Форум » Общий форум » Заучивание произведений » Ответить

Заучивание произведений

Млцни: Скажите как кто заучивает произведения. Если заучивать многократной игрой по нотам, то получается довольно долго. В памяти откладывается механическая игра где воспоминание производится по частям произведения с начала части, воспоминание происходит в зависимости от предыдущей ноты. Если где-то сбиваешься трудно начать играть с этого же места. Более трудный процесс, но по-моему, более эффективный заучивать по-тактам, по-строчкам, постепенно сводя воедино. При этом вначале лучше ноты проучить до игры и воспроизвести в памяти, а только потом играть их на инструменте.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 5 All

hovrin120: tobol пишет: Отправил почтой, удачи! Спасибо!

юрийс: hovrin120 пишет: бывает и на правой заковыристые места оставляю на потом. Трудные места, если их не оставлять на "потом", замедляют процесс разучивания. Сначала учить то, что легко получается, а уже трудности тогда не страшны

юрийс: Три важных совета относительно домашних занятий по разучиванию пьес на память. Думаю сгодится и баянистам. http://soltem.livejournal.com/1218.html?page=1


tobol: юрийс пишет: Три важных совета относительно домашних занятий по разучиванию пьес на память. Думаю сгодится и баянистам. Конечно сгодится!

hovrin120: За 10-15 минут занятий у меня и пальцы-то не успеют как говорится разогреться и ещё пишет автор про одержимость скоростью, но если произведение быстрое куда деваться, не будешь же в медленном темпе играть, или дойдешь до сложного места и там сбавишь скорость. Мне кажется если есть запас скорости то в нормальном темпе сыграешь запросто, вот поэтому и бывает одержимость скоростью.

свит: юрийс пишет: Три важных совета относительно домашних занятий по разучиванию пьес на память. Думаю сгодится и баянистам Играть не более 10-15 мин подряд - это неожиданное предложение. Если позволяет время, торчу с баяном около полутора часов. Осталось выяснить, какой перерыв делать после каждого сеанса игры и что меняет такой режим игры - у автора об этом ничего не сказано.

юрийс: свит пишет: Играть не более 10-15 мин подряд - это неожиданное предложение. Если позволяет время, торчу с баяном около полутора часов. Осталось выяснить, какой перерыв делать после каждого сеанса игры и что меняет такой режим игры - у автора об этом ничего не сказано. Автор пишет, что больше 30 или 40 минут он не назначал длительность занятий. Значит можно играть и 30 и 40 минут,но не больше. Я встречал где то, что 10 или 15 минут это для юных музыкантов,а 30 или 40 минут для людей старшего возраста. Точного времени перерыва не указано, значит делать перерыв по самочувствию.

свит: юрийс пишет: Я встречал где то, что 10 или 15 минут это для юных музыкантов,а 30 или 40 минут для людей старшего возраста. Точного времени перерыва не указано, значит делать перерыв по самочувствию. Это уже понятней. Спасибо!

YRI: свит пишет: Играть не более 10-15 мин подряд - это неожиданное предложение. Для меня, надо сказать, тоже как-то не совсем понятно. Казалось бы, что за 10-15 мин. только разыграешь пальцы. Но, возможно, как раз в эти первые 10-15 мин. организм открыт к наивысшему восприятию всех ощущений и наиболее четко и продуктивно все воспринимает. А уже потом начинается спад восприятия, переходящий в рутину. Причем время наивысшего восприятия может быть у всех разное. Это зависит от многих факторов: здоровье, настроение, целеустремленность и т.п. Я, например, замечал это на себе. После перерыва в игре , вроде бы и слух как-то более обостряется, что ли. Но простая, механическая тренировка техники исполнения тоже необходима. А она нарабатывается как раз постоянной и длительной игрой. По моему так. И как же тут быть?

юрийс: YRI пишет: Но простая, механическая тренировка техники исполнения тоже необходима. А она нарабатывается как раз постоянной и длительной игрой. По моему так. И как же тут быть? Мы говорим о разучивании незнакомых произведений на память. Здесь не требуется ни особой техники ни разыгрывания пальцев. Механическая тренировка должна идти после творческой работы,последней, когда уже нет свежести восприятия нового материала.

Аман: Думаю что 10 -15 минут маловато для занятий, у меня уходит час, полтора. От души играю, потом надоедает, а может от баяна - он старенький, охота поменять его.

Novichek: юрийс пишет: Меня интересует, какие методы разучивания произведений применяете. Сколько затрачиваете времени на занятия. Ответить можно лучше в теме Общий форум. Заучивание произведений. не знаю какие методы есть, плотно занимаюсь баяном третий месяц, до этого были попытки начать, но из за отсутствия хоть какой либо системы, бросал... методы разучивания... пока беру произведения, которые мне нравятся и которые можно услышать, как звучат поэтому легче понять рисунок мелодии учу сначала правую руку, учу до тех пор пока не смогу играть произведение целиком без нот, потом разбираю левую руку после этого начинаю соединять правую руку и левую вместе, снача в очень медленном темпе, потом как пойму, как они должны соединиться начинаю уже играть двумя руками первый такт, потом первый и второй и так далее, постепенно увеличивая темп... по времени считаю нормальным позаниматься 1-2 часа вечером, но если устал или нет времени то да же 15 минут то же хорошо, главное стараюсь играть каждый день... еще 2 раза в неделю начал ходить на вокал... помимо разучивания произведений стараюсь уделить время технике, играю гаммы двумя руками, так же использую методики предложенную Комбригом... ну вот как то так, если есть еще вопросы то пожалуйста готов ответить )) на данный момент считаю, что более менее сносно в репертуаре есть 2 произведения, это "Ах ты степь широкая..." и "Степь, да степь кругом..." в процессе Френк Синатра "Странники в ночи" и "Варшавянка"

юрийс: Novichek пишет: учу сначала правую руку, учу до тех пор пока не смогу играть произведение целиком без нот, потом разбираю левую руку Правильная методика, сначала учить правую руку, затем левую, и только потом соединять обе руки. Я с этим согласен. Но попробуйте это делать не на всем произведении а только на небольшом отрывке. Выберите небольшой отрывок и выучите его обязательно наизусть сначала отдельно каждой рукой,затем соедините руки. На следующий день повторите по нотам так, как делали в первый день. и так повторяйте до тех пор ,,пока этот отрывок будет прочно выучен. Затем берите другой отрывок и работайте таким же образом. Я этот метод испытал на себе и только жалею, что поздно о нем узнал.

tobol: Нашел в Интернете на сайте для пианистов. Надеюсь, будет полезно для тех, кто раньше этого не знал. Тема: Как заниматься. В занятиях на фортепиано необходимо повторить что-то несколько сотен раз. Но вы должны также чередовать повторения с выделением времени для подсознательного, чтобы оно смогло поработать. Это означает, в конечном счете, ночной сон. Именно когда вам начинает сниться ваше произведение, вы начинаете заучивать его. Сновидение является следствием этой интегративной работы бессознательного. Это приводит к удивительному практическому следствию: Для того чтобы выучить что-нибудь самым эффективным способом, поработать над ним с полной концентрацией некий промежуток времени (15 - 20 минут более чем достаточно ), а затем забудьте о нем до следующего дня. На следующий день повторите эту же процедуру в течение такого же промежутка времени и снова забудьте до следующего дня. Повторите это столько дней, сколько необходимо для того, чтобы играть заданный пассаж таким образом, что вы не сможете сыграть его неправильно, даже если вы попытаетесь. Уверяю вас, что вы достигните такого момента максимум через семь дней, как правило, гораздо меньше. Это требует невероятной дисциплины и согласованности. Но способ работает как по волшебству. Теперь рассмотрим это крайний пример. Вы решаете, что будете практиковаться по 5 часов каждый день. Эти пять часов можно разделить на 12 практических занятий по 20 минут каждый плюс 5 минут перерыв между каждым подходом. Худшее, что вы можете сделать это: "Сегодня я собираюсь заниматься тактами 12 - 24 из пьесы Х". Затем вы это и проделываете в каждом из 12 занятий. В течение всех 5 часов. Не сработает. Это пустая трата времени. Великолепной идеей, которую вы можете осуществить, это использовать каждое из этих 12 занятий для разучивания чего-нибудь совершенно разного. Понимаете, не имеет значения, работаете ли вы над пассажем в течение 20 минут или пяти часов. Все, что бы сможете осуществить за 20 минут, будет тем, что вы собираетесь достичь в этот день. Вы должны переспать ночь. Гораздо лучше работать двенадцать дней в течение 20 минут ежедневно над пассажем, чем работать над ним в течение 12 последовательных подходов в один день. (Вам не нужно верить мне. Просто попробуйте!). Вместо этого используйте другие одиннадцать ежедневных подходов, чтобы узнать одиннадцать новых вещей. В конце недели вы будете поражены фантастической суммой вещей, которую вам удалось разучить. Но вы должны иметь план. Вы должны убедиться, что все, что вы практикуете в этих подходах, суммируется до чего-то в конце недели. Это простой секрет всех тех пианистов, которые смогли разучить громадный репертуар в самое короткое время. Это также означает, что вы не должны заниматься 10 -12 часов в день. 20 минут вполне достаточно. Но сумма, которую вы сможете узнать в 20 минут будет 1/12 от того, что вы могли бы узнать за 5 часов. Вы понимаете, к чему я клоню? Оценивайте занятия не с точки зрения количества часов в день, а с точки зрения числа 20 минутных подходов в день и приверженности делать все в течение семи дней (или пока вы не освоите - как правило, менее чем за семь дней). Теперь позвольте мне сказать несколько слов о 15 - 20 минутах, чтобы было совершенно ясно, что я имею в виду. Важным моментом здесь является то, что вы должны достичь совершенства пассажа к концу 15 - 20 минут. Если для этого требуется больше времени, то значит выбранный пассаж слишком большой. Сократите его в два раза. Большинство людей выбрать куски, которые больше, чем они могут прожевать. Это приводит к занятиям в течение многих часов подряд без видимого улучшения, что приводит к усталости, разочарованию и фактическому разучиваемого переигрыванию пассажа/произведения. Вот еще иное рассуждение, который сочетается с 15-20 минутной идеей. Требуется 7 повторений для человеческого мозга, чтобы что-то заучить. Так что выбирайте пассаж и повторяйте его семь раз. Если после семи раз вы не выучили его, тогда это слишком большой кусок информации для вас. Поэтому вместо того, чтобы поступать как поступает каждый, кто не знает этого куска информации, а именно повторять бесконечно пассаж сотни раз, сделайте умную вещь и урежьте пассаж. Попробуйте еще раз семь раз. Если вы до сих пор не выучили его, сделайте его меньше снова. Некоторые пассажи потребуют, чтобы вы номинировали его только до двух нот. Но уверяю вас, что любой человек может научиться двум нотам после повторения их семь раз. Затем вы переходите к следующему куску (убедитесь, что вы делаете нахлёст, чтобы избежать остановок на стыках в дальнейшем). Так что вы должны организовать 15 -20 минут в виде семикратных повторений блоков, которые составляют пассаж, выбранный для освоения в этом подходе. Или сделать размер пассажа таким, чтобы он поместился в 15 - 20 минут сессии. Вначале это будет выглядеть несколько подавляюще, но по мере соблюдения вами этой тактики очень скоро вы сможете посмотреть на ноты и сразу же понять, как долго вам потребуется разучивать их. Вы будете точно знать, как разбить их и размер пассажа, с которым вы можете справиться.

юрийс: tobol пишет: Тема: Как заниматься. Этот метод хорошо помогает освоить большой репертуар за короткое время.

tobol: Решил продолжить тему методики разучивания произведений. Вот следующий материал, найденный в интернете. I. Существуют три основных этапа в разучивании/практике нового произведения. i. Первый этап исследовательский. Вы с листа пробегаете взглядом произведение для определения трудных мест, мотивов, голосов, вы проводите анализ, вы слушаете диски с записью произведения, вы разбиваете всё его на управляемые фрагменты для разучивания. Вы также находите для каждого фрагмента лучшую аппликатуру для достижения планируемого звука, наиболее экономичные и эффективные движения. Вы тратите время, пытаясь опробовать различные движения и аппликатуру. Вы также составляете план как вы собираетесь разрабатывать пьесу; сколько будет пассажей, насколько длины эти пассажи, как вы собираетесь соединять пассажи между собой. Значительная часть этой стадии происходит не за инструментом. Конечным результатом этого этапа является получение глубоких знаний о произведении (теоретически) и рабочего плана, по которому вы собираетесь разучить произведение за самое кратчайшее время. ii. На втором этапе, который в основном технический, у вас есть большинство параметров определены, и вы идете к фортепиано научить ваше тело (пальцы , руки и т. д.) реально играть те несколько пассажей, которые получились в результате разбиения произведения на разумные фрагменты для организации разучивания/практики . Главной целью здесь является внедрение правильных движения пальцев в ваше подсознание и сглаживание движений, чтобы они стали не только автоматическими, но также эффективными и экономичными (и, как следствие, элегантными). Это тот этап, когда вы работаете с раздельными руками над мелкими фрагментами, затем объединяете руки, и пользуетесь всеми видами практических трюков (занятия с разными ритмами, занятия с аккордами, использование повторяющихся нот и повторяющихся нотных групп, и т.д.). На данном этапе вы также разрабатываете память рук. Конечным результатом этого этапа является заучивание произведения в той мере, которая позволяет играть правильные ноты в нужное время. Здесь вы желаете добраться до того магического момента, когда ваши пальцы просто знают куда идти, без необходимости думать об этом. iii. Наконец, на третьем этапе вы будете иметь дело главным образом с вопросами интерпретации и исполнительства. Произведение заучено и запомнено на данном этапе, но вы все равно должны проработать такие вещи, как фразировки и динамика, рубато и свободные отклонения от темпа и ритма, подчеркивая (или нет) мелодические нити разных голосов. Если вы знаете, где вам предстоит выступать с данным произведением, возможно, потребуется настроить игру на конкретном фортепиано и под акустику зала. Если вы играете с оркестром, вам может понадобиться выполнить указания дирижера. Эти три этапа не являются отдельными, как может показаться из описания выше. Один этап информирует другие. Вполне может случиться так, что на втором этапе, когда вы фактически приступили к изучению произведения за фортепиано, вы обнаружите, что аппликатуры и движения, выбранные вами на первом этапе, фактически не работают. Поэтому вам, возможно, придется вернуться назад и изменить их. Кроме того, хотя второй этап в основном технический, вы не должны откладывать полностью интерпретацию до третьего этапа. Так что в значительной степени имеют место варианты и перекрытия на этих трех этапах. Этапы совсем не автономны. II. Сказав все это, отмечу, что идея 15 - 20 минутных занятий относятся ко второму этапу. Что это за идея? На самом деле это не идея. Это принцип. И на самом деле два принципа. i. человеческий мозг учится по "кусочкам", а затем путем объединения этих кусочков в более крупные куски. Все, что можно разучить через повторение будет разучено после семи повторений. Если после семи повторений вы не научились "кусочку", это означает, что кусок был большим для его обработки мозгом. Вы должны разбить его на более мелкие куски. Давайте предположим, что вы хотите выучить поэму из 200 стихов. Если вы прочитаете все 200 стихов за семь раз, шансы таковы, что после семи раз вы не выучите поэму. Большинство людей, которые не знают о том, что я собираюсь сказать, будет просто повторять всю поэму в надежде, что, увеличивая число повторений, они в конечном итоге справятся с ней. Предположим, что чтение 200 стихов поэмы вслух занимает 30 минут. Повторение поэмы семь раз займет 3,5 часа, в конце которых вы не разучите её. Тогда вы повторяете еще семь раз. Вы все равно не разучите поэму. Затем еще семь раз с тем же мрачным результатом. Теперь вы читали эту поэму в течение 10,5 часов. Делайте это в течение целого месяца. Бьюсь об заклад, что в конце месяца, практикуя по 10,5 часов в день (21 повторений), вы еще не выучили поэму. Это отчасти потому, что вы не можете поместить достаточно повторений в день (поэма просто слишком большая), но также и потому, что если вы не научились после семи повторений, увеличение числа повторений не имеет никакого значения. ii. Так что же делать? Вы должны уменьшить размер блока информации, которую вы пытаетесь выучить. На сколько вы должны уменьшить его? Ну, начните с разрезания поэмы пополам: 100 стихов. Теперь чтение занимает всего 15 минут. После семи повторов вы разучили блок? Если вы это сделали, тогда это тот размер блока данных, с которым вы можете справляться. Если нет, то размер блока данных по-прежнему слишком велик. Тогда сократите его в половину снова: 50 стихов, которые вы можете прочитать за 7,5 минут. Теперь предположим, что за счет сокращения ее пополам и попыток заучивать кусок за семь повторений вы, наконец, получили 1 стих. Его можно прочитать за 9 секунд. Это поисковый этап ваших занятий: когда вы узнаете какой максимальный размер фрагмента вы можете выучить, повторив его семь раз. С опытом вы получите этот размер довольно немедленно. Но в начале рассчитывайте потратить какое-то время, чтобы узнать о себе и своей способности к обучению. III. Итак, вы выяснили, что один стих (для вас) изучаем после семи повторов. После семи повторений вы просто знаете его. Поэтому вам потребуется ( 9x7 ) = 63 секунд, чтобы овладеть одним стихом. Освоить 200 стихов вы сможете за 3.5 часов, т.е. за то же время, которое вам понадобилось, чтобы прочитать все стихи 7 раз без какого-либо прогресса вообще. Вывод очевиден: Деление учебных задач на части, которые можно выучить за семь повторений, сэкономит удивительное количество времени по сравнению с альтернативным чтением всего произведения целиком семь раз. III. Второй принцип заключается в следующем: Вы ничего не выучили, пока учеба не обработается подсознанием. Сновидения является одним из способов, поэтому необходимо хотя бы одну ночь переспать между обучающими сессиями чтобы на самом деле заучить то, чем вы занимались. Обычно вам требуется несколько ночей сна в зависимости от сложности вашей задачи. Это принцип 20 минут. Возвращаясь к 200 стихам. Вам понадобилось 63 секунды, чтобы повторить и выучить первый стих. Вот и все! Вам не нужно делать больше работы над этим стихом сегодня. Вы можете ее провести, если вы хотите, но это не имеет никакого значения вообще. Если вы повторили семь раз (63 секунд), остановитесь и ложитесь спать, на следующий день, когда вы проснетесь, вы обнаружите, что вы очень многое забыли в стихе. Таким образом, вы должны начать снова, и повторить стих семь раз (63 секунд снова). Но вы обнаружите, что хотя вы почувствовали себя на нуле, как в первый день, на этот раз вам потребуется только 5 повторов, чтобы добраться до стадии, которую вы достигли вчера после 7 повторов. Таким образом, вы заново выучите стих за 45 секунд, вместо 63 секунд. Но все равно, проделайте ваши семь повторов снова (даже если вы запомнили после пяти). На третий день вы просыпаетесь и к вашему ужасу вы понимаете, что вы не можете ничего вспомнить. Однако, на этот раз уже после второго повтора все опять встает на свое место в вашей голове. На этот раз ушло только 18 секунд, чтобы добраться до стадии, которая в первый день заняла 63 секунд. И во второй день 45 секунд. Опять же, даже если вы вспомнили стих после второго повтора, проведите полных семь повторений. Скорее всего на четвертый день вам не нужно будет делать каких-либо повторов. Вы просто знаете стих. Я никогда не встречал человека, которому необходимо было более чем семь дней, чтобы добраться до этой стадии. Обычно на третий/день они знали свой блок информации (при условии, что размер блока позволяет удержать в памяти блок за повторов). Важный факт здесь вот в чем. Если вы повторите ваши стих 700 раз (вместо 7), это не составит никакой разницы в скорости, с которой вы будете обучаться. Это будет все те же четыре дня. Вам не нужно принимать меня на веру. Просто попробуйте. Получите два отрывка из произведения. Ограничьтесь таким размером, который позволяет запоминать их после семи повторов. Первый отрывок повторяйте по семь раз, а второй по 700 раз. Посмотрите, какой из них разучится тщательно первым. Мой прогноз, что они оба займут ровно одинаковое время для полного заучивания. В случае музыкального пассажа вы, вероятно, делаете больше вещей, чем просто повторяете его. Возможно (я бы поступил так), повторив семь раз, я принялся бы работать над игрой раздельными руками и руками вместе. В зависимости от пассажа я мог бы использовать ритмические вариации, или играть его аккордом, или предпринял бы другие варианты разучивания. Так что, может потребоваться 15 - 20 минут, чтобы пройти через все эти процедуры, может быть немного больше, может быть немного меньше. Вот это и есть работа на текущий день! Только займитесь этим пассажем снова на следующий день . Если вы хотите посвятить 5 часов в день для занятий на фортепиано, используйте оставшееся время для отработки других пассажей, или даже пассажей из других произведений. Так что используйте принцип 7 повторов для определения пассажа, который вы собираетесь выучить. Затем учите его только в течение времени, которое необходимо чтобы справиться с ним (как правило, менее 15 - 20 минут и редко чуть больше). Затем оставьте его до следующего дня. Повторите тот же процесс, пока вы, наконец, не будете его знать (должно потребоваться 3 - 4 дня).

юрийс: По моему мнению для начала разучивания по данной методике, необходимо воздержаться от разучивания крупных произведений. Необходимо ограничиваться пьеской или песней в 16 тактов. Когда будет разучено порядка 30 небольших пьес, можно брать более крупные. Опытные музыканты утверждают, что выучив на память где-то около 30 пьес, дальнейшее разучивание пойдет гораздо быстрее, память улучшается.

hovrin120: tobol пишет: На втором этапе, который в основном технический, у вас есть большинство параметров определены, и вы идете к фортепиано научить ваше тело (пальцы , руки и т. д.) реально играть те несколько пассажей, которые получились в результате разбиения произведения на разумные фрагменты для организации разучивания/практики . Главной целью здесь является внедрение правильных движения пальцев в ваше подсознание и сглаживание движений, чтобы они стали не только автоматическими, но также эффективными и экономичными (и, как следствие, элегантными). Это тот этап, когда вы работаете с раздельными руками над мелкими фрагментами, затем объединяете руки, и пользуетесь всеми видами практических трюков (занятия с разными ритмами, занятия с аккордами, использование повторяющихся нот и повторяющихся нотных групп, и т.д.). На данном этапе вы также разрабатываете память рук. Конечным результатом этого этапа является заучивание произведения в той мере, которая позволяет играть правильные ноты в нужное время. Здесь вы желаете добраться до того магического момента, когда ваши пальцы просто знают куда идти, без необходимости думать об этом. Вот этот этап для меня самый основной.

tobol: hovrin120 пишет: Вот этот этап для меня самый основной. Думаю предыдущий этап (автор методики назвал его "исследовательским") можно сравнить с устройством фундамента в строительстве. То есть его игнорировать нельзя, или недооценивать. Я, например, раньше этого не делал, сразу брал баян и вперед! Для простого произведения (песня в простой обработке) это не вызывало каких-то особых сложностей. А серьезные вещи всегда заставляли потом выполнять "исследовательский" этап. В результате приходилось в сложных пассажах как минимум менять аппликатуру, корректировать ритм, а пальцы уже начали привыкать к неправильностям, надо уже и с этим бороться. Потеря времени существенная.

tobol: юрийс пишет: По моему мнению для начала разучивания по данной методике, необходимо воздержаться от разучивания крупных произведений. Согласен. Но, ведь как бывает в жизни, часто очень хочется играть какую-то конкретную вещь, которая очень по душе. А она тактов на 100. Если её разучивать как всегда - с первых тактов последовательно до конца - уйдет куча времени. Любимая вещь превратится в надоевшую, как правило все на полпути и бросается на несколько месяцев, потом снова все сначала. Можно попробовать следующее: произведение разбить на несколько частей, тактов по 5-10, в зависимости от сложности и разучивать сразу несколько частей одновременно, например три, по 15-20 минут каждая (утром одна, в обед вторая, вечером третья). Тогда общее время (в днях) на разучивание существенно сократится.



полная версия страницы