Форум » Оффтопики » Три смерти музыки по А. Макаревичу » Ответить

Три смерти музыки по А. Макаревичу

MAN: Ау, Комбриг, на кого Вы нас покинули? Не с кем "пободаться" теперь на тему цифровой и живой музыки! Ах, а какие интересные мысли, прочёл я на днях в книге "Сам овца" того, на чьих песнях вырос карликом: [quote]Мне кажется, музыка (не музыка вообще, а музыка, как мы ее знали) пережила в недавнем прошлом три смерти. Конечно, она не умерла — умрет она вместе с человечеством. Она трансформировалась во что-то, что я не берусь комментировать — найдутся люди посовременнее меня. Но если говорить о музыке, как мы ее знали, то первая ее смерть наступила в момент изобретения звукозаписи. Конечно, звукозапись дала возможность миллионам людей услышать то, что они никогда бы не услышали. Но тем самым девальвировала музыку и превратила ее в консервы, убив уникальность каждого исполнения. Бах всю жизнь проиграл в одной капелле. Много ли народа слышало его? Не думаю. Но его нельзя было сделать потише или погромче, нажать на «stop» и отмотать на начало. Или, скажем, подложить его игру под рекламу памперсов. Каждая взятая им нота звучала единожды и неповторимо. И тем была ценна в высшей мере. Звукозапись имеет такое же отношение к живому исполнению, как фотография к живому человеку. Конечно, бывают очень красивые фотографии. Вторая смерть наступила при изобретении электронного метронома и электронных барабанов. Нет, конечно, механические метрономы были задолго до этого — для репетиций. Но никому не приходило в голову нанизать музыку на ритм, лишенный жизни. А жизнь — это масса ритмов, спрятанных в природе, и прежде всего биение нашего сердца, и оно никогда не бьется равномерно. Мы волнуемся, и наш пульс учащается. И сейчас концертные исполнения рок-н-ролльных артистов в полтора раза быстрее студийных. Сравните состояние на сцене перед беснующимися фанами и в пустой прохладной студии. Практически вся заводная музыка тридцатых — шестидесятых от начала к концу хоть чуточку ускорялась — не специально, разумеется. На столько же повышался пульс исполнителя. Сейчас это считается большим недостатком. По-моему, это естественное и потому необходимое качество. Сегодня придумали массу хитростей, чтобы замаскировать бездушного электронного барабанщика под живого. Например, в его идеально точную ритмически игру специально вводят маленькие ошибки. На покойника наводят румянец и ждут, когда он зашевелит пальчиками. Третья смерть — изобретение музыкальных компьютерных программ. Я хорошо помню взрыв музыкальной электроники в семидесятых — Эмерсон, Жан Мишель Жарр, Томито. Мне казалось тогда, что человечество пойдет по пути поиска новых, неизвестных ему звуков, порожденных новыми приборами. А мода на это дело продержалась недолго, после чего вся электроника на девяносто девять процентов свелась к имитации уже известных нам, изобретенных давным-давно инструментов. Консервы породили консервы следующего поколения. Имитация живых звуков музыкальных инструментов дошла до совершенства — и осталась имитацией. Там есть все — обертона, вибрация, богатство тембра, нет только той информации, которая присуща звуку, когда его извлекает из живого инструмента живой человек. Когда я слышу запись фокстрота тридцатых годов в исполнении какого-нибудь джаз-банда (а это все-таки консервы первого поколения), я все равно поражаюсь тому, как живые вибрации, драйв каждого музыканта (чуть-чуть разный!) складываются в мощный общий поток энергии. Бегун на фото застыл, но застыл красиво. Что бы я ощутил, если бы удалось оказаться там и тогда, когда все это игралось и еще оставалось уникальным? На современном компьютере можно складывать музыку, как конструктор из кубиков. Подвигать туда-сюда, поменять местами пару фраз, заменить ритм. Конечно, это тоже будет музыка. Но не та, которую мы знали. Глупо стоять на пути прогресса. Уже выросло поколение, вскормленное консервами второго порядка. Для них эти звуки так же естественны и желанны, как для меняя «Рикенбеккер», включенный в «Вокс», а для моего отца — хор саксофонов Гленна Миллера. Они усовершенствуют компьютеры, и я даже не могу представить себе, что будет у них в арсенале лет через десять. Все идет своим чередом, и, видимо, слава Богу. И все-таки, отрывая музыку от живых рук и губ, живого пульса и живого сердца, мы что-то убиваем в ней. И если мы видим, как человечество становится на наших глазах циничней, жестче и инфантильней одновременно — боюсь, тут не без консервов.[/quote]

Ответов - 20

Александрос: Спасибо за тему! Откуда цитата, если не секрет?

MAN: Александрос пишет: Откуда цитата, если не секрет? Извините, я думал, что и так понятно. Вот из этой книги: http://royallib.ru/book/makarevich_andrey/sam_ovtsa_avtobiograficheskaya_proza.html

str1: MAN пишет: Ау, Комбриг, на кого Вы нас покинули? Не с кем "пободаться" теперь на тему цифровой и живой музыки! Общался с Комбригом вне форума, возвращаться не собирается.


VladimirL: str1 пишет: Общался с Комбригом вне форума, возвращаться не собирается Печально. Как давно? Вроде бы не хочется навязчивым быть и писать в почту. Как он там? А то и на форум он ни ногою, и новых композиций его не видно совсем на ютубе стало...

MAN: Вот ещё одно следствие отсутствия Комбрига - давно не создавая новых тем я совсем забыл, что самый первый пост, открывающий обсуждение, должен быть коротким. А он непременно сразу бы напомнил, всегда это делал. Теперь же вынужден просить Александроса "распилить" моё сообщение, ибо время правки - тю-тю.

Waldemar: str1 пишет: Общался с Комбригом вне форума Я тоже общался с Комбригом вне форума, но недолго. Комбриг – человек своеобразный. В нем удивительным образом сочетается положительное с отрицательным. Талантливый музыкант, но с прескверным характером. Он бывал на многих форумах, но всё это в прошлом. Меня всегда удивляла его лексика, грубоватая, но с элементами стёба. Кстати, я собрал его сентенции. Там многое в манере поручика Ржевского. Публиковать здесь я это не буду дабы не прослыть сплетником. Но если кто-то желает, могу послать в личку. Там нет ничего надуманного, только голые цитаты Комбрига из постов данного форума. Когда мне грустно, я читаю это - и хотите верьте, хотите нет - настроение всегда поднимается!

Waldemar: MAN цитирует: Конечно, звукозапись дала возможность миллионам людей услышать то, что они никогда бы не услышали. Но тем самым девальвировала музыку и превратила ее в консервы. Макаревич упустил из виду ещё один из видов музыкальных консервов – ноты. Если бы не этот бумажный субстрат, не знали бы мы, кто такой Бах, да и вообще какая была музыка раньше. Ноты – это наиболее ценное изобретение человечества, гораздо ценнее, чем все виды звукозаписи с компьютером и интернетом впридачу. В европейской культуре нотация обеспечила сохранность и передачу традиционной и «композиторской» музыки от поколения к поколению; отсюда памятник нотации приобрёл статус первичного источника для исполнительских реализаций музыки и научных суждений о ней. Цените ноты, ведь кроме музыкальной информации в них прослеживается и личность композитора и аранжировщика, писавшего их, и масса затраченного на это время. Храните ноты – это путеводная нить Прекрасного из Прошлого в Будущее!

VikVlDem: Waldemar пишет (кстати, почему-то цитата не появляется, так писать приходится)- Талантливый музыкант, но с прескверным характером. Мне кажется, это от неустроенности. Хоть в Америке, хоть в Париже, как писал Высоцкий, нужны мы там , как в бане пассатижи... Народ на улице веселить каждый день тяжело. Самому-то нужно эмоции тоже какие-то получать в ответ. А люди там совсем другие, жизнь другая...Кстати, все артисты-юмористы в обычной жизни были (и есть) довольно мрачными людьми - Алексей Леонов, Евстигнеев, Панкратов-Чёрный. Waldemar, а собрание высказываний Комбрига мне пришлите, если не сложно. Адрес- VikVlDem@yandex.ru А Комбригу желаю выйти из депрессии. Надо помимо музыки ещё какой-то интерес в жизни иметь. Что-то философское- для кого-то вера, кому-то йога или цигун подойдут. А лучше всем этим сразу заниматься. Музыка это прежде всего эмоции, а эмоции могут и истощаться. А такие вот, проверенные тысячелетиями, практики только и могут реально в любой ситуации человека поддержать, дать силы и сделать КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА счастливым. Всем советую.

Waldemar: VikVlDem пишет: Waldemar, а собрание высказываний Комбрига мне пришлите, если не сложно. Адрес- VikVlDem@yandex.ru Послал. Но имейте ввиду, это особый юмор! Комбриговский...

юрийс: https://www.youtube.com/watch?v=agaQsKfdZrw VikVlDem пишет: А Комбригу желаю выйти из депрессии. Интересен метод саморегуляции Хасая Алиева "Ключ"

Александрос: MAN пишет: Теперь же вынужден просить Александроса "распилить" моё сообщение, ибо время правки - тю-тю. Не получится. Да и незачем, так лучше.

Vofa: Waldemar пишет: Но если кто-то желает, могу послать в личку. И мне, пожалуйста, пошлите, Waldemar. А то у меня несколько другой метод по избавлению от грусти

MAN: Waldemar пишет: Макаревич упустил из виду ещё один из видов музыкальных консервов – ноты. Нет-нет ноты это другое. Ноты - сценарий, а не уже снятый на плёнку фильм, книга, а не её экранизация, не готовое блюдо, а рецепт его приготовления. Словом, ноты - это совсем не то, что консервированная музыка.

Waldemar: Vofa пишет: И мне, пожалуйста, пошлите, Waldemar. Послал на E-Mail. Перед прочтением рекомендую принять соточку.

zhiron: Вальдемар. Если не поздно, то вышлите и мне "сборник". Про "принять соточку" - без вопросов! Я не знал, что Комбриг покинул форум, очень жаль. А кто знает - почему и где он это объявил...

Waldemar: zhiron пишет: то вышлите и мне "сборник". Вы знаете, вот это "и мне, и мне, и мне" может быть очень длинным. Давайте, лучше я выложу комбриговский юмор где-нибудь в Оффтопиках или Привате. Там ничего особенного нет, всего лишь отдельные цитаты с этого форума. Разумеется, с разрешения нашего уважаемого администратора.

Александрос: Waldemar пишет: Разумеется, с разрешения нашего уважаемого администратора. Я только "за"! Кстати, затрудняюсь ответить почему Комбриг ушёл с форума. Вероятно, недоволен обратной связью. Найти такого рода единомышленников, как ему это хочется - пока здесь не получилось.

Waldemar: Цитаты Комбрига выложил здесь: click here

Дмитрий2008: "Жесткая" тема. Но это еще не предел. Рекомендую Вам к прочтению книгу Юлии Стракович - "Цифролюция. Что случилось с музыкой в ХХI веке" - http://www.labirint.ru/books/423013/ Кстати, а почему эта тема в оффтопике? Её можно было бы перенести в общий форум.

Александрос: Дмитрий2008 пишет: Кстати, а почему эта тема в оффтопике? Её можно было бы перенести в общий форум. Так выбрал автор темы.



полная версия страницы