Форум » Ноты » Школа игры на баяне » Ответить

Школа игры на баяне

hovrin120: Мне бы хотелось в этой теме чтобы все форумисты, могли задавать вопросы по технике игры на баяне, ну и конечно кто может ответить отвечать, начнём с меня : Уважаемые форумисты мне бы правильно обозначить аппликатуру в некоторых произведениях но для 4 пальцев, большим пальцем не пользуюсь,или очень редко где действительно не обойтись без него, так -как вы сами понимаете не правильно выучишь и ошибка пойдёт дальше, если кто изъявит желание потом дам ссылку на файл.

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Cepreu: По поводу упражнений могу рассказать как я их играл, учась в музыкальной школе. Первыми упражнениями были гаммы. Сначала играл гамму до мажор одной рукой в пределах одной октавы (пока еще не научился соединять игру обеими руками). Потом соль мажор, фа мажор. Затем научился играть гамму до мажор левой рукой и объединил руки. Все остальные мажорные гаммы играются левой рукой точно так же как и до мажор. Поэтому объединение рук в гаммах соль мажор и фа мажор произошло быстро. Потом играл эти гаммы двумя руками в пределах двух октав, потом по всей правой клавиатуре. Параллельно с гаммами (примерно тогда, когда уверенно играл гаммы обеими руками в две октавы) разучивал арпеджио и аккорды, сначала в пределах двух октав, а потом по всей правой клавиатуре. С минорными гаммами почти такая же ситуация. Сначала выучил гамму ля минор мелодическую и гармоническую по отдельности каждой рукой и объединил руки. Потом разучивал арпеджио и аккорды к ней и играл гамму в две октавы, потом по всей клавиатуре. Дальше точно так же выучил гаммы ми минор и ре минор с арпеджио и аккордами к ним. При разучивании новых гамм, ранее разученные гаммы не забывал – повторял периодически. Когда видел, что в них появляются ошибки, например после летних каникул, то приходилось снова их восстанавливать. Таким образом я играл 9 гамм: 3 мажорные, 3 минорные мелодические и 3 минорные гармонические – по одной гамме в каждой позиции. А также арпеджио (короткое и длинное) и аккорды к этим гаммам. Остальные гаммы и арпеджио на баяне играются идентично. Когда свободно мог играть любую гамму (начиная от любой клавиши), сдавал зачет по гаммам. На зачет приглашался преподаватель, который называл гамму, которую нужно было играть. Я называл знаки альтерации в этой гамме и играл ее вместе с арпеджио и аккордами. Другие упражнения я не играл. Вместо них постоянно играл этюды на определенный вид техники на протяжении всей учебы. Одним из трех произведений на академических концертах (экзаменах) обязательно был этюд. Мой преподаватель сам определял какой именно этюд задавать. Также обычные произведения – это тоже в некотором смысле упражнения на определенные виды техники. Например вариации народных песен, где основная мелодия звучит то аккордами, то обыгрывается нотами с более короткими длительностями, то мелодия переходит в левую руку, а правая играет аккомпанемент и др. Сразу оговорюсь, что я не «пилил» гаммы по несколько часов в день и не считал по сколько раз их играл. Уделял им столько времени, сколько требовалось, чтобы сыграть на уроке то, что задали. Когда умел играть все гаммы, то проигрывал дома выборочно некоторые из них, не гоняясь за темпом, чтобы не «загонять». Разучивать гаммы было не интересно, хотелось уметь играть конкретные произведения. Но когда они были выучены, то было приятно уметь их играть – пробежаться пальцами с большой скоростью по всей клавиатуре сверху вниз и обратно. К тому же гаммы, арпеджио и аккорды помогли мне в игре по слуху. Как я уже писал где то, звуки мелодий обычно находятся в пределах ступеней гаммы, иногда отрывки мелодии следуют по порядку – по гамме.

Cepreu: Про упражнения, представленные Комбригом внизу страницы по ссылке могу сказать, что они хорошо расписаны. Пролистывая самоучители и «школы игры на баяне» я обратил внимание на некоторые недостатки в том, как расписаны в них гаммы. Они записаны в одну октаву, а надо в две. Одна октава - это слишком маленький диапазон, не позволяющий сформировать навык игры гамм по всей клавиатуре. Или гаммы расписаны для одной руки, а надо двумя. У Комбрига гамма расписана двумя руками в две октавы, вместе с ней арпеджио и аккорды – так удобно. Все сгруппировано по позициям, чтобы тренировать положение руки в конкретной позиции. Только начинаются гаммы сразу с игры интервалами: терциями и секстами. Надо бы сначала по одной ноте (без интервалов) расписать - начинающим их будет не легко осилить. А интервалами и вовсе не просто. Я в музыкальной школе интервалами гаммы не играл. Терциями научился играть, когда по слуху пробовал подбирать мелодии и обнаружил, что терциями мелодия звучит насыщеннее. Арпеджио и аккорды я тоже играл обеими руками. Например: Правая рука: до-ми-соль-до, левая рука удерживает до; Правая рука: ми-соль-до-ми, левая рука удерживает ми; Правая рука: соль-до-ми-соль, левая рука удерживает соль; И т.д. Длинные арпеджио я играл с применением большого пальца, чтобы не делать повороты кистью или растяжки пальцев. Еще не плохо было бы каждый вид упражнения расписывать, начиная с новой строки. Логически так удобнее и понятнее для начинающих, что это отдельные упражнения. Сначала гамма, потом короткое арпеджио с новой строки, потом длинное арпеджио с новой строки, потом аккорды с новой строки.

hovrin120: Сергей! Вам так-же спасибо за информацию, дело теперь за нами будем начинать, сам я занимался конечно намного меньше, гаммы и арпеджио с аккордами играл в одной октаве, длинные арпеджио вообще не играл, гамму до мажор интервалами играл 4 пальцами,секстами тоже совсем не играл, и в данный момент очень не хочется переходить на 5 пальцевую систему, но всё-таки буду пробовать, а там что получится.


Комбриг: Cepreu, спасибо, что пришли в тему, я очень это ценю! Необходимо, дать пояснения по упражнениям. Писал я их второпях, по старой технологии, ещё в 2008. Собираюсь их переделывать: лажу на своей странице я терпеть не буду! Обещаю учесть некоторые ваши замечания. Тем не менее, давать гаммы одиночными нотами, считаю пустой тратой времени. Их навалом в каждом самоучителе! Расписывать Гармонический минор - также непрактично: фактически, это мёртвый лад (как латынь - мёртвый язык), нужный лишь профи. Таким образом, будут 6 гамм (мажор\минор, по 2 с каждого ряда). hovrin120, освоение упражнений нужно не мне, а вам. В противном случае, вы будете упираться в границы своих технических возможностей, в каждой разучиваемой песне. Но фанатизма от вас не требуется!

Cepreu: Комбриг пишет: давать гаммы одиночными нотами, считаю пустой тратой времени. Их навалом в каждом самоучителе! У меня такие соображения: 1. Первый аргумент в пользу расписывания гамм одиночными нотами – это метод от простого к сложному. Когда начинающий баянист видит гаммы терциями и секстами, это может его отпугнуть, он засомневается в своих возможностях, подумает что гаммы это слишком сложно для его начального уровня и забросит их разучивание или отложит в долгий ящик. Поэтому я считаю более целесообразным дать их сначала одиночными нотами, чтобы у человека сформировалось понятие, что такое гамма и он смог ее сыграть (одиночными нотами хотя бы каждой рукой по отдельности), и лишь потом усложнить. 2. Второй аргумент – это удобство, или такой двигатель прогресса, как лень. Человеку, приступившему к занятиям (в руках которого баян) гораздо удобнее, когда гаммы, арпеджио и аккорды представлены все вместе и по порядку на одной странице – не надо ничего листать или менять страницы. Сел и играй, ни на что не отвлекаясь. С остальным согласен.

Cepreu: Комбриг пишет: хотите аппликатуру каких-то песен. Тогда вам следует обратиться к Сергею, лучшему эксперту в этой области! Спасибо за положительные отзывы обо мне. Но я не считаю себя экспертом в какой-либо области. Когда я писал про важность проставления аппликатуры перед разучиванием произведения, то хотел предостеречь от ошибок в игре, если аппликатура изначально заучена неправильно. При разучивании в медленном темпе есть время на их попутное исправление, а в быстром темпе этого времени не будет и пальцы будут интуитивно тянуться к тем клавишам, к которым они привыкли при разучивании. Поэтому лучше сначала проставить номера пальцев и заучить правильную аппликатуру, чем потом тратить на много больше времени, а порою и нервов, переучивая ее. Я делаю это так. Беру простой карандаш и проставляю номера пальцев над нотами. Если где-то проставил неудобный вариант, то стираю, пробую другие варианты, пишу более удобный. Это занимает какое-то время, но не много. Потом при разучивании не «спотыкаюсь», не меняю пальцы на правильные. Для начинающих наверное нужно упомянуть об одном правиле, которое необходимо соблюдать, особенно в быстрых техничных произведениях. Если в нотном тексте написано подряд 2 и более одинаковых по высоте одиночные ноты, то их нужно извлекать разными пальцами – чередовать пальцы. Например три одинаковые ноты извлекаются такими пальцами 2,3,2 или 3,2,3 или 2,3,4. Так делается потому, что один и тот же палец (например 2,2,2 или 3,3,3 или 4,4,4) в быстром темпе не успевает нажать одну и ту же клавишу несколько раз подряд (не успевает опускаться и подыматься над клавиатурой с большой скоростью). А два пальца, чередуясь делают это без проблем (они сменяют друг друга почти без подъема). По поводу пятипальцевой системы могу сказать то же, что и hovrin120 большим пальцем не пользуюсь, или очень редко где действительно не обойтись без него Например, у меня есть обработка Токкаты ре минор И. С. Баха для баяна, где первый аккорд состоит из шести звуков, извлекаемых правой рукой. Там четырех пальцев при всем желании не хватит. Большому пальцу приходится нажимать и удерживать 2 клавиши. Или в Адажио Т. Альбинони без большого пальца тоже не обойтись из-за растяжек. Я задумывался о пятипальцевой системе, но после увиденных записей Юрия Казакова (кстати у его баяна всего три ряда справа и пять слева), который четырьмя пальцами справлялся со сложными произведениями, особо не стремлюсь ее осваивать. Думаю, что на пятипальцевую систему есть смысл переучиваться тем, кто на пятирядном баяне в одной и той же позиции играет – сдвигает руку к ближним к меху рядам. Там держать большой палец за грифом не получится, придется его вытаскивать. Или начинать обучение сразу, не держа палец за грифом. Я же хочу освоить игру в трех позициях. Для этого и трехрядного баяна достаточно. Хотя пятирядный баян очень заманчивая штука.

Комбриг: Cepreu пишет: ...начинающий баянист видит гаммы терциями и секстами, это может его отпугнуть... Я исхожу из того, что форумист УЖЕ СОЗРЕЛ для чего-то более сложного, а гаммы одиночными нотами УЖЕ освоил. Повторяю, найти базовые гаммы можно в любом самоучителе. Я даю то, до чего никто пока не додумался... Ну а каждый комплекс упражнений, будет находиться в одном файле. Святое дело!

Комбриг: Шо-то MAN с Cepreем "закосили под яблочко"? Предлагаю вернуться к теме. Самоцитата: Тем упражнениям в обед - сто лет! Переделать не получится: надо писать заново. Посмотрите новую версию упр-ний: 1-я позиция Если сойдёт - делаю две другие.

Комбриг: А вот гаммы и упражнения ОДИНОЧНЫМИ НОТАМИ. Работа Skurpela: http://bayan-trainer.ru/forum/index.php?topic=2153.0

MAN: Комбриг пишет: Шо-то MAN с Cepreем "закосили под яблочко"? Вы совершенно правы. Извините. Просто сам топикстартер hovrin120 поднял этот вопрос в своём посте №88 и предложил начать работу над выработкой удобной аппликатуры на примере этой конкретной обработки "Яблочка". И потом, она настолько замечательная, что едва ли не каждому любителю-баянисту захочется поиграть именно её. Но, конечно же, лучше было бы организовать для этого отдельную самостоятельную тему. То есть открыть новую тему с соответствующим названием и перенести туда все посты, касающиеся "Яблочка", начиная с того самого №88 от hovrin120. Причём, в пилотном посте этой новой темы стоило бы дать ссылку на полный нотный текст. Может быть уважаемый Александрос соблаговолит сделать такую милость и исправит нашу оплошность? Комбриг пишет:Посмотрите новую версию упр-ний: 1-я позиция Если сойдёт - делаю две другие. По-моему отлично. Всё по порядочку, одно за другим, даже басы теперь написаны в привычном виде. Один мелкий недостаток в графике остался - разная толщина линий в нотоносцах, но проблема эта, как я понимаю, трудноустранимая. Да и Бог с ней, несущественно это. Нужно только где-то на видном месте обязательно прикрепить к Вашим упражнениям пояснения по обозначениям пальцев левой и правой руки, а также обозначению вспомогательного ряда басов, чтобы избежать путаницы.

Комбриг: MAN пишет: Нужно только где-то на видном месте обязательно прикрепить к Вашим упражнениям пояснения... Боюсь, придётся прибегать к помощи Вячеслава. В графическом плане, мой NC - полный отстой! Думаете я зря ненавижу делать графику? Вспомогательный ряд у меня обозначен - "V". Упражнения Шкурпелы - это сканы с бумаги. Поэтому качество весьма посредственное. Но наши бойцы имеют софт! Если в лом работать с таким качеством графики - перенеси ноты в редактор.

MAN: Комбриг пишет:Думаете я зря ненавижу делать графику? Нет, уж я-то точно так не думаю. Комбриг пишет: Вспомогательный ряд у меня обозначен - "V" Это тоже не секрет для меня и того, кто внимательно читает форум, как и нумерация пальцев, которую используете Вы, и Ваша система обозначения готовых аккордов. Речь о тех пользователях, которые будут заниматься по Вашим упражнениям, но не читали разбросанных по форуму неоднократных пояснений на этот счёт. Полагаю, не обязательно "напрягать" Вячеслава. Достаточно сделать отдельный текстовый файлик с пояснениями и "повесить" его на Вашей страничке.

Комбриг: Новая редакция упражнений закончена и послана Админу. На днях появится на странице. Что касается нумерации пальцев, желающим достаточно пройти сюда и прочесть мои объяснения: http://bayanac.borda.ru/?1-2-0-00000055-000-20-0

hovrin120: Спасибо Комбриг за упражнения, пока играю все арпеджио кроме длинных как вы говорили по 10 раз, аккорды, и все гаммы пока одиночными нотами,и эти же гаммы слабыми пальцами проигрываю, в дальнейшем буду учить гаммы терциями и длинные арпеджио, и после этого этапа думаю гаммы секстами учить. С начала моих занятий по этой методике прошел месяц с небольшим и скажу вам результат есть, рука стала свободнее и ещё заметил что после занятий если что нибудь сыграть то намного лучше играешь, только вот с большим пальцем не лады у меня, не идет он у меня хоть убей, но я нашёл гаммы терциями и секстами 4 пальцами пока буду учить а там видно будет, и ещё хотелось обсудить в этой теме если можно тремоло из "Карусель" обр. Ю. Шахнова , жду отзывов. Ссылка на ноты карусель: http://rghost.ru/34000041

Комбриг: hovrin120 пишет: С начала моих занятий по этой методике прошел месяц с небольшим и скажу вам результат есть Это радует! Честно говоря, не ожидал, что кто-то всерьёз возьмётся развивать технику игры. Это трудное дело, для настоящих мужиков. Респект! ...хотелось обсудить в этой теме если можно тремоло из "Карусель" Меховое? На 3-й стр? Там сгруппировано по 3 аккорда. Стало быть, 1-я группа: разжим-сжим-разжим, 2-я: сжим-разжим-сжим и т.д. Акцент - на 1-й аккорд группы.

hovrin120: Комбриг пишет: Меховое? На 3-й стр? Да на 3-й странице там 3 группы аккордов от фонаря 5 такт,11-12 и 19-20 такты, Комбриг не могли бы вы изобразить тремоло в виде нот, и может ещё упрощённый какой вариант есть? Хотелось бы посмотреть в нормальном и упрощённом виде, а там уж какой вариант получится. Спасибо за ваш отзыв.

Комбриг: hovrin120 пишет: Комбриг не могли бы вы изобразить тремоло в виде нот Ноты изображены на странице 3! Какого беса там ещё выдумывать? Зажал написанный аккорд, потянул мех на разжим (под счёт), не отпуская пальцев - сжим, 3-й аккорд группы - опять разжим. Следующая группа - наоборот. ПРОЩЕ НЕ БЫВАЕТ!

hovrin120: Всё понял Комбриг, в каком виде ноты есть в таком и играть, а я шестнадцатые выдумывал ноты... с акцентом на первом аккорде группы понятней стало, но пока в очень медленном темпе.

valandy: Уважаемые участники форума подскажите пожалуйста где взять литературу (самоучители или школы) для освоения левой выборной клавиатуры. А то боюсь, если самому тыкать без знания правильной аппликатуры, выработаются не правильные движения. В интернете рылся, ничего не нашел. Если есть ссылки какие или литература, буду очень благодарен.

MAN: valandy пишет: Подскажите, пожалуйста, где взять литературу (самоучители или школы) для освоения левой выборной клавиатуры? В. Семенов "Современная школа игры на баяне" Г. Шахов "Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста В. Паньков "Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна"



полная версия страницы