Форум » Общий форум » Книги о музыке » Ответить

Книги о музыке

Млцни: Давайте здесь писать о книгах о музыке, игре на баяне. Заметил, после прочтения книг о музыке, игре на баяне, начинаешь более осмысленно исполнять музыку. 1. Ф. Липс. Исскуство игры на баяне. 2. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. Издательство Композитор. 3. Аккордеонно-баянное исполнительство. Вопросы методики, теории и истории. Сборник научных статей преподавателей и выпускников кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Издательство Композитор.

Ответов - 78, стр: 1 2 3 4 All

Млцни: Интересная статья-интервью с итальянским аккордеонистом Анцеллоти о игре на аккордеоне: http://www.muzprosvet.ru/anzellotti.html

ПВ: Млцни пишет: Интересная статья-интервью с итальянским аккордеонистом Анцеллоти Мне показалась поучительной история музыканта и его исповедь о том как нелегог хлеб профессионала. Теперь интересно бы послушать его игру... хотя бы записи... Кстати, прочитав статью совсем перестал понимать чем отличается аккордеон от баяна.

MAN: ПВ, пишет: Кстати, прочитав статью совсем перестал понимать чем отличается аккордеон от баяна. Это, всего лишь, вопрос некоторой путаницы в терминологии. В европейской традиции все гармоники (пневматические язычковые инструменты различной конструкции, имеющие на левой клавиатуре систему готового аккордового аккомпанемента) издавна принято называть аккордеонами (франц. accordeon, от нем. Akkordion) Точнее говоря, название аккордеон известно с 1829, когда венский органный мастер К. Дамиан дал его усовершенствованной им гармонике. В России название аккордеона в форме «аккордион» применялось в 19 - нач. 20 вв. Несмотря на то, что гармоники с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России в 19 в. («елецкая рояльная» гармоника), ранее, чем за рубежом, дальнейшего развития (до современного вида) они у нас не получили. Зато гармонику с полным хроматическим звукорядом, кнопочной клавиатурой справа и развитой системой аккомпанемента, изготовленную у нас в России, в своё время назвали баяном (по имени легендарного древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна)), с тех пор и повелось... В остальном мире, подобный инструмент, как и прочие, традиционно именуется аккордеоном (с уточнением "кнопочный"). У нас же, название "аккордеон" закрепилось исключительно за инструментами с "фортепианной" правой клавиатурой, пришедшими к нам из Европы в уже готовом современном виде. Так что, Теодоро Анцеллотти, играющий на кнопочном аккордеоне, - аккордеонист постольку, поскольку он итальянец и живёт в Германии. Будь он нашим соотечественником, несомненно считался бы баянистом! Кстати, и кнопки на его "баяне" расположены не по нашей "московской" системе, а "шиворот-навыворот".


Млцни: ПВ ПВ пишет: Кстати, прочитав статью совсем перестал понимать чем отличается аккордеон от баяна. В России, я так понимаю, баян от аккордеона отличают наличием "розлива", т.е. высота звука отличается в аккордеоне от эталонного на 3-4 герца в Российских аккордеонах, и как бог на душу положит в зарубежных. Иногда розлив интересно звучит, но с различием розлива начинает существенно искажаться замысел создателя произведения. Поэтому розлив - это палка о двух концах. Я вот не слышал, чтобы Индифференс у кого-либо прозвучал, также как в записи Тони Мурена, даже приближения нет, полагаю это связано с розливом аккордеона Мурена, и чтобы так же сыграть Индифференс необходимо, как минимум, иметь такой же розлив. На других аккордеонах он просто не звучит. Баяны всегда настроены по эталону, а если появляется "розлив" значит баян требует настройки ))) Соответствие звучания баяна, принятому значению, позволяет играть на баянах широчайший репертуар. На западе все меховые инструменты называют аккордеонами, в т.ч. и баяны и бандонеоны.

Комбриг: МAN Отменные объяснения! Я сам получил удовольствие: всё в точку!!!

MAN: Комбриг, благодарю за похвалу. Служу баянному искусству! (Конечно, в меру своих, более чем скромных возможностей). Млцни пишет: В России, я так понимаю, баян от аккордеона отличают наличием "розлива", т.е. высота звука отличается в аккордеоне от эталонного Действительно, имеет место ещё и такой их исторически сложившийся отличительный признак. Уточню, лишь, что здесь имеется ввиду преднамеренная незначительная "расстройка" дополнительных "голосов" относительно основных, благодаря чему, при их совместном звучании, возникают биения, которые и придают звуку характерный "певучий" тембр, называемый "розливом". Помимо аккордеонов (в нашей русской терминологии), "розлив" используют у нас, например, в современных "гармониках-хромках" (в просторечьи именуемых чаще просто гармонями или гармошками). В русском же "баяностроении" использование такого способа "обогащения" звука инструмента, можно сказать, практически отсутствует, т.е. все голоса баяна настраиваются строго в унисон и по октавам, а богатство и красота тембров достигаются иными средствами. Между прочим, обратите внимание на слова Анцеллотти, сказанные им в интервью по приведённой выше ссылке: "В России есть прекрасные мастера, делающие баяны, потрясающие мастера. В моём инструменте язычки – то есть металлические полоски, которые вибрируют в потоке воздуха и издают звук – сделаны в России, потому что нигде больше не делают язычки так хорошо как в России. Их моментально слышишь."

михаил: Хочу узнать первые шаги. Какая нота соответствует какой кнопке, как брать аккорды, которые я беру на гитаре - т.е. элементарное. Извините, что побеспокоил. (А самоучителя в инете не нашёл - всё за деньги). Спасибо заранее. Михаил.

MAN: михаил ! Для начала: На www.mail.ru есть почтовый ящик с нотами. Логин bayanac, пароль 87654321 Аккуратно качаем, жмём выход, ящик бережём и не отбираем. Там есть самоучители по баяну, гармони, mp3 немного.

Млцни: Березовчук Л. Н. "Самоучитель элементарной теории музыки" Книгу можно заказать в издательстве "Композитор" http://compozitor.spb.ru

Млцни: Издательство "Музыка" http://www.music-izdat.ru/ Как правило, в самом издательстве, можно купить книгу в 1,5-2 раза дешевле, чем в обычном магазине.

Cepreu: Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 1, Первый год обучения. Москва, Музыка, 1965 г. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 2. Второй год обучения. Москва, Музыка. 1966 г. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 3. Третий год обучения. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва. Советский композитор. 1989 В самоучителе даются лишь начальные сведения по теории музыки и нотной грамоте, а в книгах излагаемый материал непосредственно увязан с теорией музыки, что позволяет приобрести более обширные знания и найти ответы на многие вопросы.

Cepreu: Говорушко П. Школа игры на баяне. Ленинград. Музыка 1971 Часть 1 Часть 2 Иванов А. Начальный курс игры на баяне. Ленинград. Музгиз 1963 Якимец Н. Система начального обучения игре на баяне. Москва. Музыка. 1990 Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Москва. 2004 Онегин А. Е. Школа игры на баяне. Москва. Музыка. 1964

Гарик: Cepreu пишет: Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 1, Первый год обучения. Москва, Музыка, 1965 г. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 2. Второй год обучения. Москва, Музыка. 1966 г. Сергей,а есть ли вот вот эти 2 части этого курса

Cepreu: В природе они существуют. Но в сети я их не нашел, поэтому и не дал ссылки на них. Они продаются, но мне их незачем покупать. Все, что там написано, мне известно, но полистать было бы интересно. Третья часть мне понравилась. Будем надеяться, что кто-нибудь выложит и первые две части в сеть. Остальные книги, которые я указал, есть в сети. Я их скачал бесплатно, без всяких СМС и тому подобной ерунды. Возможно где-то придется зарегистрироваться. Только ссылки не все сохранил, поэтому, если какая-то ссылка окажется нерабочей или платной, ищите такую книгу через поисковики, где ее можно закачать бесплатно.

Гарик: Cepreu пишет: Будем надеяться, что кто-нибудь выложит и первые две части в сеть. хотелось бы.но всё равно спасибо большое Cepreu что оповестили,что дали ссылки на учебники.Будем заниматься.

Cepreu: Парнес Д. Г. Оськина С.Е. Баян. Самоучитель без нот. Москва 1998 (страницы1-101) Парнес Д. Г. Оськина С.Е. Баян. Самоучитель без нот. Москва 1998 (страницы102-200) Второе издание этой книги, дополненное и переработанное, называется Парнес Д. Г. Оськина С.Е. На баяне-по слуху. Самоучитель. Москва. АСТ 2004 По этой книге можно научиться играть на баяне по слуху аккордами. Обозначения нот и аккордов в книге представлены нетрадиционно. Вместо нот пронумерованы клавиши согласно ступеням мажорной гаммы. Аккорды записываются цифрой, обозначающей клавишу от которой построен аккорд, и буквой (б-мажорный, м-минорный, с-септаккорд). Еще одна особенность книги в том, что схемы клавиатур в книге изображены так, как будто бы баянист смотрит на клавиши сквозь баян. Такая методика применена для того, чтобы ученик не смотрел на клавиатуру, а представлял и ощущал клавиши, вырабатывая и развивая слухо-моторные навыки. Как машинстка, печатающая на печатной машинке, не глядя на клавиатуру. Не стоит из-за таких «заморочек» скептически относиться к этой книге. Тот, кто может подбирать мелодии по слуху по одной нотке и уверенно играет мажорные и минорные гаммы, арпеджио и аккорды во всех трех позициях наверняка практически сразу заиграет аккордами по слуху. Принцип обучения в данной книге похож на обучение игре на гитаре аккордами, когда начинающий гитарист, не знающий нот, сначала разучивает гитарные аккорды по нарисованным схемам-табулатурам, а потом аккомпанирует, совершенно свободно переходя от одних аккордов к другим. Еще одна книга этих авторов Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Определитель аккордов для фортепиано, синтезатора, аккордеона, баяна: нотный и безнотный. Москва АСТ. 2006 PS. Спасибо МАNу, приславшему мне недостающие страницы самоучителя на баяне-по слуху.

Waldemar: Комбриг! Обрати внимание - ссылки-то на майливу! Значит не такой уж поганый этот сайт! Ну скажи что-нибудь отрицательное!

Гарик: Cepreu пишет: По этой книге можно научиться играть на баяне по слуху аккордами. Обозначения нот и аккордов в книге представлены нетрадиционно. Вместо нот пронумерованы клавиши согласно ступеням мажорной гаммы. Сергей, мне лично он не подошёл,я теперь произведения по нотам осваиваю

Cepreu: Правильно делаете, что по нотам играете. Нотная грамота позволит Вам приобрести знания, которые можно будет применить в подборе мелодий и игре по слуху. В музыке есть множество правил, закономерностей, которые трудно уловить сразу, особенно если слух не развит. Самоучки, играющие по слуху, не знающие нот, ощущают эти закономерности (направления куда стремится мелодия), но объяснить как это у них получается обычно не могут. Но и они обычно учились у другого такого же самоучки от которого что-то переняли, а потом со временем и с опытом развили. А эти закономерности можно изучить и понять. Они простые и логичные. Например, те аккорды, которые приведены в книге, можно самостоятельно построить на баяне, на гитаре, на фортепиано и др., зная элементарную теорию музыки. Они имеют свои правила построения, устоявшиеся названия и обозначения. Но чтобы играть по слуху, нужно развивать свой слух. Пробовать подбирать простейшие мелодии. Обычно это народные певучие песни или хорошо знакомые инструментальные произведения, где четко слышна партия солирующего инструмента. Параллельно с произведениями, которые играете по нотам, играйте гаммы, арпеджио и аккорды. Это не только разовьет технику, но и при игре по слуху очень хорошо поможет. Звуки мелодий произведений находятся в пределах гамм. А аккомпанемент обычно построен на небольшом количестве повторяющихся аккордов (это тоника, субдоминанта, доминанта). В книгах это описано. В соответствующих разделах форума можно об этом пообщаться, там уже не мало написано. Не нужно разделять игру по слуху и игру по нотам - это не противоречащие друг другу умения, а взаимодополняющие. Но из-за того, что все люди разные, есть те, кто свободно читает ноты с листа и те, кто практически сходу подстраиваются под поющего или под игру другого музыканта по слуху. Желательно развиваться в обоих этих направлениях.

Гарик: спасибо за советы,Сергей.будем учится))))))) но это лучше в др.тему. очень хорошо что такие люди есть на форуме,у которых можно узнать даже то что в пособиях нет.СПАСИБО.



полная версия страницы