Форум » Общий форум » Заучивание произведений » Ответить

Заучивание произведений

Млцни: Скажите как кто заучивает произведения. Если заучивать многократной игрой по нотам, то получается довольно долго. В памяти откладывается механическая игра где воспоминание производится по частям произведения с начала части, воспоминание происходит в зависимости от предыдущей ноты. Если где-то сбиваешься трудно начать играть с этого же места. Более трудный процесс, но по-моему, более эффективный заучивать по-тактам, по-строчкам, постепенно сводя воедино. При этом вначале лучше ноты проучить до игры и воспроизвести в памяти, а только потом играть их на инструменте.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 5 All

MAN: hovrin120, аналогия со стихами мне нравится. Однако в каком случае люди способны читать с выражением текст, передавать вложенные в него автором эмоции, правильно интонировать? Только тогда, когда чтецу хорошо понятен его смысл. Так? Иначе возможны радостное возбуждение в голосе там, где по замыслу автора должно слезу вышибать и тому подобное. И, кстати, насчёт подсказок. В стихах они тоже есть, в самих словах содержатся. В муэыке же слов нет, только звучание. Чтобы придать этому звучанию тот или иной смысл и существуют многообразные средства музыкальной выразительности, в том числе штрихи, динамика и прочее. Но ими надо уметь пользоваться, то есть необходимо учиться и, в частности, тому, где и как их следует применять. А как этому учиться? Играя любимые произведения и обработки так, как их авторы указывают в нотном тексте! hovrin120 пишет: а то вдруг забудешь какой нибудь штрих и всё, сбой Если с самого начала следовать всем указаниям, например: вот здесь играть задорно, а тут задумчиво; эти две ноты взять слитно, а следующие три отрывисто, одновременно усиливая звучание, - это позволяет сразу лучше понять общий замысел автора, а, стало быть, и запомнить музыку. Вероятность сделать ошибку при этом наоборот уменьшается. Впрочем эту свою точку зрения я никому не навязываю, просто делюсь ею, заодно пытаясь разъяснить и обосновать собственный подход (вопрос-то ведь стоит: "Кто как?"), и уж всяко не против самостоятельного творчества в самых разных его проявлениях.

MAN: юрийс пишет: И все-таки игра на слух (в отличие от выученных по нотам произведений) придает бОльшую храбрость при игре на публике, меньше боишься сбиться. Вы знаете, мне кажется, что при определённой степени освоенности материала, выученного по нотам, в этом смысле никакой разницы быть не должно. Просто играя на слух, Вы опускаете длительный и трудоёмкий этап изучения произведения по записанным кем-то другим нотам и делаете его "своим родным" практически сразу. Игра на слух бесспорно очень полезное и нужное занятие, но тут ведь очень многое зависит от способностей. Лично я пользуюсь нотами постольку, поскольку не имею таланта "снимать" на слух с таким качеством, которое меня бы устроило. Будь это не так, я вряд ли сумел бы заставить себя осваивать нотную грамоту, ведь я даже в музыкальной школе в детстве не учился. А вот кропотливое разучивание по нотам обработок, сделанных мастерами, poco a poco даёт в руки инструментарий, с которым уже и игра на слух становится интересней, разнообразней и качественней.

Vofa: hovrin120 пишет: ...в самом начале обучения человек старается следить за всем, это счет, смена меха, темп, динамика, штрихи, аппликатура, с ростом обучения уже можно обходится без счета... Ой! Дык это я еще в самОм начале Даа... Сколько в жизни еще не сделано... А сколько еще предстоит не сделать...


юрийс: MAN пишет: "снимать" на слух с таким качеством, которое меня бы устроило. Я пытаюсь брать в игру на слух простые популярные мелодии, в основном русские народные песни. Мелодия подбирается довольно быстро, а с гармонией сложнее. А ведь вся красота в хорошем аккомпанементе, тогда приятно слушать игру на баяне и сам баянист получает удовольствие от своей игры.

юрийс: Vofa пишет: Даа... Сколько в жизни еще не сделано... А сколько еще предстоит не сделать... Но к этому нужно стремиться.

MAN: юрийс пишет: Я пытаюсь брать в игру на слух простые популярные мелодии, в основном русские народные песни. Да я тоже не особенно стремлюсь научиться Каприсы Паганини на баяне "жарить". Дело же не в простоте мелодии, а в качестве, красоте её обработки, приёмах варьирования и гармонизации, умелом использовании возможностей инструмента. Ну, допустим, разве в УНП "Езал казак за Дунай" сложная мелодия? Однако одно дело обработка этой песни из какого-нибудь самоучителя (полстранички простейшего нотного текста - эдак-то я действительно и сам на слух сыграю безо всяких нот), и, согласитесь, совсем другое - обработки этой же песни, сделанные Ю. Казаковым или В. Гридиным. Я нарочно привёл в пример сложнейшие пьесы, которые нам любителям вобщем-то не по зубам, поскольку для их исполнения требуется очень высокий уровень владения инструментом, техника, для наработки которой, помимо незаурядных способностей, необходимы годы упорных занятий. Однако суть в том, что вдумчивый разбор и разучивание произведений или обработок для баяна (совсем не обязательно суперсложных), созданных лучшими музыкантами, это, на мой взгляд, не просто знакомство с этими вот конкретными вещами, но и лучший способ научиться многому тому, о чём на данном форуме неоднократно поднимались вопросы "КАК?". Vofa пишет: А сколько еще предстоит не сделать... юрийс пишет: Но к этому нужно стремиться. То есть стремиться как можно больше не сделать?

hovrin120: Vofa пишет: Ой! Дык это я еще в самОм начале Даа... Сколько в жизни еще не сделано... А сколько еще предстоит не сделать... Не знаю шутите ли вы Владимир или на самом деле, но по своему опыту знаю приходит время и на смену меха ноль внимания, ну если только при игре тремоло подготавливаешь мех чтобы бы к примеру на разжим начать тремоло, или какой-то пассаж удобнее к примеру сыграть в начале разжима, также насчет готовой левой клавиатуры, приходит время и учить ничего не надо (конечно если мелодии нет в басе или каких-то переходов), по простому можно и так сыграть, я имею в виду гармонию, вы же видели как пацаны во дворе играют на гитаре аккордами, они что изучали теорию музыки, тем не менее пальцы сами находят нужный аккорд при подборе аккомпанемента, а на баяне еще легче, одним пальцем аккорд нажимаешь, привязка басов к аккордам в трёхгодичном курсе Басурманова описан, ритм на левой конечно другое дело, особенно для тех кто в основном играет русскую народную музыку (я в числе их), тут уже ритмы других народов надо учить, но если помучится то и с этим можно справиться. В общем надо больше играть, очень полезно и нужно играть для начала простые мелодии в трёх позициях, к примеру в до в до# и в ре и так-же в других тональностях не прибегая к помощи вспомогательной клавиатуры, имеется в виду смена тональности смещением по клавиатуре на вспомогательные ряды правой клавиатуры, но это не значит что не нужно использовать вспомогательные ряды, просто транспонирование по трём основным рядам помогает лучше ориентироваться по клавиатуре, вот таким макаром я и учусь. Что-то я заболтался, пора корове с теленком травы накосить, со стада придёт , где трава? а я что скажу

Vofa: hovrin120 пишет: ...Что-то я заболтался, пора корове с теленком травы накосить, со стада придёт , где трава? а я что скажу Вот про баян Вы достаточно подробно описали, теперь про коров, пожалуйста: А в стаде они у Вас чем питаются? Или целый день голодные бродят? А надой какой у коровы? А жирность молоко кака?

MAN: Vofa пишет: А надой какой у коровы? - А много ль корова даёт молока? Варианты ответа: 1 - Да... мы молока не видали пока. 2 -Не выдоишь за день, устанет рука! (Из мультика "Как мужик корову продавал") Vofa пишет: молоко кака? Да нешто hovrin120 стал бы о своей корове так заботиться, травку косить, кабы оно какой было?

hovrin120: Коротко скажу, корову когда доишь надо что-то ей дать а иначе она брыкаться будет, раньше после стада подоив корову мы еще сами выгоняли её пастись недалеко от дома, это такое животное которое может есть постоянно, надои литров 15-20, у нас есть недалеко ферма с голландскими коровами у них рекордсменка дает 60 литров в сутки, вот это вот да!

юрийс: MAN пишет: вдумчивый разбор и разучивание произведений или обработок для баяна (совсем не обязательно суперсложных), созданных лучшими музыкантами, это, на мой взгляд, не просто знакомство с этими вот конкретными вещами, но и лучший способ научиться многому Правильно, разбор таких произведений заменяет игру упражнений, на которых всегда не хватает времени. Со сложными пьесами выйти играть на публику в первый раз-это считай полный провал. А сыграть простенькую вещь (типа краковяка), не особенно длинную - можешь рассчитывать на успех. Я тут подбиваю пару таки же как я "баянистов" выйти поиграть на свежем воздухе, где нибудь поближе к детской спортивной площадке, которых у нас в городе понастроили перед выборами богатенькие кандидаты в депутаты,и поиграть там в окружении детей и их родителей. И, если получится, сделать такие выходы постоянными, хотя бы раз в месяц. Один вроде согласился, ну а второй, когда я ему предложил осуществить это мероприятие, задрожал мелкой дрожью от страха и начал искать причины, по которым даже раз в месяц, невозможно найти время для такого занятия. Когда он дома берет в руки баян , то закрывается наглухо, чтоб его игру никто не слышал. Но я буду его уговаривать, так как самому одному мне выходить с баяном в городе наполненном людьми , которым "Все надоело!", тоже страшновато.

Аман: Я давно уже не играл по нотам, негде было взять. Недавно озарила мысль- схожу ка в муз. школу, где раньше учился и,- вуаля -ноты в моих руках. . Произ-я были за 2-3 класс. Из них я выбрал "Под небом Парижа",и "Меланхолический вальс". Разучиваю вначале медленно, чтобы мелодия отложилась в голове, слежу за пальцовкой. Постепенно прибавляю штрихи, темп и т.д.

юрийс: Аман пишет: . Разучиваю вначале медленно, чтобы мелодия отложилась в голове Какой величины берете куски произведения и сколько времени затрачиваете на этот кусок. Сразу пытаетесь запомнить разучиваемое или запоминание откладываете на потом.

Аман: В зависимости от сложности. К примеру в "Париже" - это 12-14 тактов, до момента где нужно повтор сначала. В среднем от 30мин. до 1часа приблизительно, одновременно постепенно ссмотрю все легато и акценты и т.п. Потом 2-ю часть разбираю.Сложные надо сразу правильными пальцами играть. Иначе чуть неправильно сыграл то потом так и будут пальцы нажимать, по себе знаю( занятия в ДМШ); трудно переучиваться. Но там твое исполнение контролировал препод. а сейчас на себя надежда. . Разучиваемое сразу пытаюсь запомнить особенно на слух. Поэтому желательно, мне выслушать в исполнении кого-то это произ-ие . После этого легче учить.

Luft: Посоветуйте пожалуйста сколько же разных произведений в день можно разучивать? Уровень - начинающий, 2 недели. Докладаю: после изучения трех произведений (В землянке, В лесу прифронтовом, Одинокая гармонь) с повторением пройденного (маленькой ёлочке, жили у бабуси и т.п.) к вечеру в голове все перемешалось (я щас отпуск догуливаю). Также боюсь ПЕРЕзаниматься, чтобы не наступило отвращение. Подскажите оптимальный режим изучения. И Вроде повторение пройденного, насколько я помню необходимо.

tobol: Luft пишет: Посоветуйте пожалуйста Из личного опыта: разучиваю сразу несколько произведений, раньше 3-4, сейчас 7-8. Плюсы: главный - исчезает монотонность при разучивании. Важно, чтобы произведения были разноплановые, тогда не будет путаницы и перемешивания в голове. Например, быстрая-медленная (пальцы нагружаются-отдыхают), сложная-простая (внимание усиленное-легкое), по ритму: вальс-танго (эмоциональное переключение). Когда совсем устаешь - можно просто попеть под баян что-нибудь несложное, очень помогает снять напряжение от тяжелого разучивания. Минусы: время на полное разучивание одного произведения уходит больше, но это меня не особо волнует, тем более, что одновременно в работе их много, т.е. выход будет приличный. Вот как-то так. Я любитель-самоучка, не преподаватель. Поэтому объясняю как могу. Возможно, моя методика ошибочна, но она мне нравится, считаю её для себя полезной. Очень важно: заниматься обязательно каждый день, именно КАЖДЫЙ день. Лучше по 15-20-30 минут каждый день, чем через день-два-три по часу и более. Для хорошего прогресса желательно не менее 2 часов ежедневно, например, 4 захода по 30 минут.

юрийс: tobol пишет: Минусы: время на полное разучивание одного произведения уходит больше, но это меня не особо волнует, тем более, что одновременно в работе их много, т.е. выход будет приличный. И когда же наступает этот выход? Это смотря какой величины брать на разучивание произведения.Чтобы уменьшить минусы нужно брать в работу небольшие пьески, ну так тактов на 20. Я прошел через эти минусы, сразу брал пьесы на 60-80 тактов, и долго не мог добраться до конца и даже бросал, не выучив их на память. А вообще, метод хороший, разумный.

tobol: юрийс пишет: И когда же наступает этот выход? Выход по-разному. Зависит от сложности и от общего времени занятий. Например, из последних - пресловутые Стаканчики - 5-6 дней, при этом ноты были не для баяна, пришлось по ходу разучивания подбирать левую руку. И ещё заметил, если вещь очень по душе, то всё ускоряется. Длинные пьесы в разучивание беру не более одной, редко когда две. Действительно, можно до конца не добраться. У меня одна из самых длинных недавно была "Саратовские переборы" 155 тактов. "Дунайские волны" - 241 такт, правда есть повторы, реально разучивать поменьше. Интересно, я сложные вещи (такты, фразы) запоминаю быстрее, легкие легко забываются, приходится снова и снова заглядывать в ноты, то одно место забудешь, то другое. Сейчас вот разучиваю непростую "Осень" (аранж. Waldemara), так после того как пальцовку подберешь для обеих рук, да ритмический рисунок освоишь, то уже и все нотки почти запомнишь чуть ли не навсегда.

hovrin120: tobol пишет: У меня одна из самых длинных недавно была "Саратовские переборы" 155 тактов. Юрий Георгиевич у меня в последней части Саратовских переборов проблемы с аппликатурой, если возможно поделитесь своим вариантом аппликатуры последней части Саратовских переборов.

tobol: hovrin120 пишет: поделитесь своим вариантом аппликатуры последней части Саратовских переборов. Отправил почтой, удачи!



полная версия страницы