Форум » Компьютерные технологии » Современный самоучитель игры на баяне » Ответить

Современный самоучитель игры на баяне

Ляkсеич: Без компьютерных технологий, пожалуй, в нём не обойтись. Что по-вашему в нём должно обязательно быть? Структура его, методика изложения материала, практические занятия и т.д. В общем всё самое необходимое,чтобы у начинающего возник интерес к баяну и желание научиться на нем играть не осталось только мечтой.

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Александрос: Ну звук, конечно, должен быть. Чтобы было понятно звуком проиллюстрировано.

Ляkсеич: Александрос пишет: Ну звук, конечно, должен быть. Чтобы было понятно звуком проиллюстрировано. Наверняка и видео,чтобы было очевидно как этот "звук" извлекать и на чём. Кстати, а какими видео примерами со звуком можно было бы проиллюстрировать несомненные преимущества баяна по сравнению с другими музыкальными инструментами? Прежде всего с гитарой и клавишным синтезатором. Да и не плохо бы прежде и словесно сформулировать эти преимущества баяна. На доступном, конечно, для понимания обычным человеком уровне.

Александрос: Мне кажется, не требуется заводить речь о каких-то преимуществах, когда это касается самоучителя. У такого опуса задача иная - познакомить с инструментом, научить азам. Это даже было бы несколько дурным тоном по отношению к другим инструментам и могло бы вызвать подозрения в собственной этого инструмента недозрелости.


Ляkсеич: Александрос пишет: Это даже было бы несколько дурным тоном по отношению к другим инструментам и могло бы вызвать подозрения в собственной этого инструмента недозрелости. Дурным тоном, полагаю, можно назвать, например, умалчивание о недостатках инструмента, а у баяна они есть. Скверно, если в человеке проснётся желание научиться игре на баяне, а потом, в процессе реализации этой задумки, он поймет, что просто ввели в заблуждение. Полагаю, что без сильной мотивации приступать к освоению любого инструмента - пустое занятие. Только вот как эту положительную мотивацию для овладения баяном получить?

юрийс: Ляkсеич пишет: Полагаю, что без сильной мотивации приступать к освоению любого инструмента - пустое занятие. Только вот как эту положительную мотивацию для овладения баяном получить? Самая действенная мотивация- это познакомиться с хорошим баянистом и почаще слушать его игру. https://www.youtube.com/watch?v=zIaDTWaeoYg

Ляkсеич: юрийс пишет: Самая действенная мотивация- это познакомиться с хорошим баянистом и почаще слушать его игру. Сомневаюсь, что приведённый Вами, юрийс, пример подвигнет кого-то из молодых слушателей на стезю овладения баяном. Не подвигнут "на подвиги", полагаю, большинство современников и эти примеры.

hovrin120: Ляkсеич пишет: Сомневаюсь, что приведённый Вами, юрийс, пример подвигнет кого-то из молодых слушателей на стезю овладения баяном. Самоучитель предназначен для тех кто уже решил научится на каком либо инструменте, а вот выбрать какой инструмент, можно только слушая тот или иной инструмент, и если я полюбил к примеру баян, почему я буду искать недостатки в баяне, или смотреть самоучители и выбирать на каком инструменте выгоднее мне учиться, это больше походит на коммерцию Думаю в современном самоучителе должна быть теоретическая часть, видео и звук показывающие те или иные приемы звукоизвлечения, триоли, ритмы и т.д. и т.п, Всего этого когда-то мне очень не хватало, да и сейчас почти ничего нету, только звук и видео живыми должны быть и желательно побольше баянистов внесли бы свою лепту в создании этого самоучителя.

Ляkсеич: Классические самоучители, насколько в курсе, предлагают начинать самообучение с освоения правой клавиатуры. А ежели всё-таки с левой, чтобы сразу проявились преимущества использования готовых аккордов?

юрийс: В сборнике "Баян и баянисты" один из авторов советует начинать обучение правильной постановке при игре и плавному ведению меха именно с левой руки. Он дает упражнение, где участвует только левая рука, она берет одновременно "бас"-"аккорд" , затем пауза, и снова повторяется такт за тактом. Правая рука свободно опущена вниз, что исключает развитие вредной привычки поддерживать баян при сжиме упором правой руки в гриф. Меня этот вопрос давно заинтересовал, так как я в свое время ,приобретя баян ,добился ,самостоятельно обучаясь по самоучителю , перенапряжения мышц основания большого пальца правой руки и на некоторое время прекратил занятия.

Ляkсеич: юрийс пишет: В сборнике "Баян и баянисты" один из авторов советует начинать обучение правильной постановке при игре и плавному ведению меха именно с левой руки. Он дает упражнение, где участвует только левая рука... А. Сурков. Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения. Эта именно та статья, юрийс ? Опять же на время, или навсегда снимается проблема выбора четырёх пальцевой,или пяти пальцевой аппликатуры для правой руки. :) А вдруг само обучающийся на практике убедится, что "к сожалею, баян - не мой инструмент", или же ему хватит и готовых аккордов для аккомпанемента. Какие же есть аргументы против использования только левой руки на начальном этапе обучения?

юрийс: Ляkсеич пишет: Эта именно та статья, юрийс ? Эта статья рассчитана на первоначальное обучение учащихся младшего возраста. Нам, взрослым, несомненно полезна методика, описанная Егоровым в этом же сборнике. Ляkсеич пишет: Какие же есть аргументы против использования только левой руки на начальном этапе обучения? Аргументов вообще таких нет, просто все самоучители начинают с правой руки.

юрийс: hovrin120 пишет: желательно побольше баянистов внесли бы свою лепту в создании этого самоучителя. На сегодня баянисты-преподаватели перешли на обучение гитаристов, в связи с катастрофической нехваткой желающих учиться играть на баяне и популярностью гитары. Эта тема уже затрагивалась на нашем форуме, поднимал ее еще Комбриг.

hovrin120: юрийс пишет: На сегодня баянисты-преподаватели перешли на обучение гитаристов, в связи с катастрофической нехваткой желающих учиться играть на баяне и популярностью гитары. Эта тема уже затрагивалась на нашем форуме, поднимал ее еще Комбриг. Гитаристов учат баянисты, баянистов гитаристы, в результате исчезают и те и эти.

Ляkсеич: юрийс пишет: Аргументов вообще таких нет, просто все самоучители начинают с правой руки. Ну, у авторов "праворуких" методик они несомненно были, просто аргументы их нам пока неизвестны. Теперь по поводу правой руки: Какие мысли будут по поводу использования пятипальцевой аппликатуры? Если гриф баяна позволяет использовать четырёхпальцевую, то может с неё и начинать, с прицелом перехода желающих затем на пятипальцевую? Всё-таки четырёхпальцевая, на мой взгляд, более физиологична и создает меньшую физическую нагрузку.

свит: Ляkсеич пишет: Если гриф баяна позволяет использовать четырёхпальцевую, то может с неё и начинать, с прицелом перехода желающих затем на пятипальцевую? Всё-таки четырёхпальцевая, на мой взгляд, более физиологична и создает меньшую физическую нагрузку. Никаких прицелов не надо. Всё гораздо проще: используется то количество пальцев, которое позволяет с наименьшими усилиями (физическими - в частности, а ещё с учётом недостатков или преимуществ строения и подвижности суставов пальцев и кисти) исполнять конкретное произведение. А у него тоже свои особенности, обусловленные временем создания, бытовавшими тенденциями, манерой автора. В 50-е - 60-е годы писали ноты под четыре пальца: в них много дву- и трезвучий из терций. Совсем иная ситуация с аранжировками современными и превосходно звучащими, как у Вячеслава Миневского. Здесь без пятого пальца уже физически не обойтись. Не нужно делать проблемы из пятого пальца - применяется он по необходимости и по удобству. Даже в моём любительском опыте аранжировки нашёлся пассаж, где без пятого пальца не обойтись. Можно, конечно, упростить под четыре или даже под три пальца, но будет это с потерей приглянувшихся оттенков звучания.

hovrin120: Ляkсеич пишет: Какие мысли будут по поводу использования пятипальцевой аппликатуры? Если гриф баяна позволяет использовать четырёхпальцевую, то может с неё и начинать, с прицелом перехода желающих затем на пятипальцевую? Всё-таки четырёхпальцевая, на мой взгляд, более физиологична и создает меньшую физическую нагрузку. В первую очередь гриф, если не позволяет убрать большой палец за гриф, волей неволей большой палец будет над грифом, хотя вы его можете и не применять, а вот участие большого пальца в игре не зависит от грифа, а скорее зависит от исполняемого произведения, если вы хотите стать профи высокого класса вам нужно сразу все пять пальцев научиться применять, а на уровне любителя и четырех пальцев вам хватит с лихвой, и ещё, будучи даже любителем применяя рациональную аппликатуру вы сами поймете нужно ли применить в призведении этот палец или нет.

Ляkсеич: В предыдущем своем сообщении подразумевал одно, а выразил это словами неточно.Попробую заново. Можно ли рекомендовать начинающему занятия по самоучителю держать большой палец при игре за грифом, если, конечно, толщина грифа баяна позволяет это? И соответственно, посоветовать приобретение баяна с грифом небольшой толщины? Про желания "стать профи высокого класса", а так же исполнять произведения, которые невозможно исполнить без расположения пальцев над грифом пока не говорим.

hovrin120: Ляkсеич пишет: Можно ли рекомендовать начинающему занятия по самоучителю держать большой палец при игре за грифом, если, конечно, толщина грифа баяна позволяет это? И соответственно, посоветовать приобретение баяна с грифом небольшой толщины? Конечно можно, в самоучителе в основном четыре пальца применяется, но там есть и упражнения для развития большого пальца когда ученик освоит немного инструмент, а баяны типа тульских трехрядных, этюд и т.д нормальный баян из недорогих если не изменяет память это тульский баян мелодия, не путать с мелодией кировской, отличительная черта тульской мелодии шесть рядов на левой клавиатуре, если подороже то цельнопланочный тульский можно.

Ляkсеич: Нашел и у Бажилина в "Школе игры на аккордеоне" методику начала обучению игре именно с левой руки (подходит и для баяна). У других же авторов, с учебными пособиями которых удалось ознакомиться, всё начинается с правой руки. Думаю, что набор нот упражнений в нотаторе, позволит услышать упражнение при его проигрывание в этой программе. Но среди нотаторов я так и не нашел программы с баянным тембром, да и тембры аккордеона попадаются мне всё скверного качества. При проигрывании использовать тембр фортепиано? Какие дадите рекомендации по выбору нотаторов и тембров. Нужен ли метроном при выполнении упражнений? А надобность в счете, которая с большим трудом приобретается, уже не нужна, ведь как сыграть можно отрепетировать и с компьютером?

юрийс: Ляkсеич пишет: Нужен ли метроном при выполнении упражнений? Метроном дает внешний ритм. Лучше развивать "внутреннее" чувство ритма. Играя в духовом оркестре, музыканты,как правило, отбивают ритм ногой. Играющие на клавишных, считают вслух или про себя. Очень развивает чувство ритма игра в ансамбле.



полная версия страницы