Форум » Инструменты » О совмещении мелодии с аккомпанементом » Ответить

О совмещении мелодии с аккомпанементом

Ляkсеич: У многих авторов дается рекомендация об отдельном изучении мелодии и аккомпанемента, а затем их совмещении так "чтобы они не опережали и не отставали бы друг от друга" (цитирую Басурманова по памяти). Мелодия и аккомпанемент к ней разучены, а совмещение не получается (то ли внимание не может одновременно контролировать два процесса, да и не различаю я их при одновременном звучании, то ли ещё что - не знаю). В общем, требуется доходчивое объяснение правильной методики такого совмещения заранее выученных мелодии и аккомпанемента. Пока же могу только такт за тактом долго и нудно заучивать для двух рук одновременно, а заранее изученные мелодия и аккомпанемент мало помогают в этом занятии. Прошу помочь, друзья, советами.

Ответов - 12

VikVlDem: Ляксеич, да какую-то особую методику здесь придумать сложно. Сегодня с учениками своими соединяли пьесы, так у них тоже самое. Они в третьем классе у меня сейчас. Тоже отдельно правую и левую руки гораздо увереннее играют, а при соединении бывает и ошибаются. Прошу их внимательно посмотреть это место в нотах, подумать сколько нот в левой приходится на ту или иную ноту в мелодии и пробуем опять вместе. Пройдёт неделя-другая и они станут играть намного увереннее. Со временем всё налаживается. с преподавателем, конечно, легче. Я им показываю как должно быть. Они тут уже увереннее сразу начинают играть. Но и самому можно разобраться. Успехов!

gte_33: Ляkсеич Скажите, у вас такой сложный аккомпанемент, что необходимо разучивать его отдельно? Всего то два варианта: Ум-ца, ум-ца и ум-ца-ца, ум-ца-ца. Вот вопрос с аккомпанементом уже и решен. Вы можете сказать какое произведение учите, ссылку на ноты. Разберемся.

Ляkсеич: gte_33 пишет: Скажите, у вас такой сложный аккомпанемент, что необходимо разучивать его отдельно? Басурманов (признанный авторитет в вопросах самообучения игре на баяне), к примеру, не различает методов разучивания сложного или простого аккомпанемента. Для него, насколько это уяснил,существует одна и та же методика - разучивать по отдельности мелодию и аккомпанемент, а потом их совмещать. Подтверждает своим ответом в теме правильность этой методики и VikVlDem. Мне же, как начинающему, хочется учиться не только на своих ошибках,от которых потом весьма сложно избавиться, но и последовать добрым советам опытных. Тем более, что музицирую немного и на фортепиано, и в планах подступиться к игре на выборке, где аккомпанемент может быть гораздо сложнее нежели с использованием готовых аккордов. В общем, пытаюсь набраться хороших музыкальных манер. VikVlDem пишет: Ляксеич, да какую-то особую методику здесь придумать сложно. Сегодня с учениками своими соединяли пьесы, так у них тоже самое. А ежели всё-таки попытаться. Дети же гораздо быстрее схватывают многого не понимая, а просто в подражание учителю. А вот со взрослыми, полагаю, гораздо сложнее...


evorontsov: Ляkсеич пишет: Басурманов, может, и признанный авторитет, но по себе могу сказать, что совмещение обеих рук сразу (одновременное разучивание) у меня идет намного легче хотя бы потому, что ритмический рисунок в левой помогает выдерживать рисунок и в правой. Некоторые куски, в которых идет либо очень сложный ритмический рисунок либо очень сложный аккомпонимент, смотрю раздельно. На ф-но тоже самое: почти сразу пытаюсь играть обеими руками. В музыкальной школе (30 лет назад) учили раздельно правую и левую, но это было тааак давно.

valandy: Методика здесь действительно простая. Просто нужно долбить, долбить и еще раз долбить этот камень. Естественно начинать нужно с простейшего аккомпанемента. В аккомпанементе не должно быть по-началу больших скачков левой руки. Играть по схеме Т-S-D-T (тоника-доминанта-тоника; тоника-субдоминанта-доминанта-тоника). Если по до-мажору, то это До мажор-Фа мажор-Соль мажор-До мажор. По своему опыту замечу, когда начинал соединять аккомпанемент и мелодию (занимаюсь по Басурманову) тоже испытывал трудности. Это похоже как будто учишься кататься на велосипеде или плавать. Вроде как ничего не получается а потом вдруг сел и поехал. И естественно нужно все делать в очень медленном темпе. Можно пробовать гонять по кругу один такт или два.

tobol: Никогда отдельно аккомпанемент не разучивал. Только как исключение, если встречается сложный такт для левой руки, то погоняю отдельно, например в "Амурских волнах" последняя часть. Действительно, одновременное совмещенное разучивание и правой и левой рукой очень хорошо помогает понять ритмический рисунок пьесы. Да и нередко левая рука играет что-то из мелодии, а не только привязана к аккомпанементу. Просто надо как можно больше играть, в том числе прямо с нотного листа. Начинать с самого простого, но обязательно регулярно, т.е. практически каждый день. Через какое-то время будет получаться всё лучше и лучше. При этом на клавиатуру не смотреть! Клавиши и ноты надо узнавать на слух, это тоже получается, если играть постоянно и регулярно. Так что никаких особых секретов нет. Садитесь и играйте!

valandy: Ляkсеич пишет: да и не различаю я их при одновременном звучании Скорее всего у вас типичная проблема новичков - бас+аккомпанемент заглушает мелодию, следуйте рекомендации Басурманова, аккорды нужно стараться играть коротко и тише чем мелодию, конечно на начальном этапе это все сложно контролировать. Басурманов в своем самоучителе несколько раз упоминает этот принцип. Просто четко следуйте указаниям автора.

VikVlDem: Ляксеич, хорошо бы Вам записать отдельно правую руку ( аудио) , а потом слушая эту запись, аккомпанировать левой. И наоборот, записав левую, а потом слушая её, играть правую. Это поможет Вам приобрести необходимые навыки и Вы скорее заиграете хорошо и двумя руками. Я проверяю так учеников - играем дуэтом по очереди разными руками. Сразу становятся видны и места недоученные. А когда учите 2 руками не играйте всю пьесу целиком- учите по 2-4 такта, потом по 8 тактов. И повторяйте эти фрагменты раз по 10. И всё получится.

tobol: VikVlDem пишет: А когда учите 2 руками не играйте всю пьесу целиком- учите по 2-4 такта, потом по 8 тактов. И повторяйте эти фрагменты раз по 10. И всё получится. Я почти так и делаю. Почти, т.к. стараюсь учить пьесу не просто по 2-4 такта, а по музыкальным фразам или предложениям. Как правило это всегда несколько тактов.

VikVlDem: Tobol, всё правильно Вы делаете. Нужно стараться, чтобы кусочек был музыкально интересен, а фраза или предложение это и будет то, что нужно.

Ляkсеич: VikVlDem пишет: ...хорошо бы Вам записать отдельно правую руку ( аудио) , а потом слушая эту запись, аккомпанировать левой. И наоборот, записав левую, а потом слушая её, играть правую... Попробую воспользоваться Вашими советами. Благодарю! valandy пишет: По своему опыту замечу, когда начинал соединять аккомпанемент и мелодию (занимаюсь по Басурманову) тоже испытывал трудности. Это похоже как будто учишься кататься на велосипеде или плавать. Вроде как ничего не получается а потом вдруг сел и поехал. И естественно нужно все делать в очень медленном темпе. Можно пробовать гонять по кругу один такт или два. На велосипеде раз научился и - на всю жизнь. А этот навык тоже сохранятся, или же требуется обучаться "езде" каждый раз при "новом маршруте"?

valandy: Ляkсеич пишет: На велосипеде раз научился и - на всю жизнь. А этот навык тоже сохранятся, или же требуется обучаться "езде" каждый раз при "новом маршруте"? обучаться езде(игре) каждый раз не придется, а придется просто разучивать новые маршруты, т.е. заниматься составлением готовых блоков (элементов). Готовый блок в аккомпанементе это двух(трех) дольная пульсация Ум-ца, ум-ца или ум-ца-ца, ум-ца-ца. Остается только задавать направление движения этой пульсации, т.е. по каким аккордам она пойдет. Мне кажется все практические советы по данной проблеме вам уже даны, остается только пожелать вам не терять веры в себя, а запастись терпением и заниматься и тогда все получится.



полная версия страницы