Форум » Оффтопики » Страницы жизни » Ответить

Страницы жизни

Svit: Какое-то время назад Vofa выкладывал очень интересные видео о своих поездках на авто. А ещё моя вредная память припоминает, что однажды Waldemar намекнул, что собирается написать о своей молодой жизни в Казахстане и после выложить эти заметки на форуме. Хотелось бы дожить до обещанного . Иногда мне тоже попадаются интересные воспоминания в письмах и публикациях своих друзей или хороших знакомых. Эту тему открываю для того, чтобы такие страницы не потерялись в потоке повседневной информации и сохранялись в одном месте, чтобы их можно было бы отыскать и не спеша прочитать. Одновременно эта тема - приглашение всем, кому есть что вспомнить неординарное и донести до посетителей форума. Начну с отрывка из письма приятеля со студенческих лет, всегда инициативного и неугомонного Володи Света: То, что ты рассказал про космос, похоже на моё участие в, так сказать, программе ГОЭЛРО. Приехал я в г. Буй, где Ленка живёт, в командировку. Привёз в её голодный Буй ленинградского мяса. Пришел на ОРУ-500кВ осуществлять авторский надзор. Вижу, провода между порталами висят огромным, нереальным животом вниз. "Что это?" - спрашиваю. "А так написано в табличке вашего чертежа", отвечают. Пояснение: пролёт рассчитывается в зависимости от температуры воздуха в момент подвеса пролёта. В таблице для каждой температуры даётся длина провода пролёта с учётом длины гирлянд изоляторов и разных железок сцепки. Провод раскладывается на земле и отмеряется рулеткой. Затем провод режется и вместе с гирляндами подвешивается к порталу. Смотрю в чертёж, вроде всё правильно. Попросил рулетку - принесли ту, которой мерили, 50 метровую. Перемерить пролет не могу, ибо он уже висит. Разматываю рулетку и с удивлением обнаруживаю, что в ней... два девятых метра. Да-да, после восьмого идет девятый, а затем палочка без цифры, а уже за ней палочка с цифрой 10. Как в той интермедии про два девятых вагона. А на рулетке, Виталий, написано "Сделано в СССР" и нарисован знак качества. Я попросил подарить мне рулетку и затем на даче разрешил давний спор моей соседки с председателем садоводства о неправильном измерении её участка. Я взял в руки тот конец, где ноль. Председатель стал натягивать другой конец, при этом покрикивая на меня, чтобы я не сошел с нулевой точки, и обнаружил, что надо действительно прибавить один недостающий метр. Что и затвердили за счёт нейтральной полосы у леса. Не космос, конечно, но все-же реальная польза.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Vofa: Виталий! Ветка называется "Страницы жизни". Исходя из пилотного поста подразумевалось, я так понял, тут будет про форумчан. А Вы норовите перевести ее в ЖЗЛ. Или я что-то не так понял?

Svit: Vofa пишет: Ветка называется "Страницы жизни". Исходя из пилотного поста подразумевалось, я так понял, тут будет про форумчан. А Вы норовите перевести ее в ЖЗЛ. Или я что-то не так понял? Поняли правильно, в соответствии с заявленным. Но уже в первом посте я рассказал о случае не со мной. Желающих продолжить о себе как-то не находилось, потому постепенно переключился не столько на ЖЗЛ, сколько на малоизвестное об известных и даже о совсем не известных лицах. Waldemar-у пришлось напомнить про его обещание рассказать о прошлой жизни. О своих истоках и родных он рассказал, получилось хорошо. А вот про музыкальное прошлое продолжения не последовало. Ждём и надеемся! Владимир, а Вы почему прекратили цикл своих историй? - В карцер, пока не будет нового рассказа!

Vofa: Svit пишет: Владимир, а Вы почему прекратили цикл своих историй? - В карцер, пока не будет нового рассказа! Я старался или про всем знакомых персонажей или про музыку. По-этому все мои истории закончились, к сожалению. А в карцере наливают?


Svit: Vofa пишет: А в карцере наливают? Обязательно - из чайника! Чтоб не пересох поток воспоминаний. Заварка - за свой счёт, На неё пока не требуют кур-код.

Waldemar: На фото здание целиноградской музыкальной школы им. П.И.Чайковского. Тогда это была единственная музшкола в городе. Я поступил туда учиться в 1966 году. По баяну у меня был отличный преподаватель. Но только 2 года всё было нормально. В 1968 году случилось непредвиденное. Мой преподаватель по баяну запил. Хороший человек, прекрасный баянист, однако имел одну, но пламенную страсть – алкоголь. Его отправили на длительное лечение в психбольницу, а мне предложили перейти на духовое отделение, т. к. баянные преподы были в дефиците, а у духовика был недобор. Духовик оказался добрый дядька и предложил мне выбрать инструмент. Я выбрал тромбон. По классу тромбона я и закончил музшколу. А баян у меня был «общий» – так это тогда называлось.

Waldemar: [url=]click here[/url] На фото – преподаватели целиноградской музыкальной школы. Середина 60-х. Почти все они в годы войны были эвакуированы из Украины и юга России. Справа два гитариста – братья Ушаковы, Анатолий Федорович и Виктор Федорович. Это были первые, кто в Целинограде играл на 6-струнной гитаре. В то время популярной была семёрка. Почему-то в то время в музшколе у нас не было класса гитары. У нас в классе было 10 парней, 8 из них играли (пытались играть) на гитаре. Причем трое играли на семерке, остальные - на шестерке. Между ними была настоящая война. А вот почему в музшколе не было класса гитары - непонятно. Ну, ладно - 6-струнная гитара - это буржуазные Битлы, но ведь 7-струнная - это исконно русская. Класс гитары в целиноградской музыкальной школе появился только в годы перестройки!

MAN: Waldemar пишет: Ну, ладно - 6-струнная гитара - это буржуазные Битлы, но ведь 7-струнная - это исконно русская. Класс гитары в целиноградской музыкальной школе появился только в годы перестройки! А семиструнная - это мещанство, цыганщина и вообще гнилой пережиток проклятого царизма! Словом, с точки зрения тогдашних чиновников, определявших чему и как следует учить детей, а как и чему не следует, гитара была неподходящим музыкальным инструментом для подрастающих строителей коммунизма, независимо от количестве струн на ней, идеологически неправильным. Так что ваша целиноградская школа не была в этом отношении исключением. Хотя советские фабрики, как это ни странно, в то же самое время гитары почему-то изготавливали, причём массово. Да впрочем мало ли было всяких неувязок.

Svit: Waldemar пишет: У нас в классе было 10 парней, 8 из них играли (пытались играть) на гитаре. Причем трое играли на семерке, остальные - на шестерке. Между ними была настоящая война... Ну, ладно - 6-струнная гитара - это буржуазные Битлы, но ведь 7-струнная - это исконно русская. Класс гитары в целиноградской музыкальной школе появился только в годы перестройки! Поскольку я совсем не гитарист, мне не понять противостояния - на какой гитаре играть, 6- или 7-струнной. Вот преподавателям, допустим, с видом гитары надо определиться заранее. Им не позволяли преподавать 6-струнную? Зашёл в Интернет и прочёл на эту тему первую попавшуюся статью: Две гитары. Судьба русской семиструнки - http://remont-gitar.blogspot.com/2015/11/blog-post_18.html . В статье говорится, что известные наши барды 60-х годов исполняли песни под аккомпанемент 7-струнной гитары. Все ли? До сих пор не придавал этому значение. Сергей Тихомиров из моей студенческо-походной компании в начале 60-х годов аккомпанировал на самой распространённой 7-струнной, но где-то в середине 60-х перешёл на 6-струнную. Скорее всего я спрашивал о причине перехода, но ответ, к сожалению, не запомнил. Могу только предположить, что интерес молодёжи к Битлам переключил внимание на битловские 6-струнные электрогитары. Надеясь обзавестись таким звучным инструментом, молодые стали осваивать игру на 6-струнной акустической гитаре.

MAN: Svit пишет: Поскольку я совсем не гитарист, мне не понять противостояния - на какой гитаре играть, 6- или 7-струнной. Ну тогда представьте, что кому-нибудь придёт в голову вас убеждать в неоспоримых преимуществах клавишного аккордеона перед вашим любимым баяном. И станет говорить, что "платочики" и прочий "нафталин" сейчас никому не интересны, а настоящая музыка достойно звучит только на аккордеоне. Svit пишет: Им не позволяли преподавать 6-струнную? Да никакую не позволяли, Виталий! А барды потому на 7-струнках и бренчали, что академиев-то по этому делу не кончали. Освоить же простой аккомпанемент на 7-струнной гитаре было легче, чем на 6-струнной, тем более, что в "учителях", знавших несколько аккордов и использовавших для прижатия струн большой палец левой руки (которые, кстати, на 7-струнке нет никакого труда транспонировать просто двигая туда-сюда по грифу неизменную аппликатуру) нехватки в те годы не было. И никакой чрезвычайно сложный для начинающих приём баррэ осваивать не требовалось (сколько я мучился с этим на своём первом 6-струнном берёзовом полене с непродавливаемыми стальными, режущими пальцы в кровь струнами!).

Svit: MAN пишет: А барды потому на 7-струнках и бренчали, что академиев-то по этому делу не кончали. Освоить же простой аккомпанемент на 7-струнной гитаре было легче, чем на 6-струнной, тем более, что в "учителях", знавших несколько аккордов и использовавших для прижатия струн большой палец левой руки Но есть и противоположное мнение (насчёт простоты взятия аккордов на разных гитарах) - https://zen.yandex.ru/media/zapiski_musicanta/kak-my-uchilis-igrat-na-gitare-vospominaniia-iz-70h-609b752cd0fd62728bd6a769 : "В начале 70-х годов вся молодежь под влиянием вокально-инструментальных ансамблей "ринулась" учиться играть на гитаре. Модно было взять в руки гитару и пойти с ней во двор к друзьям! А еще лучше пройтись с гитарой по городу! И чтоб девчонки рядом! В это же время был подъем бардовского движения. Популярны были Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, которые пели под собственный аккомпанемент на гитаре. У бардов была популярна семиструнная (русская) гитара. А у ВИА - шестиструнная. Для шестиструнной гитары аккорды были проще. Это испанский строй, и он легче был нам для освоения." Можно ли привести такие расходящиеся мнения к общему знаменателю?

MAN: Svit пишет: У бардов была популярна семиструнная (русская) гитара. А у ВИА - шестиструнная. Для шестиструнной гитары аккорды были проще. Это испанский строй, и он легче был нам для освоения." Можно ли привести такие расходящиеся мнения к общему знаменателю? Можно. 1. ВИА это, как правило, ансамбли, использовавшие электромузыкальные инструменты, а семиструнных электрогитар не бывает (вернее раньше не было), тогда как авторская песня исполнялась в основном под аккомпанемент обычной акустической гитары, среди которых 7-струнные гитары были прежде наоборот в подавляющем большинстве. 2. Разный репертуар. Авторская песня в большинстве своём весьма незатейлива и с успехом поётся под скромное собственноручное сопровождение автора-исполнителя, не требующее больших умений в игре на гитаре. Репертуар ВИА - это прежде всего совсем другая музыка, которую на 6 струнах играть действительно легче. В принципе, если речь вести о совсем примитивной игре (ну как Окуджава, например, тренькал), то по большому счёту наверное без разницы на 7-струнной гитаре это делать или на 6-струнной, просто расцвет авторской песни пришёлся на время, когда 7-струнная гитара в народе была довольно широко распространена и многим знакома, а заморская 6-струнка ещё нет (но со временем всё стало с точностью до наоборот), а вот если говорить о серьёзном уровне игры, то тут смотря что играть, какую музыку, какие приёмы использовать. То, что сравнительно легко исполняется на 7-струнной гитаре, требует немалого мастерства для повторения на 6-струнной (и всё равно требует адаптации, переложения, учитывающего особенности строя) и наоборот. Чтобы было понятнее прибегну опять к сравнению баяна и аккордеона. Вот взять, допустим, хроматическую последовательность, на баяне её сыграть чего уж проще - кинул три пальца безо всяких ухищрений сверху вниз или наоборот, как Вася Тёркин, и готово дело - все кнопочки подряд идут ряд за рядом, а попробуй то же самое изобразить в быстром темпе на клавишном аккордеоне? Можно конечно, но уже значительно труднее.

Svit: Как поступали в вуз в советское время. Ч.3 (Предшествующую Ч.2 см. в посте №1121 от 24.12.21 06:01). О своём втором поступлении. Вернулся из Ленинграда домой и хотел пойти работать учеником автослесаря на завод, где работал отец. Лично у меня был большой интерес к вождению и ремонту любой техники, от велосипеда до самосвала. В последние школьные годы освоил езду на мотоциклах ИЖ-49 и ИЖ-56, на бортовом распространённом грузовике ГАЗ-51 и самосвале ЗИС-585. Самосвалы эти сновали наверху песчаного заводского отвала высотой около 50 м. Самосвал нужно было подогнать кузовом под загрузочный бункер, и после загрузки кузова тяжёлым песком вести машину вверх по пологому подъёму к краю отвала. Далее следовало быстро развернуть машину с грузом и подъехать задним ходом к самом краю отвала, поднять переднюю часть кузова подъёмником и высыпать песок. Резво дашь назад - съедешь за край отвала, а дальше - варианты. Дать школьникам "порулить" самосвалом соглашались не все водители, надо было знать кого просить. Почему водителя уступали настойчивым просьбам? Они все 8 рабочих часов гоняли свои самосвалы по кругу: от погрузочного бункера к краю отвала и обратно. Летом металлические части машины становились горячими не только от солнца, но и от сильного нагрева двигателя при езде в гору с песком. Нагрев металла сопровождался нагревом воздуха в кабине, дышать на жаре становилось трудно, сильно клонило в сон. Мы, пацаны, сначала просились в кабину просто покататься и развлекали засыпающего разговорами. Потом плавно переходили к главной своей просьбе. Руль нам доверяли с условием, что дома никому не расскажем. Со многими водителями машин на заводе я был знаком и в хороших отношениях с ними. Поэтому и захотел научиться ремонтировать автомобили. Но мой дальновидный отец рассудил иначе. Мол, попасть в яму для ремонта автомобилей я всегда успею. Стоит ближе познакомиться с электричеством. И отправил учеником электрослесаря в электроцех завода. Электроцех занимал небольшое, отдельно стоящее деревянное здание на территории завода. Занимался цех в первую очередь ремонтом сгоревших электромоторов, приводивших в движение разные механизмы и конвейерные ленты завода. В начале 60-х эмалевый провод был дорогим и в большом дефиците. Для ремонта использовался провод сгоревшего электромотора. Обгоревшие проводники катушек обмотки вынимались по одному из пазов статора, потом извлечённые обмотки обжигались на костре, наматывались на общую катушку и отправлялись на обмоточный станок. Очень башковитый начальник всего электрохозяйства завода где-то на стороне увидел такой ниточный станок в работе, раздобыл его чертежи, на заводе станок изготовили. Станок был очень прост по конструкции и после включения обвивал х/б ниткой протягиваемый обожжённый провод. Работал, можно сказать, в автоматическом режиме. Разрывы в проводе ещё до станка сваривались электродуговой сваркой (угольным электродом). Короче, через какое-то время я освоил ремесло электрообмотчика и сдал экзамен на разряд. В учителях у меня оказался человек старше меня на 10 лет - Николай Егорович Федоренко, он же самый заметный баянист на посёлке и в окрестных деревнях. Во всякой технике, от велосипеда до автомобиля и трактора, он тоже разбирался отлично: закончил отделение механизации Себежского сельхозтехникума. Да и мне в Идрицкой средней школе очень хорошо преподавали тогда автотракторное дело. Заканчивалось обучение разовой поездкой за рулём бортового школьного ГАЗ-63 по асфальтовой трассе и, если повезёт, за рычагами вечно ремонтируемого школьного трактора ХТЗ-НАТИ (был списан, как и ГАЗ-63, и передан школе). А ещё Николай был по совместительству заводским фотографом и фотолаборантом, в его распоряжении была заводская фотолаборатория. Так что у нас всегда было, что обсудить помимо основной работы. Я стал навещать Николая и в его общежитии, и в фотолаборатории. В фотолаборатории хранился заводской баян, на котором, когда я ещё учился в 6-м классе, Николай показал, на какие кнопки правой клавиатуры нажимать, чтобы прозвучала мелодия "Подмосковных вечеров". Это был первый и последний для меня урок игры на баяне за всю жизнь.

Svit: Как поступали в вуз в советское время. Ч.4. Однажды на глаза попалось объявление в одной из центральных газет, что Ленинградский политехнический институт им. Калинина приглашает желающих на заочные подготовительные курсы для поступления в этот институт. Курсы платные, обучающимся высылают задания по предметам вступительных экзаменов. Задания надо выполнять и отправлять в вуз на проверку. Подумал и записался на курсы, чтобы параллельно с работой готовиться к новому поступлению и попутно познакомиться с уровнем сложности экзаменационных заданий для абитуриентов. Задания получал, свои решения отсылал и не припомню, чтобы с какими-то из заданий не справился. Когда на следующий год подошло время поступать, поступать отправился в Ленинградский политехнический. Перед поступлением я зачитывался одной толстой потрёпанной книгой иностранного автора, называлась "Магнетрон". Под впечатлением от этой книги решил подавать документы на Факультет радиоэлектроники (ФРЭ) и специальность "Физическая электроника". Набрал 22 балла из 25 возможных и не прошёл по конкурсу, поскольку всё ещё не имел двух лет стажа, чтобы вырваться из категории "школьников". На устном экзамене по математике молодой преподаватель, скорее всего ассистент, ничего не высказал по поводу моего ответа на билет и решил посмотреть, что у меня с результатом письменного экзамена по математике. Увидел, что пятерка и удивился, что я справился с трудной алгебраической задачей. Как-то с иронией произнёс, что сейчас, мол, проверим, как я знаю математику. И предложил решить дополнительно ещё одно алгебраическое выражение - такое необычное для меня, что ничего с ним поделать не мог, как ни изворачивался. С таким выражением не встречался ни в заданиях подготовительных курсов, ни в задачниках по математике повышенной сложности для абитуриентов, которые были в продаже в то время. В итоге молодой препод срезал меня на один бал, поставил четыре. Какого-либо подвоха от экзаменатора я не ожидал в принципе, свято веря в торжество общечеловеческих ценностей среди экзаменаторов. Раз велено решить, значит решение имеется. Перейдя со своими баллами на Энергомашиностроительный факультет, я все годы учёбы и последующей работы помнил каверзное задание ассистента и искал, где только мог, похожий пример и способ его решения. Так и не нашёл. И теперь, с годами, пришёл к выводу, что нерешаемый пример был предложен мне специально, чтобы, если и не завалить совсем, то хотя бы срезать бал за устный экзамен и тем самым уменьшить количество претендентов на популярные специальности Факультета радиоэлектроники. На престижном факультете ленинградского вуза со мной, не евреем, поступили в духе традиций тех же московских вузов - МГУ и МВТУ. Так что по опыту поступления в вузы меня самого и близко знакомых мне людей, включая евреев, мы испытали на себе примерно одинаковое отношение, выделять евреев как особенных страдальцев на этом поприще, не нахожу оснований. Среди хорошо знакомых мне студентов Энергомашиностроительного факультета были ещё двое, которые проявили завидное упорство в поступлении на ФРЭ, но так и не смогли поступить на этот факультет: один из них поступал туда дважды, другой трижды.

Svit: Перед мужеством, стойкостью и подвигом этой женщины надо низко поклониться и преклонить колени. Об истории жизни и подвиге Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко - санинструктора, Гвардии старшины медицинской службы: https://zen.yandex.ru/media/id/5e4d49628c0a1879703edafc/pered-mujestvom-stoikostiu-i-podvigom-etoi-jensciny-nado-nizko-poklonitsia-i-preklonit-koleni-621790d83e4f8500dacc5c91?&&via=zenkitx .

Svit: Игорь Друзь. Революция на граните. "Стихийное" восстание украинских студентов в октябре 1990 года стало базисом и прототипом для двух будущих майданов. Почти никто в России не говорит о самом первом киевском майдане... В октябре 1990 года произошла так называемая "Революция на граните", которая стала основой для многих будущих трагических событий распада СССР и Украины: https://telegra.ph/REVOLYUCIYA-NA-GRANITE-03-18 .

Svit: тёплый ЭНЕРГЕТИК. Ровесникам Чернобыля. 36 лет прошло… - https://aftershock.news/?q=node/1100247 .

Svit: Как киргизский механик боролся с асами Геринга: https://matveychev-oleg.livejournal.com/13438755.html .

Svit: Reyders. Немного истории в фотографиях. 87: https://aftershock.news/?q=node/1115000 .

Svit: Жанна Михайловна Таль: Почему Запад борется с Россией? Жанна Михайловна Таль, дочь бывшего чемпиона мира по шахматам, долгое время жила на Западе, в Германии. Но 3 года назад она окончательно переехала в Россию, т.е. ей есть что и с чем сравнивать. И вот - получился такой эмоциональный призыв думающего человека: https://marena99.livejournal.com/10611039.html?utm_source=embed_post .

Svit: Россия — это судьба. Они сменили эмиграцию на жизнь и смерть в СССР (поэт Цветаева, граф и дважды генерал-майор Игнатьев, композитор Прокофьев, художник Билибин): https://matveychev-oleg.livejournal.com/13672202.html.



полная версия страницы