Форум » Ноты » "Летит Литейный" Виктора Сосноры » Ответить

"Летит Литейный" Виктора Сосноры

Svit: В теме "Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить" я имел в виду именно эту песню. Waldemar пишет: [quote] Вот как-бы одним ухом услышать эту загадочную и совершенно уникальную мелодию? Пожалуйста, будьте добры, выложите хоть какой-нибудь исходник![/quote] Вся загадочность и уникальность мелодии, вернее представление о ней, что она такая, могло возникнуть из-за того, что она малоизвестна. Когда в 2016 г. я погрузился в пучины Интернета, чтобы отыскать другой источник или другого исполнителя песни, мой запрос основывался на предполагаемом названии песни по первым словам текста - "Летит Литейный". Вернее, запрос был по всей первой строке текста в том виде, как мы услышали его впервые ещё студентами от Сергея Тихомирова: Летит Литейный в сторону вокзала. Нашёл, что есть такое стихотворение "Летел Литейный" и написал его в 1954 г. ленинградский поэт Виктор Соснора (1936-2019). Текст песни в исполнении С.Г.Тихомирова практически полностью повторял стихотворение автора, только действие 1-го куплета было перенесено из прошлого в настоящее: "Летит Литейный...", "Иду без денег...". Что касается авторства музыки, встречал не очень достоверные сведения, что музыка сочинена самим Виктором Соснорой. И по сути мы имеем бардовскую песню, сочинённую и исполнявшуюся поначалу самим поэтом. Сейчас нашёл более определённое высказывание об этом устами автора: http://www.bards.ru/archives/author.php?id=7668. Подтверждают это и друзья: https://www.svoboda.org/a/29981072.html . Значит, автор текста и музыки песни "Летит Литейный" - Виктор Соснора. Авторский текст такой: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=50681 . Из нескольких вариантов исполнения этой песни, найденных раньше (в 2016 г.) в Интернете, отобрал только один, похожий на вокал нашего С.Г.Тихомирова, коренного ленинградца и фактически ровесника Виктора Сосноры. Этот вариант - аудиозапись Иры Ежовой: https://gdespaces.com/music/view/05-ira-ejova-letit-liteinyi-myzuka-org-68018904/ . Когда снимал ноты с этого вокала, сразу было заметно участие в подаче песни и хорошего аранжировщика, и звукорежиссёра: помимо пения есть вступление и проигрыши, разброс пропеваемых слогов-нот вокала от куплета к куплету невелик.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

MAN: В моих романсах музыка полузаимствованная, она на бывший мотив или смесь из разных, так "Летел Литейный..." — вариация "Аргентинского танго" Чарли Чаплина и мой мотив. Настоящие музыканты городских песен — только Булат Окуджава, Новелла Матвеева и Александр Мирзаян, у остальных — конечно же, не музыка, а напев, это может сочинить (и сочиняет!) каждый. Вот теперь понятно в чём тут дело. В данном случае мы имеем дело не с какой-то яркой запоминающейся мелодией, а всего лишь со стилизованным, неопределённым мотивчиком, опирающимся на т.н. три "блатных" аккорда, который можно довольно свободно и сколько угодно варьировать, так сказать без потери качества. Даже настоящие полноценные мелодии бывают иногда очень похожими и вместе с тем обладать трудноуловимыми различиями, вот например в народных песнях "Ах, ты степь широкая" и "Ой, да ты калинушка", что уж говорить о таком примитивном в музыкальном плане материале. Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам.

Vofa: MAN пишет: Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам. Вот и я о том же... Не в обиду будет сказано, Виталий, но это стрельба из пушки по воробьям. Пустая и никчемная трата времени, которого у нас с Вами остается все меньше и меньше. Эту тему мы, ведь, тут уже обсуждали. И если мне не изменяет память, остановились на том, что программа Transcribe не оправдала ваших ожиданий, а ничего лучше пока человек не придумал... Того времени, которое Вы потратили на это, даже мне, человеку без слуха и образования, хватило бы на то, что бы подобрать эту песню на баяне.

YRI: Из всего написанного создается впечатление, что уважаемого Svit-a просто накрыла ностальгия по прожитым молодым и ярким годам. Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Но я бы не стал так много уделять ему времени, которого мало. Ведь в то время много было замечательной музыки. Вот, допустим, The Beatles. Ведь в то время эта группа просто переключила музыкальный взгляд общества на новый уровень восприятия. Не буду вдаваться в подробности всех споров за и против. Но вот, наверное и меня тоже настигла ностальгия по прошлому. И сейчас я плотно занимаюсь изучением их, Битлов, музыки. Очень хорошо звучат некоторые вещи на баяне\аккордеоне. И играя их тоже можно окунуться в прошлое, но без потери уровня. Кстати нот The Beatles в интернете достаточное количество.


tobol: YRI пишет: Кстати нот The Beatles в интернете достаточное количество. Есть два вопроса: Какие, по-вашему мнению, "очень хорошо звучат"? Я тоже хочу что-то из их репертуара поиграть. Ноты - это переложения для баяна или нет?

YRI: tobol пишет: Какие, по-вашему мнению, "очень хорошо звучат"? Я тоже хочу что-то из их репертуара поиграть. Ноты - это переложения для баяна или нет? Конечно, не все вещи есть в транскрипции для баяна, многие и в основном - для фортепиано (которые, если постараться, можно переделать), но есть и для баяна/аккордеона. Вот, например -Michelle, Girl, Hey Jude, let It Bi, Yesterday... Если поискать, можно найти и еще. Я хочу сказать про перечисленные, они звучат очень даже неплохо на баяне. А если еще применить регистры - то вообще замечательно. Вариантов по сложности написанного для исполнения, тоже выбор есть. Что-то сложнее, а что-то вообще просто написано. Было бы желание, а найти можно все.

MAN: YRI пишет: Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Ну почему же не имеет, раз человеку по сию пору нравится и согревает душу, значит имеет. Просто искать некий "канонический" вариант музыкального оформления такой песенки скорее всего не имеет смысла. Да и нет в ней какого-то оригинального, присущего только ей одной мотива, она перекликается и напоминает многие другие песни подобного жанра. И если уж сам её сочинитель отлично понимал это и прямо об этом говорил, то, стало быть, так оно и есть.

MAN: https://youtu.be/E598IfclvDk

tobol: Спасибо за дельные ответы.

Svit: MAN пишет:  цитата: В моих романсах музыка полузаимствованная, она на бывший мотив или смесь из разных, так "Летел Литейный..." — вариация "Аргентинского танго" Чарли Чаплина и мой мотив. Настоящие музыканты городских песен — только Булат Окуджава, Новелла Матвеева и Александр Мирзаян, у остальных — конечно же, не музыка, а напев, это может сочинить (и сочиняет!) каждый. Вот теперь понятно в чём тут дело. В данном случае мы имеем дело не с какой-то яркой запоминающейся мелодией, а всего лишь со стилизованным, неопределённым мотивчиком, опирающимся на т.н. три "блатных" аккорда, который можно довольно свободно и сколько угодно варьировать, так сказать без потери качества. Даже настоящие полноценные мелодии бывают иногда очень похожими и вместе с тем обладать трудноуловимыми различиями, вот например в народных песнях "Ах, ты степь широкая" и "Ой, да ты калинушка", что уж говорить о таком примитивном в музыкальном плане материале. Виталий, я бы на вашем месте не мучился, безуспешно пытаясь определить "оригинальную" мелодию этой песни, а играл бы и пел её в таком виде, в каком она запомнилась и нравится лично вам Согласиться с таким скорым умозаключением не могу. Хотя бы потому, что песня выдержала испытание временем и до сих пор исполняется разными исполнителями и в весьма отличающихся вариантах. В каком-то смысле она тоже стала народной, но принадлежащей совсем другому времени - послевоенному, с характерными деталями послевоенного быта в тексте песни. Если бы она была настолько примитивна, как Вам представляется, она не задержалась бы в репертуаре нашей студенческо-походной компании. Отбор происходил и происходит всегда. Что касается музыки песни. Массовая песня, которую можно спеть в дружеской компании, и не должна быть сложной в мелодическом плане и по тексту. Она должна быть доходчивой и производить впечатление как на исполнителей, так и на слушателей. Как ни критичен Виктор Соснора к своей песне, с текстом у неё всё в порядке - там нередко встречающаяся жизненная коллизия с попыткой примитивным способом разрешить противоречие. На мой взгляд, музыка соответствует тому, о чём поётся. Оригинальность мелодии здесь не требуется. Отличие от остальных песенных мелодий, достаточное для быстрого узнавания этой, присутствует - за какую-то другую не примешь. Цитата, взятая Вами у Сосноры, относится к позднему, умудрённому жизненным и творческим опытом Сосноре, а когда он написал свою песню, ему было только 18 лет и не было близко никакого Мирзояна. Тем не менее, в свои 18 лет Соснора отметил не только детали городского уклада того времени, но и прошёлся по "устоям государства". Тема, можно сказать, запретная для того времени, грозившая автору привлечением к ответственности по политической статье. Приходится напомнить, что это был !954 год: прошёл год после неожиданной кончины И.В.Сталина и в партийных верхах шли разборки - кому доверить управление страной. Такая песня, безусловно, не могла быть допущена на массовую сцену и распространялась без огласки через знакомых. Отсюда её малоизвестность, но тем же она и притягивала. Стоит напомнить и о присущей молодости тяге к куражу и несогласию с правилами или установками на нормы поведения со стороны руководства или старшего поколения. И в этом отношении песня тоже нашла отклик в среде молодых. Добавлю - молодых того времени. Поскольку Мирзояна совсем не знаю, посмотрел кто он и что он. Оказалось, что мой ровесник и тоже физик по образованию. Написал много песен: те, что послушал, непросты по части поэзии и музыкального сопровождения. Это не массовые песни и рассчитаны, скорее, на индивидуальных исполнителей. Наверное, потому и остались для меня неизвестными за прошедшие десятилетия - их не передавали от одного к другому помимо редких авторских концертов. Новелла Матвеева. Да, музыкальна и поэтична Но тоже индивидуальна и не для групповых попевок. К тому же с налётом фатализма и несостоявшейся женской судьбы. Минор жизни какой-то безысходный и неразрешимый в отличие от минора "Летит Литейный". На склоне лет совсем не притягивает мелодичная Матвеева. Мучений по части поиска не испытываю. Наоборот, удивила ситуация с отсутствием оригинала-первоисточника и совершенное нежелание автора песни признаваться в своём авторстве, что и породило множественность интерпретаций.

MAN: Svit пишет: Если бы она была настолько примитивна, как Вам представляется, она не задержалась бы в репертуаре нашей студенческо-походной компании. Всё как раз наоборот, вы же сами это подтверждаете: Массовая песня, которую можно спеть в дружеской компании, и не должна быть сложной в мелодическом плане и по тексту. Просто вы обиделись на слово "примитивный", а ведь я его употребил именно в значении "простой", "упрощённый", не имея в виду ничего хулительного. Svit пишет: Отличие от остальных песенных мелодий, достаточное для быстрого узнавания этой, присутствует - за какую-то другую не примешь. Может и не примешь, спорить не буду, но как только я прослушал аудиозапись по вашей ссылке (а я эту песню услыхал вчера впервые в жизни), я сразу уловил в ней фрагменты, хорошо знакомые мне по другим песням "дворового" стиля, слышанным мной раньше. Этакие "панели", из которых построено великое множество подобных песенных "хрущёвок". И в этом нет ничего плохого, как и в панельных домах. Да, это не шедевры музыкальной "архитектуры", но они нужны народу так же, как нужны ему пусть и не слишком изысканные по части экстерьера и интерьеров, но вполне пригодные для проживания и достаточно удобные типовые дома. А что человеку ближе и роднее (и отличимее, кстати, от таких же соседних) - собственная малогабаритная квартирка, в которой он прожил всю жизнь, привечал дорогих гостей, вырастил детей и был в конце концов счастлив или красивые, но чужие хоромы? Svit пишет: Мучений по части поиска не испытываю. Наоборот... В таком случае продолжайте получать удовольствие от этого процесса. Желаю вам успеха.

Svit: MAN пишет: слово "примитивный", а ведь я его употребил именно в значении "простой", "упрощённый" В таком случае мы приходим к согласию. но как только я прослушал аудиозапись по вашей ссылке (а я эту песню услыхал вчера впервые в жизни), я сразу уловил в ней фрагменты, хорошо знакомые мне по другим песням "дворового" стиля, слышанным мной раньше. Этакие "панели", из которых построено великое множество подобных песенных "хрущёвок". Александр, а здесь Вы безусловно правы: мне самому не понравилась легковесная, примитивно-ресторанная манера исполнения песни Ирой Ежовой. Я бы и сам не задержался на ней при таком первом знакомстве. Ну не нашлось над И.Ежовой худрука или концертмейстера, который снял бы этот налёт, а я не нашёл исполнителя, который устроил бы меня аудиозаписью песни. Разумеется, в своей компании мы так не пели. Спасибо за пожелание!

Svit: Vofa пишет: Пустая и никчемная трата времени, которого у нас с Вами остается все меньше и меньше По второй позиции Вы правы и от этого не убежишь, а кчёмность у каждого своя. Того времени, которое Вы потратили на это, даже мне, человеку без слуха и образования, хватило бы на то, что бы подобрать эту песню на баяне. Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. А теперь ещё добавилась неожиданность с восприятием мелодических интервалов в мелодии при её проигрывании на синтезаторе разными инструментами. Возможно, это чисто субъективный фактор, обусловленный особенностями восприятия частот моим ухом. Насколько помню, hovrin120 поделился однажды радостью - подарил себе синтезатор. Меня, конечно, интересует, как у него с подбором мелодий на синтезаторе и все ли тембры (инструменты) устроили его по сравнению с реальным баяном. И если мне не изменяет память, остановились на том, что программа Transcribe не оправдала ваших ожиданий, а ничего лучше пока человек не придумал... Благодаря работе над песней "Летит Литейный", когда пришлось снимать ноты с нескольких аудиозаписей, произошли подвижки и в методе работы с программой Transcribe!: перестал заниматься ювелирным съёмом длительностей звучащих нот, да и сами ноты песни, звучащие в этой программе при проигрывании аудиозаписи, всё чаще стал перепроверять или даже снимать по-быстрому путём проверки слогов звучащей песни на унисон с одновременно звучанием той или иной ноты, возбуждаемой курсором на клавиатуре виртуального ф-но в окне программы. Это позволило в несколько раз ускорить работу по снятию нот. В итоге я возвращаюсь к положительной оценке программы Transcribe! .

MAN: Svit пишет: а я не нашёл исполнителя, который устроил бы меня аудиозаписью песни. Разумеется, в своей компании мы так не пели. 1. Вы пели. 2. Вы в своей компании пели не так, как поют на найденных вами звукозаписях, а лучше. Вывод: исполнитель найден - это вы, остаётся только сделать аудиозапись. Svit пишет: Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. По моим наблюдениям обычно у тех, кто считает свой музыкальный слух плохим, на самом деле он отличный, а вот те, кому действительно мишка косолапый всем своим весом на ухо наступил, абсолютно этого за собой не замечают.

Svit: YRI пишет: Svit-a просто накрыла ностальгия по прожитым молодым и ярким годам. Хотя само произведение, на мой взгляд, и не имеет ценности и художественной привлекательности, его понять можно. Но я бы не стал так много уделять ему времени, которого мало. Ведь в то время много было замечательной музыки. Вот, допустим, The Beatles. Ведь в то время эта группа просто переключила музыкальный взгляд общества на новый уровень восприятия. Не буду вдаваться в подробности всех споров за и против. Но вот, наверное и меня тоже настигла ностальгия по прошлому. И сейчас я плотно занимаюсь изучением их, Битлов, музыки. Очень хорошо звучат некоторые вещи на баяне\аккордеоне. Ностальгией не страдаю - нахожу интересное и в своём возрасте. Восприятие песни в очень сильной степени зависит от исполнения. В этом плане песне "Летит Литейный" Виктора Сосноры не повезло, как не повезло и песне "Ночью лунною" профессионального композитора Александра Долуханяна. Очарование Битлами у меня не было долгим, не привязаны они к нашей жизни. Но свежую струю в нашу музыкальную жизнь, конечно, внесли и взгляды на то, как надо исполнять музыку для молодых, изменили. Пока ещё сомневаюсь, что мелодии Битлов похоже зазвучат в исполнении на баяне. По ссылке MAN-а послушал их, эти мелодии, в баянном звучании у Виктора Жеравина - извините, не зацепили. Точно так же многие равнодушно проскользнут и мимо песни "Летит Литейный" на баяне, если невыразительно переложение, либо они никогда не слышали другого, приличного вокального или инструментального исполнения. В любом случае пожелаю успеха на этом поприще, чтобы у Вас получилось лучше, чем у Журавина!

avtolyk: Svit пишет: По тому, как плотно подсел Жеравин на Битлов 5 произведений из 130, представленных на канале - прям очень плотно подсел, ага. Svit пишет: Точно так же многие равнодушно проскользнут и мимо песни "Летит Литейный" на баяне, если невыразительно переложение, либо они никогда не слышали другого, приличного вокального или инструментального исполнения. Так оно есть вообще? Такую интригу завесили. Svit пишет: отобрал только один, похожий на вокал нашего С.Г.Тихомирова, коренного ленинградца и фактически ровесника Виктора Сосноры. Этот вариант - аудиозапись Иры Ежовой: Тут 2 притопа на 3 прихлопа. Про этот шедевр речь идет?

Svit: Продолжу историю событий по теме этой песни. На основе нот с аудиозаписи И.Ежовой написал простое, без украшений, переложение, в котором по-своему изменил мелодию последней строчки припева и ещё написал аккомпанемент для всей песни. Проиграл на баяне мелодию нот, записал её в формате mp3 и послал на отзыв Сергею Тихомирову. Получаю ответ примерно в таком духе: не пойдёт, трудно для исполнения. Пришлось домысливать, что могло оттолкнуть нашего вокалиста-гитариста и что делать дальше? Посмотрел на ноты, снятые мною с вокала самого Сергея, и не нашёл, что они существенно легче для исполнения. Мелодико-ритмические параметры песни практически совпадали, звуковысотный диапазон тоже. Разве что в переложении позамысловатей стала мелодия той строчки припева, которую я изменил. Еще я сохранил в переложении скачок мелодии на кварту там, где у Сергея нота повторялась. Кажется, всё. Поначалу хотел оставить переложение таким, как есть. А потом засомневался в правильности такого решения. Противопоставить Сергею мне было нечего: песню услышал в далёком 1964 году он сам и пропел её нам. Я мог и тогда неправильно её повторять в кругу друзей - в общем хоре мои пролёты могли не замечать, да такой задачи ни у кого и не было. Потом, столько времени прошло. Встречи наши давно стали нечастыми, всё реже звучала эта песня, потому что Сергей переключился на спортивные водные походы с другими ребятами, изменился у него и песенный репертуар. Как быть с выбором и правкой нотной мелодии в отсутствие уверенного песенного источника, с которым я мог бы себя сверить? И придумал я тогда обратиться за помощью ко всем друзьям из своей компании, с которыми не раз пели песню. Подумал, что сумею составить некую среднюю мелодию из того, что услышу от них. Все, кто в Ленинграде, и те, кто в г. Кашин Тверской области, решительно отказались спеть в одиночку: мол, не способны на такое. Дальше обратился в г. Сумы на Украине. Туда судьба забросила наверное самую музыкальную из всех нас: уже работая после окончания вуза, Нина Ольховик сумела закончить в Сумах музыкальную школу. Это тот кадр, на который я очень рассчитывал. И просчитался. Нина ответила, что не помнит песню "Летит Литейный".

hovrin120: Svit пишет: Мой исходно плохой и немузыкальный слух - мой крест и препятствие для снятия или правки нот на слух. А теперь ещё добавилась неожиданность с восприятием мелодических интервалов в мелодии при её проигрывании на синтезаторе разными инструментами. Возможно, это чисто субъективный фактор, обусловленный особенностями восприятия частот моим ухом. Насколько помню, hovrin120 поделился однажды радостью - подарил себе синтезатор. Меня, конечно, интересует, как у него с подбором мелодий на синтезаторе и все ли тембры (инструменты) устроили его по сравнению с реальным баяном. Привет всем! Было дело купил я синтезатор, начал заниматься, ну и конечно первым делом я выучил и лихо играл так называемый "Собачий вальс". Поиграл знакомые мелодии которые я мог на баяне играть, только конечно в более упрощенном виде, клавиатура не как у баяна, перепробовал все тембры, наигрался вдоволь и на этом финиш, вернулся к баяну. Насчет подбора мелодии я думаю надо подбирать на инструменте которым владеешь, по моему опыту самое лучшее это многократное прослушивание и напевание мелодии, но это не за раз конечно 100 раз прослушать, а раза два три прослушал хватит, постарался напеть хотябы начало или припев, загонять себя не надо надо делать достаточно большие перерывы, когда сможешь напеть мелодию правильно, вот тогда сможешь уже её и сыграть, в программе Transcribe при подборе можно убавить темп, сменить тональность, это реальная помощь при подборе, но чудес там конечно нет. Svit я Вас прекрасно понимаю, у меня у самого такие случаи были, вроде бы простая мелодия зацепит будь здоров, а другие в ней ничего такого не видят, ждем продолжения этой "криминальной" истории.

Svit: Небольшое отступление. Одним из тех, с кем ходил в сложные водные походы, вместе работал и дружил Сергей Тихомиров, был Володя Фролов. Он проделал очень объёмную работу по сбору материалов о жизни и походах Сергея и смонтировал фильм о нём: https://youtu.be/YRheLqhzMlY . Музыка тоже присутствует.

hovrin120: С интересом посмотрел фильм, как из фильма Земля Санникова — Эх, человек, человек... Чего тебе дома не сидится? Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?

MAN: avtolyk пишет: Тут 2 притопа на 3 прихлопа. Вот пример таких же по сути и по количественному соотношению "прихлопов и притопов", но только гораздо более известный широкой публике: ПНВ-2 - Охотный ряд (Юрий Визбор) Это, кстати говоря, как раз одна из тех вещей, которые мне сходу напомнила представленная здесь запись "Литейного". Пускай не шедевр, Визбор конечно не Исаковский с Блантером в одном лице, но разве так уж плоха эта песня? Svit пишет: Пока ещё сомневаюсь, что мелодии Битлов похоже зазвучат в исполнении на баяне. Вы прямо как Саныч рассуждаете. У того "Аквариум" на гармони не звучит как надо, у вас "The Beatles" на баяне не похожи на оригинал... А может она и не нужна в таком деле, полная аутентичность-то? Да, баян Виктора Жеравина звучит, разумеется, не совсем так, как гитара Джорджа Харрисона, но по-моему играет он очень здорово, безо всякой суеты и выпендрёжа, спокойно и бесхитростно, но как-то очень "вкусно", лирично, меня цепляет.



полная версия страницы