Форум » Ноты » Делимся нотами!-2 » Ответить

Делимся нотами!-2

Александрос: Новая тема в Новом Году!

Ответов - 268, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Svit: Недавно, просматривая старые ноты в букинистическом магазине, набрёл на несколько пожелтевших листов с нотами двух песен Давида Тухманова. Обе хорошо известны старшему поколению по культовой, можно сказать, пластинке Тухманова "По волне моей памяти". Среди песен этой пластинки выделялась и кажется интересной до сих пор - "Из вагантов", на стихи Льва Гинзбурга. Её ноты мне и подвернулись на этих листах россыпью, вырванных, как выяснил, из нотного сборника "Песни радио и кино. Ноты для голоса в сопровождении ф-но (баяна, гитары). Выпуск 230. Издательство "Музыка", 1977 г.". Баян упомянут, но сыграть на баяне аккомпанемент по этим нотам невозможно - аккомпанемент чисто фортепианный по рисунку, а для баяна и гитары даны обозначения аккордов. Баянисту-любителю такие ноты, пожалуй, совсем не подходят. Остаётся добавить, что переложений этой песни для баяна-аккордеона не встречал ранее и не нашёл сейчас в Интернете. Потому решил попробовать написать своё, взяв в разработку найденные ноты. Переделка аккомпанемента под баян на этот раз показалась ну очень трудной. Из-за того, что авторский рисунок аккомпанемента прямо-таки изощрённо переменчивый: на промежутке в 30 тактов 7 раз меняется размер нотной записи, а вместе с ним и ритмический рисунок. Выручал нотный редактор, который позволял прослушать варианты в нужном темпе и отобрать наиболее подходящие. Баян тоже был в работе. Авторские ноты мелодии сохранил практически без изменений, они достаточно простые. Но предлагаемый аккомпанемент может показаться трудным среднему баянисту-любителю. Впрочем, энтуазисты могут проявить себя в деле его упрощения, если у них возникнет такое желание. Итак, ноты переложения для баяна песни "Из вагантов" ("Во французской стороне..."), музыка Д.Тухманова, слова Л.Гинзбурга: https://disk.yandex.ru/i/tTPaUk8EATjSnA .

Александрос: Спасибо! Размещено на сайте. Здесь. На странице "Присланные ноты".

Svit: Вальс "На сопках Манчжурии". Когда увидел эти несложные ноты в первый раз и прошёлся по ним с баяном, убедился, что они прилично звучат, дальше включил в свой репертуар. Другие ноты этого вальса, которые раньше попадались мне в нотных источниках, были сложнее и труднее для исполнения. Теперь выполнил набор тех простых нот в полиграфическом качестве и устранил некоторые авторские неточности в "шапке" и в написании готовых аккордов аккомпанемента: https://disk.yandex.ru/i/msfq6wHdJ5u4GQ .


Александрос: Спасибо! Размещено на сайте. Здесь. На той же странице "Присланные ноты".

БЗ: Что-то тоскливо стало жить в этом мире. То ли "пандемийный" террор заел, то ли старость одолевает? Поскрёб по сусекам в поисках задорно-юморного... Фокстрот Марка Марьяновского, запомнившийся нам в блистательном исполнении Петра Лещенко Кавказ

Svit: Борис Иванович, даже мне, очень молодому в послевоенные 40-50-е годы, не удалось вспомнить такую песню. Что не удивительно - исполнение на эстраде и тиражирование песен Лещенко на грампластинках было тогда под неофициальным запретом. Восполнил пробел с прослушиванием сейчас (правда, совсем незнакомой при прослушивании песня уже не показалась - наверное встречалась в Интернете): https://ok.ru/video/2497590331954. Историю песни прочёл здесь: https://petrleschenco.ucoz.ru/forum/16-532-1 . За ноты спасибо! А дальше перехожу к своему интересу, не удовлетворённому в теме "Гармонический ликбез-3": лично мне и, возможно, другим баянистам-любителям, озаботившимся подбором аккомпанемента к понравившейся песне, не хватает небольшого текстового руководства в этом деле от опытного наставника. Руководства, которое предполагает знание основ теории музыки и терминологии (чтобы не тратить время на их изложение), с детальным разбором одного-трёх примеров написания аккомпанемента к мелодии. Имеющиеся пособия (например, "Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху", авторы - Мотов В.И. и Шахов Г.И.) не устраивают тем, что отправляют к слуху и не проясняют подбор с точки зрения анализа нотного текста мелодии. Мне представляется, что слух - арбитр для принятия окончательного решения, а до него желательно разобраться с самим нотами мелодии, если такие ноты найдены. К сожалению, пока никто из более опытных аранжировщиков ни раньше, ни теперь не решился на это. Возможно, очень активному и многопрофильному Комбригу было не до этой частной задачи, Миневского Вячеслава Михайловича не догадались и не успели попросить об этом, а Waldemar, уже совсем недавно, не решился взяться за эту ответственную работу. Борис Иванович, кроме Вас просить-то уже некого! Позволяет ли здоровье-самочувствие? Если есть препятствия или совсем нет интереса, то просьба, конечно, снимается. Наконец, насчёт тоски, старости и почему "ничто в полюшке не колышется". В одном из интервью Александр Градский так ответил на вопрос о смысле жизни: "Смысл жизни в постоянном поиске этого смысла, а если этого не происходит и никакая энергия не выделяется, ты просто помер".

БЗ: Благодарю, Виталий, за предложение, которое польстило чуток моему самолюбию. Но... Я всегда, везде и во всём чурался излишнего мудрствования. Теоретиком мне ещё не приходилось быть. "Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет (Иоганн Гёте, "Фауст"). Когда Бориса Спасского спросили во времена популярной дискуссии чем являются "Шахматы - искусство, наука, спорт?" он ответил просто, по-питерски: "Игра!" И ещё вспоминается такая цитата (из мира спорта): "Кто умеет - играет. Кто не умеет - тренирует. Кто не умеет тренировать - пишет методички, как тренировать". Я не ретроград и не противник научно-теоретических изысканий. Я простой музыкант-любитель. Который хотел бы, чтобы у ему подобного были бы желаемые ноты, и чтобы эти ноты были понятны и, не побоюсь этого слова, красивы. В этом смысле мне было близко популяризаторское нотное творчество упомянутого Вами в этой ветке Виктора Гречнева, к сожалению ушедшего от нас в начале прошедшего года. Вячеслав Миневский, мир его праху, был тоже плодовит и энергичен в этом деле, но ноты у него излишне "заковыристые", перегруженные ненужными подробностями для соло-аккордеона. Впрочем это, как и всегда в жизни, у каждого свой почерк. Несмотря на то, что мы сейчас все стучим, в основном, по клаве... (Извините за философию!)

MAN: БЗ пишет: Вячеслав Миневский, мир его праху, был тоже плодовит и энергичен в этом деле, но ноты у него излишне "заковыристые", перегруженные ненужными подробностями для соло-аккордеона. Svit пишет: Имеющиеся пособия (например, "Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху", авторы - Мотов В.И. и Шахов Г.И.) не устраивают тем, что отправляют к слуху и не проясняют подбор с точки зрения анализа нотного текста мелодии. Увы, в музыке слух вообще имеет чрезвычайно важное значение. Буквально первостепенное. А анализ нотного текста это уж постольку, поскольку...

Svit: MAN пишет: Увы, в музыке слух вообще имеет чрезвычайно важное значение. Буквально первостепенное. А анализ нотного текста это уж постольку, поскольку... Ага, и теорию музыки туда же, со всякими её разделами, включая пресловутую гармонизацию. В самом деле, зачем морочить голову, когда можно подобрать на слух?! Но дело в том, что всё это взаимосвязано и взаимообусловлено. С какой стороны заходить и как решать задачу подбора аккомпанемента, зависит, наверное, от способностей и предпочтений в способах решения музыкальных задач. БЗ пишет: Когда Бориса Спасского спросили... чем являются "Шахматы - искусство, наука, спорт?" он ответил просто, по-питерски: "Игра!" И ещё вспоминается такая цитата (из мира спорта): "Кто умеет - играет. Кто не умеет - тренирует. Кто не умеет тренировать - пишет методички, как тренировать". Борис Иванович, позвольте не согласиться с параллелями. И вот почему даже в случае шахмат. По моему разумению, шахматы хоть и названы игрой, но у этой игры жёсткие правила: как можно ходить фигурами. Из начальных ходов на доске может складываться разная по качеству ситуация. Разные ситуации могут иметь разное развитие - в зависимости от очередных сделанных ходов. Развитие ситуации на доске надо анализировать и предвидеть последствия с использованием опыта прежних шахматных баталий и их участников. Об этом написано много книг. Есть и такие, которые разбирают игру по косточкам на разных её стадиях: в дебюте, если не ошибаюсь, в миттельшпиле и эндшпиле. Эта литература охватывает то, что можно назвать теорией и практикой шахматной игры. Если хочешь выигрывать, не обойтись без книжных пособий. И что, книжки по игре в шахматы, т.е. методички, пишут те, кто не умеет ни играть, ни тренировать? Суэтин, например, навскидку по памяти? Дальше про большой спорт. Сразу вспоминаю нашего прославленного тренера по фигурному катанию Тамару Москвину. Она что, тоже кататься не умела и потому стала тренером? Я не в курсе, что у неё с методиками по фигурному катанию - оформлены ли в виде текста или книг. Если бы я тоже был тренером, её книги и методики меня бы интересовали в первую очередь. Как видите, из тех же примеров и цитат можно сделать совсем другие выводы. Применительно ко мне верным остаётся лишь то, что я не могу в желаемой степени полагаться на своей несовершенный слух. Потому путь мой во слуховом мраке, но с надеждой на путеводную нотную звезду и понимание музыки через теорию. Слух же остаётся для того, чтобы подвести черту: устраивает проделанная работа или нет. Каждый выбирает свою дорогу к намеченной цели исходя из того, чем располагает.

БЗ: Svit пишет: Слух же остаётся для того, чтобы подвести черту: устраивает проделанная работа или нет. Каждый выбирает свою дорогу к намеченной цели, исходя из того, чем располагает. Согласен, Виталий, с Вами целиком и полностью. И абсолютное большинство музыкантов согласятся с Вами, потому что играют и разучивают произведения всё-таки по нотам. Большинство же слухачей откровенно "лажает", потому что абсолютный слух, о чем видимо, говорит MAN, вообще-то редкость. Вы уж меня простите за то, что я сознательно пренебрежительно отозвался о "теории". Как о шахматной (кстати, я шахматный мастер), так и о теории музыки. Сделал исключительно с провокационной целью. Ну, типа, бросил камень в застоявшееся болото. Чтобы породить нечто вроде дискуссии...

MAN: Svit пишет: Ага, и теорию музыки туда же, со всякими её разделами, включая пресловутую гармонизацию. В самом деле, зачем морочить голову, когда можно подобрать на слух?! Нет, я вовсе не призываю манкировать теорией, я только имел в виду, что слух ею не заменишь. Считаю, что слух, в том числе и гармонический, следует тренировать практикой, а теоретические закономерности применять для контроля правильности подбора, если же делать наоборот, то и ошибок в итоге будет гораздо больше, и слуха этим не разовьёшь. БЗ пишет: Большинство же слухачей откровенно "лажает", потому что абсолютный слух, о чем видимо, говорит MAN, вообще-то редкость. Ну и чистые "нотники" косячат тоже будь здоров, даже воспроизводя верные нотные тексты, не говоря уж о редкой у них способности (а потому что не развивается она должным образом) играть что-либо не по нотам. Абсолютный же слух тут ни при чём, потому что это действительно редкая способность определять абсолютную высоту звука. То есть это когда вам дали ноту, а вы, не имея образца для сравнения, как частотомер сразу услышали и безошибочно определили, что это, например "ми", а не "ми-бемоль", "фа" или какая-либо другая нота. Способность различать на слух правильную гармонию (какой аккорд подходит для сопровождения мелодии на данном отрезке её звучания, а какой не годится) это совсем другое. Короче, подытоживая сказанное: лично я за слух, подкреплённый теоретическими знаниями, отдавая при этом безусловную главенствующую роль первому. БЗ пишет:Ну, типа, бросил камень в застоявшееся болото. Чтобы породить нечто вроде дискуссии...Вот и меня тоже то и дело подмывает на подобные штуки. Особенно после того как почитаешь каким-то канцелярско-бюрократическим языком написанные тексты Виталия, так и хочется тут же выкинуть что-нибудь возмутительно-баламутное. (Svit, только чур не обижаться!)

Александрос: БЗ пишет: Фокстрот Марка Марьяновского, запомнившийся нам в блистательном исполнении Петра Лещенко Кавказ На сайте здесь Страница Спасибо!!!

БЗ: MAN пишет: Способность различать на слух правильную гармонию (какой аккорд подходит для сопровождения мелодии на данном отрезке её звучания, а какой не годится) это совсем другое. Александр! Мне кажется, в этом моменте Вы несколько противоречите сами себе. Чтобы верно брать аккорды (соблюдать гармонический ряд) для сопровождения мелодии достаточно усвоить теорию кварто-квинтового круга (тоника, субдоминанта, доминанта, тоника). Ну а где совершать переход от одного к другому - такой слух есть практически у каждого. Ну если, конечно, "медведь на ухо не наступил". Но таких, альтернативно одарённых, также мало, как и с абсолютным слухом...

MAN: БЗ пишет: Чтобы верно брать аккорды (соблюдать гармонический ряд) для сопровождения мелодии достаточно усвоить теорию кварто-квинтового круга (тоника, субдоминанта, доминанта, тоника). Ну а где совершать переход от одного к другому - такой слух есть практически у каждого. Тогда вообще непонятно в чём собственно у Вилалия проблема, уж про кварто-квинтовый круг, я полагаю, ему отлично известно. Или мне это только кажется?

Svit: MAN пишет: Тогда вообще непонятно в чём собственно у Вилалия проблема, уж про кварто-квинтовый круг, я полагаю, ему отлично известно. Или мне это только кажется? Не покажется, если вплотную заняться написанием переложения для баяна. Даже при своих более чем скромных слуховых возможностях я смогу как-то сыграть мелодию лидшита со своим аккомпанементом. И этот аккомпанемент будет привязан к трём аккордам с функциями T, S и D. Но будет ли он хорош, чтобы устроил меня сегодняшнего, знакомого с лучшими, красиво звучащими образцами других - вот в чём вопрос! Классическая теория красивой гармонии, что в учебниках, завязана на четырёхголосие и подбор созвучий с голосом сопрано на основе правил голосоведения. Эти правила, в свою очередь, основаны на свободе движения остальных голосов, сопровождающих сопрано. У баяна нет такой свободы - аккорды готовые, с фиксированным расположением голосов в аккордах. Теории гармонизации для случая готовых аккордов я не нахожу.

MAN: Svit пишет: Классическая теория красивой гармонии, что в учебниках, завязана на четырёхголосие и подбор созвучий с голосом сопрано на основе правил голосоведения. Эти правила, в свою очередь, основаны на свободе движения остальных голосов, сопровождающих сопрано. У баяна нет такой свободы - аккорды готовые, с фиксированным расположением голосов в аккордах. Ах вот в чём дело, оказывается! Возможностей правой руки в этом отношении вам не достаточно и вашу творческую свободу сковывает готовый аккомпанемент в левой? Ну тогда решение лежит на поверхности - вам нужен готово-выборный баян. И голосоведите тогда на нём что угодно и как угодно вам сегодняшнему, знакомому с лучшими, красиво звучащими образцами других и классической теорией красивой гармонии, что в учебниках.

Svit: MAN пишет: Ну тогда решение лежит на поверхности - вам нужен готово-выборный баян А вот эта поверхность мне совсем не нужна - ретрограду подходит тот, что без выборки (чтобы он тоже был с "канцелярско-бюрократическим языком")!

MAN: Э, нет! Язык готового баянного аккомпанемента я канцелярско-бюрократическим назвать никак не могу и мне он очень даже нравится, несмотря на некоторую ограниченность его возможностей. А вот подсказки для "ретроградов" как можно эти возможности расширить: Левая клавиатура: сложные аккорды

Svit: MAN пишет: А вот подсказки для "ретроградов" как можно эти возможности расширить: Левая клавиатура: сложные аккорды Александр, за подсказку спасибо, но пока не до неё. Надо разобраться просто с готовыми аккордами, без их усложнения. Мы оба рассчитывали на пояснения Вальдемара применительно к гармонизации "Осеннего джаза", но не сложилось...

БЗ: Дискуссия, как обычно, перешла в дуэль антагонистов...



полная версия страницы