Форум » Ноты » "Летит Литейный" Виктора Сосноры » Ответить

"Летит Литейный" Виктора Сосноры

Svit: В теме "Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить" я имел в виду именно эту песню. Waldemar пишет: [quote] Вот как-бы одним ухом услышать эту загадочную и совершенно уникальную мелодию? Пожалуйста, будьте добры, выложите хоть какой-нибудь исходник![/quote] Вся загадочность и уникальность мелодии, вернее представление о ней, что она такая, могло возникнуть из-за того, что она малоизвестна. Когда в 2016 г. я погрузился в пучины Интернета, чтобы отыскать другой источник или другого исполнителя песни, мой запрос основывался на предполагаемом названии песни по первым словам текста - "Летит Литейный". Вернее, запрос был по всей первой строке текста в том виде, как мы услышали его впервые ещё студентами от Сергея Тихомирова: Летит Литейный в сторону вокзала. Нашёл, что есть такое стихотворение "Летел Литейный" и написал его в 1954 г. ленинградский поэт Виктор Соснора (1936-2019). Текст песни в исполнении С.Г.Тихомирова практически полностью повторял стихотворение автора, только действие 1-го куплета было перенесено из прошлого в настоящее: "Летит Литейный...", "Иду без денег...". Что касается авторства музыки, встречал не очень достоверные сведения, что музыка сочинена самим Виктором Соснорой. И по сути мы имеем бардовскую песню, сочинённую и исполнявшуюся поначалу самим поэтом. Сейчас нашёл более определённое высказывание об этом устами автора: http://www.bards.ru/archives/author.php?id=7668. Подтверждают это и друзья: https://www.svoboda.org/a/29981072.html . Значит, автор текста и музыки песни "Летит Литейный" - Виктор Соснора. Авторский текст такой: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=50681 . Из нескольких вариантов исполнения этой песни, найденных раньше (в 2016 г.) в Интернете, отобрал только один, похожий на вокал нашего С.Г.Тихомирова, коренного ленинградца и фактически ровесника Виктора Сосноры. Этот вариант - аудиозапись Иры Ежовой: https://gdespaces.com/music/view/05-ira-ejova-letit-liteinyi-myzuka-org-68018904/ . Когда снимал ноты с этого вокала, сразу было заметно участие в подаче песни и хорошего аранжировщика, и звукорежиссёра: помимо пения есть вступление и проигрыши, разброс пропеваемых слогов-нот вокала от куплета к куплету невелик.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

MAN: В моих романсах музыка полузаимствованная, она на бывший мотив или смесь из разных, так "Летел Литейный..." — вариация "Аргентинского танго" Чарли Чаплина и мой мотив. Настоящие музыканты городских песен — только Булат Окуджава, Новелла Матвеева и Александр Мирзаян, у остальных — конечно же, не музыка, а напев, это может сочинить (и сочиняет!) каждый. Вот теперь понятно в чём тут дело. В данном случае мы имеем дело не с какой-то яркой запоминающейся мелодией, а всего лишь со стилизованным, неопределённым мотивчиком, опирающимся на т.н. три "блатных" аккорда, который можно довольно свободно и сколько угодно варьировать, так сказать без потери качества. Даже настоящие полноценные мелодии бывают иногда очень похожими и вместе с тем обладать трудноуловимыми различиями, вот например в народных песнях "Ах, ты степь широкая" и "Ой, да ты калинушка", что уж говорить о таком примитивном в музыкальном плане материале. Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам.

Vofa: MAN пишет: Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам. Вот и я о том же... Не в обиду будет сказано, Виталий, но это стрельба из пушки по воробьям. Пустая и никчемная трата времени, которого у нас с Вами остается все меньше и меньше. Эту тему мы, ведь, тут уже обсуждали. И если мне не изменяет память, остановились на том, что программа Transcribe не оправдала ваших ожиданий, а ничего лучше пока человек не придумал... Того времени, которое Вы потратили на это, даже мне, человеку без слуха и образования, хватило бы на то, что бы подобрать эту песню на баяне.

YRI: Из всего написанного создается впечатление, что уважаемого Svit-a просто накрыла ностальгия по прожитым молодым и ярким годам. Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Но я бы не стал так много уделять ему времени, которого мало. Ведь в то время много было замечательной музыки. Вот, допустим, The Beatles. Ведь в то время эта группа просто переключила музыкальный взгляд общества на новый уровень восприятия. Не буду вдаваться в подробности всех споров за и против. Но вот, наверное и меня тоже настигла ностальгия по прошлому. И сейчас я плотно занимаюсь изучением их, Битлов, музыки. Очень хорошо звучат некоторые вещи на баяне\аккордеоне. И играя их тоже можно окунуться в прошлое, но без потери уровня. Кстати нот The Beatles в интернете достаточное количество.


tobol: YRI пишет: Кстати нот The Beatles в интернете достаточное количество. Есть два вопроса: Какие, по-вашему мнению, "очень хорошо звучат"? Я тоже хочу что-то из их репертуара поиграть. Ноты - это переложения для баяна или нет?

YRI: tobol пишет: Какие, по-вашему мнению, "очень хорошо звучат"? Я тоже хочу что-то из их репертуара поиграть. Ноты - это переложения для баяна или нет? Конечно, не все вещи есть в транскрипции для баяна, многие и в основном - для фортепиано (которые, если постараться, можно переделать), но есть и для баяна/аккордеона. Вот, например -Michelle, Girl, Hey Jude, let It Bi, Yesterday... Если поискать, можно найти и еще. Я хочу сказать про перечисленные, они звучат очень даже неплохо на баяне. А если еще применить регистры - то вообще замечательно. Вариантов по сложности написанного для исполнения, тоже выбор есть. Что-то сложнее, а что-то вообще просто написано. Было бы желание, а найти можно все.

MAN: YRI пишет: Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Ну почему же не имеет, раз человеку по сию пору нравится и согревает душу, значит имеет. Просто искать некий "канонический" вариант музыкального оформления такой песенки скорее всего не имеет смысла. Да и нет в ней какого-то оригинального, присущего только ей одной мотива, она перекликается и напоминает многие другие песни подобного жанра. И если уж сам её сочинитель отлично понимал это и прямо об этом говорил, то, стало быть, так оно и есть.

MAN: https://youtu.be/E598IfclvDk

tobol: Спасибо за дельные ответы.

Svit: MAN пишет:  цитата: В моих романсах музыка полузаимствованная, она на бывший мотив или смесь из разных, так "Летел Литейный..." — вариация "Аргентинского танго" Чарли Чаплина и мой мотив. Настоящие музыканты городских песен — только Булат Окуджава, Новелла Матвеева и Александр Мирзаян, у остальных — конечно же, не музыка, а напев, это может сочинить (и сочиняет!) каждый. Вот теперь понятно в чём тут дело. В данном случае мы имеем дело не с какой-то яркой запоминающейся мелодией, а всего лишь со стилизованным, неопределённым мотивчиком, опирающимся на т.н. три "блатных" аккорда, который можно довольно свободно и сколько угодно варьировать, так сказать без потери качества. Даже настоящие полноценные мелодии бывают иногда очень похожими и вместе с тем обладать трудноуловимыми различиями, вот например в народных песнях "Ах, ты степь широкая" и "Ой, да ты калинушка", что уж говорить о таком примитивном в музыкальном плане материале. Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам Согласиться с таким скорым умозаключением не могу. Хотя бы потому, что песня выдержала испытание временем и до сих пор исполняется разными исполнителями и в весьма отличающихся вариантах. В каком-то смысле она тоже стала народной, но принадлежащей совсем другому времени - послевоенному, с характерными деталями послевоенного быта в тексте песни. Если бы она была настолько примитивна, как Вам представляется, она не задержалась бы в репертуаре нашей студенческо-походной компании. Отбор происходил и происходит всегда. Что касается музыки песни. Массовая песня, которую можно спеть в дружеской компании, и не должна быть сложной в мелодическом плане и по тексту. Она должна быть доходчивой и производить впечатление как на исполнителей, так и на слушателей. Как ни критичен Виктор Соснора к своей песне, с текстом у неё всё в порядке - там нередко встречающаяся жизненная коллизия с попыткой примитивным способом разрешить противоречие. На мой взгляд, музыка соответствует тому, о чём поётся. Оригинальность мелодии здесь не требуется. Отличие от остальных песенных мелодий, достаточное для быстрого узнавания этой, присутствует - за какую-то другую не примешь. Цитата, взятая Вами у Сосноры, относится к позднему, умудрённому жизненным и творческим опытом Сосноре, а когда он написал свою песню, ему было только 18 лет и не было близко никакого Мирзояна. Тем не менее, в свои 18 лет Соснора отметил не только детали городского уклада того времени, но и прошёлся по "устоям государства". Тема, можно сказать, запретная для того времени, грозившая автору привлечением к ответственности по политической статье. Приходится напомнить, что это был !954 год: прошёл год после неожиданной кончины И.В.Сталина и в партийных верхах шли разборки - кому доверить управление страной. Такая песня, безусловно, не могла быть допущена на массовую сцену и распространялась без огласки через знакомых. Отсюда её малоизвестность, но тем же она и притягивала. Стоит напомнить и о присущей молодости тяге к куражу и несогласию с правилами или установками на нормы поведения со стороны руководства или старшего поколения. И в этом отношении песня тоже нашла отклик в среде молодых. Добавлю - молодых того времени. Поскольку Мирзояна совсем не знаю, посмотрел кто он и что он. Оказалось, что мой ровесник и тоже физик по образованию. Написал много песен: те, что послушал, непросты по части поэзии и музыкального сопровождения. Это не массовые песни и рассчитаны, скорее, на индивидуальных исполнителей. Наверное, потому и остались для меня неизвестными за прошедшие десятилетия - их не передавали от одного к другому помимо редких авторских концертов. Новелла Матвеева. Да, музыкальна и поэтична Но тоже индивидуальна и не для групповых попевок. К тому же с налётом фатализма и несостоявшейся женской судьбы. Минор жизни какой-то безысходный и неразрешимый в отличие от минора "Летит Литейный". На склоне лет совсем не притягивает мелодичная Матвеева. Мучений по части поиска не испытываю. Наоборот, удивила ситуация с отсутствием оригинала-первоисточника и совершенное нежелание автора песни признаваться в своём авторстве, что и породило множественность интерпретаций.

MAN: Svit пишет: Если бы она была настолько примитивна, как Вам представляется, она не задержалась бы в репертуаре нашей студенческо-походной компании. Всё как раз наоборот, вы же сами это подтверждаете: Массовая песня, которую можно спеть в дружеской компании, и не должна быть сложной в мелодическом плане и по тексту. Просто вы обиделись на слово "примитивный", а ведь я его употребил именно в значении "простой", "упрощённый", не имея в виду ничего хулительного. Svit пишет: Отличие от остальных песенных мелодий, достаточное для быстрого узнавания этой, присутствует - за какую-то другую не примешь. Может и не примешь, спорить не буду, но как только я прослушал аудиозапись по вашей ссылке (а я эту песню услыхал вчера впервые в жизни), я сразу уловил в ней фрагменты, хорошо знакомые мне по другим песням "дворового" стиля, слышанным мной раньше. Этакие "панели", из которых построено великое множество подобных песенных "хрущёвок". И в этом нет ничего плохого, как и в панельных домах. Да, это не шедевры музыкальной "архитектуры", но они нужны народу так же, как нужны ему пусть и не слишком изысканные по части экстерьера и интерьеров, но вполне пригодные для проживания и достаточно удобные типовые дома. А что человеку ближе и роднее (и отличимее, кстати, от таких же соседних) - собственная малогабаритная квартирка, в которой он прожил всю жизнь, привечал дорогих гостей, вырастил детей и был в конце концов счастлив или красивые, но чужие хоромы? Svit пишет: Мучений по части поиска не испытываю. Наоборот... В таком случае продолжайте получать удовольствие от этого процесса. Желаю вам успеха.

Svit: MAN пишет: слово "примитивный", а ведь я его употребил именно в значении "простой", "упрощённый" В таком случае мы приходим к согласию. но как только я прослушал аудиозапись по вашей ссылке (а я эту песню услыхал вчера впервые в жизни), я сразу уловил в ней фрагменты, хорошо знакомые мне по другим песням "дворового" стиля, слышанным мной раньше. Этакие "панели", из которых построено великое множество подобных песенных "хрущёвок". Александр, а здесь Вы безусловно правы: мне самому не понравилась легковесная, примитивно-ресторанная манера исполнения песни Ирой Ежовой. Я бы и сам не задержался на ней при таком первом знакомстве. Ну не нашлось над И.Ежовой худрука или концертмейстера, который снял бы этот налёт, а я не нашёл исполнителя, который устроил бы меня аудиозаписью песни. Разумеется, в своей компании мы так не пели. Спасибо за пожелание!

Svit: Vofa пишет: Пустая и никчемная трата времени, которого у нас с Вами остается все меньше и меньше По второй позиции Вы правы и от этого не убежишь, а кчёмность у каждого своя. Того времени, которое Вы потратили на это, даже мне, человеку без слуха и образования, хватило бы на то, что бы подобрать эту песню на баяне. Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. А теперь ещё добавилась неожиданность с восприятием мелодических интервалов в мелодии при её проигрывании на синтезаторе разными инструментами. Возможно, это чисто субъективный фактор, обусловленный особенностями восприятия частот моим ухом. Насколько помню, hovrin120 поделился однажды радостью - подарил себе синтезатор. Меня, конечно, интересует, как у него с подбором мелодий на синтезаторе и все ли тембры (инструменты) устроили его по сравнению с реальным баяном. И если мне не изменяет память, остановились на том, что программа Transcribe не оправдала ваших ожиданий, а ничего лучше пока человек не придумал... Благодаря работе над песней "Летит Литейный", когда пришлось снимать ноты с нескольких аудиозаписей, произошли подвижки и в методе работы с программой Transcribe!: перестал заниматься ювелирным съёмом длительностей звучащих нот, да и сами ноты песни, звучащие в этой программе при проигрывании аудиозаписи, всё чаще стал перепроверять или даже снимать по-быстрому путём проверки слогов звучащей песни на унисон с одновременно звучанием той или иной ноты, возбуждаемой курсором на клавиатуре виртуального ф-но в окне программы. Это позволило в несколько раз ускорить работу по снятию нот. В итоге я возвращаюсь к положительной оценке программы Transcribe! .

MAN: Svit пишет: а я не нашёл исполнителя, который устроил бы меня аудиозаписью песни. Разумеется, в своей компании мы так не пели. 1. Вы пели. 2. Вы в своей компании пели не так, как поют на найденных вами звукозаписях, а лучше. Вывод: исполнитель найден - это вы, остаётся только сделать аудиозапись. Svit пишет: Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. По моим наблюдениям обычно у тех, кто считает свой музыкальный слух плохим, на самом деле он отличный, а вот те, кому действительно мишка косолапый всем своим весом на ухо наступил, абсолютно этого за собой не замечают.

Svit: YRI пишет: Svit-a просто накрыла ностальгия по прожитым молодым и ярким годам. Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Но я бы не стал так много уделять ему времени, которого мало. Ведь в то время много было замечательной музыки. Вот, допустим, The Beatles. Ведь в то время эта группа просто переключила музыкальный взгляд общества на новый уровень восприятия. Не буду вдаваться в подробности всех споров за и против. Но вот, наверное и меня тоже настигла ностальгия по прошлому. И сейчас я плотно занимаюсь изучением их, Битлов, музыки. Очень хорошо звучат некоторые вещи на баяне\аккордеоне. Ностальгией не страдаю - нахожу интересное и в своём возрасте. Восприятие песни в очень сильной степени зависит от исполнения. В этом плане песне "Летит Литейный" Виктора Сосноры не повезло, как не повезло и песне "Ночью лунною" профессионального композитора Александра Долуханяна. Очарование Битлами у меня не было долгим, не привязаны они к нашей жизни. Но свежую струю в нашу музыкальную жизнь, конечно, внесли и взгляды на то, как надо исполнять музыку для молодых, изменили. Пока ещё сомневаюсь, что мелодии Битлов похоже зазвучат в исполнении на баяне. По ссылке MAN-а послушал их, эти мелодии, в баянном звучании у Виктора Жеравина - извините, не зацепили. Точно так же многие равнодушно проскользнут и мимо песни "Летит Литейный" на баяне, если невыразительно переложение, либо они никогда не слышали другого, приличного вокального или инструментального исполнения. В любом случае пожелаю успеха на этом поприще, чтобы у Вас получилось лучше, чем у Журавина!

avtolyk: Svit пишет: По тому, как плотно подсел Жеравин на Битлов 5 произведений из 130, представленных на канале - прям очень плотно подсел, ага. Svit пишет: Точно так же многие равнодушно проскользнут и мимо песни "Летит Литейный" на баяне, если невыразительно переложение, либо они никогда не слышали другого, приличного вокального или инструментального исполнения. Так оно есть вообще? Такую интригу завесили. Svit пишет: отобрал только один, похожий на вокал нашего С.Г.Тихомирова, коренного ленинградца и фактически ровесника Виктора Сосноры. Этот вариант - аудиозапись Иры Ежовой: Тут 2 притопа на 3 прихлопа. Про этот шедевр речь идет?

Svit: Продолжу историю событий по теме этой песни. На основе нот с аудиозаписи И.Ежовой написал простое, без украшений, переложение, в котором по-своему изменил мелодию последней строчки припева и ещё написал аккомпанемент для всей песни. Проиграл на баяне мелодию нот, записал её в формате mp3 и послал на отзыв Сергею Тихомирову. Получаю ответ примерно в таком духе: не пойдёт, трудно для исполнения. Пришлось домысливать, что могло оттолкнуть нашего вокалиста-гитариста и что делать дальше? Посмотрел на ноты, снятые мною с вокала самого Сергея, и не нашёл, что они существенно легче для исполнения. Мелодико-ритмические параметры песни практически совпадали, звуковысотный диапазон тоже. Разве что в переложении позамысловатей стала мелодия той строчки припева, которую я изменил. Еще я сохранил в переложении скачок мелодии на кварту там, где у Сергея нота повторялась. Кажется, всё. Поначалу хотел оставить переложение таким, как есть. А потом засомневался в правильности такого решения. Противопоставить Сергею мне было нечего: песню услышал в далёком 1964 году он сам и пропел её нам. Я мог и тогда неправильно её повторять в кругу друзей - в общем хоре мои пролёты могли не замечать, да такой задачи ни у кого и не было. Потом, столько времени прошло. Встречи наши давно стали нечастыми, всё реже звучала эта песня, потому что Сергей переключился на спортивные водные походы с другими ребятами, изменился у него и песенный репертуар. Как быть с выбором и правкой нотной мелодии в отсутствие уверенного песенного источника, с которым я мог бы себя сверить? И придумал я тогда обратиться за помощью ко всем друзьям из своей компании, с которыми не раз пели песню. Подумал, что сумею составить некую среднюю мелодию из того, что услышу от них. Все, кто в Ленинграде, и те, кто в г. Кашин Тверской области, решительно отказались спеть в одиночку: мол, не способны на такое. Дальше обратился в г. Сумы на Украине. Туда судьба забросила наверное самую музыкальную из всех нас: уже работая после окончания вуза, Нина Ольховик сумела закончить в Сумах музыкальную школу. Это тот кадр, на который я очень рассчитывал. И просчитался. Нина ответила, что не помнит песню "Летит Литейный".

hovrin120: Svit пишет: Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. А теперь ещё добавилась неожиданность с восприятием мелодических интервалов в мелодии при её проигрывании на синтезаторе разными инструментами. Возможно, это чисто субъективный фактор, обусловленный особенностями восприятия частот моим ухом. Насколько помню, hovrin120 поделился однажды радостью - подарил себе синтезатор. Меня, конечно, интересует, как у него с подбором мелодий на синтезаторе и все ли тембры (инструменты) устроили его по сравнению с реальным баяном. Привет всем! Было дело купил я синтезатор, начал заниматься, ну и конечно первым делом я выучил и лихо играл так называемый "Собачий вальс". Поиграл знакомые мелодии которые я мог на баяне играть, только конечно в более упрощенном виде, клавиатура не как у баяна, перепробовал все тембры, наигрался вдоволь и на этом финиш, вернулся к баяну. Насчет подбора мелодии я думаю надо подбирать на инструменте которым владеешь, по моему опыту самое лучшее это многократное прослушивание и напевание мелодии, но это не за раз конечно 100 раз прослушать, а раза два три прослушал хватит, постарался напеть хотябы начало или припев, загонять себя не надо надо делать достаточно большие перерывы, когда сможешь напеть мелодию правильно, вот тогда сможешь уже её и сыграть, в программе Transcribe при подборе можно убавить темп, сменить тональность, это реальная помощь при подборе, но чудес там конечно нет. Svit я Вас прекрасно понимаю, у меня у самого такие случаи были, вроде бы простая мелодия зацепит будь здоров, а другие в ней ничего такого не видят, ждем продолжения этой "криминальной" истории.

Svit: Небольшое отступление. Одним из тех, с кем ходил в сложные водные походы, вместе работал и дружил Сергей Тихомиров, был Володя Фролов. Он проделал очень объёмную работу по сбору материалов о жизни и походах Сергея и смонтировал фильм о нём: https://youtu.be/YRheLqhzMlY . Музыка тоже присутствует.

hovrin120: С интересом посмотрел фильм, как из фильма Земля Санникова — Эх, человек, человек... Чего тебе дома не сидится? Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?

MAN: avtolyk пишет: Тут 2 притопа на 3 прихлопа. Вот пример таких же по сути и по количественному соотношению "прихлопов и притопов", но только гораздо более известный широкой публике: ПНВ-2 - Охотный ряд (Юрий Визбор) Это, кстати говоря, как раз одна из тех вещей, которые мне сходу напомнила представленная здесь запись "Литейного". Пускай не шедевр, Визбор конечно не Исаковский с Блантером в одном лице, но разве так уж плоха эта песня? Svit пишет: Пока ещё сомневаюсь, что мелодии Битлов похоже зазвучат в исполнении на баяне. Вы прямо как Саныч рассуждаете. У того "Аквариум" на гармони не звучит как надо, у вас "The Beatles" на баяне не похожи на оригинал... А может она и не нужна в таком деле, полная аутентичность-то? Да, баян Виктора Жеравина звучит, разумеется, не совсем так, как гитара Джорджа Харрисона, но по-моему играет он очень здорово, безо всякой суеты и выпендрёжа, спокойно и бесхитростно, но как-то очень "вкусно", лирично, меня цепляет.

Svit: MAN пишет: Вот пример таких же по сути и по количественному соотношению "прихлопов и притопов", но только гораздо более известный широкой публике: Охотный ряд (Юрий Визбор). Это, кстати говоря, как раз одна из тех вещей, которые мне сходу напомнила представленная здесь запись "Литейного". Пускай не шедевр, ...но разве так уж плоха эта песня? Чаще всего бывало так, что хороший пример исполнения, адекватного содержанию текста - когда песню исполняет сам автор Так я подумал и теперь, извлекая из памяти авторское исполнение песни "Охотный ряд". Поискал в Интернете, но приличной авторской аудиозаписи по-быстрому не нашёл. То, что подвернулось, довольно бледный вариант: https://music.yandex.ru/album/4209914/track/34254308. И уж тем более и давно скептически воспринимаю коммерческий вариант продвижения бардовской песни на массовую сцену - этот самый проект ПНВ, лишивший бардовскую песню её духа. Ира Ежова с исполнением песни "Летит Литейный" - аналогичный случай. Что касается приглянувшегося на сей момент исполнения песни "Охотный ряд", среди быстро просмотренного отдаю предпочтение тому, где неожиданно обнаружил баян в группе аккомпанемента: https://youtu.be/oIogax3Aqqk. . С чем не могу согласиться, так это с похожим на "Охотный ряд" ресторанно-увеселительным исполнением "Летит Литейный" - песни с вполне серьёзным текстом. Смею заметить, что на самом деле нет у этих двух песен сходства. Есть сходство в подаче двух песен, таких разных по содержанию текста, но это сходство проистекает из непонимания Ирой Ежовой важности смыслов текста для выстраивания интонаций своего вокала в связи с ним. Алкаш с улицы понимает это лучше и пытается спеть песню вполне серьёзно: https://youtu.be/s0J-lHc4jss . у вас "The Beatles" на баяне не похожи на оригинал... А может она и не нужна в таком деле, полная аутентичность-то? Да, баян Виктора Жеравина звучит, разумеется, не совсем так, как гитара Джорджа Харрисона, но по-моему играет он очень здорово, безо всякой суеты и выпендрёжа, спокойно и бесхитростно, но как-то очень "вкусно", лирично, меня цепляет. С игрой у Жеравина всё в порядке, игра добротная. Другое дело, что при упоминании Битлов сразу чуть ли не физически ощущаю звон их гитар и взлёт вокала - они пронизывают всё тело, пребывавшее перед этим в уравновешенном состоянии, и увлекают за собой. С баяном этого чувства нет.

Vofa: Svit пишет: ... фильм о нём: https://youtu.be/YRheLqhzMlY . Музыка тоже присутствует Чудесный фильм! Спасибо,Виталий! А когда на 14-05 песню услышал, аж на стуле подпрыгнул: Это ж мы в студенчестве пели! Я ее с тех пор нигде больше не слышал. Кто автор?

MAN: Виталий, позвольте задать вам прямые вопросы. Являются ли по вашему мнению такие атрибуты, как отсутствие у поющего вокальных способностей и неумелое брямканье на гитаре, непременным условием для достоверной передачи изначальной бардовской одухотворённости? Нет ли у вас ощущения, что в обсуждаемых нами случаях "ресторанно-увеселительное" исполнение отличается от "одухотворённо-кострового" скорее просто умением исполнителей петь и играть на музыкальных инструментах, нежели непониманием ими важности смыслов или стремлением к коммерческой массовости? Ира Ежова, кстати, пищит и на гитарке тренькает вполне по-бардовски, мне кажется зря вы на неё насчёт "ресторанной манеры" наговариваете. P.S. А если ни малейшего сходства (в плане музыки конечно, а не стихов) между песнями "Охотный ряд" и "Летит Литейный" вы и правда не улавливаете, то относительно вашего слуха я беру свои слова назад.

Svit: MAN пишет: Виталий, позвольте задать вам прямые вопросы. Являются ли по вашему мнению такие атрибуты, как отсутствие у поющего вокальных способностей и неумелое брямканье на гитаре, непременным условием для достоверной передачи изначальной бардовской одухотворённости? Отношение будет в зависимости от результата + на кого и на что он направлен. В таком случае можно сказать: всё относительно. Александр, Вы так быстро ставите вопросы, что я не успеваю отредактировать свой предшествующий ответ - там я добавил самый свежий вариант исполнения песни "Летит Литейный", который нахожу, при всей его невокальности, более адекватным. Ира Ежова, кстати, пищит и на гитарке тренькает вполне по-бардовски, мне кажется зря вы на неё насчёт "ресторанной манеры" наговариваете Об исполнительском творчестве Иры Ежовой в целом, как и баяниста Жеравина тоже, судить не берусь. Нет для этого достаточного знания материала. А если ни малейшего сходства (в плане музыки конечно, а не стихов) между песнями "Охотный ряд" и "Летит Литейный" вы и правда не улавливаете, то относительно вашего слуха я беру свои слова назад И правильно сделаете! Потому у меня осталось тяготение к "Летит Литейный" и нет такового к песне " Охотный ряд", которую сам автор подаёт, как мне кажется, отстранённо и благодушно, с позиции стороннего наблюдателя, что вполне объяснимо: песня о событиях далёкого прошлого, никак не затрагивающих день сегодняшний и самого автора.

MAN: Svit пишет: Александр, Вы так быстро ставите вопросы, что я не успеваю отредактировать свой предшествующий ответ Просто я люблю пошутить, а вы уж до того серьёзны бываете в своих рассуждениях, что этой серьёзностью невольно меня провоцируете. Кстати, алкашами ведь люди не рождаются, а становятся, успевая иногда, прежде чем сопьются и окончательно опустятся, довольно неплохо развиться, в том числе и в культурном плане. Не даром же некогда позаимствованное из английского языка слово "бич" (beach) наши люди расшифровали как "бывший интеллигентный человек".

Svit: MAN пишет: Просто я люблю пошутить, а вы уж до того серьёзны бываете в своих рассуждениях, что этой серьёзностью невольно меня провоцируете. Кстати, алкашами ведь люди не рождаются, а становятся, успевая иногда, прежде чем сопьются и окончательно опустятся, довольно неплохо развиться, в том числе и в культурном плане. Не даром же некогда позаимствованное из английского языка слово "бич" (beach) наши люди расшифровали как "бывший интеллигентный человек". Каюсь, есть такой дефект по части серьёзности! От приведённой расшифровки слова "бич" я в восторге - никогда ранее не встречал.

MAN: Vofa пишет: Это ж мы в студенчестве пели! Я ее с тех пор нигде больше не слышал. Кто автор? Сергей Шабуцкий. Марш иностранного легиона.

Vofa: Спасибо, Александр!

Svit: hovrin120 пишет: С интересом посмотрел фильм, как из фильма Земля Санникова — Эх, человек, человек... Чего тебе дома не сидится? Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге? Vofa пишет: Чудесный фильм!... А когда на 14-05 песню услышал, аж на стуле подпрыгнул: Это ж мы в студенчестве пели! Я ее с тех пор нигде больше не слышал. Кто автор? Граждане-товарищи! Вчера переслал Ваши отзывы и вопрос о песне автору фильма о Сергее Тихомирове. Сегодня пришёл ответ Володи Фролова, подтверждающий MAN-а: "Добрый день, это "Марш иностранного легиона». На авторство претендуют многие, его любят петь наши вояки-афганцы, переделав Сахару на Баграм. Мы считали, что это вольный перевод Р.Киплинга Аграновичем. Марш получил популярность в начале 60-х. С уважением - В.Фролов". Остаётся только добавить ссылку на текст "Марша...": http://www.bards.ru/archives/part.php?id=57312 .

Svit: Продолжу о песне "Летит Литейный". Первой откликнулась на мою просьбу певунья Люда Свет - с ней я учился в одной группе, с ней и Сергеем Тихомировым в 1963 году оказался на целине в одном студенческом стройотряде. На целине мы спелись, и уже после целины наше знакомство с Сергеем продолжилось - общение стало частым и дружеским. Теперь Люда живёт в Штатах, но расстояние ныне не такое уж непреодолимое препятствие: Люде передали от меня текст песни, и она напела на смартфон куплет с припевом, после я получил эту запись. К сожалению, я не пояснил заранее, что желательно напеть всю песню целиком. Дело в том, что у непрофессиональных певцов довольно большой разброс нот пропеваемой мелодии песни при повторах куплетов и припева. Такой певец не сразу верно или близко к тому воспроизводит мелодию, но лучше где-то после первого куплета. Это я стал замечать после съёма нот нескольких непрофессиональных исполнителей. Словно запевший постепенно разогревается-распевается и становится точнее. Но я был рад и единственному куплету с припевом. Снял ноты с полученной аудиозаписи в той же программе и... увидел в нотах ещё один, довольно оригинальный вариант песни "Летит Литейный", который местами нашёл интересным в музыкальном отношении и к которому не раз обращался при написании переложения песни. Резюме на тот текущий момент, несколько меня озадачившее: сколько исполнителей - столько и вариантов мелодии. Движемся дальше.

Svit: Когда выяснилось, что у разных исполнителей одной и той же песни разные мелодии, причём никто из тех, кто выложил аудио- или видеозапись в Интернет, не указывает композитора, стал я прочёсывать Интернет в поисках определённости. Определённости не было. На юбилейных торжествах Сосноры последних лет никто из выступавших не упоминал эту песню, Соснора тоже не упоминал. Мелькнула мысль, а не задать ли мой вопрос об авторе музыки самому Сосноре, если удастся найти выход на него? Потом прочёл, что Соснора почти совсем потерял слух и нездоров. Пришлось от своей затеи отказаться. А дальше, с конца 2016 года, плотно переключился на тему ""Что такое осень" ДДТ". И только иногда продолжал свои прежние поиски: на очереди оставалась ещё одна подруга из нашей компании, которая после вуза распределилась в г. Сумы, но давно вернулась оттуда на родину в г. Буй Костромской области. Лена Черёмухина - человек не робкого десятка. Вместе с ней в 1968 г. мы отправились в первый свой зимний лыжный поход в горы Хибины, что на Кольском полуострове. Потом у неё были другие лыжные походы в ином составе. А в 1966 г. наша студенческая компания из 9 человек (Лена была в их числе) отважилась совершить первый серьёзный пеше-горно-водный поход на Приполярный Урал с восхождением на гору Сабля (1425 м) и сплавом по рекам Седью, Щугор и Большой Паток на самодельных плотах из сухостоя. Походом и строительством флотилии из трёх плотов руководил самый старший из нас - Сергей Тихомиров. Он и на гору Сабля повёл, прицепив нас обвязками к общей верёвке. Фотокадры из этого похода попали в фильм Володи Фролова о Сергее - на них Сергей стоит на вершине Сабли с флагом в руках. Большой неожиданностью для нас было ступить на большой ледник перед этой горой - это в старых-то Уральских горах! На леднике нашлось место и ледниковому озеру... Пожалуй, я увёл тему в сторону. Вернусь к теме. Так вот, теперь Лена в принципе могла бы напеть песню, но как её записать? Подходящего ноута или смартфона у неё не было. Чтобы разрешить нерешаемое, задумал я обзавестись портативным цифровым диктофоном, который, во-первых, можно было бы послать Лене для записи, а во-вторых, если повезёт, записать на нём исполнение песни или мелодии каким-нибудь седым уличным музыкантом в Ленинграде. После изучения рынка диктофонов обзавёлся аппаратиком фирмы Sony и стал брать его с собой при поездках в Ленинград. Увы, ни разу убелённый сединами музыкант, знаток песни, мне не подвернулся. Дальше. я подумал: зачем посылать Лене диктофон почтой, если можно пропеть песню в обычный мобильный телефон и записать её на диктофон у себя дома в режиме приёма звонка-пения Лены - онлайн, так сказать. Смоделировал это всё дома со своим мобильным телефоном и... номер не прошёл. Почему - не помню и не записал подробностей, не до того было. Оставался первый вариант - послать диктофон почтой. Но и это не всё. Пришлось основательно посидеть и составить детальное, по пунктам, руководство - как пользоваться диктофоном и как записать на него песню или стереть то, что не понравилось. Диктофон уехал почтой вместе с руководством и текстом песни.

Svit: В 2018 г. диктофон с записью вокала Лены вернулся обратно и я снял ноты песни. Вновь столкнулся со знакомой ситуацией: большой разброс нот мелодии и её значительная оригинальность по сравнению с изученными предшествующими. По сути я получил ещё одну версию мелодии "Летит Литейный". Принимая во внимание, что последние встречи Сергея Тихомирова с Людой и Леной, когда они могли спеть вместе с ним эту песню, были очень давно (примерно в 1967 г. у Люды и в 1970 г. у Лены), рассчитывать на верность воспроизведения мелодии в присланных аудиозаписях Люды и Лены не приходится. Мои встречи с Сергеем продолжались вплоть до конца 2018 года и всё равно я не уверен, что правильно представляю, как звучала мелодия песни в первой половине 60-х годов. Раз я не уверен, продолжаю поиски тех, кто мог услышать и запомнить песню в начале 60-х годов. Опросил всех знакомых, которые старше меня на 4-6 лет и с которыми вместе работал с 1967 года. Все эти знакомые учились в разных вузах Ленинграда, но никто песни не знает. Приставал я и к не очень знакомым - с тем же результатом. Запомнились душевные беседы в зубоврачебном кресле. Мой собеседник оказался владельцем этой частной клиники, в молодости закончил в Ленинграде музыкальную школу по классу баяна, но дальше пошёл другим путём. Будучи человеком примерно моего возраста, он не слышал раньше песню "Летит Литейный". Я снова переключился на поиск в Интернете в надежде найти хоть кого-то ещё из вокалистов, молодость которых пришлась на 60-е годы. На этот раз мне повезло больше. Первая находка (с перелицовкой песни под зэковскую) - "Ушёл ЛитЕрный" в исполнении San Butan (Саня Бутан): https://yadi.sk/d/R48DePf3VlVrSw . Песня вполне узнаваема, но... отличается. Это ещё одна версия мелодии по сравнению с теми, что у Сергея Тихомирова и у Иры Ежовой. Когда снял ноты с вокала Сани Бутана, оказалось, что диапазон их весьма широк: от ноты Ми (малая октава) до ноты ре диез второй октавы, хотя по самому пению как-то не заметно присутствие нот малой октавы. Может, мой слух меня подводит? Вторая находка - вокал Рудольфа Фукса "Пошёл я круто по кабакам": https://yadi.sk/d/G8mr9o9AQNhXzA . Песня вполне узнаваема, хотя диапазон вокала здесь значительно уже - от ноты ми бемоль первой октавы до ноты до или до диез второй октавы. Рудольф Фукс, ровесник нашего Сергея Тихомирова и уроженец г. Луги Ленинградской области, в советское время отличился подпольными записями музыки на "костях" - рентгеновских снимках костей, которые делали в то время на фотоплёнке большого формата: http://www.sobaka.ru/entertainment/music/69953 ; https://zen.yandex.com/media/leninka/muzyka-na-kostiah-i-ee-sozdatel-5e204eadec575b00ad3b4783 . За эту коммерцию был осуждён и отсидел свой срок, после со всем своим архивом записей выехал в Штаты, но не потерял связь с Ленинградом и периодически здесь появляется - запись песни сделана во время одного из таких приездов. У нас в России была издана его книга "Песни на "рёбрах"": https://www.labirint.ru/books/422655/ , все тиражи которой быстро исчезали из продажи в Доме книги.

Svit: Пока суть да дело, обмен мнениями и репликами, нашёл много чего интересного о Викторе Сосноре. Человеком он оказался неординарным и нескучной судьбы, малолетним поучаствовал и в Великой Отечественной: http://www.sosnora.poet-premium.ru/bio.html ; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 ; https://philologist.livejournal.com/11019352.html?utm_source=3userpost ; https://45parallel.net/viktor_sosnora/ ; http://modernpoetry.ru/story/posledniy-vsadnik-glagola-intervyu-s-viktorom-sosnoroy . https://philologist.livejournal.com/11020980.html?utm_source=3userpost ; http://gorod-812.ru/kak-ya-kleila-stihi-poeta-sosnoryi-na-ulitse-pisatelya-chehova/ ; https://dom-knig.com/read_180380-21 . Последний источник из числа приведённых - это страница из книги Александра Городницкого "След в океане". Там о песенном сочинительстве В.Сосноры можно прочесть следующее: "... именно на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов, как раз в то время, когда в Москве появились песни Окуджавы и Новеллы Матвеевой, ленинградские поэты тоже активно начали писать песни, хотя и недолго. Кроме песен Глеба Горбовского и Нонны Слепаковой широкой популярностью пользовались шуточные песенки Виктора Сосноры (их называли "фишки"). Неоднократно, собираясь в разного рода поэтических застольях, мы дружно распевали лихую песню Виктора: Летел Литейный в сторону вокзала. Я шел без денег и без башмаков, И мне моя любимая сказала, Что я окончусь между кабаков. Пошел я круто - пока, пока, Прямым маршрутом по кабакам. Сижу и пиво желтое солю. Официант, полбанки - и салют!".

Svit: После такого отзыва о песнях Сосноры у Александра Городницкого, обратился к поиску других зацепок у него же. Обнаружилось, что только уже в новом столетии Городницкий решил спеть "Летел Литейный" самолично на концерте в московском клубе авторской песни "Гнездо глухаря" в 2008 году. Записи его исполнения на том концерте я не нашёл, зато нашёл следующее исполнение и запись песни там же в 2018 году. Ссылку не даю по той причине, что при скачивании песни потребовались регистрация на сайте клуба и обещание не тиражировать запись. Качество исполнения песни и её записи были неважными, трудными для снятия нот. Тем не менее работа была выполнена. Но когда я увидел результат, то понял, что передо мной ещё один вариант исполнения интересующей меня песни Виктора Сосноры, не очень-то и похожий на все остальные, как и остальные - на вариант Городницкого. Дальнейшие поиски показались уже бесперспективными, надо было самому браться за выстраивание мелодии по каким-то неясным ещё откликам души или подсознания. Надолго погрузился в это занятие, совершенно для меня новое и трудное: забросил игру на баяне в обычном представлении, всё выкраиваемое время - только на выстраивание более-менее приемлемой и складной мелодии, с прослушиванием слуховых впечатлений от включения в мелодию тех или иных нот и мелодических интервалов. Понятно, что при этом поглядывал, какой ход мелодии у разных записанных мною вокалистов, что можно у них перенять, что не подойдёт, как прозвучит. И вот эта тяжёлая для меня задача как-то решена, подобрать аккомпанемент к готовой мелодии показалось уже более лёгким занятием. Текст песни претерпел очень небольшие изменения под моей рукой относительно того, что пели в студенческие 60-е. Просто местами текст самого Виктора Сосноры мне показался более точным и впечатляющим, чем его народные варианты. Итак, ноты песни "Летит Литейный" на стихи Виктора Сосноры, формат PDF: https://yadi.sk/i/0mFCDyBL9Jg2ug .

Svit: Остаётся поблагодарить всех принявших участие в обсуждении и отметить дельные советы, которые могут быть полезны тем, кто озабочен подбором мелодии. MAN пишет: я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам. Именно так и пришлось действовать после всех неудач с поиском первоисточника мелодии или её общеизвестного варианта. hovrin120 пишет: Насчет подбора мелодии я думаю надо подбирать на инструменте которым владеешь, по моему опыту самое лучшее это многократное прослушивание и напевание мелодии, но это не за раз конечно 100 раз прослушать, а раза два три прослушал хватит, постарался напеть хотя бы начало или припев, загонять себя не надо надо делать достаточно большие перерывы, когда сможешь напеть мелодию правильно, вот тогда сможешь уже её и сыграть... Всё так. Острота же восприятия нюансов мелодии лично у меня сохранялась только первые минут 15, а потом слух "забивался".

Александрос: Теперь и на сайте Страница: http://bayanac.narod.ru/received.html

Svit: Ноты песни "Летит Литейный" после сопоставления вариантов (озвученных виртуальном пианино, нотатором и баяном) и правки нот в нотаторе: https://disk.yandex.ru/i/uj6r0sevTcOf4w . Исправлены ноты мелодии, гармония и текст. Повод для правки - ознакомление с программой виртуального пианино (см. пост от 18.02.24 в теме "Подбор по слуху на баяне" - http://bayanac.borda.ru/?1-1-0-00000183-000-100-0-1708205453 ).

Александрос: Обновлены ноты "Летит Литейный" на сайте. На странице "Присланные ноты".



полная версия страницы