Форум » Инструменты » Цельнопланочный баян » Ответить

Цельнопланочный баян

Млцни: Есть баян с цельными медными планками "Былина". Требуется ремонт и настройка. Вот думаю стоит ли отдавать в ремонт (цена не менее 10 т.р.) либо вложиться и купить уж новый? Иными словами имеют ли медные цельные планки какое-либо особое достоинство чтобы за них держаться. Звучание неплохое, но 1) баян сильно расстроен; 2) на ff басы не сразу "схватывают". Оценить достоинства медных планок мне сложно. Подскажите пожалуйста про медные планки. Возможности ремонта, настройки. И если можно, более широко, про материалы используемые для изготовления баянов, их преимущества и недостатки.

Ответов - 5

Комбриг: Млцни пишет: ...баян с цельными медными планками "Былина". Подскажите пожалуйста про медные планки. Название мне ни и чём не говорит. Зато про медные планки я знаю досконально. Стандартные баяны-аккордеоны имеют алюминиевые планки. Алюминий лёгкий металл, верно? А медь - тяжёлый. Соответственно, звучание басов - поверхностное, неглубокое, либо бархатное, сочное. Это не всё. У меня 2 баяна с медными планками, оба - безымянные и оба старые (38 и 45 лет). Но басы у них мощные, рычащие, приятно играть! Почему? Потому что сами планки вдвое длиннее и толще алюминиевых! Следовательно, басы звучат НА ОКТАВУ НИЖЕ, чем у ширпотреба. Советую, не считаясь со средствами, отремонтировать вашу "Былину".

Млцни: Комбриг пишет: Название мне ни и чём не говорит. Московский баян. Комбриг пишет: Зато про медные планки я знаю досконально. Стандартные баяны-аккордеоны имеют алюминиевые планки. Алюминий лёгкий металл, верно? А медь - тяжёлый. Соответственно, звучание басов - поверхностное, неглубокое, либо бархатное, сочное. Да я когда ещё выбирал, думал что басы будут заглушать мелодию. Басы действительно мощные. Сейчас уже привык, и уже обидно когда басы не сразу схватывают на ff, кстати с чем это может быть связано? Баян тяжелее того же Рубина-6, вначале руки болели, сейчас уже привык и вес не мешает. Зато на маленьких баянах теперь играть стоя - легко! Слышал, что в связи со слабым звучанием алюминиевых планок делают на голоса латунные втулки, в частности, на "Ясной Поляне" такие ставят. Интересно попробовать такие баяны, как они в звучании. Вообще у Ясной Поляны довольно объёмный звук, я его 3d называю. У других баянов я такого звука не слышал. У тульских заказных такой певучий звук, у Юпитеров остренький, облагороженный. У кировских баянов звук возникает не сразу - его нужно извлекать, что часто довольно интересно. Похоже "Былину" всё-таки сохраню, т.к. как я слышал, сейчас баянов с полностью медными планками не выпускают. Интересует также язычки, от длительного применения как они изнашиваются, может ли потребоваться ли их замена для восстановления первоначального звучания? Один язычок как-то странно уже работает то на сжим работае, на разжим не звучит, то наоборот.

Комбриг: Млцни Вы задали много вопросов, но все они лёгкие. ...басы не сразу схватывают на ff, кстати с чем это может быть связано? Рвать мех на фортиссимо на ветхом баяне я бы не стал! Прорвёшь его - хлопот не оберёшься, а то и выбросишь на помойку. Когда резко тянешь мех, возникает такая сильная струя воздуха на голосок, что язычок залипает. И ОТ ЭТОГО ОНИ ИЗНАШИВАЮТСЯ В 10 РАЗ БЫСТРЕЕ! Я-таки не пойму, зачем вам грохотать? Вы что, играете в чистом поле? В помещении же, меццо-форте за глаза хватит! Вообще я порекомендовал бы найти мастера по ремонту баянов. Он вроде участкового врача: как баян занемог - сразу к нему. Я так понял, что играете вы стоя? Это на сцене, что ли? Я, скажем, играю исключительно сидя: к чему уродоваться!


Млцни: Комбриг пишет: Рвать мех на фортиссимо на ветхом баяне я бы не стал! Прорвёшь его - хлопот не оберёшься, а то и выбросишь на помойку. Мех в отличном состоянии, нигде не протёрт, такой мощненький. Комбриг пишет: Я-таки не пойму, зачем вам грохотать? Вы что, играете в чистом поле? В помещении же, меццо-форте за глаза хватит! Увлекаюсь ))) Комбриг пишет: Я так понял, что играете вы стоя? Это на сцене, что ли? Знаете стоя как-то раскованее чувствуешь.

K_M_S: Комбриг пишет: Стандартные баяны-аккордеоны имеют алюминиевые планки. Алюминий лёгкий металл, верно? А медь - тяжёлый. Соответственно, звучание басов - поверхностное, неглубокое, либо бархатное, сочное. У меня 2 баяна с медными планками... Но басы у них мощные, рычащие, приятно играть! Почему? Потому что сами планки вдвое длиннее и толще алюминиевых! Следовательно, басы звучат НА ОКТАВУ НИЖЕ, чем у ширпотреба. Случайно наткнулся на эту старую тему и, ни в коем случае не придирки ради, а токмо ради истины и полезности информации, хочу высказать свои соображения, т.к. вижу в приведенной цитате фундаментальные заблуждения. Я не баянных дел мастер и, если в чем-то ошибаюсь, прошу поправить. Так вот, высота звучания голоса (частота колебания язычка, Гц) зависит исключительно от параметров этого самого язычка, как в физике 5-го класса - частота колебания маятника зависит только от его длинны. И совершенно не важно на каких планках, из какого материала, каких размеров и толщины планки он закреплен. Подчеркиваю, речь идет о высоте (частоте) звука, т.е. басы никак не могут звучать аж на октаву ниже потому, что там длиннее и толще планки. А звучат они действительно на октаву ниже потому, что размеры язычков на одной из басовых планок именно такие, которые нужны для создания этого низкочастотного звука. А отсюда уже соответствующие проемы и размеры всей планки. Материал же и толщина (массивность) планки влияет, совершенно верно, на сочность, громкость и другие оттенки. И я так представляю, что медь и сплавы на ее основе (латунь, бронза) является более "благородным металлом" с точки зрания распространения колебаний (вспомним колокола, духовые инструменты), поэтому инструменты с такими планками и отличаются своим сочным, проникающим звуком и ценятся. В то же время алюминий способствует затуханию, поглощению этих колебаний, особенно, если планки кусковые, закрепленные воском. А величина зазоров между язычком и контуром проема (качество их подгонки) влияет на "ответ" и расход воздуха. Млцни пишет: басы не сразу схватывают на ff, кстати с чем это может быть связано? Вопрос для меня непростой, вернее будет обратиться к мастеру голосовику. Можно предположить залипание язычка, как отметил Комбриг. Добавлю, что залипание всегда вызвано конкретной причиной. Если это действительно залипание и только при большой амплитуде колебания (ff), то это может быть вызвано либо заусенцем на краю проема, либо мешающей стенкой камеры резонатора, либо еще что-то, причина, как правило, очевидна в таких случаях при внимательном изучении проблемного язычка. Млцни пишет: Один язычок как-то странно уже работает то на сжим работае, на разжим не звучит, то наоборот. На сжим и расжим работают РАЗНЫЕ язычки, они находятся рядышком, но с разных сторон голосовой планки. Нужно опять же исследовать конкретный язычек, играющий на расжим. Если он целый, не отогнут, то скорее всего просто застрял или что-то мешает ему колебаться. P.S. Упустил ключевое слово "то наоборот". В таком случае вернее всего снять резонатор и подуть (вдох/выдох) в розетку камеры этих язычков, посмотреть и послушать как они отзываются. Может быть в ней мусор какой болтается и поочередно клинит то один, то другой язычек.



полная версия страницы