Форум » Ноты » Подбор по слуху на баяне » Ответить

Подбор по слуху на баяне

Максимко: А Басурманова закончил чтоли? Я тоже его сейчас изучаю уже почти год, по моим ощущениям ещё много осталось. Мне кажется правильней было б его всё-таки до конца изучить, а подбирать уже потом учиться, когда уже знаком со всякими там ритмическими фигурами и гармоническими последовательностями.. Но это я о своем подходе..

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 5 6 All

князь: Максимко да нет еще,где-то половину изучил.

Cepreu: Не обязательно с левой. У каждого наверное по-разному получается. У кого мелодический слух больше развит, тому проще мелодию подобрать-на правой. У кого гармонический, тому гармонию проще подобрать-на левой. Посоветовать можно то, что нужно развивать это умение - подбирать, подбирать, подбирать разные мелодии, которые хорошо Вам знакомы - звучат в голове. Или включать музыку, где отчетливо слышна партия солирующего инструмента и подбирать вслед за ним. Будет не все получаться, но постепенно будет формироваться навык. По поводу левой все проще, чем в правой. Аккомпанемент множества мелодий строится на 3 или 6 аккордах, расположенных рядом друг с другом. Они называются тоника, субдоминанта и доминанта. Достаточно лишь найти в левой руке бас и аккорд, созвучный определенному кусочку мелодии (например это тоника), которую Вы подобрали в правой. Остальные басы и аккорды для этой мелодии (субдоминанта и доминанта) будут рядом. Вот ссылка на тему "Книги о музыке" http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000006-000-0-0 Об игре по слуху написано в этих книгах: Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 3. Третий год обучения. Парнес Д. Г. Оськина С.Е. Баян. Самоучитель без нот. Москва 1998

князь: Спасибо за помощь!Буду пробовать.


князь: Скачал книгу Басурманова Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 3. Третий год обучения,начал первое задание выполнять.У меня вопрос,в заданиях где дана аппликатура там 1-это большой палец?

князь: Максимко вы по слуху играете уже?

Максимко: князь ну я иногда подбираю какую-нибудь чепуху, обычно только правой рукой.. но не могу сказать что прям таки играю на слух, всё же думаю добить Басурманова(того который простой а не 3й том) чтоб база был чтоли, а потом может заняться чемто похожим. а вам собственно зачем такой навык нужен? мне кажется что тут оч серьёзно заниматься надо - сольфеджио и прочие ужасы

князь: Навык игры по слуху?Ну как сказать,ноты всех произведений есть,чтобы если что подыграть кому-то.

Комбриг: князь, следуйте первоклассным инструкциям, которые дал Cepreu! А ещё прочтите: http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000019-000-0-0-1314095323 ...первую стр. Мне представляется: рано вы замахнулись на подбор по слуху. Это высший пилотаж... Доложите, какой репертуар играете?

князь: Играю: из самоучителя-Катюша,Златые горы,Вот кто-то с горочки спустился,Частушка,Варяг,Барыня,Уральская плясовая; Одинокая гармонь,Мой костер в тумане светит,Три танкиста это уже не из самоучителя. На правой подобрал на слух Старый клен,По Муромской дорожке,Напилася я пьяна.

Cepreu: Снова мы свернули в другую тему. Но так как тема игры по слуху очень интересная, то хочется и об этом пообщаться. Комбриг пишет: Мне представляется: рано вы замахнулись на подбор по слуху. Это высший пилотаж... Высший пилотаж наверное это когда произведение подбирается за максимально короткое время в любой тональности, и не только мелодия, но и вариации к ней. Например на свадьбах баянист начинает играть вслед за поющим в той же тональности, что и он поет и каждый следующий куплет варьирует-привносит в него что-то новое. Или может аккомпанировать ранее незнакомой ему мелодии, пусть даже тремя аккордами. Причем у каждого певца свой голос - своя тональность, удобная для пения. Тут не обойтись заученными произведениями. Какие ноты запел запевала, такие же и баянисту играть надо, а не те, которые он дома выучил. Я видел таких баянистов. Так и не могу понять, врожденный у них слух или приобретенный. Они немало свадеб отыграли в те времена, когда музыканты живьем играли, без всякой аппаратуры. Один из них сказал, что для того, чтобы этого достичь, баяну всю жизнь посвятить надо. А второй не знает как это у него получается. Смотрит вверх и говорит «У меня это оттуда (из космоса) переходит на пальцы. Я не могу тебе объяснить. Играй за мной и у тебя тоже получится. Не заметишь сам как получится». Но я только в первой позиции мог с ним достаточно свободно играть. В тональностях из других позиций постоянно ошибался, спотыкался, ловил его на тоническом аккорде -короче говоря лажал по полной. Нужна практика. Но начинается все с подбора по одной нотке самых простых хорошо знакомых мелодий. А когда следует это начинать? Здесь наверное у каждого по-своему получается – зависит от музыкальных способностей, в первую очередь слуха. Я встречал на застольях баянистов, которые в музыкальной школе не учились и не знают нот потому, что жили в деревне. Но по тому как они попадают в тональность, начиная играть за поющим мелодию порой по одной нотке, я убедился, что слух у них отменный. Один из них подобрал самостоятельно «Подмосковные вечера» в первый же вечер, когда ему купили баян. Баянисту со средними музыкальными способностями наверное лучше будет сначала по нотам разучить побольше произведений. А потом подбирать по слуху. (Можно конечно и с самого первого дня пробовать подбирать. Вдруг у Вас феноменальные способности?) Но когда выучен ряд произведений, легче будет выявить в них некоторые закономерности. Это устойчивые ступени, которые называются тоника, субдоминанта, доминанта. К этим ступеням тяготеет мелодия (определенный ее участок) в правой клавиатуре, и на этих же ступенях строится аккомпанемент – басы и аккорды левой руки.

Cepreu: князь, проанализируйте те произведения, которые Вы играете. Убедитесь, что аккомпанемент в них строится на небольшом количестве басов и соответствующих им аккордов, расположенных на левой клавиатуре рядом друг с другом или относительно недалеко, когда мелодия отклоняется в параллельную тональность. Выделите тонику - самую устойчивую ступень. К ней как бы стремится аккомпанемент и мелодия. Прочтите книги по теории музыки (не обязательно для баяна - теория общая для всех инструментов), разберитесь и опробуйте эти теоретические построения на баяне. Эти знания помогут Вам ответить на вопросы "Почему так получается?" А остальное -это дело практики. Пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте подбирать, чтобы сформировалось такая привычка, когда Вы будете тянуть пальцы к правильным клавишам и сами не будете знать почему именно к этим клавишам. Этот навык приобретется не сразу. Вы заметите что сумели подобрать всего лишь отрывок какой-то мелодии. Или очень простенькую мелодию. Какие-то мелодии, которые Вам хочется сыграть, не сможете подобрать годами. Зато будут получаться другие, которые Вы и не планировали подобрать, но в процессе подбора эта мелодия сама собой получилась. Подбор партии левой руки на примере старого клена. Сыграйте правой рукой фразу "Старый клен" и остановитесь на ноте, которая соответствует слову "клен". Эта нота (не важно как она называется) тоника - самая устойчивая нота в этой песне. Постоянно музыкальные фразы будут стремиться к ней. Вторая строчка песни "Старый клен" снова стремится к этой же ноте. Именно к ней тяготеют в конечном итоге участки мелодии этой песни. Найдите эту же ноту на левой клавиатуре баяна (во втором вертикальном ряду)-бас. Аккорд будет находиться напротив этого баса (в третьем или четвертом ряд), потому, что левая клавиатура баяна так устроена, что аккорды находятся напротив нужных басов. В "Старом клене" это будет минорный аккорд. Он является тоническим аккордом в этой песне. Аккомпанемент тоже будет постоянно тяготеть именно к этому басу и аккорду. Играйте его на фоне мелодии, которую играете правой рукой, пока не почувствуете, что нужно сменить его на другой бас и аккорд на каком-то участке мелодии. Следующие басы и аккорды будут находиться не далеко от тонического баса и аккорда (не всегда рядом по соседству, но не далеко-чуть ниже или выше тоники), опять же благодаря мудрому устройству левой клавиатуры баяна. Таким же способом пытайтесь подобрать аккомпанемент к другим песням. Убедитесь, что для аккомпанемента понадобиться не так уж много басов и находящихся напротив них аккордов. Весь аккомпанемент для определенного произведения находится на относительно небольшом участке левой клавиатуры. Вам не придется искать его среди всех 100 или 120 клавиш. Главное в процессе подбора аккомпанемента -найти этот участок клавиатуры. А если быть еще более точным, то нужно найти тонический бас и аккорд - услышать его. Для этого играйте отрывок мелодии правой рукой и нащупывайте "методом тыка" подходящий бас с аккордом и слушайте, он это или нет. На нужном басу и аккорде звуки, звучащие в правой и левой клавиатуре сольются. Вы почувствуете, что это нужный бас и аккорд. Он и будет стартовой площадкой для нахождения следующих басов и аккордов.

князь: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются и т.д.?

Комбриг: князь пишет: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются Вот токо что дал ссыль (пост 1809)! Вы ходили в "Гармонический ликбез"? http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000019-000-0-0-1314095323 Там всё объяснено с картинками! Если будете так относиться к рекомендациям, которые вам дают, далеко не уедете... Cepreu пишет: Высший пилотаж наверное это когда произведение подбирается за максимально короткое время в любой тональности, и не только мелодия, но и вариации к ней. Позвольте изложить моё понимание "Высшего Пилотажа", коллега. Уровень 1. Примерно 20-25% музыкантов подберут мелодию ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ. Уровень 2. Где-то 2-3 из сотни - подберут басы. Как вы сказали: "3 аккорда я тебе сыграю гордо". Уровень 3. Человек, обладающий не только слухом, но и муз.образованием, сделает это грамотно. Таких на порядок меньше: 2-3 на тыщу! Уровень 4. Самородки. С ходу играет в любой тональности, выдаёт вариации в каждом куплете, в состоянии освоить любой инструмент. Такие встречаются: ОДИН - на 100.000, а то и на миллион! Уровень 5. Высший Пилотаж, как таковой. Музыкант со способностями самородка, + спец. образование (училище, конса). Сумеет сделать аранжировку или композицию в любой оркестровке (на бумаге или в софте). Таких единицы, среди миллионного моря музыкантов... Исходя из своего муз.багажа, нужно ТРЕЗВО оценить свои способности по подбору на слух. Если опыт и возможности невелики, лучше прибегнуть к помощи профи, либо пытаться "брать задницей". Шансы однако минимальны. Не потому, что невозможно в принципе, а оттого что не хватит работоспособности и интеллекта.

Cepreu: Комбриг, неужели все так плохо? 1 уровень. Неужели среди ВСЕХ музыкантов лишь четверть способна подбирать по слуху? В этом пункте мы говорим не о свободной игре, а лишь о способности подбирать по одной нотке мелодию -медленно, методом проб и ошибок. 2 уровень. Неужели гармонию подобрать так тяжело? Среди гитаристов-самоучек, играющих аккордами, не редко попадаются те, которые могут подобрать аккомпанемент понравившейся им песни. Неужели из 100 гитаристов 97 играют только разученные и расписанные аккордами песни и только 3 могут самостоятельно подобрать аккорды и играть новые песни. А как же тогда играли деревенские гармонисты, которые не знали нот? Или из 100 таких гармонистов 97 просили у остальных троих показать им какие клавиши надо нажать. И лишь трое могли послушав другого гармониста повторить то, что он сыграл? 3 уровень. Хочу спросить, поскольку не осведомлен. Все ли кто закончил музыкальное училище могут играть по слуху? Пусть даже и не абсолютно свободно и не в любой тональности. Если не все, то какой процент среди выпускников музучилищ это может? Неужели действительно процент могущих играть по слуху так низок? В данном случае я снова говорю не о свободной игре с ходу, а лишь о способности подбирать. Дома по одной ноте подобрать мелодию, аккомпанемент, потренироваться и лишь потом играть перед слушателями. А как же тогда музыкальные руководители: в детском саду, общеобразовательной школе, и особенно в пионерском лагере, доме культуры, где ноты заранее не заготовишь? А баянисты играющие на свадьбах? (я встречал таких до того как электронные «балалайки» полностью вытеснили живую музыку). Ведь там не угадаешь кто какую песню в какой тональности будет петь, заранее ноты не выучишь. А музыканты, игравшие в ресторанах? Или у всех был заученный репертуар? Ведь на таких «мероприятиях» «почтенная» публика может и поколотить, если ей какую-нибудь «мурку» откажутся играть. Особенно на свадьбе никому не объяснишь, почему одним певцам аккомпанируешь, а другим отказываешься, потому что песен, которые они поют не разучил. 5 уровень. То что Вы указали в 5 уровне – это не просто высший, а наивысший пилотаж. Про 4 уровень хочу рассказать из личного опыта. В городе, где я живу есть ансамбль гармонистов-любителей. В нем есть 2 баяниста. Руководитель ансамбля закончил музыкальное училище. Играет по слуху свободно в любой тональности. Он аккомпанирует различным коллективам художественной самодеятельности во дворцах культуры и на предприятиях, где такие коллективы есть. Для него нет никакой разницы в какой тональности играть. Я был неоднократно свидетелем этого и наблюдал какие вариации он выдает. Играя со мной, он сказал, чтобы я играл что хочу. Я стал играть что взбрело мне в тот момент в голову – какую-то польку наподобие карело-финской, которую я сам когда-то давным-давно подобрал, и частично выдумал из головы. Такого произведения наверное и не существует нигде, кроме как в моей голове. После первых же секунд он заиграл вслед за мной и выдал вариации. И лишь иногда у него проскальзывали фальшивые нотки, не режущие слух, из-за того, что вариации были в очень-очень быстром темпе. Второй человек в этом коллективе для меня оказался еще более интересен, поскольку он, как я понял, даже не закончил музыкальную школу. Именно к нему я обратился первоначально с просьбой поиграть совместно. Он предложил мне играть что-нибудь. Сказал, что ему абсолютно все равно что и в какой тональности играть. Я заиграл от некоторого смущения в не совсем удобной для меня тональности из-за чего стал ошибаться, а он спокойно играл так как будто бы заранее разучил это произведение. Я стал иногда по возможности посещать этот коллектив и постоянно убеждался в этой его феноменальной способности играть в любой тональности. Однажды его позвали аккомпанировать хору. Он спокойно сел, прослушал куплет песни, которую пел хор и заиграл ее, хотя такой песни я никогда не слышал и он наверняка ее тоже не знал. Также он свободно подыграл одному человеку, который стал вспоминать и напевать песню, которую я тоже ранее не слышал. Однажды, когда мне снова удалось поиграть с ним, он снова предложил играть все, что угодно, только не «Полет шмеля». Я заиграл «Полонез» Огинского, который я разучил по нотам, а он стал играть партию второго баяна – украшать основную тему своими вариациями, импровизируя на ходу. Он то мне и рассказал, что у него большой опыт игры на свадьбах. Он действительно самородок. Руководитель ансамбля отозвался о нем как об очень способном. Но неужели таких действительно 1 на 100000 или даже на миллион?

MAN: Cepreu пишет:А как же тогда музыкальные руководители: в детском саду... Ой, вспомнились по этому поводу дела давно минувших дней. Когда мой сын (сейчас-то ему уже 22 года) начал ходить в детский сад, он стал дома напевать песенки, которые там в садике, очевидно, разучивались. Так мы с женой подумали было, что у нашего отпрыска начисто отсутствуют всякие музыкальные способности. Все песенки он выпевал на двух-трёх нотах, причём странным образом, как будто бы произвольно их меняя и совершенно не стараясь выводить хоть какое-то подобие мелодии. Всё встало на свои места после того, как мы побывали на утренниках. Оказывается их ТАК УЧИЛИ! Аккомпаниаторша "блямкала" на пианино на одних и тех же двух аккордах сопровождение к любой песенке, выдерживая только ритм, и то всегда какой-то подчёркнуто солдатско-маршевый, а не тот, что должен быть в исполняемой песне. Никаких внятных мелодий в пении детей при таких условиях, разумеется, и быть не могло! P.S. Хочется думать, конечно, что случай этот является исключительным, а не типичным, рассказал я о нём потехи ради и прошу извинить за оффтоп. Если согласиться с "суровой статистической сводкой" Комбрига , то у многих, мне кажется, возникнет риск лопнуть, раздувшись от гордости за свою "исключительность" и "редкие способности" Бог с ним с "высшим", а тем более "наивысшим пилотажем", но в той или иной степени музыкально одарённых людей по-моему всегда было и будет достаточно много (если, конечно, не судить об этом по тому, что мы видим и слышим на современной Российской эстраде и, в особенности, по телевизору ).

Cepreu: MAN пишет: Если согласиться с "суровой статистической сводкой" Комбрига , то у многих, мне кажется, возникнет риск лопнуть, раздувшись от гордости за свою "исключительность" и "редкие способности" А остальным остается лопнуть от зависти перед теми, у кого такие способности есть. В первом классе музыкальной школы я вообще ничего не мог подобрать по слуху. Но я видел как например в пионерском лагере аккомпаниатор мог аккомпанировать или во время застолья баянист самоучка подыгрывал поющим как умел (причем получалось не плохо, учитывая что он песни заранее не разучивал). В передаче «Играй, гармонь» показывали гармонистов, не знавших нот. Я тоже так хотел уметь. Но лопать от зависти мне не хотелось. Стал самостоятельно подбирать мелодии по одной нотке в самых простых для меня тональностях-ля минор и до мажор (в них нет ключевых знаков и для подбора множества мелодий требуются лишь белые клавиши). Потом со временем, дабы разнообразить эти мелодии, стал играть их двойными нотами -терциями, а потом и аккордами, применяя коротенькие вариации на основе арпеджио. Поэтому я думаю, что такие способности можно развить. Конечно у каждого это происходит по-разному. Жаль что никто не может объяснить как у них получается по слуху играть. Они так слышат, и все.

Cepreu: Князь пишет: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются и т.д.? В ощих чертах. Это устойчивые ступени. К ним тяготеет или стремится мелодия, ее участки (правая рука).Аккомпанемент тоже строится на басах и аккордах этих ступеней (левая рука). Причем расположены эти басы и аккорды на левой клавиатуре баяна очень компактно и удобно – рядом друг с другом. Подробно об этом можно прочитать в любом учебнике по теории музыки. Не обязательно для баяна. Обычно для демонстрации теоретических построений используется фортепианная клавиатура. В ней все клавиши расположены в один ряд в порядке возрастания, поэтому удобно считать ступени и строить интервалы и аккорды. Можно в сети поискать информацию об этом и почитать те сайты, где это разъяснено наиболее доходчиво и понятно для Вас. В этом нужно обязательно разобраться. Как я уже упоминал, эта информация крайне полезна для того, чтобы уяснить себе закономерности в музыке, понять как что устроено. Чтобы понять правильное направление и облегчить себе подбор мелодий по слуху. Делать это не только «методом тыка» - искать каждый звук мелодии и аккомпанемента. А гораздо сузить область поиска, увеличив таким образом вероятность нахождения нужных клавиш и сократив время на подбор по слуху.

Комбриг: Господа, возник риск - затопить тему потоками флуда! Интересного, но далёкого от практических рекомендаций. Так случилось в "Гармоническом ликбезе"... Поэтому предлагаю одному из вас открыть в Оффтопиках тему: "Музыкальные истории". Там я сам что-нить расскажу. А здесь бум отвечать на КОНКРЕТНЫЕ вопросы, а? Cepreu пишет: эти мелодии, стал играть их двойными нотами -терциями, а потом и аккордами, применяя коротенькие вариации на основе арпеджио. Поэтому я думаю, что такие способности можно развить. Об этом и речь!!! Упражнения выложены в новой редакции. Изучай, применяй! Новичок плохо себе представляет, на что он замахивается, желая подбирать на слух. Какой объём информации он должен впитать? Какие навыки развить? В какой степени "чувствовать инструмент"? Зачастую "претендент на подбор" имеет самое смутное представление о расположении клавиш левой клавиатуры. Я уже молчу о ритмических форматах, гармонических последовательностях и прочем...

князь: Басурманов ,3 год обучения который,трудноват показался,да и многих страниц нету,оставил пока на потом.Сейчас начал заниматься по Самоучителю без нот,немного стал понимать,в Старом клене 2 строчки подобрал уже)

Комбриг: Пошли дальше. Cepreu пишет: 1 уровень. Неужели среди ВСЕХ музыкантов лишь четверть способна подбирать по слуху? Просеянные сквозь Сито Драконовских Экзаменов, подбирать мелодию могли почти все студенты. По крайней мере, 80-90%. "Блатные" проявились на сольфеджио! Те не могли ничего: ни спеть без фальши, ни распознать цепочки интервалов или аккордов, ни написать диктант. Несчастные дети! Их заставляли делать то, к чему они не имели ни малейшей склонности. Для меня это был любимый предмет! Я обожал все эти трюки, за исключением пения... Отсюда можно сделать вывод, что таланта вокалиста у меня нету. "Намычать мелодию", когда подбираешь - одно, а петь в полную силу, с удовольствием - совершенно другое. Между прочим, способность спеть мелодию - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ для подбора на слух! 2 уровень. Неужели гармонию подобрать так тяжело? Решающий фактор опять же - способность мыслить гармоническими категориями и КОЛИЧЕСТВО подобранных пр-ний! Человек, неспособный уловить разницу между, скажем, Мажором и Минором, для этой работы непригоден. Таких я встречал в жизни на каждом шагу! Ваш пример с гармонистами неудачен. Формат частушек крайне примитивен! Число комбинаций аккордов можно перечесть по пальцам одной руки, правой рукой можно пробежаться по клавишам вот так, а другой сделает - вот эдак. Ну и что? Посмотрел бы я на гармониста, пытающегося сыграть те же Feelings или какой-нибудь Рэггей?! У него и кнопок-то на гармони таких нету... 3 уровень. Хочу спросить, поскольку не осведомлен. Вот классический пример МУЗЫКАНТА 3-го уровня: http://www.youtube.com/user/WYurij Человек самостоятельно поднялся со дна 1-го - до достаточно хорошего 3-го уровня подбора на слух. Сомневаюсь, что Юрий имеет какое бы то ни было законченное муз.образование: техника игры - где-то 3-й класс муз.школы. Но я его уважаю! Сходу присвоил бы ему звание Майора! Обратите внимание на количество ЖАНРОВ подобранной музыки! Рекомендую всем подписаться на его канал, постить комментарии к клипам и вопросы: "как он дошёл до жизни такой?" Глядишь - и привлечём ценного бойца в нашу тусовку! Про 4 уровень хочу рассказать из личного опыта... Но неужели таких действительно 1 на 100000 или даже на миллион? То что вы рассказали, какбэ повесть о моей будничной работе в Совке... 4-й уровень снятия на слух - нечто ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩЕЕ! В реальной жизни, я встречал порядка 6-8 человек, превосходящих меня по этому делу. То есть я ничуть не преувеличиваю РЕДКОСТЬ подобных индивидуумов!

Комбриг: "Всё смешалось в доме Облонских..." Данную тему поместить бы в "Общий форум", а "Вопросы Сибелиуса" - таки просятся в "Комп.Технологии"! Раздел "Ноты" должен быть отдан исключительно этому предмету. Это не приказ, просто мне вот так ка-а-эцца...

Cepreu: Комбриг пишет: Данную тему поместить бы в "Общий форум" Это была моя инициатива перенести все посты, касающиеся игры по слуху, из темы "Школа игры на баяне" в отдельную тему на общем форуме. Таким образом мы бы не засоряли ту тему и продолжили бы разговор об игре по слуху в отдельной теме. С этой просьбой я обратился в личном сообщении к Александросу. Но видимо при ее реализации произошли какие-то технические сбои. Об этом свидетельствует вновь появившаяся тема "Глюк" в разделе "Работа форума и сайтов". В результате часть постов об игре по слуху так и остались в прежней теме, а часть перенеслись в раздел "Ноты". Для системности конечно хотелось бы все привести в порядок. Но если это сделать невозможно, то я вкратце упомяну о том, с чего начался наш разговор. Новичек на форуме -князь, обратился с просьбой разъяснить ему как подбирать по слуху. Он смог подобрать мелодии некоторых песен правой рукой, но испытывает затруднения с подбором левой руки. Ему советовали начинать подбор с левой руки. Вот он и спросил как лучше подбирать по слуху.

Александрос: Я так и хотел, в общий форум, но возник глюк. Пришлось срочно переносить оттуда. Придётся её терпеть здесь.

князь: Может есть какие-нибудь упражнения на развитие слуха? И еще,как считаете играть по слуху можно научиться,или это у кого-то есть,а у кого-то нет?

Комбриг: князь пишет: Может есть какие-нибудь упражнения на развитие слуха? Эта тема создана специально для вас, княже... Тут только и говорят, что о ПОДХОДАХ К СНЯТИЮ НА СЛУХ и об упражнениях по его развитию! Максимко пишет: мне кажется что тут оч серьёзно заниматься надо - сольфеджио и прочие ужасы Cepreu пишет: Посоветовать можно то, что нужно развивать это умение - подбирать, подбирать, подбирать разные мелодии, которые хорошо Вам знакомы - звучат в голове. Замечаю, у вас напряг с пониманием даваемых вам рекомендаций? Буквы на экране монитора не складываются в руководство к действию? Садиться за инструмент и заниматься неохота? Тогда помочь мы бессильны...

князь: Играть и заниматься очень хочется,столько желания играть,кажется вот вроде ничего сложного нет,а начинаешь играть и все не так получается.

князь: Комбриг пишет: Cepreu пишет: цитата: Посоветовать можно то, что нужно развивать это умение - подбирать, подбирать, подбирать разные мелодии, которые хорошо Вам знакомы - звучат в голове. не знаю за что браться,кажется легкое,а такое подберу,что и сам слушать не будешь

Комбриг: князь, не надо плодить ненужные посты. Что-нить забыли вписать - заходите в "Правку" и дописывайте! Потом - "Отправить". Вам не раз и не два сказали, что делать. Повторю в последний раз! Если и после этого не врубитесь - тады звиняй, мэн... Некоторые считают меня грубым и безжалостным солдафоном. Оттого, что я говорю ПРАВДУ В ЛИЦО, не льщу! Однако умный человек поймёт, что я указываю единственно верный путь. Остальные ведут в тупик... Человек, который умеет подбирать, не ходит на форумы и не просит его научить. Вы лезете в высшую математику подбора на слух, не освоив БУКВАРЬ баяна, князь. 1. Скачать упражнения с Эксклюзивов от Комбрига. Они внизу страницы. Ещё упражнения: http://bayan-trainer.ru/forum/index.php?topic=2153.0 Разучить! Играть ежедневно, по 10 раз каждое. 2. Шлифовать имеющийся репертуар, а по мере готовности пьесы - выкладывать на Полигон. Можно будет советовать что-то конкретное... 3. Читать вот эту тему с самого начала, ВДУМЫВАТЬСЯ в каждое слово и идти по данным ссылкам. Там изучать, что написано и пытаться применять на инструменте. Для чего это нужно? Для выработки необходимых рефлексов! Изображение ноты на бумаге, должно прочно связываться у вас с определённой клавишей на баяне, на соответствующем ряду и в нужной октаве. Пока у вас не появится этой необходимой базы - забудьте о снятии на слух! Сроки? Трудно сказать. Ежели у вас музыкальные и трудовые способности в наличии - займёт месяцы. В противном случае - ГОДЫ, без такого же успеха...

князь: Трудовые способности точно есть,долго без дела сидеть не могу ,а вот насчет музыкальных не уверен,ритм ловлю хорошо,мелодию могу напеть примерно ну и наиграть смогу.По Муромской дорожке я мелодию подобрал за час,может даже меньше

Комбриг: князь пишет: По Муромской дорожке я мелодию подобрал за час,может даже меньше Молодец! Но мы говорим не о ваших достижениях, а о ШАГАХ по овладению баяном. Доложите, какие действия из предписанных в моём предыдущем посте вы предприняли?

князь: Выучил гамму До и Фа мажор,ну и проиграл их конечно.Так же вспомнил про арпеджио Фа мажор и его проиграл.Ну это сегодня,а завтра такую выработку дам.И песни некоторые повторил.

Cepreu: В одной из тем форума зашла речь о книге Парнес Д.Г., Оськина С.Е. "Баян. Самоучитель без нот. geniot пишет: Первая книга, которая мне открыла глаза и научила "играть головой" А меня эта книга научила играть по слуху в разных тональностях. До знакомства с ней я пытался транспонировать ранее выученное произведение из одной тональности в другую - смещал каждый его звук на одинаковое количество полутонов (клавиш на баяне). Но однажды от одного баяниста, отлично играющего по слуху, услышал, что ноты мелодии находятся в аккордах. Вечером того же дня я листал эту книгу в электронном варианте и обнаружил в ней на странице 152 ту же фразу, которую сказал мне тот человек. А на следующий день я обратился к МАN-у с просьбой помочь мне найти недостающие страницы этой книги. MAN незамедлительно прислал их мне и у меня стало получаться играть по слуху в любой тональности "с чистого листа" ничего не транспонируя. Благодаря этой книге, а точнее всего лишь одной фразе из этой книги, написанной на странице 152, мои руки сами стали играть в разных тональностях. С неточностями, ошибками и остановками, но это был настоящий прогресс в сравнении с тем, как я играл до этого. Суть игры сводится к тому, что правая рука должна уметь находить те же аккорды, которые играет левая рука. Если быть более точным, то в большинстве случаев это будут обращения этих аккордов. Причем нужно играть то обращение, нижняя нота которого соответствует одной из нот мелодии, звучащей в то время, пока удерживается аккорд. Поскольку я играл гаммы, аккорды и арпеджио во всех трех позициях, то нахождение таких аккордов для меня не составляло особого труда. В основном эти аккорды представляют собой тонику, доминанту, субдоминанту. Но в книге совсем ничего не упоминается о теории музыки (аккорды обозначены не так, как это общепринято). Авторы попытались объяснить все так, чтобы человеку без музыкального образования было понятно, как надо играть. Рекомендую всем баянистам, кто стремится играть по слуху, разобраться в том, что написано в этой книге. На странице 152 даны схемы аккордов для 1 позиции (самые простые тональности в 1 позиции- до мажор и ля минор). Такие схемы можно нарисовать для 2 позиции (тональности соль мажор и ми минор) и 3 позиции (тональности фа мажор и ре минор) и играть абсолютно во всех тональностях.

Cepreu: Продублирую еще одно из своих сообщений, которое возможно окажется полезным для тех, кто умеет подбирать по слуху мелодию по одной ноте, или у него есть ноты мелодии, но ему этого мало. Он хочет разнообразить свою игру. Пишу то, как это делал я-делюсь своим опытом. Возможно он еще кому-то пригодится. Костя пишет: Просьба такая:кто нибудь может взятся за одну любую песню и украсить её подголосками,двойными нотами,аккордами в некоторых тактах?Аккомпанемент можно и не делать (попробую сам как-нибудь) Костя, даю вам удочку, которой Вы сможете поймать любую рыбу. 1. Двойные ноты. Если Вы подобрали мелодию по слуху по одной нотке или у Вас есть ноты этой мелодии, расписанной по одной нотке, то Вы без проблем можете сыграть ее двойными нотами. Двойные ноты - это в большинсте случаев терции. Распечатайте свои ноты и под каждой нотой напишете ноту-терцию. Например под нотой "до" пишете "ля", под нотой "ре" пишете "си", под нотой "ми" пишете "до", под нотой "фа" пишете "ре" и т.д. Смысл, я думаю Вы уловили-к каждой одиночной ноте строим интервал терция вниз. Знаки альтерации (диезы или бемоли) в дописанных Вами нотах там, где таковые понадобятся, проставьте сами по слуху. Делайте это так: нажимайте на баяне две ноты (одна, которая в нотах написана, а вторая та, которую Вы дописали) и слушаете, звучат ли они созвучно, так как Вам надо. Если слышите, что фальшивит, то повышаете или понижаете дописанную Вами ноту на пол тона. Дело в том, что терции бывают большие и малые, поэтому для созвучности необходимо подобрать нужную терцию. Таким способом подбираете к каждой одиночной ноте двойную. Лишь в редких случаях это может быть не терция. В большинстве случаев терции будут звучать созвучно. Любую мелодию можно играть терциями. 2. Подголоски. Пользуетесь тем же принципом, что и игра терциями. Находите ноту-терцию или ноту-сексту к одной из написанных нот мелодии и удерживаете ее некоторое время, играя на ее фоне мелодию, расписанную в нотах одиночными нотами. От каких именно нот мелодии нужно построить подголоски, определяйте сами по слуху-по созвучности. 3. Аккорды. Открываю Вам и всем остальным начинающим форумистам одну тайну. Кто в ней разберется, сможет играть по слуху аккордами, если он может подбирать мелодию одиночными нотами. Ноты мелодии сидят в аккордах-они спрятались там. Если вы знаете аккорд -подобрали его по слуху (построили на правой клавиатуре или нажали одну кнопку готового аккорда на левой клавиатуре) или он написан в нотах, то те же ноты, которые входят в состав аккорда, находятся и в мелодии, звучащей на фоне этого аккорда. И наоборот. К каждому (почти) звуку любой мелодии можно подобрать аккорд (другое дело, это не всегда нужно). Обычно это не сам аккорд, а его обращение, в котором верхняя нота этого аккорда совпадает с нотой мелодии. Чтобы играть аккордами, делаете так. Нажимаете на баяне мизинцем или безымянным пальцем звук мелодии (он же будет верхним звуком аккорда) и пристраиваете к нему остальные ноты аккорда-нажимаете соответствующие клавиши указательным и средним пальцем. Стройте правой рукой те же аккорды (их обращения), которые в этот момент звучат в левой руке в готовом виде, тогда поймете, как это работает. Если разберетесь в том, что я написал, то после некоторой практики (для ускорения этого процесса нужно научиться играть мажорные и минорные арпеджио и аккорды во всех трех позициях) сможете разнообразить любую мелодию. Или самостоятельно сможете играть по слуху аккордами, так как дворовые гитаристы это делают.

Радик: Cepreu пишет: А меня эта книга научила играть по слуху в разных тональностях. А я к своему стыду не осилил эту книжку. Мне ее Костя присылал, как я потом выяснил, мне эту книжку ранее присылали и Вы. Но: Cepreu пишет: Суть игры сводится к тому, что правая рука должна уметь находить те же аккорды, которые играет левая рука. В принципе это я допёр самостоятельно с самого начала, сперва подбирал двухзвучные полуаккорды (Вы меня еще отчитали за них) в своем первом полигоне - песне "антициклон", потом трехзвучные в "казачей колыбельной". Не Бог весть как, но вроде звучат созвучно левой. Тренируюсь дальше.

Костя: Cepreu пишет: Ноты мелодии сидят в аккордах-они спрятались там Вы правы,Сергей,но если играть их,то это будут ноты для голоса. Cepreu пишет: Суть игры сводится к тому, что правая рука должна уметь находить те же аккорды, которые играет левая рука вот впринципе как я понял из слов Сергея на этом примере нот для ф-но к песне Бабье лето,всем известная песня,которую исполняла Шульженко. ноты здесь: http://zalil.ru/33008331 получается,что и правая и левая рука должны извлекать одни и те же аккорды,если дописать их в басовом ключе.так ведь? или вот другой пример,как здесь:играет баянист по всей видимости тоже аккордами в темпе вальса : http://rghost.ru/37401909 ноты бы тоже хотелось увидеть,хотя наверное они похожими будут,как в песне Бабье лето,только в др.тональности. Но буду рад если кто-нибудь сделает ноты к этой песне. Она вроде бы из фильма Ошибка резидента,не так ли?и написал её Ножкин по всей видимости.

Костя: Подскажите,как лучше сыграть аккомпанемент в песне Последняя электричка размер 4/4 и играю я бас и 3 аккорда от данного баса. (по слуху так вроде бы) а вот там,где размер 6/4 не ясно. Хочу услышать Ваши мнения. Вот ссылка на ноты (они для фортепиано): http://zalil.ru/33043870

Вячеслав: Костя пишет: как лучше сыграть аккомпанемент На основании предложенных нот у меня получилось вот что: http://rghost.ru/37499708 Там ноты (для баяна) и MP3. Думаю, что хотя бы за основу взять можно.

Костя: Спасибо за ноты,Вячеслав,но тот вариант что я предложил,(бас и 3 аккорда от данного баса) тоже подходит вроде бы?поначалу так играл я,а насчёт размера 6/4,понятно теперь как сыграть. Буду пробовать,спасибо еще раз за ноты.

Костя: Буду рад если кто-нибудь сделает ноты к этой песне http://rghost.ru/37401909 Она вроде бы из фильма Ошибка резидента,написал её Ножкин по всей видимости.

geniot: http://217.26.11.115/noty/7/7957_40.pdf http://217.26.11.115/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.cgi?C21COM=F&I21DBN=IBIS_EX&P21DBN=IBIS&S21CNR=20&Z21ID= Поищите фразу целиком "я в весеннем лесу" В результатах поиска нажимайте "показать документ". Потом меняйте ip на 217.26.11.115 Я нашёл 4 результата на эту песню.

Костя: спасибо,но хотелось бы также как на записи сыграть.

Вячеслав: Костя пишет: спасибо,но хотелось бы также как на записи сыграть Речь о песне Е.Аграновского "Я в весеннем лесу", которую пел М.Ножкин. Так, как на записи Вадима Минского - там, собственно, и играть-то нечего. Шлёпай правой рукой аккорды, что играет левая, а во вставках смещай верхнюю нотку на ступень выше. Разве это интересно? Я попытался сделать ноты этой песни для баяна поразнообразнее. Может, кому будут интересны... В архиве по ссылке ноты и MP3. http://rghost.ru/37574153

Костя: Вячеслав пишет: Так, как на записи Вадима Минского - там, собственно, и играть-то нечего. Шлёпай правой рукой аккорды, что играет левая, а во вставках смещай верхнюю нотку на ступень выше спасибо за ноты Вячеслав,можно и так сыграть,да. Вот впринципе как я понял из слов Сергея и Вас Вячеслав на этом примере нот для ф-но к песне Бабье лето,которую исполняла Шульженко. ноты здесь: http://zalil.ru/33008331 получается,что и правая и левая рука должны извлекать одни и те же аккорды,если дописать их в басовом ключе

Вячеслав: Костя пишет: правая и левая рука должны извлекать одни и те же аккорды Вообще-то, всё не так просто... На левой клавиатуре готового баяна большей части аккордов (что касается конкретно этой песни) просто нет. В ней много аккордов с так называемыми "проходными" нотами. Конечно, можно играть чисто ф-ношный вариант: басы левой, аккорды правой. Но это в том случае, что солисту будет достаточно такого аккомпанемента. Если же играть баянное соло, где должна звучать и мелодия, то здесь так просто ничего не получится. Здесь нужны специальные знания...

Костя: спасибо Вячеслав.

БЗ: Спасибо, Вячеслав! Вы закрыли одно из "долгоиграющих" белых пятен в аккордеонно-баяном репертуаре для любителей подобного жанра. Песне, душевной и с глубоким смыслом (замечательный человек был автор музыки и стихов песни "Я в весеннем лесу" Евгений Агранович!), уже более полувека, а нот к ней было не сыскать днём с огнём. И сразу же такое приличное изложение! Браво!

Vofa: БЗ пишет: а нот к ней было не сыскать днём с огнём. И сразу же такое приличное изложение! Браво! Присоединяюсь. Тоже давно искал.

Вячеслав: Костя пишет: ноты для ф-но к песне Бабье лето В продолжение этой темы: вот мой вариант нот для баяна http://rghost.ru/37600280 Как видите, аккомпанемент получился довольно сложный, из-за попытки приблизить его к оригиналу. Чтобы было легче разобраться - транспонировал в ля-минор

Cepreu: Костя пишет: получается,что и правая и левая рука должны извлекать одни и те же аккорды,если дописать их в басовом ключе Костя, абстрагируйтесь от ключей. Надо научиться свободно строить правой рукой те же аккорды, которые извлекаются левой нажатием одной кнопки. Например аккорд ля минор (Аm). Левой рукой он извлекается нажатием одной кнопки в 4 ряду-напротив баса ля. При этом звучат звуки: ля, до, ми. Правой руке для извлечения такого аккорда нужно нажать 3 клавиши: ля, до, ми. Или до, ми, ля или ми, ля, до-его обращения. Или аккорд ре минор (Dm). Правой нужно уметь быстро нажать ре, фа, ля или фа, ля, ре или ля, ре, фа. Забудьте о ключах и октавах. Суть в том, что нужно максимально быстро, практически мгновенно, научиться играть аккорды и их обращения правой рукой. На этом видео баянист играет таким образом. http://www.youtube.com/watch?v=pIGVcq7SNWk Это самый простой вариант. Дальнейшее развитие этого направления - это совмещение аккордов с мелодией - вплетение аккордов в мелодию или игра мелодии на фоне аккордов. Даже некоторые мелодии можно целиком аккордами играть. Таким образом игра правой рукой становится насыщенной и разнообразной.

Vofa: Вячеслав пишет: Костя пишет: цитата: ноты для ф-но к песне Бабье лето В продолжение этой темы: вот мой вариант нот для баяна Странно, в детстве мы эту песню совсем по другому пели. Даже размер не тот был.

Вячеслав: Vofa пишет: в детстве мы эту песню совсем по другому пели Покопался в инете, нашёл варианты. Только это другие песни на эту тему: Высоцкий - "Бабье лето": "Отшумело, отзвенело бабье лето" - разные исполнители. Ну а я делал с предложенных нот для ф-но. Так-что чем богаты...

Костя: БЗ пишет: уже более полувека, а нот к ней было не сыскать днём с огнём если для баяна,то да их не было,а нот для голоса к этой песне много. Cepreu пишет: абстрагируйтесь от ключей. Надо научиться свободно строить правой рукой те же аккорды, которые извлекаются левой нажатием одной кнопки понятно Cepreu пишет: Даже некоторые мелодии можно целиком аккордами играть. Таким образом игра правой рукой становится насыщенной и разнообразной. вот играя я этого хочу добиться,еще раз спасибо. Vofa пишет: Странно, в детстве мы эту песню совсем по другому пели. Даже размер не тот был. вот исполнение Шульженко: http://www.youtube.com/watch?v=vkb2mHDT214 когда то ее пел и Высоцкий: http://www.youtube.com/watch?v=P2qbey2Jt5w

Vofa: Костя пишет: когда то ее пел и Высоцкий: Вот этот вариант мы и пели в детстве.

Радик: Cepreu пишет: Надо научиться свободно строить правой рукой те же аккорды, которые извлекаются левой нажатием одной кнопки. Например аккорд ля минор (Аm). Левой рукой он извлекается нажатием одной кнопки в 4 ряду-напротив баса ля. При этом звучат звуки: ля, до, ми. Правой руке для извлечения такого аккорда нужно нажать 3 клавиши: ля, до, ми. Или до, ми, ля или ми, ля, до-его обращения. Или аккорд ре минор (Dm). Правой нужно уметь быстро нажать ре, фа, ля или фа, ля, ре или ля, ре, фа. Cepreu, проверьте меня пожалуйста, так ли подбираю аккорды, я все по-прежнему переношу дворовую гитарную игру на баян. Am и Dm я подобрал правильно, получается. Другие играю так: С = до+ми+соль А = ми+соль+ля Е = ми+черная кнопка между фа и си (с полутонами пока не разобрался)+си Еm = ми+соль+си G = ре+соль+си Н = два полутона между ля и до+си Нm = полутон в одном ряду рядом с ля+си+ре D = ре + полутон в одном ряду рядом с ля + ля F = ля+до+фа Это самые ходовые, другими кажется не пользуюсь, этих хватает подбирать песенки

Костя: Радик пишет: проверьте меня пожалуйста, так ли подбираю аккорды Вот пособие Радик http://zalil.ru/33087719 называется определитель аккордов нотный и безнотный.Вы сами сможете определить аккорды и сыграть любую композицию.

Cepreu: Радик, сначала распечатайте или нарисуйте схему правой клавиатуры баяна, чтобы запомнить названия всех клавиш. Поместите картинку на рабочем столе своего компьютера. Далее запомните соответствие обозначения нот слогами и буквами. С-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, A-ля, B-си бемоль, H-си. С В и H произошла некоторая историческая путаница, поэтому бывает такое, что В - это си. Вы самостоятельно сможете построить любой аккорд. Ноты в аккорде располагаются по терциям-музыкальный интервал такой. Говоря простым немузыкальным языком-через одну. Например аккорд С - это до мажор. Строим его. 1 его нота - это до. Ре пропускаем. 2 нота -ми. Фа пропускаем. 3 нота-соль. Итого: С=до+ми+соль. Сm-это до минор. Сm=до+ми бемоль+соль. Построение то же, только 2 нота аккорда не ми, а ми бемоль. Минорный аккорд отличается от мажорного тем, что у него 2 нота на пол тона ниже, чем у мажорного. В мажорном аккорде первая терция большая, а вторая малая, а в минорном аккорде наоборот-первая терция малая, а вторая большая. Септаккорд строится добавлением к 3 ноте мажорного аккорда еще одной терции - ноты через одну. В данном случае это си бемоль (ля пропускаем). Итого С7=до+ми+соль+си бемоль. С=до+ми+соль, обращения: ми+соль+до и соль+до+ми Сm=до+миb+соль, обращения: миb+соль+до и соль+до+миb С7=до+ми+соль+сиb, обращения: ми+соль+сиb+до, соль+сиb+до+ми и сиb+до+ми+соль D=ре+фа#+ля, обращения: фа#+ля+ре и ля+ре+фа# Dm=ре+фа+ля, обращения: фа+ля+ре и ля+ре+фа D7=ре+фа#+ля+до, обращения: фа#+ля+до+ре, ля+до+ре+фа# и до+ре+фа#+ля Е=ми+соль#+си, обращения: соль#+си+ми и си+ми+соль# Еm=ми+соль+си, обращения: соль+си+ми и си+ми+соль Е7=ми+соль#+си+ре, обращения: соль#+си+ре+ми, си+ре+ми+соль# и ре+ми+соль#+си F=фа+ля+до, обращения: ля+до+фа и до+фа+ля Fm=фа+ляb+до, обращения: ляb+до+фа и до+фа+ляb F7=фа+ля+до+миb, обращения ля+до+миb+фа, до+миb+фа+ля и миb+фа+ля+до G=соль+си+ре, обращения: си+ре+соль и ре+соль+си Gm=соль+сиb+ре, обращения: сиb+ре+соль и ре+соль+сиb G7=соль+си+ре+фа, обращения: си+ре+фа+соль, ре+фа+соль+си и фа+соль+си+ре А=ля+до#+ми, обращения: до#+ми+ля и ми+ля+до# Аm=ля+до+ми, обращения: до+ми+ля и ми+ля+до А7=ля+до#+ми+соль, обращения до#+ми+соль+ля, ми+соль+ля+до# и соль+ля+до#+ми Н=си+ре#+фа#, обращения: ре#+фа#+си и фа#+си+ре# Нm=си+ре+фа#, обращения: ре+фа#+си и фа#+си+ре Н7=си+ре#+фа#+ля, обращения: ре#+фа#+ля+си, фа#+ля+си+ре# и ля+си+ре#+фа#

Cepreu: Далее поведаю тем, кто не знает, такую особенность баяна, как универсальность или однообразность, однотипность построения аккордов на правой клавиатуре. Нажмите, например, мажорные аккорды, построенные от клавиш третьего ряда: F (фа+ля+до), потом аккорд D (ре+фа#+ля), потом Н (си+ре#+фа#). Как видим, эти аккорды на баяне исполняются абсолютно однотипно, необходимо только руку передвигать по клавиатуре. Точно так же и с аккордами, построенными от других рядов. Например, С (до+ми+соль) исполняется так же как и А (ля+до#+ми), надо только руку сдвинуть вверх или вниз. А если сдвинуть руку на один ряд правее, то заметим, что так же исполняются и аккорды, построенные от клавиш 2 ряда G (соль+си+ре) и Е (ми+соль#+си). Комбинация пальцев для извлечения множества аккордов одна и та же. Примерно так же, как на гитаре извлекаются аккорды с барэ. Положение пальцев относительно друг друга не меняется, а лишь рука передвигается по грифу гитары на несколько ладов правее или левее. Аналогичным свойством обладает и клавиатура баяна. Построив один мажорный аккорд, вы можете построить остальные аккорды от клавиш того же ряда. С минорными аккордами и септаккордами все аналогично. В этом свойстве баяна кроется один из секретов игры по слуху на баяне в разных тональностях - в однообразии нажимаемых аккордов. Баянист не строит их у себя в голове постоянно, он использует одни и те же схемы аккордов, аналогичные, однотипные комбинации нажатых клавиш. Но чтобы делать это свободно, нужна практика и опыт.

Радик: Cepreu пишет: Радик, сначала распечатайте или нарисуйте схему правой клавиатуры баяна, чтобы запомнить названия всех клавиш. Поместите картинку на рабочем столе своего компьютера. Далее запомните соответствие обозначения нот слогами и буквами. С-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, A-ля, B-си бемоль, H-си. С В и H произошла некоторая историческая путаница, поэтому бывает такое, что В - это си. Вы самостоятельно сможете построить любой аккорд. Схемка у меня распечатана с одной из книг, что Вы мне присылали, только там полутона не обозначены как называются, только ноты. Спасибо за науку, вроде понял как строятся аккорды, к тому же Вы их мне все построили сами, мне теперь остаётся распечатать схемку правой клавиатуры (с бемолями-диезами) - и я на коне.

Радик: Костя пишет: Вот пособие Радик http://zalil.ru/33087719 называется определитель аккордов нотный и безнотный.Вы сами сможете определить аккорды и сыграть любую композицию. Спасибо, Костя! Попробую осилить, но сомневаюсь - для баяна там только нотный определитель, а ноты для меня - что магические руны.

Костя: Радик пишет: но сомневаюсь - для баяна там только нотный определитель, а ноты для меня - что магические руны. а Вы не по нотам на баяне играете?

Радик: Костя пишет: а Вы не по нотам на баяне играете? Нет, на слух подбираю.

Alexsandr: Cepreu могли бы вы расписать построение аккордов диезов их ведь всего 5 а акордов от них соответственно 15 от фа #.до # .соль #.ре #.ля #.

Cepreu: Alexsandr, если Вы баянист, то нажмите аккорд С, сдвиньте руку на одну клавишу ниже, не меняя комбинации пальцев относительно друг друга, получится аккорд D#-ре# мажор. Нажмите аккорд Сm, сдвиньте руку на одну клавишу вниз, получится аккорд D#m - ре# минор Нажмите аккорд С7, сдвиньте руку на одну клавишу вниз, получится аккорд D#7 - ре# септаккорд Если будете аналогичным образом сдвигать руку на 2 клавиши вниз, то таким же образом получите аккорды F#,F#m,F#7 Аналогичным образом действуйте и при извлечении аккордов, построенных от клавиш 2 и 3 ряда. Сдвигайте руку по вертикали от ранее известных аккордов. Как параллельный перенос в геометрии. Любую фигуру можно сдвинуть-перенести все ее точки на равное расстояние в одинаковом направлении параллельным переносом правее, левее, выше, ниже в системе координат. Так и на баяне. В данном случае 3 клавиши аккорда можно уподобить трем вершинам треугольника, которые нужно всего лишь сдвинуть вверх или вниз, чтобы получить такой же по теоретическому строению аккорд. Если Вы аккордеонист, то тогда придется расписывать, но Вы сами можете построить эти аккорды самостоятельно, считая полутона (клавиши). Расписать могу, но если делать это грамотно, то могу Вас запутать тем, что в таких аккордах могут встречаться дубль диезы-повышение ноты c диезом на пол тона. Например аккорд ре# извлекается нажатием клавиш ре#+соль+ля#, а записывается как ре#+фах+ля#. (нота фа# повышена еще на пол тона). В игре по слуху важно осознать закономерности извлечения аккордов, которые на баяне замечательно просматриваются ввиду особенности конструкции его клавиатуры-все клавиши одинакового размера и расположены таким образом относительно друг друга, что многие теоретические построения (интервалы и аккорды) практически играются однотипно.

юрийс: князь пишет: Может есть какие-нибудь упражнения на развитие слуха? В далеком детстве в нашей семье появился патефон с десятком пластинок. И мы крутили эти пластинки каждый день по много раз. Каждый день одно и то же. Мелодии и слова просто въелись в детскую память. Может быть это повлияло на развитие моего музыкального слуха. Может быть это многоразовое прослушивание и явилось тем упражнением по развитию слуха. А вообще для развития музыкального слуха существует такая дисциплина, как сольфеджио, начинаемая с музыкальной школы и продолжаемая в училище и консерватории.

Vofa: Откуда взял ноты этой песни, уже и не помню: "А годы летят" Элементарные ошибки сам исправил, а вот тут в 50-51 тактах правой руки не могу сообразить: [url=]такты 50-51[/url] Должны быть не отдельные ноты, а как минимум трезвучия или обращение какого-то аккорда? Озвучка окончания Кто уже кончил праздновать Новый Год?

Waldemar: Vofa пишет: а вот тут в 50-51 тактах правой руки не могу сообразить В 50-м такте в правой руке должно быть не си, а си-бемоль, потому что там соль минор в басах. А в 51-м такте в правой руке должно быть не до, а до-диез, потому что там ля септаккорд в басах.

Vofa: Waldemar пишет: В 50-м такте в правой руке должно быть не си, а си-бемоль, потому что там соль минор в басах... А если вот так: ля-до_диез-ми до_диез-ми-соль ми-соль-ля_диез соль-ля_диез-до_диез ля-до_диез-ми (вместо паузы, как в озвучке) ??

Waldemar: Vofa пишет: вместо паузы, как в озвучке Так Вы дали бы озвучку в миди или XML. Там и исправить проще. А то надо в мп3 вслушиваться.

Vofa: Waldemar пишет: Так Вы дали бы озвучку в миди или XML Если бы у меня миди был, то зачем бы я Вас в праздники от пива отрывал?

valandy: на аудио звучит в этом месте: https://yadi.sk/d/iyBeQ2YvdnJ8Y https://yadi.sk/i/MgvZMq2VdnJAv https://yadi.sk/d/sGnEr-AzdnK6H по моему на обозначенном месте должен быть уменьшенный септаккорд до-диез, а отсюда и интервалы...

Waldemar: Vofa пишет: Если бы у меня миди был, то зачем бы я Вас в праздники от пива отрывал? Нарисовать мидьку - разве это проблема? Только я тогда не понял, откуда у Вас МП3 "Озвучка окончания"?

Waldemar: valandy пишет: по моему на обозначенном месте должен быть уменьшенный септаккорд до-диез, а отсюда и интервалы... Да, C#dim тоже пойдет. Один вопрос - что за файлы с расширением mscz? В какой проге они открываются?

valandy: программа Musescore 1.3 http://www.musescore.org/

Vofa: valandy пишет: на аудио звучит в этом месте:... Спасибо! Осталось только выяснить что нажимать левой рукой в 50 такте вместо С#dim и можно размещать ноты. Waldemar пишет: Нарисовать мидьку - разве это проблема? Только я тогда не понял, откуда у Вас МП3 "Озвучка окончания"? Озвучка окончания - это обрезаный звуковой файл самой песни. А как нарисовать мидьку имея только звуковой файл я не знаю. Из Финали можно, конечно, но ведь там как раз эти такты и неправильные

hovrin120: По слуху играл эту песню, припев в правой играл секстами а не терциями как в нотах (вроде как-то звучит посерьёзней), и гармония в левой была в 48 такте фа маж., 49 такте соль маж., 50-51 до маж., а потом как в нотах ре мин., не знаю правильно ли так или нет, Waldemar , как спец оцените пожалуйста что я напортачил.

Waldemar: hovrin120 пишет: 50-51 до маж., а потом как в нотах ре мин., не знаю правильно ли так или нет, Waldemar , как спец оцените пожалуйста что я напортачил. В тактах 50-52 есть гармоническая последовательность Gm/E – A7 – Dm или II – V – I ступени – это так называемый "главный ход джаза", присутствующий почти во всех музыкальных стандартах, является фрагментом золотой секвенции. Для музыкантов понимание функций аккордов в гармонии является одним из решающих факторов мастерства исполнения музыки, т. к. если приходится много варьировать и импровизировать музыкальный контекст, это требует безукоризненного знания аккордовых функций и как можно больше возможностей их обыгрывания (импровизации). Свободное ориентирование в аккордовых функциях гармонической цепочки позволяет музыканту быстро и точно найти нужный ему вариант внутреннего движения и всевозможные ему альтернативы во время концертного исполнения, а также в предварительной работе над прогрессией, создавая различные, так называемые заготовки, что делает произведение разнообразнее и намного интересней. Помнится, я предлагал рассмотреть примеры песен, в гармониях которых есть определенная последовательность (напр. золотая секвенция), но форумисты как-то скромно промолчали.

valandy: Vofa пишет: Осталось только выяснить что нажимать левой рукой в 50 такте вместо С#dim если придерживаться оригинала (как на аудиозаписи), то только С#dim и играть, если басовая клавиатура шестирядная, а если пятирядная, то играть в левой только бас С#, без аккорда, а правой терции из аккорда С#dim, поскольку в аккордах баяна с пятирядными басами везде присутствует интервал большая терция, и такое звучание приведет к переченью. мне кажется, что на аудио звучит так: https://yadi.sk/d/0sEgl9iPdntbV https://yadi.sk/d/Cczh2e1SdntdM https://yadi.sk/i/c3pxWEpBdntgA то же самое с аккордом D#dim

Waldemar: valandy пишет: то только С#dim Не только! Можно ещё Edim, Gdim и Bbdim.

Vofa: Waldemar пишет: valandy пишет:  цитата: то только С#dim Не только! Можно ещё Edim, Gdim и Bbdim. Ой, сколько я новых словов узнал Жаль только, что таких кнопков на баяне нету Спасибо вам, друзья, что откликнулись на просьбу, но имею еще пару вопросов: valandy, в присланном Вами pdf C#dim в басах звучит красиво, так как в правой руке там - проигрыш, но в 10 такте Вы предлагаете также сыграть и D#dim. Но там уже идет мелодия и один бас на весь такт звучит совсем некрасиво. А как играть басы в 11 такте я вообще не понял. У Вас написано Bm7b5, а стоит бас си и аккорд от соль7. ???

hovrin120: Waldemar пишет: В тактах 50-52 есть гармоническая последовательность Gm/E – A7 – Dm или II – V – I ступени – это так называемый "главный ход джаза" Так я и не понял у меня-то что вышло, я ведь так играл с точки зрения "народника" , если допустим аккомпанировать пойдёт так или нет.

valandy: Vofa пишет: У Вас написано Bm7b5, а стоит бас си и аккорд от соль7. ну да буквально это соль минор с си в басу (можно записать так Gm/B), но гармоническая функция аккорда Bm7b5, есть такие аккорды с одинаковым звуковым составом, но разные с точки зрения гармонической функции) это так, как энгармонизм, вроде бы это фа, но писать надо ми-диез по правилам гармонии. Как играть я не подскажу. Либо играть гармоническую схему,как в исходнике (аудиофайле). Либо играть те аккорды, которые у вас в нотах, но я их значение не понимаю, поэтому не подскажу. Я расписал, так как это звучит в аудиофайле.

Waldemar: hovrin120 пишет: я ведь так играл с точки зрения "народника" Джаз – это тоже народная музыка. Кстати, я выложил джазовый стандарт для баяна «All of me“ здесь: click here

hovrin120: Waldemar пишет: Джаз – это тоже народная музыка. Понял! Один куплет сыграю так, другой по другому, что-бы ни кому ни обидно было (я имею в виду из певцов)

Waldemar: hovrin120 пишет: Один куплет сыграю так, другой по другому, что-бы ни кому ни обидно было (я имею в виду из певцов) Тут дело не в обидах. Композитор пишет музыку один раз. Аранжировщики и музыканты интерпретируют её по-своему сотни и тысячи раз. Я могу назвать самые исполняемые мелодии на планете Земля. Хотя вряд ли Вас это интересует. Интерпретация, то есть индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения зависит от подготовки музыканта, от его кругозора, от таланта и индивидуальности и от многого другого.

hovrin120: Waldemar пишет: Интерпретация, то есть индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения зависит от подготовки музыканта, от его кругозора, от таланта и индивидуальности и от многого другого. В самую точку угодили Waldemar, вопросов больше нет.

valandy: вот какой-то вариант: https://yadi.sk/d/muqe90c8doQGj

Vofa: valandy пишет: вот какой-то вариант: Мой вариант этой песни, видимо, с Вашего сделан был. Поправил еще чуток, можно размещать: "А годы летят..."

valandy: Vofa пишет: можно размещать в 54 такте надо заменить аккорд E7 на Dm или Dm/B для разнообразия, должно быть так, же как в 41 такте.

Vofa: valandy пишет: в 54 такте просится аккорд Dm/B... Исправил. Исправленный pdf Предлагаю гонорар поделить пополам

valandy: Vofa пишет: Предлагаю гонорар поделить пополам согласен

Александрос: Vofa пишет: Поправил еще чуток, можно размещать: На странице! Красиво написано!

ogonek2: Всем привет! Такой вопрос, господа баянисты, от начинающего любителя: очень понравилась песня с Youtube https://youtu.be/qn8MqEruHSA?list=PLUQ9jeVhbu-Cyda-k3RyoDzTC3oXBwXq9 , но нот нет , а по слуху не получается подобрать. Но очень охота!!! Правая рука вообще сложно-аккордами, но мне для начала хотя бы левую руку осилить. Может кто-нибудь помочь?-определить тональность, гармоническую конструкцию и ритм басов. Я думаю тональность Си-минор, а ритм вроде как вальс только быстрее Б-А-А-_- А? Может кто-нибудь помочь? хотя бы советом! Надежда только на ВАС!

avtolyk: ogonek2 , вопрос актуален?

ogonek2: avtolyk Ну да ещё актуален, Можете помочь?

avtolyk: Здравствуйте! Посмотрел ролик - честно сказать, игра аккордами не очень понравилась. Это, видимо, исполнялось танго 30-х "Ты далеко". Вот вариант. Мне проще сыграть, чем записать ноты - могут быть ошибки.

ogonek2: avtolyk пишет: Вот вариант. Мне проще сыграть, чем записать ноты - могут быть ошибки. Спасибо. Попробую

avtolyk: Нашел пластинку с записью этого танго в исполнении Побер, могу попробовать прикинуть.

ogonek2: avtolyk Спасибо avtolyk. Когда первий раз посмотрел в ноты левой руки-обалдел. До такого же сам никто не дойдет. Ритм непростой. это Вы на слух подобрали? Круто. Вы проффесионал? я попробовал-сыграл, да басы подходят к мелодии. ритм как в танго. но басы(бас и аккорд вместе) немного глушат мелодию. Исполнение в исходном видео как то по другому. Исполнение с аккордами я нахожу как бы мелодичнее-легче. Вы не могли бы сделать вариант нот с аккордами на правой клавиатуре. Конечно если не затруднит вас! не хочу наглеть. еще раз огромное спасибо. Буду играть пока так.

avtolyk: ogonek2 не за что. Я любитель, просто мне нравится такая музыка Я не до конца смотрел видео, мне как-то с самого начала не понравилось. Там что-то вроде модного шансона как я понял. Попробуйте басы играть стаккато, или вполовину записанной длительности Я не понял сути вопроса. Вам нужно вместо одиночных нот записать аккорды?

ogonek2: avtolyk ну да, в исходном видео играется аккордами Конечно если вас не затруднит! avtolyk пишет: Попробуйте басы играть стаккато, или вполовину записанной длительности да я попробую

YRI: Просматривал свои старые работы, кое-что нашел и решил выложить ноты, снятые на слух: "Наркомовский Обоз" (музыка из фильма) и "Конь Вороной" (слова В. Цигановой, музыка Ю. Прялкина). Может быть кому-то пригодится. https://yadi.sk/i/IutWU7Su3QwSYR https://yadi.sk/i/L4LlXD0g3QwSmE

Александрос: Спасибо! Наркомовский обоз - это где водку везли? Ух сколько ворогов до неё охочи оказались! Так и липли, словно комары поганые! Однако, груз был доставлен по назначению. Уместная к празднику музыка, если не слишком :-)) На сайте здесь: обоз , конь

YRI: Александрос пишет: Наркомовский обоз - это где водку везли? Ух сколько ворогов до неё охочи оказались! Так и липли, словно комары поганые! Однако, груз был доставлен по назначению. Уместная к празднику музыка, если не слишком :-)) Да, это где водку доставить доверили скромным (и не пьющим) девушкам во главе с крутым старшиной-штрафником. Как-то сам сюжет уже интрегует. И музыка показалась интересной. Поздравлять с праздником еще рановато, но чтобы создать соответствующее настроение пожалуй - в самый раз будет!

Svit: Странно, что эта давняя и в общем-то полезная тема не была продолжена, словно у посетителей форума пропала потребность в подборе мелодий и аккомпанемента песен. Был недавно запрос на ноты "Казачьей призывной", но заняться самостоятельным подбором запрашивающий не решился. Несколько лет назад я пытался применить для подбора мелодии песни синтезатор с наушниками, чтобы не терзать уши домочадцев своим баяном. Результат меня не устроил (см. тему "Зачем баянисту синтезатор и как с ним поладить" в разделе "Инструменты"). Перед Новым годом решил посмотреть в Интернете, какие появились новые программы виртуальных инструментов - таких, чтобы имели чистое звучание и не меняли тембровой окраски при переходе из одной октавы в другую или при извлечении звуков в пределах одной октавы. Из множества просмотренных программ остановился на онлайн-программе виртуального пианино по ссылке: https://www.musicca.com/ru/pianino . В этой программе проиграл подобранные ранее ноты мелодии песни "Летит Литейный" и удивился тому, что некоторые ноты первой октавы звучали не чисто, а как-то сипло, как в реальном синтезаторе, когда на незащищённые элементы электрической цепи, управляющей извлечением звука при нажатии клавиш, попадает пыль или влага. Откуда аналогичные призвуки в виртуальном пианино, мне не понятно. При проигрывании нот песни на виртуальном пианино, как и в случае игры на реальном синтезаторе, мелодия песни показалась не очень соответствующей ожиданиям. Попытался снова подправить ноты, опираясь на звуки виртуального пианино. Исправленные ноты мелодии прослушал в нотаторе Sibelius на фортепиано и понял, что правка нот в программе виртуальном пианино не годится по той же причине, что и на синтезаторе - мелодические интервалы воспринимаются на слух по-другому, более размашисто. А вот в нотаторе звуки фортепиано звучат чисто, мелодические интервалы воспринимаются примерно такими, как на баяне. Да и мелодию в нотаторе можно прослушать через наушники всю и в нужном темпе. Подумал, что дело в неточной настройке виртуального пианино по сравнению с программой-нотатором и баяном. Достал из ящика стола "KORG CA-2" - тюнер для проверки настройки музыкальных инструментов, купленный ранее заодно с синтезатором. Это совсем небольшой, наладонный приборчик с габаритами примерно 100х60х15 мм, питание от двух элементов ААА - рекомендую. При звучании инструмента прибор сразу же показывает, какая это нота по 12-тоновой шкале. Проверил и сопоставил звучание тонов у виртуального пианино, нотатора и баяна. Результаты совпали. Что не устраивает при подборе мелодии на моём баяне, так это тусклое или немного отличающееся (не по высоте тона!) звучание некоторых кнопок правой клавиатуры. Очень это напрягает при подборе на слух. Далее, гармонизация мелодии и подбор аккомпанемента. С этим справляюсь только вживую на баяне. Помогает и недавно составленная подборка материалов на эту тему - "Гармонизация мелодии и подбор аккомпанемента для баяна (по материалам учебно-методических пособий)".



полная версия страницы