Форум » Инструменты » А был ли баян когда-то народным музыкальным инструментом? » Ответить

А был ли баян когда-то народным музыкальным инструментом?

Ляkсеич: Жалейка, балалайка, гармонь - сомнений не вызывают: весьма популярны были среди населения, а поэтому - народны. С баяном же, полагаю, всё-таки не всё так очевидно: слишком сложен конструктивно, менее мобилен из-за веса, а и массовое его производство началось незадолго до начала Великой Отечественной войны и просуществовало около 50 лет... Курс партии на "баянизацию" был поддержан, полагаю, в основном городским населением ( в недавнем прошлом покинувшего деревни-сёла с гармонистами) дабы дети были при деле, а не бездельничали... Во всяком случае, после разговоров с теми кто учился в музыкальных школах по классу баяна,а потом об инструменте и не вспоминали, у меня создалось такое впечатление.

Ответов - 42, стр: 1 2 3 All

Ляkсеич: Да, на баяне могут хорошо звучать русские народные песни и наигрыши, но является ли это критерием народности самого инструмента? Опять же, насколько знаю, имена изобретателей народных музыкальных инструментов неизвестны, а у баяна он известен - Стерлигов Петр Егорович. P.S. Предполагаю, что ближайший родственник баяна -кнопочный аккордеон. А у каких народов разновидности этого инструмента являются действительно народными инструментами?

Александрос: Ляkсеич пишет: Курс партии на "баянизацию" был поддержан Уточните, пожалуйста, что даём Вам основания утверждать существование "курса партии" по этому поводу. В каких партийных документах это отражено и каким образом? Партия принимала не только волюнтаристские решения, но и объективно назревшие. Кто в действительности был инициатором такого курса партии?

MAN: Ляkсеич пишет: Да, на баяне могут хорошо звучать русские народные песни и наигрыши, но является ли это критерием народности самого инструмента?Ни в коем случае! Ну что Вы! Это чистое совпадение, причём приведшее в настоящее время вместе с естественным угасанием в нашем обществе интереса к вышеназванным ископаемым останкам древнеславянской музыкальной культуры, к одновременной утрате популярности и самого инструмента. А между тем хорошо известно, что баян был изначально сконструирован как инструмент для исполнения академической музыки в составе симфонических оркестров, а также как портативный и относительно недорогой заменитель стационарных органов, применявшихся, как мы знаем, в католических и протестантских храмах при проведении богослужений.


Ляkсеич: Александрос пишет: Уточните, пожалуйста, что даём Вам основания утверждать существование "курса партии" по этому поводу. Руководящая и направляющая роль партии была закреплена соответствующей Конституцией СССР. Партийные органы, а не земледельцы решали даже когда, что и в каких количествах сеять-убирать. Не могло обойтись без решения партийцев и начало массового производства баянов. MAN пишет: ...ископаемым останкам древнеславянской музыкальной культуры К 17-19 векам,вроде. относится большинство народных песен и наигрышей. Найдено что-то более древнее?

MAN: Ляkсеич пишет: К 17-19 векам,вроде. относится большинство народных песен и наигрышей. Найдено что-то более древнее?Как же? А взять хотя бы фольклор эпохи Иоанна IV Васильевича ("Счастье вдруг в тишине постучалось в двери..." или "Кап-кап-кап из ясных глаз Маруси..." ) Вы что же кино "Иван Васильевич меняет профессию" не смотрели?

Ляkсеич: MAN пишет: "Счастье вдруг в тишине постучалось в двери..." Так есть и "подревнее", скажем, вот.

Ляkсеич: Первый же баян (почерпнул из Википедии) создавался для гастролирующего гармониста-виртуоза... Для обычного же гармониста, чтобы играть народное и гармони, полагаю, вполне хватает. P.S. Интересно, а в сёлах-деревнях в 50-60 годы на сколько гармонистов приходился один баянист?

MAN: Ляkсеич пишет: Первый же баян (почерпнул из Википедии) создавался для гастролирующего гармониста-виртуоза... Ну да, в принципе верно, именно для профессиональных целей такой инструмент и создавался, а для широкого потребителя выпускались разнообразные незатейливые и, соответственно, доступные по цене гармошки. Массовый выпуск баянов (здесь Вы тоже правы) был налажен только при Советской власти в конце 20-х - начале 30-х гг. , причём численный перевес баянов над гармонями при их производстве был достигнут значительно позднее. Тогда же начали организовывать и систему подготовки баянистов, издавать соответствующую литературу. Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом", вооружённым соответствующим репертуаром, и нередко состоящим на официальной госслужбе в сфере культурного просвещения народных масс, в отличие от безграмотного и неконтролируемого дореволюционного гармониста-самоучки. Во второй половине XX столетия ситуация кардинально поменялась, роль баянистов в нашем обществе практически сошла на нет и всё это стало уже не актуально, но тогда...

свит: Ляkсеич пишет: Интересно, а в сёлах-деревнях в 50-60 годы на сколько гармонистов приходился один баянист? Если судить по танцам в клубе рабочего посёлка, где я вырос, то 1:1. На баяне играли те, кто до этого освоил гармошку. Исключения были редкими: помню только одного гармониста, который не играл на баяне, и одного баяниста, который не играл на гармони. Соотношение в пользу баяна было бы ещё больше, если бы его стоимость не превышала стоимость гармони раза в три-четыре. Не все почитатели баяна могли позволить себе покупку такого дорогого по тем временам инструмента.

Ляkсеич: MAN пишет: Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом"... В качестве иллюстрации Ваших слов, MAN :

свит: MAN пишет: Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом", вооружённым соответствующим репертуаром, и нередко состоящим на официальной госслужбе в сфере культурного просвещения народных масс, в отличие от безграмотного и неконтролируемого дореволюционного гармониста-самоучки. Применительно к рабочему посёлку действительности соответствует только первая половина фразы, далее - очередной политический бред и отсебятина! Первый баян после войны, баян фабрики им. Советской Армии, был приобретён завкомом завода на средства, специально выделенные для этого заводом. Завод давал продукцию, конкретно щебень, гравий и песок, а не агитацию. Баян осел дома у отца моего детского друга. Условие пребывания на руках было только одно - содержать инструмент в порядке и предъявлять его для танцев в клубе. Играл этот человек из рук вон плохо, аккомпанировать не мог и на танцах после очередной неудачной его попытки сыграть на заказ, баян отбирали и вручали тем, кто мог. Постепенно денежный фонд завкома, выделяемый на культурно-массовую работу, увеличивался и в так называемом красном уголке (комнате для культурного отдыха) появились библиотека с двумя шкафами книг, подшивки газет и журналов, бильярдный стол с металлическими шарами (со временем он уступил место настоящему бильярду с шарами из слоновой кости), шашки, домино. В первой половине 50-х появилась и ламповая радиола "Урал" с пластинками, которые ставили мы, пацаны. Холостая рабочая молодёжь приходила сюда поиграть в бильярд на высадку. Мужики постарше азартно забивали козла. Степенные мужи и редко женщины заходили взять книгу в библиотеке. Эта комната не пустовала ни один вечер. Но там не было тех, кто каждый вечер после работы отправлялся в огород или хлопотал по дому. Соответственно, от жён доставалось тем мужьям, которые манкировали домашними обязанностями, предпочитая культурно отдыхать по вечерам в красном уголке. Были и такие, которые успевали и дома потрудиться, и в красном уголке развлечься. Что покупать по линии культмассовой работы, решали члены завкома после рассмотрения предложений снизу. Когда появились баяны получше, завком купил аккордеонированный, отделанный зелёным целлулоидом. Марки не помню. Выбирал его баянист Коля Федоренко, нанятый заводом на ставку фотолаборанта. К слову, начинал он тоже с гармошки. Это был талантливый парень, инвалид детства. Должность заводского фотографа и фотолаборанта он тоже исполнял. Фотографом был от бога, с врождённым чувством композиции. С появлением штатного фотолаборанта-баяниста заводская самодеятельность заполучила уверенного аккомпаниатора. Все концерты в заводском клубе стали проходить под аккомпанемент баяна. Репертуар подбирали сами участники, исходя из своего состава и способностей. Разумеется, учитывалась и тема праздника. Концерты проходили при полностью заполненном клубе. Самые нетерпеливые занимали места заранее, за час-полтора до торжественной части, после которой и начинался концерт. Пока шла торжественная часть, артисты проводили последнюю репетицию в комнате за сценой.

Александрос: Недоглядели Вы, Ляксеич. Гармонь тоже состояла на службе у партии! Фортепиано тоже под подозрением! А уж труба... Как только она до сих пор не подверглась перлюстрации. Кстати, сборник 1937 года (ужжас!) Сборник песен, танцев и маршей по нотной и цифровой системам (для двухрядки).

Waldemar: Ляkсеич пишет: А у каких народов разновидности этого инструмента являются действительно народными инструментами? Штирийская гармоника или геликонка. Информацию по «геликонке» я давал на стр. http://bayanac.borda.ru/?1-5-0-00000016-000-0-0

Ляkсеич: Вместо отсталых крестьянских хозяйств - колхозы, совхозы и МТС, вместо дореволюционной гармони - советский баян. Как только власть, насаждавшая эти нововведения, иссякла, то всё это и рухнуло. Такое у меня мнение пока складывается...

MAN: свит пишет: Применительно к рабочему посёлку действительности соответствует только первая половина фразы, далее - очередной политический бред и отсебятина! Первый баян после войны... Браво, свит, хорошо же Вы проявляете обещанную толерантность! А ведь я, кажется, ни полслова не позволил тут себе антисоветского, так что, если даже считать замечание о воспитательной (если только Вам это слово непонятно почему больше нравится, чем пропагандистскои и агитационной) роли гармоники и гармонистов (баянистов) и значению, которое придавалось ей в молодой стране Советов, тряпкой, то позвольте Вас уверить в том, что в данном случае Вам лишь показалось, будто она окрашена в Ваш любимый кумачовый цвет. Этак мы с Вами можем зайти бог знает куда. Ваши персональные наблюдения о культурной жизни отдельно взятого послевоенного заводского красного уголка бесспорно занимательны, интересны и даже поучительны, однако разрешите обратить Ваше несколько рассеянное, по-видимому, внимание прежде всего на то обстоятельство, что в моём посте речь шла о рубеже 20-х и 30-х годов, то есть том периоде времени, когда, прошу великодушного извинения, Вас "не стояло" точно так же как и меня. А теперь я хочу рассказать Вам об источниках моего "политического бреда и отсебятины". Это, милейший свит, отнюдь не мои собственные "скучные яйцеголовые рассуждения", а книги А. М. Мирека и М. И. Имханицкого. Надеюсь эти имена Вам о чём-то говорят и чего-то в Ваших глазах стоят, потому что если Вы заявите, что и эти учёные искусствоведы не являются для Вас авторитетами в вопросах истории баяна, аккордеона и гармоники, то тогда уж я, конечно, умываю руки. Теперь, чтобы не переутомлять Вас и себя обилием цитат (книги вышеупомянутых авторов у меня в формате djvu и цитировать приходится перепечатывая текст вручную), но в то же время подтвердить, что я Вас не обманываю, приведу здесь лишь немногие из работы профессора М. И. Имханицкого "История баянного и аккордеонного искусства". В 10 главе "Баян и аккордеон в 1920-1930-е годы XX века" Михаил Иосифович пишет: В дореволюционные годы общественный статус инструмента как выразителя серьёзных и содержательных музыкальных образов был ещё крайне невысок. Однако в России после основополагающего социального переворота - Октябрьской революции 1917 года в развитии искусства игры на гармонике происходят кардинальные сдвиги. Гармонь и баян, как и наиболее массовые в те годы другие народные инструменты, оказываются активными проводниками новой идеологии в общественной жизни страны. Ещё большую социальную роль данные инструменты обретают после окончания гражданской войны. Без них почти не обходилось ни одно массовое административно-партийное мероприятие. Это могло быть проведение комсомольского митинга или же торжественного собрания в клубе, любого общественно значимого юбилея (с непременным пением "Интернационала"). И, наконец, Имханицкий сам в свою очередь цитирует там со ссылкой на источник слова первого наркома просвещения А. В. Луначарского: "Мы являемся свидетелями политической роли гармоники" (Луначарский А. В. В мире музыки. 2-е изд. - М., 1971, с. 95) Вот откуда в данном случае у "яиц, возомнивших себя несушками" взялся, уважаемые наши старшие товарищи, считающие нас себе нетоварищами, этот "бред". И Ляkсеич, между прочим, привёл по-моему вполне нормальную иллюстрацию. Вполне себе реальный советский агитационный плакат. Или скажете не было таких? Злобные нетоварищи-антисоветчики намалевали чтобы оклеветать? Не скучайте, дорогие баянисты-сталинисты! А то со скуки да от разочарования вам начинают мерещиться нападки там, где их и духу не было.

MAN: Ляkсеич пишет: Вместо отсталых крестьянских хозяйств - колхозы, совхозы и МТС, вместо дореволюционной гармони - советский баян. Как только власть, насаждавшая эти нововведения, иссякла, то всё это и рухнуло. Такое у меня мнение пока складывается... Ну нет, с таким мнением я согласиться никак не могу! Советская власть баян не насаждала, да и гармонь не притесняла, совсем напротив. Она только старалась обратить использование этих некогда очень популярных в народе инструментов в нужное ей русло, что тем более представляется вполне логичным и разумным, если принять во внимание, что сама эта власть декларировала себя не какой-нибудь, а народной. Но исконная народная музыкальная культура была, тем не менее, практически искоренена благодаря одной простой вещи - уничтожению её главного носителя - крестьянина. Правда тем временем стало развиваться так называемое фольклорное искусство и даже весьма успешно, но уже в совсем ином, профессиональном русле, а также в форме организованной самодеятельности. И вот это искусство живёт и по сей день, хотя действительно пребывает ныне в основательно захиревшем состоянии. Однако между крахом советского режима и утратой популярности баяна в широких слоях нашего общества прямой связи я не усматриваю, последнее начало происходить значительно раньше.

Ляkсеич: MAN пишет: Не скучайте, дорогие баянисты-сталинисты! А то со скуки да от разочарования вам начинают мерещиться нападки там, где их и духу не было. Так тов. Сталин выдвинул политическую концепцию о возрастании классовой борьбы по мере успешного развития социалистического общества. Вот и "врагов народа" с членами их семей стали выявлять и уничтожать. Так что ученики не выше своего учителя, а продолжатели его дела.

Ляkсеич: MAN пишет: Советская власть баян не насаждала, да и гармонь не притесняла, совсем напротив. Только в кинофильмах 30-х годов гармонь почему-то оказывалась чаще в руках вредителей, подкулачников, да и вообще сбившихся с правильного социалистического пути людей. А вот когда в кинофильмах у положительных героев стал появляться в руках баян - не знаю.

Александрос: Ляkсеич пишет: Только в кинофильмах 30-х годов гармонь почему-то оказывалась чаще в руках вредителей, подкулачников, да и вообще сбившихся с правильного социалистического пути людей. Надобны примеры.

Ляkсеич: Например, фильм о шахтёрах (названия уже не помню). Негодяй-вредитель, который устроил обвал в шахте после совершенного злодеяния распевал под гармонь вариант этой песни. Но народу эта песня вспомнилась-полюбилась, и в ней тогда поменяли слова...

MAN: Ну, не стоит стереотипы, создаваемые кинематографистами непременно воспринимать как выполнение ими чьих-то руководящих указаний. Во времена моей юности типичный экранный образ хулигана и асоциального типа во многих случаях был связан с гитарой (достаточно вспомнить Волка из "Ну погоди"), а тем временем гитара имела сумасшедшую популярность как в среде любителей, так и на профессиональной сцене. Общее количество производимых советскими предприятиями баянов только в 1960 г. сравнялось, а в последствии стало и превышать количество производимых ими же гармоней. Ранее же численный перевес (и весьма существенный) был как раз за гармонями. Вот то, что по баяну была создана профессиональная система обучения, а гармонь оставалась исключительно любительским инструментом для самоучек, это да. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что гармоника действительно подвергалась резкой критике (и не сказать, что абсолютно незаслуженной) со стороны некоторых деятелей искусства на рубеже XIX-XX вв. Были у неё категорические недоброжелатели и в ранний постреволюционный период. Вот что сочинял в 1926 г. известный пролетарский поэт Д. Бедный (сам, между прочим, в юности игравший на гармони): Сказать не во гнев, Исказила гармошка наш русский напев, А теперь, обретя покровителей, Тонких эстетов "знатоков и любителей", И визжит, и гнусит, и грохочет, Доконать песню русскую хочет! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Когда станет богаче наша страна, Музыкально-культурной станет она, А повысится наша культура, Умолкнет гармошка, визгливая дура...

Ляkсеич: MAN пишет: Ну, не стоит стереотипы, создаваемые кинематографистами непременно воспринимать как выполнение ими чьих-то руководящих указаний. Ленин же считал, что кино - самое важное из всех искусств. Можно вспомнить и о его же "О партийной организации и партийной литературе"... Проще говоря, это всё - идеологический фронт классовой борьбы. P.S. А фильм назывался "Большая жизнь". См.

MAN: А знаете,Ляkсеич, что забавно в этом кино (и не только в этом)? То, что у героя в руках гармошка, а звучит-то за кадром баян! Так что тут Ваша идея искусственного противопоставления баяна и гармони совсем разваливается.

Ляkсеич: MAN пишет: ... у героя в руках гармошка, а звучит-то за кадром баян! Так что тут Ваша идея искусственного противопоставления баяна и гармони совсем разваливается. Зрители видят гармонь в руках негодяя, а тембр её, думаю, - не столь важен. При озвучке же использовали "политкорректный" инструмент ... Да и в советских музыкальных школах игре на гармони не обучали. Как и крестьяне-единоличники гармонь, похоже, подлежала активному вытеснению - ликвидации...

MAN: Да бросьте Вы, какая тут "политкорректность". Просто баян естественным образом потеснил гармонь будучи родственным, но более совершенным в исполнительском плане инструментом и благодаря отсутствию у него столь значительных репертуарных ограничений как у гармони. А массовое производство сделало его почти столь же доступным для покупателя, как и фабричную гармошку. Это что касается быта, о профессиональной же сфере и говорить нечего. А по поводу народности, можно ли считать баян народным инструментом, был ли он когда-либо таковым, почитайте лучше книжку, из которой я давеча цитировал свиту: М.И. Имханицкий. История баянного и аккордеонного искусства.

MAN: Александрос пишет: Кстати, сборник 1937 года (ужжас!) Сборник песен, танцев и маршей по нотной и цифровой системам (для двухрядки). Ух, какой замечательный сборник! Для "венки" русского строя! Спасибо, Александрос! При беглом ознакомлении впечатлил текст песни "Полюшко-поле" ("Степная кавалерийская") Гусева-Книппера. Все эти (ы), (Эх-), (ды) в скобках. (Эх-) В небе за тучей (ды) Грозные следят пилоты, Быстро (ды) плавают подлодки, Эх да смотрит зорко Ворошилов.

Ляkсеич: MAN пишет: ...что забавно в этом кино (и не только в этом)? Видео "Песни из к/ф 30-х годов". А вот и положительный герой из фильма "Граница на замке" (1937 г.), который играет на баяне. Тов. Сталин неоднократно осуждал политическую близорукость, тов. MAN.

Александрос: А вот Иван Бунин о гармонисте (особа, очень заинтересованная в пропаганде советских идеологических установок). РЕЧНОЙ ТРАКТИР Потом вышел с огромной гармоньей в руках какой-то «знаменитый Иван Грачев», сел на стул у самого края помоста и тряхнул густыми, хамски разобранными на прямой ряд белобрысыми волосами: морда полотера, желтая косоворотка, расшитая по высокому вороту и подолу красным шелком, жгут красного пояса с длинно висящими махрами, новые сапоги с лакированными голенищами... Тряхнул волосами, уложил на поднятое колено гармонию-трехрядку в черных с золотом мехах, устремил оловянные глаза куда-то вверх, сделал залихватский перебор на ладах — и зарычал, запел ими, ломая, извивая и растягивая меха толстой змеей, перебирая по ладам с удивительнейшими выкрутасами, да все громче, решительнее и разнообразнее, потом вскинул морду, закрыл глаза и залился женским голосом: «Я вечор в лужках гуляла, грусть хотела разогнать...» Иван Грачев еще кричал: «Я цветочек там искала, чтобы милому послать...» Источник

Александрос: MAN пишет: Спасибо, Александрос! И Вам спасибо за способность видеть замечательное.

Александрос: К стыду признаюсь, про фильмы 30-х ничего вспомнить пока не смог касательно гармони. А как насчёт более позднего кино? Например, про Ивана Бровкина? Курс партии изменился?

Ляkсеич: Александрос пишет: А как насчёт более позднего кино? Например, про Ивана Бровкина? Курс партии изменился? Похоже, пожалуй, на тактический ход, как в 1921 году с НЭПом, а в 1943 году с послаблениями для православной церкви...

Александрос: Вспомнил "Волга-Волга" (1938 г.). Раскраска фильма дела не меняет. Как быть? И то есть, и другое. И оба инструмента = в руках положительного персонажа.

Ляkсеич: Александрос пишет: И оба инструмента = в руках положительного персонажа. Так комедия. Там, по-моему, и джаз-оркестр был... Хотя позднее сформулировали: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст." А вот - неудачный, полагаю, подарок Сталину в 1934 г. (воспринят был, скорее всего, как насмешка, ведь гармонь не только символ отсталости, но и шутовства) ("Да здравствует наш дорогой вождь, вождь нашей партии и всего мирового пролетариата, наш любимейший, дорогой, стальной Сталин! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают. Овация, крики «ура».) Мы еще привезли в подарок нашему славному вождю Иосифу Виссарионовичу гармонь для наших колхозных гулянок. Пусть играет на славу нам и на страх врагам. (Длительные, бурные аплодисменты.)"См.: Как Ворошилов-то на фото засмущался. На попойках у "отца народов" ведь кто наяривал на гармошке... "... из 1966 делегатов съезда 1108 человек были через несколько лет арестованы и расстреляны как «враги народа»." См.

Александрос: А вот из этого что следует? Гитлер и Геббельс слушают фортепиано (заинтересованно): Геринг с аккордеоном: Гитлерюгенд с аккордеоном и флейтами: Всё, что произошло плохого, случилось из-за увлечений музыкальными инструментами, или даже присутствия рядом с ними?

свит: MAN пишет: Имханицкий: Ещё большую социальную роль данные инструменты обретают после окончания гражданской войны. Без них почти не обходилось ни одно массовое административно-партийное мероприятие. Это могло быть проведение комсомольского митинга или же торжественного собрания в клубе, любого общественно значимого юбилея (с непременным пением "Интернационала"). У профессора кафедры баяна и аккордеона такой же политически ангажированный бред, как и у Вас, MAN! От музыкальных пассажей профессор с лёгкостью и безответственностью переходит к словесным: " Без них почти не обходилось ни одно массовое административно-партийное мероприятие." "Это могло быть проведение комсомольского митинга или же торжественного собрания в клубе, любого общественно значимого юбилея (с непременным пением "Интернационала")." Нет, ну какова глубина мысли - обратим внимание на выделенный текст! Можно подумать, что профессор что-то там такое происследовал и выдал на гора, что вот в таком-то двадцатом году в таком-то регионе прошло столько-то таких-сяких мероприятий. И в таких-то случаях из стольки: а) играли на гармони; б)играли на баяне; в) играли следующее...Результаты этих напряжённых поисков опубликованы и вот вам ссылки - не на общие рассуждения, а на собранный статистический материал. MAN, дайте, пожалуйста, такие ссылки - из той же книги. В их отсутствие возникает крамольная мысль, что перед нами не просто бред, а бред по необходимости. Все эти намёки-экивоки в книге 2006 г. издания выдержаны в духе идеологии нынешних властей - духе антисоветизма, но уже с привязкой к баяну. Зачем это надо? Могу только предположить: антисоветский книксен не помешает для закрепления на кафедре и поможет публикации книги с такой угодной нынешним властям оценкой общественной жизни 20-30-х годов. И если у профессора по-профессорски витеевато (доказательной-то базы нет) -"Без них почти не обходилось..." или " Это могло быть...", MAN подхватывает и продолжает с бОльшей уверенностью: Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом", вооружённым соответствующим репертуаром, и нередко состоящим на официальной госслужбе в сфере культурного просвещения народных масс, в отличие от безграмотного и неконтролируемого дореволюционного гармониста-самоучки. Как же, сам профессор так считает. Надо понимать, профессор не даст соврать! Эх, MAN, не должность красит человека...Надеюсь, студенты РАМ им. Гнесиных передадут профессору сию короткую рецензию той части книги, которая выдаёт бездоказательность и политическую ангажированность автора. Да, о толерантности. Она касается баяна. Попытки же продолжить антисоветские упражнения под прикрытием баяна будут замечены непременно. Поскольку возраст профессора близок моему, то оба мы не свидетели 20-30-м годам. Мой отец, 1918 г.р., участник многих послевоенных заседаний Идрицкого и Себежского райкомов партии ( а также всевозможных общественно значимых мероприятий), давний поклонник баяна и баянистов, ничего подобного о довоенном времени не рассказывал, о послевоенном - тоже. Но мне пришлось беседовать с мамой, она 1920 г.р., на тему как знакомились и находили себе пару в их деревне перед войной (мои родители поженились в 1938 г.). Она рассказала, что были распространены посиделки молодёжи под окнами хат и на них - танцы под гармошку. На эти танцы приходили не только местные парни, но и офицеры окрест стоявших гарнизонов. Таким образом познакомилась и вышла замуж за офицера её двоюродная сестра. Хоть бы кто-нибудь из старшего поколения хоть раз заикнулся о гармони-баяне как инструментах, обязанных следовать партийным или комсомольским установкам? Да об этом только и думали на гулянках! Как же, профессор Нью-Преображенский свидетельствует...И откуда только дети берутся после этого? P.S. К сожалению, не получилось познакомиться с трудом профессора основательней - в библиотеке был выходной, ссылка MAN-а не открывалась, скачанный же в формате .djvu файл почему-то не открывается моим менеджером закачек FDM(х86).

юрийс: Ляkсеич пишет: Партийные органы, а не земледельцы решали даже когда, что и в каких количествах сеять-убирать. В колхозе, где я работал несколько лет с начала 60-х годов, когда, что и в каких количествах сеять, решал главный агроном и правление колхоза. Ни райком в районном центре, ни партийный секретарь колхоза, в дела агронома и правления не вмешивались.

свит: Ляkсеич пишет: Мы еще привезли в подарок нашему славному вождю Иосифу Виссарионовичу гармонь для наших колхозных гулянок. Пусть играет на славу нам и на страх врагам. (Длительные, бурные аплодисменты.)"См.: Ляkсеич, я так благодарен Вам за этот См:-ляп антисоветской пропаганды и тех антисоветчиков, в среде которых Вы вращаетесь! Смотрим атрибуты: "Конспект. Электронный текст: 1,7 Мб СЪЕЗД ПОБЕДИТЕЛЕЙ 26 января - 10 февраля 1934 г. Стенографический отчет Партиздат. Москва. 1934 г. (Текст оцифровал энтузиаст – нельзя использовать без сверки!) Толстая потрепанная книга была найдена мною 24 сентября 2000 года во дворе дома № 32 на Ленинском проспекте в Москве." Сразу же бросается в глаза и настораживает фраза: "(Текст оцифровал энтузиаст – нельзя использовать без сверки!)". Нельзя, но, как выясняется по прочтению выложенного, вовсю используется с антисоветской подливой - слева от текста крупным шрифтом проставлены указания современного антисоветского толмача, как следует доносить сей - что? - ба, оказывается, "Конспект" . Много раз мне приходилось писать конспекты. Задача конспекта кратко изложить содержание рассматриваемого первоисточника, не упустив главного. Хорош данный "конспект" - полноразмерный исходный текст с выделением отдельных мест цветом, с руководящими указаниями толмача слева! Образцовое пособие по антисоветской пропаганде и агитации - вот такая характеристика этому "конспекту", состряпанному заклятыми друзьями советской власти! Заголовок соответствует: "СЪЕЗД ПОБЕДИТЕЛЕЙ". Съезд, мол, сам себя так обозначил. А где такая шапка в издании 1934 года? "Верь мне, Саша!" - Ага, сейчас. Следующая куча с того же антисоветского насеста: Ляkсеич пишет: Как Ворошилов-то на фото засмущался. На попойках у "отца народов" ведь кто наяривал на гармошке... "... из 1966 делегатов съезда 1108 человек были через несколько лет арестованы и расстреляны как «враги народа»." См. Теперь это уже "Съезд расстрелянных", проходит по рубрике "Артефакты". Выясняю значение слова в Википедии: Артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. Как раз соответствует содержимому очередной кучи "См." от Ляkсеича! Кто же автор? Автора нет, не пожелал нести ответственность за продукт этой своей "человеческой деятельности"! Есть только намёк в правом верхнем углу: " Белорусские партизаны". А что с партизан возьмёшь, партизаны - они и есть партизаны, вали до кучи и тикай в кусты, может кто и вымажется! Есть ли возможность дать комментарий, возразить? Нет такой возможности. За частоколом факсимильных изображений разных бумажек ищу главную - список расстрелянных 1108 человек и... не нахожу. Не нахожу не только списка, но и ссылки на источник, где были бы проверены все эти 1108 человек. Итак, перед нами очередная антисоветская стряпня с вбрасыванием лжи под прикрытием факсимильных бумажек.

MAN: свит пишет: P.S. К сожалению, не получилось познакомиться с трудом профессора основательней - в библиотеке был выходной, ссылка MAN-а не открывалась, скачанный же в формате .djvu файл почему-то не открывается моим менеджером закачек FDM(х86). Мне тоже очень жаль, что Вам так фатально не везёт и я, право, даже не знаю чем Вам помочь. Может быть распечатать пособие на принтере и переслать Вам бандеролью по почте? Впрочем, я не вижу в этом большого смысла, вы ведь всё равно абсолютно убеждены в политической ангажированности автора, да к тому же книжка эта злосчастная издана в 2006г., да ещё получена-то она в виде сканов, неизвестно каким злодеем выложенных и очень может быть подвергнутых соответствующей обработке, да и ко мне у Вас доверия никакого... К работам Альфреда Мирека - автора целого ряда научных исследований и создателя "Музея русской гармоники" Вас направлять, очевидно также напрасный труд, ибо Альфред Мартинович, хоть и родился в 1922 г. (маленечко только помоложе Вашего папы был доктор искусствоведения, профессор истории и теории музыки, и музыкальных инструментов), а также с 1962 г. состоял членом КПСС, однако в 1942 г. вместе со своим отцом он был репрессирован (Уж наверное было за что, правда? "Органы" ведь честных граждан не брали?), а главное - вот беда - в последние годы занимал ярковыраженную антикоммунистическую позицию, а, помимо своих широкоизвестных искусствоведческих, написал книгу "Красный мираж" и кое что ещё столь же "политически ангажированное". Ладно, что там БЗ про кобеля-то сказывал? Не будем суетливо мылить мочалку и оставим "замаравшихся антисоветскими намёками-экивоками очевидных идейных супостатов" без Вашего снисходительного внимания. Что скажете, дражайший наш радетель за достоверность и непредвзятость, относительно ранее упоминавшегося уже вскользь наркомпроса Луначарского? Будем надеяться, что на сей раз Вам улыбнётся удача, Вы сможете воспользоваться моей ссылкой и ознакомитесь с содержанием статьи, публиковавшейся в сборнике статей Луначарского «Искусство и молодежь», М., 1929, «Молодая гвардия», стр. 119—123. и представляющей собой обработку стенограммы речи Анатолия Васильевича на открытии Второго губернского конкурса гармонистов в Москве, 1 января 1928 года. ГАРМОНЬ НА СЛУЖБЕ РЕВОЛЮЦИИ Ну а на случай, если у всё-таки опять ничего не откроется, вот пара прямых цитат оттуда: Но главное значение гармоники — общественное. Здесь надо быть настоящим реалистом. Комсомол и был таким. Он не ставил перед собой вопроса о том, как вообще сдвинуть деревню навстречу культурной музыке, а задал такой вопрос: каким образом организовать веселье там, где живут трудящиеся массы, в особенности в деревне, чтобы получился известный политически благоприятный и воспитательный привкус...Мы являемся свидетелями политической роли гармоники: гармонист является организатором выборов — ходит с места на место, созывает, говорит агитационные прибаутки, и часто он оказывается очень ценным избирательным агентом. Это пример, за которым, несомненно, пойдут другие. А теперь валяйте, свит, громите в пух и прах, разоблачайте, вещайте правду-истину, подкрепляемую исключительно тщательно задокументированными сухими статистическими данными о заседаниях райкомов партии, деревенских посиделках и культурном отдыхе гравийно-щебёночных красных уголков, в которых лично приходилось участвовать Вам или Вашим ближайшим родственникам и прочими не менее достоверными для всех читателей форума источниками информации. Только уж и о здравом смысле тогда тоже не забывайте, ладно? А то бросаетесь точно разъярённый бык на красную тряпку: MAN что-то там, кажется, антисоветское вякнул, неважно что именно, но надо это безобразие немедленно пресечь и уличить его во лжи! А задумайтесь-ка лучше как следует, Вы ведь что здесь сейчас с таким упорством доказать-то хотели? Что советской власти, дескать, не было ровно никакого дела до того как проводят свой досуг трудящиеся и что идейным воспитанием молодёжи, равно как и её организацией, она не занималась вовсе или, по крайней мере, не пыталась использовать для этого самые удобные средства. Ну и кто из нас с Вами в данной ситуации хуже о ней отзывается? P.S. А ещё на досуге перечитайте повнимательнее книгу Л. М. Гурченко, о которой Вы сами недавно рассказывали на форуме. Особенно те места, где Людмила Марклвна рассказывает о своём отце. Как он стал профессиональным баянистом, где учился и чему его там, помимо нотной грамоты и собственно игры на баяне, научить пытались.

свит: MAN пишет: Что скажете, дражайший наш радетель за достоверность и непредвзятость, относительно ранее упоминавшегося уже вскользь наркомпроса Луначарского? Будем надеяться, что на сей раз Вам улыбнётся удача, Вы сможете воспользоваться моей ссылкой и ознакомитесь с содержанием статьи, публиковавшейся в сборнике статей Луначарского «Искусство и молодежь», М., 1929, «Молодая гвардия», стр. 119—123. и представляющей собой обработку стенограммы речи Анатолия Васильевича на открытии Второго губернского конкурса гармонистов в Москве, 1 января 1928 года. ГАРМОНЬ НА СЛУЖБЕ РЕВОЛЮЦИИ Ну а на случай, если у всё-таки опять ничего не откроется, вот пара прямых цитат оттуда: цитата:... цитата: А то скажу, Александр: берите гармонь, речь Луначарского, мною тоже уважаемого, и... прямиком в тему о гармони. Здесь тема о баяне, о котором Вам добавить нечего, даже с текстом книги профессора!

MAN: свит пишет: и... прямиком в тему о гармони. Здесь тема о баяне, о котором Вам добавить нечего Ладно, Виталий, на том и порешим, хотя (но это строго между нами ) тов. Луначарский говорил не о какой-то конкретной гармони, а о гармонике, то бишь целом семействе инструментов, куда, наряду с прочими довольно многочисленными тогда разновидностями, входил, разумеется, и баян. Добавляйте Вы. По-честному. По совести. Без помощи гнилой и продажной профессуры, лепечущей жалкий бред и подобострастно прогибающейся в антисоветских реверансах нынешним властям. Аудитория у Ваших ног.

Ляkсеич: свит: "...список расстрелянных 1108 человек и... не нахожу. Не нахожу не только списка, но и ссылки на источник, где были бы проверены все эти 1108 человек. Итак, перед нами очередная антисоветская стряпня с вбрасыванием лжи под прикрытием факсимильных бумажек." См. Даты смерти некоторых участников этого съезда можно посмотреть, например, здесь. Там же можно и прочитать о судьбе Постышева Павла Петровича, того самого человека, который тогда искренне радовался и аплодировал при вручении гармони Сталину (см. фото в теме). Стенографический отчет этого съезда (издан в 1934 году). Для просмотра копируете все файлы к себе на диск в отдельную папку (справа есть кнопка "Скачать архивом"), распаковываете архив и запускаете файл index.htm

Александрос: Вы, Ляксеич, далеки от собственной темы. И вообще, мыслить подобным образом: за уши притягивать баян к "репрессиям" - о чём-то да говорит про Вас.



полная версия страницы