Форум » Инструменты » А был ли баян когда-то народным музыкальным инструментом? » Ответить

А был ли баян когда-то народным музыкальным инструментом?

Ляkсеич: Жалейка, балалайка, гармонь - сомнений не вызывают: весьма популярны были среди населения, а поэтому - народны. С баяном же, полагаю, всё-таки не всё так очевидно: слишком сложен конструктивно, менее мобилен из-за веса, а и массовое его производство началось незадолго до начала Великой Отечественной войны и просуществовало около 50 лет... Курс партии на "баянизацию" был поддержан, полагаю, в основном городским населением ( в недавнем прошлом покинувшего деревни-сёла с гармонистами) дабы дети были при деле, а не бездельничали... Во всяком случае, после разговоров с теми кто учился в музыкальных школах по классу баяна,а потом об инструменте и не вспоминали, у меня создалось такое впечатление.

Ответов - 42, стр: 1 2 3 All

Ляkсеич: Да, на баяне могут хорошо звучать русские народные песни и наигрыши, но является ли это критерием народности самого инструмента? Опять же, насколько знаю, имена изобретателей народных музыкальных инструментов неизвестны, а у баяна он известен - Стерлигов Петр Егорович. P.S. Предполагаю, что ближайший родственник баяна -кнопочный аккордеон. А у каких народов разновидности этого инструмента являются действительно народными инструментами?

Александрос: Ляkсеич пишет: Курс партии на "баянизацию" был поддержан Уточните, пожалуйста, что даём Вам основания утверждать существование "курса партии" по этому поводу. В каких партийных документах это отражено и каким образом? Партия принимала не только волюнтаристские решения, но и объективно назревшие. Кто в действительности был инициатором такого курса партии?

MAN: Ляkсеич пишет: Да, на баяне могут хорошо звучать русские народные песни и наигрыши, но является ли это критерием народности самого инструмента?Ни в коем случае! Ну что Вы! Это чистое совпадение, причём приведшее в настоящее время вместе с естественным угасанием в нашем обществе интереса к вышеназванным ископаемым останкам древнеславянской музыкальной культуры, к одновременной утрате популярности и самого инструмента. А между тем хорошо известно, что баян был изначально сконструирован как инструмент для исполнения академической музыки в составе симфонических оркестров, а также как портативный и относительно недорогой заменитель стационарных органов, применявшихся, как мы знаем, в католических и протестантских храмах при проведении богослужений.


Ляkсеич: Александрос пишет: Уточните, пожалуйста, что даём Вам основания утверждать существование "курса партии" по этому поводу. Руководящая и направляющая роль партии была закреплена соответствующей Конституцией СССР. Партийные органы, а не земледельцы решали даже когда, что и в каких количествах сеять-убирать. Не могло обойтись без решения партийцев и начало массового производства баянов. MAN пишет: ...ископаемым останкам древнеславянской музыкальной культуры К 17-19 векам,вроде. относится большинство народных песен и наигрышей. Найдено что-то более древнее?

MAN: Ляkсеич пишет: К 17-19 векам,вроде. относится большинство народных песен и наигрышей. Найдено что-то более древнее?Как же? А взять хотя бы фольклор эпохи Иоанна IV Васильевича ("Счастье вдруг в тишине постучалось в двери..." или "Кап-кап-кап из ясных глаз Маруси..." ) Вы что же кино "Иван Васильевич меняет профессию" не смотрели?

Ляkсеич: MAN пишет: "Счастье вдруг в тишине постучалось в двери..." Так есть и "подревнее", скажем, вот.

Ляkсеич: Первый же баян (почерпнул из Википедии) создавался для гастролирующего гармониста-виртуоза... Для обычного же гармониста, чтобы играть народное и гармони, полагаю, вполне хватает. P.S. Интересно, а в сёлах-деревнях в 50-60 годы на сколько гармонистов приходился один баянист?

MAN: Ляkсеич пишет: Первый же баян (почерпнул из Википедии) создавался для гастролирующего гармониста-виртуоза... Ну да, в принципе верно, именно для профессиональных целей такой инструмент и создавался, а для широкого потребителя выпускались разнообразные незатейливые и, соответственно, доступные по цене гармошки. Массовый выпуск баянов (здесь Вы тоже правы) был налажен только при Советской власти в конце 20-х - начале 30-х гг. , причём численный перевес баянов над гармонями при их производстве был достигнут значительно позднее. Тогда же начали организовывать и систему подготовки баянистов, издавать соответствующую литературу. Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом", вооружённым соответствующим репертуаром, и нередко состоящим на официальной госслужбе в сфере культурного просвещения народных масс, в отличие от безграмотного и неконтролируемого дореволюционного гармониста-самоучки. Во второй половине XX столетия ситуация кардинально поменялась, роль баянистов в нашем обществе практически сошла на нет и всё это стало уже не актуально, но тогда...

свит: Ляkсеич пишет: Интересно, а в сёлах-деревнях в 50-60 годы на сколько гармонистов приходился один баянист? Если судить по танцам в клубе рабочего посёлка, где я вырос, то 1:1. На баяне играли те, кто до этого освоил гармошку. Исключения были редкими: помню только одного гармониста, который не играл на баяне, и одного баяниста, который не играл на гармони. Соотношение в пользу баяна было бы ещё больше, если бы его стоимость не превышала стоимость гармони раза в три-четыре. Не все почитатели баяна могли позволить себе покупку такого дорогого по тем временам инструмента.

Ляkсеич: MAN пишет: Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом"... В качестве иллюстрации Ваших слов, MAN :

свит: MAN пишет: Музыкант в те годы был безусловным центром внимания трудящейся молодёжи в часы её досуга, а значит должен был быть не просто способным что-то поиграть на вечёрке под пляску, песни или частушки, но достаточно образованным и, в частности, политически грамотным "агитатором" и "пропагандистом", вооружённым соответствующим репертуаром, и нередко состоящим на официальной госслужбе в сфере культурного просвещения народных масс, в отличие от безграмотного и неконтролируемого дореволюционного гармониста-самоучки. Применительно к рабочему посёлку действительности соответствует только первая половина фразы, далее - очередной политический бред и отсебятина! Первый баян после войны, баян фабрики им. Советской Армии, был приобретён завкомом завода на средства, специально выделенные для этого заводом. Завод давал продукцию, конкретно щебень, гравий и песок, а не агитацию. Баян осел дома у отца моего детского друга. Условие пребывания на руках было только одно - содержать инструмент в порядке и предъявлять его для танцев в клубе. Играл этот человек из рук вон плохо, аккомпанировать не мог и на танцах после очередной неудачной его попытки сыграть на заказ, баян отбирали и вручали тем, кто мог. Постепенно денежный фонд завкома, выделяемый на культурно-массовую работу, увеличивался и в так называемом красном уголке (комнате для культурного отдыха) появились библиотека с двумя шкафами книг, подшивки газет и журналов, бильярдный стол с металлическими шарами (со временем он уступил место настоящему бильярду с шарами из слоновой кости), шашки, домино. В первой половине 50-х появилась и ламповая радиола "Урал" с пластинками, которые ставили мы, пацаны. Холостая рабочая молодёжь приходила сюда поиграть в бильярд на высадку. Мужики постарше азартно забивали козла. Степенные мужи и редко женщины заходили взять книгу в библиотеке. Эта комната не пустовала ни один вечер. Но там не было тех, кто каждый вечер после работы отправлялся в огород или хлопотал по дому. Соответственно, от жён доставалось тем мужьям, которые манкировали домашними обязанностями, предпочитая культурно отдыхать по вечерам в красном уголке. Были и такие, которые успевали и дома потрудиться, и в красном уголке развлечься. Что покупать по линии культмассовой работы, решали члены завкома после рассмотрения предложений снизу. Когда появились баяны получше, завком купил аккордеонированный, отделанный зелёным целлулоидом. Марки не помню. Выбирал его баянист Коля Федоренко, нанятый заводом на ставку фотолаборанта. К слову, начинал он тоже с гармошки. Это был талантливый парень, инвалид детства. Должность заводского фотографа и фотолаборанта он тоже исполнял. Фотографом был от бога, с врождённым чувством композиции. С появлением штатного фотолаборанта-баяниста заводская самодеятельность заполучила уверенного аккомпаниатора. Все концерты в заводском клубе стали проходить под аккомпанемент баяна. Репертуар подбирали сами участники, исходя из своего состава и способностей. Разумеется, учитывалась и тема праздника. Концерты проходили при полностью заполненном клубе. Самые нетерпеливые занимали места заранее, за час-полтора до торжественной части, после которой и начинался концерт. Пока шла торжественная часть, артисты проводили последнюю репетицию в комнате за сценой.

Александрос: Недоглядели Вы, Ляксеич. Гармонь тоже состояла на службе у партии! Фортепиано тоже под подозрением! А уж труба... Как только она до сих пор не подверглась перлюстрации. Кстати, сборник 1937 года (ужжас!) Сборник песен, танцев и маршей по нотной и цифровой системам (для двухрядки).

Waldemar: Ляkсеич пишет: А у каких народов разновидности этого инструмента являются действительно народными инструментами? Штирийская гармоника или геликонка. Информацию по «геликонке» я давал на стр. http://bayanac.borda.ru/?1-5-0-00000016-000-0-0

Ляkсеич: Вместо отсталых крестьянских хозяйств - колхозы, совхозы и МТС, вместо дореволюционной гармони - советский баян. Как только власть, насаждавшая эти нововведения, иссякла, то всё это и рухнуло. Такое у меня мнение пока складывается...

MAN: свит пишет: Применительно к рабочему посёлку действительности соответствует только первая половина фразы, далее - очередной политический бред и отсебятина! Первый баян после войны... Браво, свит, хорошо же Вы проявляете обещанную толерантность! А ведь я, кажется, ни полслова не позволил тут себе антисоветского, так что, если даже считать замечание о воспитательной (если только Вам это слово непонятно почему больше нравится, чем пропагандистскои и агитационной) роли гармоники и гармонистов (баянистов) и значению, которое придавалось ей в молодой стране Советов, тряпкой, то позвольте Вас уверить в том, что в данном случае Вам лишь показалось, будто она окрашена в Ваш любимый кумачовый цвет. Этак мы с Вами можем зайти бог знает куда. Ваши персональные наблюдения о культурной жизни отдельно взятого послевоенного заводского красного уголка бесспорно занимательны, интересны и даже поучительны, однако разрешите обратить Ваше несколько рассеянное, по-видимому, внимание прежде всего на то обстоятельство, что в моём посте речь шла о рубеже 20-х и 30-х годов, то есть том периоде времени, когда, прошу великодушного извинения, Вас "не стояло" точно так же как и меня. А теперь я хочу рассказать Вам об источниках моего "политического бреда и отсебятины". Это, милейший свит, отнюдь не мои собственные "скучные яйцеголовые рассуждения", а книги А. М. Мирека и М. И. Имханицкого. Надеюсь эти имена Вам о чём-то говорят и чего-то в Ваших глазах стоят, потому что если Вы заявите, что и эти учёные искусствоведы не являются для Вас авторитетами в вопросах истории баяна, аккордеона и гармоники, то тогда уж я, конечно, умываю руки. Теперь, чтобы не переутомлять Вас и себя обилием цитат (книги вышеупомянутых авторов у меня в формате djvu и цитировать приходится перепечатывая текст вручную), но в то же время подтвердить, что я Вас не обманываю, приведу здесь лишь немногие из работы профессора М. И. Имханицкого "История баянного и аккордеонного искусства". В 10 главе "Баян и аккордеон в 1920-1930-е годы XX века" Михаил Иосифович пишет: В дореволюционные годы общественный статус инструмента как выразителя серьёзных и содержательных музыкальных образов был ещё крайне невысок. Однако в России после основополагающего социального переворота - Октябрьской революции 1917 года в развитии искусства игры на гармонике происходят кардинальные сдвиги. Гармонь и баян, как и наиболее массовые в те годы другие народные инструменты, оказываются активными проводниками новой идеологии в общественной жизни страны. Ещё большую социальную роль данные инструменты обретают после окончания гражданской войны. Без них почти не обходилось ни одно массовое административно-партийное мероприятие. Это могло быть проведение комсомольского митинга или же торжественного собрания в клубе, любого общественно значимого юбилея (с непременным пением "Интернационала"). И, наконец, Имханицкий сам в свою очередь цитирует там со ссылкой на источник слова первого наркома просвещения А. В. Луначарского: "Мы являемся свидетелями политической роли гармоники" (Луначарский А. В. В мире музыки. 2-е изд. - М., 1971, с. 95) Вот откуда в данном случае у "яиц, возомнивших себя несушками" взялся, уважаемые наши старшие товарищи, считающие нас себе нетоварищами, этот "бред". И Ляkсеич, между прочим, привёл по-моему вполне нормальную иллюстрацию. Вполне себе реальный советский агитационный плакат. Или скажете не было таких? Злобные нетоварищи-антисоветчики намалевали чтобы оклеветать? Не скучайте, дорогие баянисты-сталинисты! А то со скуки да от разочарования вам начинают мерещиться нападки там, где их и духу не было.

MAN: Ляkсеич пишет: Вместо отсталых крестьянских хозяйств - колхозы, совхозы и МТС, вместо дореволюционной гармони - советский баян. Как только власть, насаждавшая эти нововведения, иссякла, то всё это и рухнуло. Такое у меня мнение пока складывается... Ну нет, с таким мнением я согласиться никак не могу! Советская власть баян не насаждала, да и гармонь не притесняла, совсем напротив. Она только старалась обратить использование этих некогда очень популярных в народе инструментов в нужное ей русло, что тем более представляется вполне логичным и разумным, если принять во внимание, что сама эта власть декларировала себя не какой-нибудь, а народной. Но исконная народная музыкальная культура была, тем не менее, практически искоренена благодаря одной простой вещи - уничтожению её главного носителя - крестьянина. Правда тем временем стало развиваться так называемое фольклорное искусство и даже весьма успешно, но уже в совсем ином, профессиональном русле, а также в форме организованной самодеятельности. И вот это искусство живёт и по сей день, хотя действительно пребывает ныне в основательно захиревшем состоянии. Однако между крахом советского режима и утратой популярности баяна в широких слоях нашего общества прямой связи я не усматриваю, последнее начало происходить значительно раньше.

Ляkсеич: MAN пишет: Не скучайте, дорогие баянисты-сталинисты! А то со скуки да от разочарования вам начинают мерещиться нападки там, где их и духу не было. Так тов. Сталин выдвинул политическую концепцию о возрастании классовой борьбы по мере успешного развития социалистического общества. Вот и "врагов народа" с членами их семей стали выявлять и уничтожать. Так что ученики не выше своего учителя, а продолжатели его дела.

Ляkсеич: MAN пишет: Советская власть баян не насаждала, да и гармонь не притесняла, совсем напротив. Только в кинофильмах 30-х годов гармонь почему-то оказывалась чаще в руках вредителей, подкулачников, да и вообще сбившихся с правильного социалистического пути людей. А вот когда в кинофильмах у положительных героев стал появляться в руках баян - не знаю.

Александрос: Ляkсеич пишет: Только в кинофильмах 30-х годов гармонь почему-то оказывалась чаще в руках вредителей, подкулачников, да и вообще сбившихся с правильного социалистического пути людей. Надобны примеры.

Ляkсеич: Например, фильм о шахтёрах (названия уже не помню). Негодяй-вредитель, который устроил обвал в шахте после совершенного злодеяния распевал под гармонь вариант этой песни. Но народу эта песня вспомнилась-полюбилась, и в ней тогда поменяли слова...



полная версия страницы