Форум » Ноты » Черновики к занятиям "Игра на баяне по нотам для ф-но, гитары и др." » Ответить

Черновики к занятиям "Игра на баяне по нотам для ф-но, гитары и др."

Ляkсеич: Сами занятия размещаются на форуме здесь Здесь же просто общаемся по темам занятий. По теории музыки, к сожалению, учебники и учебные пособия даже в руки не брал. Получается, что почерпнутое в ходе объяснений Вальдемара и является той основой,которая и позволит, надеюсь, обратиться к ним с некоторым пониманием того, "а как оно всё на практике". Обработка для баяна первого такта в "Кораблях" (принят был мной по-невежеству за второй такт) базировалась на тех знаниях, которые были почерпнуты мной из "Маши". Потребовалось дополнительно только (прошу не удивляться, что и в этом я полный ноль): - узнать в какой тональности написаны "Корабли" (в этом мне помог нотатор); - какие именно ноты входят в гамму, построенную в этой тональности (помог найти google.ru); - знал слово "диссонанс", а антоним к нему - "консонанс" нашел в словаре, ну, и на слух проверил, что два интересующих меня звука находятся в консонансе (просьба всегда исправлять мои ошибки в употреблении музыкальных терминов - только спасибо скажу!). Всё, больше ничего и не потребовалось, чтобы приблизиться к пониманию аранжировки Вальдемара в первом такте. Со вторым же тактом получилось несколько сложнее... (постараюсь написать об этом позднее). P.S. Мотивировка занятий у меня такая: есть множество произведений для хора, которые бы очень хотелось сыграть на баяне.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Ляkсеич: свит пишет: Пожелание Ляксеичу: перечисление нот аккорда начинать с основного, самого низкого тона. Благодарю, свит! Гармонический анализ второго такта не вызвал затруднений - аккорд соль-минор повторяется в нем дважды. А вот то, что потребовалось внести изменения и в партитуру правой руки - потребовало своего объяснения от Вальдемара. После же стало ясно, что необходимо задавать себе вопрос: "А как можно сыграть это на баяне, не искажая замысел автора ?" Возможно, что ответом на этот вопрос будет перемещение некоторых нот, играемых правой рукой, в басовый нотоносец для игры их левой рукой, но, возможно, что потребуется и обратное перемещение. При таком перемещение нот по нотоносцам и октавам, полагаю, неплохо взять начинающему в руки баян, и опробовать всё на практике. P.S. Не понял назначение знака "бекар" во втором такте аранжировки для баяна. Если кто в курсе - прошу объяснить.

Waldemar: Ляkсеич пишет: Не понял назначение знака "бекар" во втором такте аранжировки для баяна. Если кто в курсе - прошу объяснить. Вы имеете ввиду ноту соль и перед ней бекар? Если это она, дело в том, что в предыдущем такте была нота соль-диез. Чтобы снять влияние диеза я написал бекар, хотя можно было его и не писать.

Ляkсеич: Waldemar пишет: В третьем такте гармония построена следующим образом. 1-я и 2-я доля ре-минор, но в басу ля. Это называется квартсекстаккорд. На третьей доле происходит следующее. В голосах идет аккорд ми-доминантсептаккорд - это двойная домининта. Нота соль-диез перемещён сюда из аккомпанемента. А в басу остаётся нота ля, хотя она в ми-доминантсептаккорд не входит. Такое положение называется задержание или апподжиатура. Если бы нота ля в басу изменилась, то это была бы уже камбиата. Далее ми-доминантсептаккорд разрешается в ля-доминантсептаккорд и в следующем такте в тонику ре. Помню, реакцию нашу, только что зачисленных юнцов на первый курс вуза, когда профессор В. втечение 45 минут самой первой лекции объяснял нам то, что стало понятным по использываему им математическим аппарату - где-то к третьему курсу, а по самим явлениям, которые он описывал этой матиматикой, - ближе к диплому, да и то только тем кто специализировался по этой тематике... И только через много-много лет до меня дошло, надеюсь, понимание этого поступка профессора В.... Преподавание бывает разным. Кто-то как проводник ведет своих учеников, и они ступают за ним след в след. А кто-то показывает на "карте" то место к которому нужно ученику прийти, дает ему ещё "компас" и "палку", чтобы не заблудился и ощупывал место для следующего шага, помогает выбраться ученику из трясины, если ученик туда всё-таки угодил... Первый метод преподавания, полагаю, рождает специалиста-ремесленника, а второй - специалиста-исследователя, истинно творческую натуру.


Ляkсеич: Пяти тактов "Кораблей" мне хватило, чтобы приплыть к пониманию необходимости ликвидации моей безграмотности в теории музыки. А ведь по трем первым тактам аранжировки вырисовывалась некоторая методика, позволявшая после обнаружения аккордов на нотоносцах, подобрать к ним на слух басы... И тему Вальдемар указал: "Гармонический ликбез" и учебник, размещенный ещё Комбригом. Может существует и задачник (с ответами) по гармонии? И как лучше построить занятия по этим источникам, чтобы не увязнуть в дебрях этой всей теории? Ведь не собираюсь становиться профи, создающим прекрасные аранжировки для баяна...

Waldemar: Ляkсеич пишет: Может существует и задачник (с ответами) по гармонии? И как лучше построить занятия по этим источникам, чтобы не увязнуть в дебрях этой всей теории? Ведь не собираюсь становиться профи, создающим прекрасные аранжировки для баяна... В инете масса подобной литературы. Я назову следующих авторов: 1. Вахромеев, 2. Способин, 3. Холоповский, 4. Мясоедов; 5. Абызова, 6. Евсеев, 7. Дубовский, 8. Соколов. Однако лучше построить занятия не по примерам этих источников, а по произведениям актуального для Вас репертуара.

Ляkсеич: Что-то из этих авторов можно найти, например, здесь.

Ляkсеич: Теперь, наконец-то, понимаю от чего подавляющее большинство учеников музыкальных школ из-под палки занимаются и забрасывают подальше свои музыкальные инструменты после окончания этих учебных заведений. Академизм в преподавании хорош, полагаю, для обучения будущих профессионалов. Но ведь даже книга для музыкальных школ Пановой "Конспекты по элементарной теории музыки" основывается на подаче материала как и в академических трудах Способина и Вахромеева... :( Если бы не книги наподобие книг Перельмана по физике, геометрии, которые были прочитаны в детстве, а ограничивался только школьными учебниками с их академическим подходом в подаче материала, то точно бы забросил все эти науки куда подальше. Ну нельзя, полагаю, полюбить игру в шахматы, если начинать изучать правила этой игры по книгам о дебютах, миттельшпилях... Есть ли какие-либо учебники по теории музыки без этого академического подхода? Ведь меня интересует решение определенного круга прикладных задач на примитивном любительском уровне.

Waldemar: Ляkсеич пишет: Есть ли какие-либо учебники по теории музыки без этого академического подхода? То есть теория без теории? Или Музыка без музыки? Возможно, я утрирую, но Вы хотите что-то узнать, ни во что не вникая. Извините, но так не бывает!

Ляkсеич: Waldemar пишет: Возможно, я утрирую, но Вы хотите что-то узнать, ни во что не вникая. Извините, но так не бывает! Степень вникания может быть разной. Пример профессионала, который мог и популярно излагать теоретические основы физики - Ландау. Те, кто хотел постичь большего могли уже обращаться к его академическим трудам, или трудам других ученых.

Waldemar: Ляkсеич пишет: Степень вникания может быть разной. Cовершенно согласен. Но в Вашем посте номер 41 Вы сами о себе писали: "Ляkсеич - полный ноль и невежда." И тем не менее Вы пытаетесь что-то узнать!

MAN: Ляkсеич пишет: Теперь, наконец-то, понимаю от чего подавляющее большинство учеников музыкальных школ из-под палки занимаются и забрасывают подальше свои музыкальные инструменты после окончания этих учебных заведений. А физике и математике в средней школе и далее Вы разве по Перельмановским "Занимательным", "Весёлым" и "Живым" обучались? Книжки Якова Перельмана замечательные и очень-очень полезные, но они ведь предназначаются не для обучения соответствующим дисциплинам, а для того, чтобы пробудить, вызвать и подогреть к ним интерес у читателя. А вот когда такой интерес проснулся, тогда уже и "скучные" учебники таковыми вовсе не кажутся. Потому что ведут к цели привлекательной и желанной. Для чего лично Вам, взрослому человеку какая-нибудь "Завлекательно-развлекательная теория музыки"? Ведь Вы и так уже достаточно заинтересованы теорию эту до некоторой степени постичь, раз пишете: меня интересует решение определенного круга прикладных задач Так в чём же дело?

Ляkсеич: Waldemar, так для решения той задачи, что поставил себе, на примитивном любительском уровне потребуется приобретение знаний именно по перечисленным академическим учебникам? Другого пути нет? Неужели этот академизм присутствует и в зарубежных учебных пособиях по теории музыки?

Ляkсеич: MAN пишет: Для чего лично Вам, взрослому человеку какая-нибудь "Завлекательно-развлекательная теория музыки"? Перечислите, пожалуйста, эти "завлекательно-развлекательные" учебные пособия по теории музыки. Их я не нашел.

MAN: Ляkсеич пишет: Перечислите, пожалуйста, эти "завлекательно-развлекательные" учебные пособия по теории музыки. Их я не нашел. Объсните сперва, пожалуйста, с какой целью Вы их ищете. Ляkсеич пишет: Waldemar, так для решения той задачи, что поставил себе, на примитивном любительском уровне потребуется приобретение знаний именно по перечисленным академическим учебникам? Другого пути нет? Простите, что вмешиваюсь, но как же нет другого пути? С этой задачей можно справиться безо всякой теории вообще. Берёте баян и играете что угодно в своём собственном переложении. Без нот. А если Вас кто-нибудь станет спрашивать почему Вы в таком-то месте берёте вот эту ноту, а не ту, этот аккорд, а не другой, то Вы без всяких "ступеней", "интервалов" и "тональностей" отвечайте: "Потому что так лучше звучит!"

Ляkсеич: Ходить путем крайностей? :). С одной стороны - профессиональный академический подход, с другой - то, что с юмором предлагает MAN Но ведь должен быть путь и между ними? Неужели нет такой учебной литературы?

MAN: Ляkсеич пишет: с другой - то, что с юмором предлагает MAN А никакого юмора в моих словах и не было, даром что улыбающуюся рожицу в конце вставил. Я абсолютно серьёзно предполагаю, что и прекрасно образованные музыканты, делая переложения часто полагаются более на слух и интуицию, чем занимаются при этом сугубо теоретическими рассуждениями и анализом, не говоря уж о тех кто совсем не владеет музыкальной грамотой (а ведь и среди таких можно встретить немало очень талантливых). И потом, ну какой-такой сугубо "профессиональный" да "академический" подход у авторов пособий для ДМШ? Суховато-скучновато изложено разве, да примеры всё из классики, так у детей в школах, слава богу, живые преподаватели есть - от них многое зависит, а уж взрослому человеку, сознательно решившему разобраться что к чему, пенять на сухость текста или обилие терминов по-моему несколько странно.

Ляkсеич: По теории музыки ищу учебник, в котором помимо теории есть и практическая часть по изучаемым темам. В практической части должны быть и упражнения для самостоятельной работы, и правильные ответы (варианты ответов) желательно с пояснениями к ним.

свит: Ляkсеичпишет: Степень вникания может быть разной. Пример профессионала, который мог и популярно излагать теоретические основы физики - Ландау. Те, кто хотел постичь большего могли уже обращаться к его академическим трудам, или трудам других ученых. Ляkсеич, мне кажется, что Вы ошибаетесь с переоценкой значимости популярных книжек. Для практической деятельности, инженерной, например, они ничего не дают. Будучи физиком по диплому и временами по работе, собирал разную литературу по теоретической и прикладной физике, которая позволяла бы разобраться с той или иной проблемой. Всем физикам известен многотомный учебник Ландау и Лифшица по теоретической физике. Том по квантовой механике мне пришлось прорабатывать досконально. Стиль изложения материала отличался предельной лаконичностью,ёмкостью и ясностью, не смотря на сложный для технаря математический аппарат. Один из ведущих физиков-теоретиков страны, Ландау вёл теорсеминар для желающих, на который допускались подготовленные, кто мог сдать ему некоторый теорминимум. Так что популярные книжки - это для детишек, чтоб заинтересовать. Думаю, в музыке то же самое. И там, и там можно говорить о разных ступенях образования и, соответственно, об учебниках для этих ступеней, различающихся по сложности. Как я представляю, аранжировка не входила в перечень предметов советской и постсоветской музыкальной школы. Отсюда осутствие не популярной, но учебной литературы начального уровня по этой проблематике.

Ляkсеич: свит пишет: Ляkсеич, мне кажется, что Вы ошибаетесь с переоценкой значимости популярных книжек. Для практической деятельности, инженерной, например, они ничего не дают. Может видение "ошибок" от неправильного толкования? Так вроде прямо написал то, что за учебник ищу для себя. И высказал свое мнение почему дети в основном из-под палки учатся в музыкальных школах, и перестают заниматься музыкой, если всё-таки их заканчивают. Еще в древности говорили, что ученик - не сосуд, который до краев наполняет учитель знаниями, а факел, который он возжигает.

Waldemar: Ляkсеич пишет: По теории музыки ищу учебник, в котором помимо теории есть и практическая часть по изучаемым темам. В практической части должны быть и упражнения для самостоятельной работы, и правильные ответы (варианты ответов) желательно с пояснениями к ним. Самые лучшие упражнения для самостоятельной работы - это те произведения (песни), которые Вы хотели бы сыграть, но не нашли нот. Вот тут у Вас возникнет ИНТЕРЕС - лучший двигатель любого прогресса.



полная версия страницы