Форум » Ноты » Владимир Высоцкий. Кони привередливые » Ответить

Владимир Высоцкий. Кони привередливые

Svit: Подвёл было черту под своей деятельностью (работа над переложениями для баяна тех песен, которые когда-то или не так давно произвели наибольшее впечатление). А что дальше? Пробежался мысленно по песням, которые до сих бередят душу, но не представлены нотами для баяна. Одна из таких песен, может быть самая главная в этом плане, "Кони привередливые" Владимира Высоцкого. Чтобы познакомиться с ней основательно, собрал (купил или скачал в Интернете) все доступные ноты и остановился на тех, что есть в такой книжке: Высоцкий В.С. Стихи и песни/Составление, запись и свободная обработка сопровождения С.В. Маги/ - 2-е изд., перераб. и расшир. - М.: Искусство, 1989. - 254 с. В ней на 10(!) страницах представлены вполне устраивавшие ноты мелодии этой песни, но в сопровождении однообразного, невыразительного аккомпанемента для ф-но или гитары, не звучащего на баяне. Ноты мелодии в разных нотных источниках сильно отличаются. А что за вокал и аккомпанемент у самого Высоцкого? После ознакомления с доступными аудио- и видеозаписями песни "Кони привередливые" понял, что не существует канонического варианта песни: в разные годы и в разных местах автор исполнял её тоже по-разному. Лучшим вариантом, к тому же с более-менее разборчиво звучащим аккомпанементом гитары, мне показалась видеозапись на мексиканском телевидении, сделанная в 1977 г.: https://youtu.be/088JGFofjoA .

Ответов - 5

Svit: Если бы я представлял, с каким материалом придётся иметь дело, думаю, вовремя бы отказался от расшифровки аудиозаписи этой песни. Произведение оказалось чрезвычайно трудным как для снятия нот мелодии, так и для переложения гитарного аккомпанемента на баянный. В мелодии и аккомпанементе много триолей, длительности нот и пауз вокала ломают всякие песенные традиции, местами звучат долгие согласные, нередки ноты с задержанием, когда нота вокала в конце такта продолжает звучать и в начале следующего такта. В аккомпанементе не найти два одинаковых соседних такта: каждый следующий такт по своему ритмическому рисунку чем-то отличается от предыдущего. Местами аккомпанемент не прослушивается на фоне звучащего вокала. Оказалось, что и куплеты с припевами не идентичны, этим и обусловлено большое количество страниц нотного текста у С.В.Маги. Работа над первым куплетом и первым припевом шла с большим напряжением и долго - 6,5 месяцев. После были ещё дополнительная сверка нотной записи с разными мексиканскими аудиозаписями и незначительная правка нот. Окончательный результат здесь: https://disk.yandex.ru/i/WozumaijPE3yWg.

Александрос: М-да.... Мне кажется, эта песня восходит к определённому стилю народных, где аккомпанемент особой роли не играет и сливается воедино в голосом певца, который и превалирует, исполняя в особой протяжно-говорливой манере, удерживая таким образом определённый эмоциональный настрой. Слышал что-то такого рода из русских народных в исполнении Е. Дятлова, тоже с гитарой. Не знаю, возможно ли инструментальное исполнение вообще, или оно имеет смысл только как подыгрывание певца самому себе. В любом случае, восхищён проделанной Вами работой!

Svit: Александрос пишет: Мне кажется, эта песня восходит к определённому стилю народных, где аккомпанемент особой роли не играет и сливается воедино в голосом певца, который и превалирует, исполняя в особой протяжно-говорливой манере, удерживая таким образом определённый эмоциональный настрой. Если так, то можно было бы пристроить к мелодии Высоцкого любой другой аккомпанемент и не заметить потери качества. Я попытался проиграть эту мелодию с простым аккомпанементом 4/4 (бас-аккорд, бас-аккорд). Мелодия резко потускнела. По гитарному аккомпанементу Высоцкого в итоге прихожу к мысли, что автор потрясающе музыкален и свободно в этом аккомпанементе импровизирует. Причём импровизирует очень даже впопад с мелодией и эмоциями от прочтения текста. Не знаю, возможно ли инструментальное исполнение вообще, или оно имеет смысл только как подыгрывание певца самому себе. На баяне проигрывал эти ноты в замедленном темпе как любитель, не имеющий постоянной практики. Ноты непростые, требуют напряжённого внимания и сноровки при игре. Это вовсе не означает, что не стоит пытаться подобрать более простой, но всё же приемлемый вариант аккомпанемента к нотам мелодии этой песни Высоцкого. Ещё раз поработал с аудиозаписью и нотами - над местами, трудными для исполнения, кое-что подправил. Наверное, ноты стоит разместить в библиотеке форума для представления о том, как звучит на баяне авторский аккомпанемент к песне, а также для дальнейшей работы над его возможным упрощением: https://disk.yandex.ru/i/WozumaijPE3yWg .


Александрос: На сайте здесь: В. Высоцкий. Кони привередливые (на странице "Присланные ноты") Завтра - день рождения В.С. Высоцкого!

Svit: На днях меня попросили напомнить слова песни "Кони привередливые" в начале третьего, т.е. последнего куплета - "Мы успели...". В отношении смысла песни повторил сказанное самим Высоцким, что это стилизация под русские народные песни. Хотя текст и музыка говорят скорее о чём-то лично пережитом и сильно задевшем. Собеседник решил проверить точную формулировку фразы в Интернете и неожиданно вышел на разъяснение, которого мне до сих пор не хватало. О Владимире Высоцком вспоминает Виктор Николаевич Тростников: В. Т. – Я был знаком с Высоцким в последние два года его жизни. Знакомство наше было связано с альманахом "Метрополь"... Как-то мы, метропольцы, собрались, он спел две песни. Потом мы вдвоём вышли с ним в прихожую, и я спросил его: "Владимир Семёнович, а это правда, что песня "Кони привередливые" – это отражение Вашего загробного опыта?" Он ответил: "Да, это правда", – и сказал мне удивительную вещь. Сказал, что он лежал в морге… М. Ц. – В морге?! В. Т. – Так он сам мне сказал. А потом ворвалась в больницу его жена Марина Влади, и только благодаря этому его из морга перевели в реанимацию. Так что эта песня – действительно отражение его опыта, но он при этом добавил: "Вы не подумайте, что я действительно видел там коней. То, что я там видел, человеческими словами описать невозможно, у нас таких слов нет. Поэтому я взял ближайшее, что вызывает сходные ощущения – быстрота, обрыв, пропасть, неуправляемость". Это для меня очень важно было. Мне стало понятно, что там другой мир. Если уж Высоцкий не мог найти слов для описания этого мира, то никто таких слов не найдёт. Источник: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/trostnikov-iz-vospominanij-o-vysockom.htm .



полная версия страницы