Форум » Ноты » Игра на баяне по нотам для ф-но, гитары и др. » Ответить

Игра на баяне по нотам для ф-но, гитары и др.

Waldemar: Давным-давно, будучи учащимся детской музыкальной школы обнаружил, что нот для баяна в продаже слишком мало. С тех пор прошло полвека, но в этом плане ничего не изменилось. Многие баянисты днями и ночами ищут в инете нужные им ноты, но не находят их. Ещё в детстве я нашел выход из создавшейся ситуации. За многие годы накопился порядочный опыт. Именно его я и хотел бы передать на этих страницах.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Waldemar: Ляkсеич пишет: Логика рассуждения по такту 2.Верна ли она? Во вступлении первый неполный такт - затакт. Поэтому Ваш такт 2 - это первый такт. Всё остальное из поста № 39 верно. свит пишет: В 3-м такте (и в 4-м тоже) надо бы поставить на место половинные ноты мелодии Какие мелодии? Приведите пример! свит пишет: ранее не то у Вас, не то у Комбрига читал, что гармония аккомпанемента держится на аккорде, а бас может быть едва ли не любым. Совершенно верно! В джазе блуждающий бас может быть даже вне тональности. свит пишет: 1.Почему в 4-м такте Вы написали бас ре, а не ля, как в оригинале? Это 3-й такт! Первый - затакт. Действительно, лучше бы в басу ля, но дальше, в 3-ей доле в оригинале идет такой аккорд: [img][/img] Как Вы это сыграете на баяне? Даже если и сыграете, как оно будет звучать?

свит: MAN пишет: У меня комп служебный, нотатора на нём нет, а потому предлагаемый вариант общения лично для меня, увы, практически невыполним. Однако учиться "вприглядку", следить из за дерева за ходом обучения других я бы, если позволите, продолжил. YRI пишет: Я, пожалуй, тоже поддерживаю MAN по некоторым причинам - у каждого они свои. Жёсткие установки нередко вредят заявленной цели - так произошло недавно с почти уже состоявшейся организацией смотра-конурса баянистов на этом форуме. Мне кажется,пусть каждый участвует в той мере, в какой позволяют его обстоятельства.

свит: Waldemar пишет: Во вступлении первый неполный такт - затакт. Поэтому Ваш такт 2 - это первый такт. Замечание правильное. Waldemar, во избежание путаницы стоит проставлять номера тактов на выкладываемых нотах. свит пишет: В 3-м такте надо бы поставить на место половинные ноты мелодии Waldemar пишет: Какие мелодии? Приведите пример! Во втором такте верхнего нотоносца, у Вас ноты длительностью 1/2 не те, что в оригинале, смещены вниз на терцию или больше. Предполагаю, что по ошибке. 3-й такт... Действительно, лучше бы в басу ля, но дальше, в 3-ей доле в оригинале идет такой аккорд: [img][/img] Как Вы это сыграете на баяне? Даже если и сыграете, как оно будет звучать? Если не слишком ломать голову, в третьем такте взял бы за основу басы оригинала: ля - в первой доле, соль-диез - в третьей (бас соль-диез прозвучит, пожалуй, консонантно с нотой си-бекар верхнего нотоносца). Аккорды после басов выбрал бы те же, что и у Вас . Взять на баяне бас соль-диез (во вспомогательном ряду), а после него доминантсептаккорд (7) от ля (этажом ниже) трудности не составит.


Waldemar: свит пишет: Во втором такте верхнего нотоносца, у Вас ноты длительностью 1/2 не те, что в оригинале, смещены вниз на терцию или больше. Предполагаю, что по ошибке. Нет, это не ошибка. В оригинале в начале 3-го (т.е. 2-го) такта ноты соль и ре в голосах и си-бемоль в басах. Я взял только ре и си-бемоль. Соль минор остался тот же. Далее - аналогично.

Waldemar: Итак, "Корабли" плывут дальше. Приступаем к куплету. Поскольку в правой руке ф-но аккомпанемент идет восьмушками, у нас будет так же. Первые два такта куплета: [img][/img]

Ляkсеич: Waldemar пишет: Во вступлении я взял четвертные, в теме лучше восьмыми. Почему? Ответ в следующем посте. Не пришло ли это время, чтобы дать объяснение выбранной Вами, Waldemar, ритмической структуры аккомпанемента? Спасибо! P.S. Открыл тему: "Черновики к занятиям "Игра на баяне по нотам для ф-но, гитары и др." - для общения по всем вопросам, которые напрямую и косвенным образом связаны с этими занятиями.

свит: Waldemar пишет: Нет, это не ошибка. В оригинале в начале 3-го (т.е. 2-го) такта ноты соль и ре в голосах и си-бемоль в басах. Я взял только ре и си-бемоль. Соль минор остался тот же. Далее - аналогично. 1.Вопрос в том, зачем это сделано (в голосах 2-го такта половиннные ноты оригинала заменены - ре-соль на си-бемоль(малой октавы)-ре, а следующее ре на такое же си)? 2.Соль минор - это что, аккорд? 3.По 3-му такту вопрос, аналогичный первому: зачем в голосах появились четвертные ноты малой октавы - соль-диез в третьей доле такта, соль-бекар в четвёртой? Могу только предположить, что соль-диез перемещён сюда из аккомпанемента. Уважаемый Waldemar! Мы находимся в самом начале обучения и нам важен пошаговый разбор всех Ваших изменений исходной партитуры "Кораблей". То, что кажется Вам простым и само собой разумеющимся, рождает вопросы у нас, "чайников". Большинство из нас не кончало музыкальных школ, потому и разбор желателен основательный и неспешный. Посмотрел ещё раз пост 39 Ляксеича от 13.11.13 (время 1:43) и склоняюсь к мысли, что предложенный им формат обучения в виде размышления- диалога с Вами наиболее подходит для постижения азов ремесла нотных переложений. Поэтому хочу попросить Ляксеича продолжить в том же духе. Сам же буду подключаться, когда появятся вопросы. Пожелание Ляксеичу: перечисление нот аккорда начинать с основного, самого низкого тона.

Waldemar: Отвечаю по пунктам. 1. Дело в следующем. В начале второго такта в правой руке ф-но в верхнем голосе гаммообразный ход до-си-бемоль-ля-соль. Тут же во нижнем голосе половинные ре и соль. Нота соль верхнего голоса как бы «наезжает» на ноту соль нижнего голоса. Для ф-но это нормально, для баяна – нет. Почему? У ф-но есть педаль, у баяна – нет. Поэтому я убрал соль из нижнего голоса и добавил си-бемоль. В сочетании с басом соль это даёт соль-минорный аккорд. 2. Странный вопрос! Что такое аккорд – см. здесь: click here 3. В третьем такте гармония построена следующим образом. 1-я и 2-я доля ре-минор, но в басу ля. Это называется квартсекстаккорд. На третьей доле происходит следующее. В голосах идет аккорд ми-доминантсептаккорд - это двойная домининта. Нота соль-диез перемещён сюда из аккомпанемента. А в басу остаётся нота ля, хотя она в ми-доминантсептаккорд не входит. Такое положение называется задержание или апподжиатура. Если бы нота ля в басу изменилась, то это была бы уже камбиата. Далее ми-доминантсептаккорд разрешается в ля-доминантсептаккорд и в следующем такте в тонику ре. свит пишет: Мы находимся в самом начале обучения и нам важен пошаговый разбор всех Ваших изменений исходной партитуры "Кораблей". То, что кажется Вам простым и само собой разумеющимся, рождает вопросы у нас, "чайников". Большинство из нас не кончало музыкальных школ, потому и разбор желателен основательный и неспешный. Древние говорили «Non scholae, sed vitae discimus» - Не для школы, а для жизни мы учимся. Лично у меня нет консерваторского образования, но я аранжирую ноты для различных оркестров, в которых играют профи с оным образованием. Сами они и двух нот не свяжут. Всё дело в стремлении и самоподготовке. А для начинающих рекомендую почитать Способина, которого Комбриг выложил здесь: click here

Waldemar: Ляkсеич пишет: Не пришло ли это время, чтобы дать объяснение выбранной Вами, Waldemar, ритмической структуры аккомпанемента? Музыкальный ритм обусловлен несколькими факторами. Главный из них – жанр и характер произведения. Ритм танго отличается от ритма вальса – не так ли? Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, требующая определенного аккомпанемента. В основе любого аккомпанемента есть определенная ритмическая формула. В песне «Корабли» ритмическая структура наиболее близка к балладе. Автор фортепианной аранжировки посчитал нужным в правой руке аккомпанемент дать восьмушками. Я считаю, что это наиболее правильное решение.

свит: Waldemar пишет: В оригинале в начале 3-го (т.е. 2-го) такта ноты соль и ре в голосах и си-бемоль в басах. Я взял только ре и си-бемоль. Соль минор остался тот же. свит пишет: Соль минор - это что, аккорд?. Waldemar пишет: Странный вопрос! Waldemar, вопрос в том, что требует пояснения фраза "Соль минор остался тот же". Где в нотах 2-го такта оригинала усмотреть этот соль минор, который остался и в Вашем варианте?

Ляkсеич: Такт 3 Перемещение из басового нотоносца ноты соль-диез в скрипичный нотоносец не вызывает вопросов. А вот появление там же ноты соль (она записана там с бекаром) пока не понимаю. Найти бы некоторые правила, которые бы облегчали новичку осуществить подобный перенос без углубления в теорию музыки на данном этапе. Вроде в исходной партитуре в басовом нотоносце есть и соль-диез и соль с бекаром, и они же присутствуют в скрипичном нотоносце после аранжировки, а вот ноты ля из нижнего голоса аккомпанемента не вошли в чистом виде в аранжировку для баяна... Догадываюсь, что получение подобной "отмычки"- технических правил может не побудить ученика к изучению теории музыки... Однако всё-таки спрошу: "Waldemar , можно ли создать подобную "отмычку", исходя из Вашего богатейшего опыта аранжировки?"

Waldemar: свит пишет: Waldemar, вопрос в том, что требует пояснения фраза "Соль минор остался тот же". Где в нотах 2-го такта оригинала усмотреть этот соль минор, который остался и в Вашем варианте? Cмотрите внимательно в оригинал. Там во втором такте на первую долю начиная с басов идут половинные ноты соль-ре-си-бемоль, далее в голосах ре и соль. На вторую долю тоже половинные тем же макаром - си-бемоль-соль-ре. И то и другое является соль минором, только в разных обращениях. свит пишет: Перемещение из басового нотоносца ноты соль-диез в скрипичный нотоносец не вызывает вопросов. А вот появление там же ноты соль (она записана там с бекаром) пока не понимаю. Cоль с бекаром на четвертой доле входит в ля-доминантсептаккорд (ля-до-диез-ми-соль). Ляkсеич пишет: а вот ноты ля из нижнего голоса аккомпанемента не вошли в чистом виде в аранжировку для баяна... Дело в том, что аккорд из оригинала ля-соль-диез-си на баяне прозвучит грязновато. У каждого инструмента есть свои особенности. То, что хорошо звучит на ф-но, на баяне прозвучит не очень. Нотка ля в оригинале в басах - это самодовлеющая доминанта, приём, взятый из хоровой практики ещё баховских времен. Я уже писал, что он называется апподжиатурой или приготовленным задержанием. Если такое задержание происходит в верхних голосах, он называется в эстраде suspension. Ляkсеич пишет: Догадываюсь, что получение подобной "отмычки"- технических правил может не побудить ученика к изучению теории музыки... Однако всё-таки спрошу: "Waldemar , можно ли создать подобную "отмычку", исходя из Вашего богатейшего опыта аранжировки?" Да, в теорию музыки надо заглядывать. Но не просто, а привязывая её к конкретным примерам. Каких-то "отмычек" для понимания Музыки нет, но есть масса приёмов и навыков, которые приобретаются только в результате обширной практики игры и музыкального анализа.

свит: Waldemar, на этот раз с ответами на мой вопрос и вопросы Ляксеича, по-моему, получилось отлично: меня они вполне устроили! Более того, с сожалением расстаюсь с иллюзией, что можно обойтись минимальной переделкой фортепьянных нот под баян - Вы поведали важное об особенностях звучания этих двух инструментов и вытекающих из этого различий в нотных переложениях. Спасибо! Неплохо бы и дальше продолжить в том же ключе. P.S.После таких пояснений мне стало понятнее, почему на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли?

Waldemar: свит пишет: P.S.После таких пояснений мне стало понятнее, почему на третьей доле 3-го такта Вы взяли бас ми. Наверное потому, что бас ми составит благозвучный аккорд с нотами голосов соль-диез и си-бекар - аккорд ми мажор. Не так ли? Совершенно верно! Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче.

свит: Waldemar пишет: Точнее - не ми мажор, а ми-доминантсептаккорд. Это двойная доминанта в ре миноре. Если другими словами это малый мажорный септаккорд второй ступени. Если бы я аранжировал с нуля, я бы взял на второй ступени полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре. Он прозвучал бы мягче. Здесь не мешает разобраться. Если названный Вами ми-доминантсептаккорд - это по составу баянный готовый аккорд от баса ми (соль-диез, ре, ми), то как быть с привязкой к нотам голосов в 3-й и 4-й долях 3-го такта? Здесь ноты ре нет, она просматривается только либо раньше (во 2-й доле), либо позже (в 1-й доле следующего такта). Ещё ре - тоника для всей партии ре минор. Что такое двойная доминанта? В рекомендуемом пособии И.В.Способина "Элементарная теория музыки" такого не нахожу. Что такое малый мажорный септаккорд? По классификации Способина такие виды септаккордов: уменьшенный, малый и минорный, да ешё большой и с уменьшенной терцией.Во всех случаях речь идёт о классическом понимании септаккордов, как четырёхзвучий. Что такое полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре? К тому же, если речь снова о четырёхзвучии, то как реализовать его на баяне с готовыми аккордами? Или имеется в виду баянный (готовый) уменьшенный септаккорд от ми, составленный из нот соль- диез, си, ре? Тогда, для ясности, стоит договорится записывать это иначе, например, септаккорд от ми (соль - си-бемоль - ре) или септаккорд ми/соль - си-бемоль - ре. Подойдёт?

Waldemar: свит пишет: Что такое двойная доминанта? Это доминанта к доминанте. Посколку тональность в "Кораблях" ре минор, доминанта будет ля, а в в ля миноре/мажоре доминанта - ми. свит пишет: Что такое малый мажорный септаккорд? Это если к мажорному трезвучию добавить малую септиму. Он же доминантсептаккорд. свит пишет: Что такое полууменьшенный септаккорд ми-соль-си-бемоль-ре? Это вводный септаккорд второй ступени. Строится так: к уменьшенному трезвучию добавляется малая септима. И вообще, давайте перейдем в тему "Гармонический ликбез" . Там разберем все виды септаккордов и многое другое - click here

свит: Waldemar пишет: И вообще, давайте перейдем в тему "Гармонический ликбез" . Там разберем все виды септаккордов и многое другое - click here Давайте! Наверное, это стоит делать каждый раз, когда при разборе нот "Кораблей" возникают вопросы общего плана, относящиеся к терминологии и теории музыки. Тогда тема переложения для "Кораблей" не будет перегружена музыкальным ликбезом. Уважаемый Waldemar, без ответа остаётся мой первый вопрос, привязанный к "Кораблям".

Waldemar: свит пишет: Уважаемый Waldemar, без ответа остаётся мой первый вопрос, привязанный к "Кораблям". Уважаемый свит! У Вас было столько вопросов, что я не могу вспомнить, который из них был первый!

свит: Waldemar пишет: У Вас было столько вопросов, что я не могу вспомнить, который из них был первый! Их даже два, безответных, из последнего моего поста с вопросами (пост №315): Здесь не мешает разобраться. Если названный Вами ми-доминантсептаккорд - это по составу баянный готовый аккорд от баса ми (соль-диез, ре, ми), то как быть с привязкой к нотам голосов в 3-й и 4-й долях 3-го такта? Здесь ноты ре нет, она просматривается только либо раньше (во 2-й доле), либо позже (в 1-й доле следующего такта). Ещё ре - тоника для всей партии ре минор... Или имеется в виду баянный (готовый) уменьшенный септаккорд от ми, составленный из нот соль-диез, си, ре? Тогда, для ясности, стоит договорится записывать это иначе, например, уменьшенный септаккорд от ми (соль-диез - си - ре) или уменьшенный септаккорд ми/соль-диез - си - ре. Также можно будет поступить с упоминаниями в тексте и других готовых аккордов баяна, когда нужно раскрыть структуру аккорда. Подойдёт?

Waldemar: свит пишет: Если названный Вами ми-доминантсептаккорд - это по составу баянный готовый аккорд от баса ми (соль-диез, ре, ми), то как быть с привязкой к нотам голосов в 3-й и 4-й долях 3-го такта? Здесь ноты ре нет, она просматривается только либо раньше (во 2-й доле), либо позже (в 1-й доле следующего такта). Ещё ре - тоника для всей партии ре минор... Если доминантсептаккорд разрешается в тоническое трезвучие, при этом септимовый тон, в данном случае нота ре, должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, таким образом переходя в терцовый тон трезвучия. Поскольку в «Кораблях» ми-доминантсептаккорд разрешается не в тонику, а в доминанту ля, септимовый тон опускается, не применяется. Однако, это опять-таки гармонический ЛИКБЕЗ! свит пишет: Или имеется в виду баянный (готовый) уменьшенный септаккорд от ми, составленный из нот соль-диез, си, ре? Тогда, для ясности, стоит договорится записывать это иначе, например, уменьшенный септаккорд от ми (соль-диез - си - ре) или уменьшенный септаккорд ми/соль-диез - си - ре. Также можно будет поступить с упоминаниями в тексте и других готовых аккордов баяна, когда нужно раскрыть структуру аккорда. Подойдёт? Подойдёт! Но соль-диез - си - ре - это не уменьшенный септаккорд от ми, а уменьшенное трезвучие. Вот если бы всё это Вы изобразили на нотном стане, было бы проще и для Вас, и для меня, и для форумчан. Ещё два года назад то же самое я пытался объяснить Гарику (см. начало темы), но безуспешно. Вы повторяете его ошибку.



полная версия страницы