Форум » Инструменты » Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить » Ответить

Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить

Svit: 1) Свой специфический опыт общения с этим инструментом буду излагать неспешно, постепенно дополняя написанное. Давно уже задумал подобрать мелодию одной песни из репертуара своей студенческой и одновременно походной компании. Эту песню впервые услышал году этак в 1964 в исполнении барда нашей компании Сергея Григорьевича Тихомирова (1937-2019), спевшего её под аккомпанемент своей гитары. Мы не знали тогда ни автора слов, ни композитора, но песня сразу запала в душу и пелась при наших дружеских встречах. Ни на официальной эстраде, ни на пластинках и других носителях, включая ноты, эта песня не звучала или мне не встречалась. Во всяком случае, с другими версиями и исполнителями этой песни я не был знаком вплоть, наверное, до 2016 года. Освоив более-менее программу Transcribe!, решил попробовать снять ноты этой песни с вокала самого Сергея.

Ответов - 9

Svit: 2) В 2015 г. я попросил Сергея спеть под гитару куплет и прислать аудиозапись, чтобы посмотреть её пригодность для снятия нот в программе Transcribe!. Оказалось, что часть нот его вокала невозможно определить в этой программе, потому что сигналы этих нот были "забиты" более сильными сигналами одновременно звучащих гитарных аккордов. Тогда я попросил Сергея записать только свой голос, без мешающего аккомпанемента. Такая запись всей песни была им сделана, а спустя какое-то время я сделал расшифровку спектра сигналов и записал буквами пропетые ноты и знаки альтерации при них. И вот здесь я споткнулся во второй раз: при повторении куплетов и припевов одни и те же ноты мелодии, пропетые голосом, не хотели совпадать. Разброс был неожиданно большим, так что часто трудно было сделать выбор, какую ноту из нескольких посчитать более подходящей для этого места мелодии. Более кучно на нотный стан ложились протяжные ноты. Далее возникли затруднения с определением тональности записанного вокала - наверное потому, что вокал не был привязан к аккомпанементу с определённой тональностью. Я попытался всё же как-то выстроить мелодию на нотном листе, в общем-то представляя как она звучала в нашей компании. Эту мелодию проиграл на баяне без аккомпанемента, записал на ноутбуке, тоже в формате mp3, и переслал Сергею. Ответ был такой: "Не может быть!". Раз такое несогласие, предлагаю посидеть вместе над мелодией и выправить. Это предложение было отклонено сразу и бесповоротно. На вопрос "Почему?" Сергей ответил, что представляет что это такое, и рассказал такую историю. Во времена, когда Юрий Сенкевич вёл на ТВ телепередачи "Клуб кинопутешествий", там показывали и кинофильмы сложных водных походов по бурным рекам Союза. Фильмы эти снимали сами участники походов, а после завершения туристского сезона походы эти представляли на Всесоюзный конкурс. Удачные фильмы походов-призёров конкурса попадали и на ТВ к Сенкевичу. Надо отметить, что Сергей Григорьевич Тихомиров был не только опытным туристом-водником и бардом-исполнителем с гитарой во всех своих многочисленных походах, но ещё отличным кинооператором и фотографом - сам снимал, а после монтировал походные фильмы и печатал фото большого формата. Поэтому, когда один из походов с участием Сергея занял призовое место, его фильм был показан в "Клубе кинопутешествий". Музыкальное сопровождение к фильму, как обычно, подбирал Сергей. Помимо просто музыки в фильме должна была прозвучать и туристская песня под гитару. Эту песню он записывал вдвоём с другим участником похода - Анатолием Кирсановым. Записывали одну песню целых две недели и совершенно переругались при этом. Поэтому нет никакого желания заняться подобным ещё раз. В итоге я остался один на один с невыправленной мелодией.

Waldemar: Svit пишет: Записывали одну песню целых две недели и совершенно переругались при этом. Поэтому нет никакого желания заняться подобным ещё раз. В итоге я остался один на один с невыправленной мелодией. Уважаемый Svit! Самое главное в нашей жизни – никогда не отчаиваться! Любая задача должна быть решена. Пусть не сегодня. Если песня, о которой Вы написали два поста, Вас ещё интересует, выложите где-нибудь хоть какой-то материал. Думаю, синтезатор здесь совсем ни при чем. Подбирали мы (снимали) музыку ещё тогда, когда и слова-то такого не было. Думаю, я бы справился с этой задачей.

Svit: Waldemar пишет: Самое главное в нашей жизни – никогда не отчаиваться! Любая задача должна быть решена. Пусть не сегодня. Если песня, о которой Вы написали два поста, Вас ещё интересует, выложите где-нибудь хоть какой-то материал. Думаю, синтезатор здесь совсем ни при чем. Подбирали мы (снимали) музыку ещё тогда, когда и слова-то такого не было. Думаю, я бы справился с этой задачей. Уважаемый Waldemar! Мне импонируют Ваши творческие и жизненные установки, их направленность на преодоление препятствий и решение поставленных задач. Спасибо за протянутую руку с готовностью помочь - чуть позже я выложу подробности о мелодии и буду рад услышать Ваше мнение по найденным материалам и что со всем этим делать дальше. Не сомневаюсь, что с выстраиванием мелодии Вы справились бы вполне успешно и быстро. 3) Для меня, обычного любителя, ситуация тогда осложнялась не только тем, что сам я не имел музыкального слуха и тем более опыта подбора мелодий на слух, но осложнялась и отсутствием надёжного источника или носителя мелодии, т.е. приличной аудиозаписи этой песни.Мне не оставалось ничего другого, как заняться поиском таких аудиозаписей. Тема синтезатора возникла как побочное ответвление моих попыток написать приемлемую обработку для баяна, не слишком расходящуюся с той мелодией, образ которой сохранился в душе. Раз возник вопрос о материалах по самой песне, перейду к открытию темы о ней самой, отложив на некоторое время массу неожиданных впечатлений от общения с синтезатором.


Svit: Продумывая, что и в каком порядке выкладывать в теме о песне, склоняюсь к тому, что это преждевременно и вот по какой причине, с которой важно разобраться мне самому, да и остальным будет, думаю, небезынтересно. На сегодняшний день у меня есть ноты, снятые с вокала нескольких исполнителей и есть несколько вариантов обработки мелодий вокала, включая один вариант с подобранным аккомпанементом для баяна. Эти обработки делались с прослушиванием результата на разных звучащих инструментах: вначале надоедал пиликаньем на баяне, потом подсел на беззвучный синтезатор с наушниками и заканчивал проверкой звучания набранной мелодии на проигрывателе нотатора Sibelius, опять же через наушники. И что было неожиданностью для меня уже при работе с синтезатором - музыкальные интервалы моей мелодии, оптимально подобранные или выстроенные для одного инструмента, не были таковыми для другого. Я потратил много времени, пытаясь разрешить это противоречие, но так и не смог. Стал смотреть разную литературу в поисках ответа. Нашёл лишь признание, что такая проблема существует (см., например: Сохар А.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2018 на с.56-57). И, наконец, мелодия подобранная на синтезаторе в тембре "Рояль" оказалась не очень удачной для тембра "Фортепьяно" при проигрывании в нотаторе Sibelius. Откорректировал ноты в нотаторе, прослушал их через наушники и взял в руки баян. И снова то же самое: звучание мелодии подобрано не оптимально для баяна, надо опять править ноты мелодии. Поэтому я весь внимание к любому, кто поможет объяснить и разрулить такую неожиданную ситуацию. Наверное, может помочь профессиональный музыкант и аранжировщик, который знаком с практикой игры на разных инструментах. Жду ответа и от Waldemar-а, и от любого, кто сталкивался с такой проблемой.

Vofa: Уважаемые сэры! Если бы три дня назад, прозвучало название песни, то я бы уже и сбацал В Ля миноре. Или в Си...

MAN: Svit пишет: И что было неожиданностью для меня уже при работе с синтезатором - музыкальные интервалы моей мелодии, оптимально подобранные или выстроенные для одного инструмента, не были таковыми для другого. Мм-да-а! Загадочная мелодия и какая-то по-видимому совершенно уникальная. Мне во всяком случае никогда с такими встречаться не приходилось. Если, допустим, между первой и второй нотами какой-либо известной мне мелодии секста, так это всегда секста, хоть ты её на клавесине играй, хоть на владимирских рожках. Ведь мелодия это в сущности и есть не что иное, как последовательность звуков (и пауз между ними), находящихся между собой в определённом соотношении по длительности и ВЫСОТЕ. Мы её именно благодаря этому и узнаём и отличаем от других. Если же изменить интервалы, то неизбежно изменится и сама мелодия, ну а уж такого, чтоб взять и сыграть, скажем, на баяне по нотам для арфы романс Рахманинова "О, не грусти!", а получилась при этом "Тамбовская Матаня" просто не может быть.

MAN: Svit пишет: Я потратил много времени, пытаясь разрешить это противоречие, но так и не смог. Стал смотреть разную литературу в поисках ответа. Нашёл лишь признание, что такая проблема существует (см., например: Сохар А.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2018 на с.56-57). К сожалению, этой книгой не располагаю, нельзя ли отсканировать и выложить указанные страницы? Очень уж интересно выяснить о чём там идёт речь на самом деле. Сдаётся, что вышеупомянутое признание было скорее всего неверно понято.

Waldemar: Svit пишет: Жду ответа и от Waldemar-а, и от любого, кто сталкивался с такой проблемой. Уважаемый Svit! С подобными проблемами я сталкиваюсь довольно часто. Но столько мучений я бы не перенёс! Ваша тема «Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить» заинтриговала весь форум. Судя по обилию Ваших слов, Вами проделана гигантская, титаническая, почти фантастическая работа. Однако всё это где-то, в другой Вселенной. Вот как-бы одним ухом услышать эту загадочную и совершенно уникальную мелодию? Пожалуйста, будьте добры, выложите хоть какой-нибудь исходник!

Svit: Как было принято в не слишком давнюю эпоху, поступившие предложения рассматриваем в порядке их поступления. Возражений нет? Тогда приступим. Vofa пишет: Если бы три дня назад, прозвучало название песни, то я бы уже и сбацал В Ля миноре. Или в Си... Владимир, заминка не за тем, как это сбацать побыстрее. Интересуют оригинальное или близкое к нему исполнение песни и подходящее нотное переложение для баяна, отталкивающееся от этого исполнения. Поначалу нужно определиться с самой мелодией, исходя из имеющихся материалов и возможных дополнений к ним. MAN пишет: ... нельзя ли отсканировать и выложить указанные страницы? Очень уж интересно выяснить о чём там идёт речь на самом деле. Сдаётся, что вышеупомянутое признание было скорее всего неверно понято. Согласен, и такое возможно. Книгу я просматривал в Ленинградском/Санкт-Петербургском Доме книги и не купил её ради тех двух страниц из-за дороговизны (705 руб за книгу на 128 страницах). Была ещё одна книга, но понадеялся на память и не записал, теперь не могу вспомнить. Никаких пояснений по существу проблемы в этих двух книгах я не увидел, там было только признание, что существует такая особенность слухового восприятия одинаковых мелодических интервалов, воспроизводимых разными инструментами. Главное в этой истории - как я это прочувствовал своими ушами на синтезаторе с наушниками. Особенность восприятия такая: чем более пологим был передний фронт (атака) звуков инструмента, тем менее требовательным было моё слуховое восприятие мелодии к перепадам высоты соседних звуков (к величине мелодических интервалов) и к выбору нот, которыми заканчивались музыкальные фразы, привязанные к строкам стихотворного текста. Наиболее требовательным мне показался тембр рояля, поэтому окончательно ноты на синтезаторе набирал в этом тембре. А из остальных тембров, что прослушивал ради интереса, наименее требовательным показался тембр саксофона - с ним можно было брать для мелодии такие ноты, которые не очень соответствовали ладу и не подошли бы мелодии, подбираемой для тембра рояля. То есть саксофон воспринимался как очень дружественный инструмент, прощающий огрехи и просчёты в подборе или в исполнении мелодии. Если же изменить интервалы, то неизбежно изменится и сама мелодия, ну а уж такого, чтоб взять и сыграть, скажем, на баяне по нотам для арфы романс Рахманинова "О, не грусти!", а получилась при этом "Тамбовская Матаня" просто не может быть. Что касается узнаваемости всех вариантов исполнения и подбора мелодии: она присутствует, эта узнаваемость, потому что сохраняется ход мелодии, хоть и с изменившимися мелодическими интервалами. Остаются неизменными остальные важные параметры узнаваемости мелодии, не знаю, правильно ли их назову: мелодико-ритмические параметры, акценты в мелодии, длительность и положение в тактах характерных для мелодии протяжных нот.



полная версия страницы