. Таким образом в процессе преподавания вы сами будите их практиковать (во время уроков, а не для уроков). Вот одна из причин, по которой мне не приходится практиковать гаммы: я занимаюсь ими, обучая им. 5. Наконец, иногда очень полезно оставить много раз проигранное произведение на пару лет. Когда вы вернетесь к нему, вы можете увидеть его совершенно другими глазами. А иногда просто хорошо навсегда оставить произведение (я не думаю, что я когда-либо снова буду играть «Фантазию-экспромт» или «К Элизе», хе-хе).



полная версия страницы