Форум » Ноты » Подбор по слуху на баяне » Ответить

Подбор по слуху на баяне

Максимко: А Басурманова закончил чтоли? Я тоже его сейчас изучаю уже почти год, по моим ощущениям ещё много осталось. Мне кажется правильней было б его всё-таки до конца изучить, а подбирать уже потом учиться, когда уже знаком со всякими там ритмическими фигурами и гармоническими последовательностями.. Но это я о своем подходе..

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 5 6 All

князь: Максимко да нет еще,где-то половину изучил.

Cepreu: Не обязательно с левой. У каждого наверное по-разному получается. У кого мелодический слух больше развит, тому проще мелодию подобрать-на правой. У кого гармонический, тому гармонию проще подобрать-на левой. Посоветовать можно то, что нужно развивать это умение - подбирать, подбирать, подбирать разные мелодии, которые хорошо Вам знакомы - звучат в голове. Или включать музыку, где отчетливо слышна партия солирующего инструмента и подбирать вслед за ним. Будет не все получаться, но постепенно будет формироваться навык. По поводу левой все проще, чем в правой. Аккомпанемент множества мелодий строится на 3 или 6 аккордах, расположенных рядом друг с другом. Они называются тоника, субдоминанта и доминанта. Достаточно лишь найти в левой руке бас и аккорд, созвучный определенному кусочку мелодии (например это тоника), которую Вы подобрали в правой. Остальные басы и аккорды для этой мелодии (субдоминанта и доминанта) будут рядом. Вот ссылка на тему "Книги о музыке" http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000006-000-0-0 Об игре по слуху написано в этих книгах: Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 3. Третий год обучения. Парнес Д. Г. Оськина С.Е. Баян. Самоучитель без нот. Москва 1998

князь: Спасибо за помощь!Буду пробовать.


князь: Скачал книгу Басурманова Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть 3. Третий год обучения,начал первое задание выполнять.У меня вопрос,в заданиях где дана аппликатура там 1-это большой палец?

князь: Максимко вы по слуху играете уже?

Максимко: князь ну я иногда подбираю какую-нибудь чепуху, обычно только правой рукой.. но не могу сказать что прям таки играю на слух, всё же думаю добить Басурманова(того который простой а не 3й том) чтоб база был чтоли, а потом может заняться чемто похожим. а вам собственно зачем такой навык нужен? мне кажется что тут оч серьёзно заниматься надо - сольфеджио и прочие ужасы

князь: Навык игры по слуху?Ну как сказать,ноты всех произведений есть,чтобы если что подыграть кому-то.

Комбриг: князь, следуйте первоклассным инструкциям, которые дал Cepreu! А ещё прочтите: http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000019-000-0-0-1314095323 ...первую стр. Мне представляется: рано вы замахнулись на подбор по слуху. Это высший пилотаж... Доложите, какой репертуар играете?

князь: Играю: из самоучителя-Катюша,Златые горы,Вот кто-то с горочки спустился,Частушка,Варяг,Барыня,Уральская плясовая; Одинокая гармонь,Мой костер в тумане светит,Три танкиста это уже не из самоучителя. На правой подобрал на слух Старый клен,По Муромской дорожке,Напилася я пьяна.

Cepreu: Снова мы свернули в другую тему. Но так как тема игры по слуху очень интересная, то хочется и об этом пообщаться. Комбриг пишет: Мне представляется: рано вы замахнулись на подбор по слуху. Это высший пилотаж... Высший пилотаж наверное это когда произведение подбирается за максимально короткое время в любой тональности, и не только мелодия, но и вариации к ней. Например на свадьбах баянист начинает играть вслед за поющим в той же тональности, что и он поет и каждый следующий куплет варьирует-привносит в него что-то новое. Или может аккомпанировать ранее незнакомой ему мелодии, пусть даже тремя аккордами. Причем у каждого певца свой голос - своя тональность, удобная для пения. Тут не обойтись заученными произведениями. Какие ноты запел запевала, такие же и баянисту играть надо, а не те, которые он дома выучил. Я видел таких баянистов. Так и не могу понять, врожденный у них слух или приобретенный. Они немало свадеб отыграли в те времена, когда музыканты живьем играли, без всякой аппаратуры. Один из них сказал, что для того, чтобы этого достичь, баяну всю жизнь посвятить надо. А второй не знает как это у него получается. Смотрит вверх и говорит «У меня это оттуда (из космоса) переходит на пальцы. Я не могу тебе объяснить. Играй за мной и у тебя тоже получится. Не заметишь сам как получится». Но я только в первой позиции мог с ним достаточно свободно играть. В тональностях из других позиций постоянно ошибался, спотыкался, ловил его на тоническом аккорде -короче говоря лажал по полной. Нужна практика. Но начинается все с подбора по одной нотке самых простых хорошо знакомых мелодий. А когда следует это начинать? Здесь наверное у каждого по-своему получается – зависит от музыкальных способностей, в первую очередь слуха. Я встречал на застольях баянистов, которые в музыкальной школе не учились и не знают нот потому, что жили в деревне. Но по тому как они попадают в тональность, начиная играть за поющим мелодию порой по одной нотке, я убедился, что слух у них отменный. Один из них подобрал самостоятельно «Подмосковные вечера» в первый же вечер, когда ему купили баян. Баянисту со средними музыкальными способностями наверное лучше будет сначала по нотам разучить побольше произведений. А потом подбирать по слуху. (Можно конечно и с самого первого дня пробовать подбирать. Вдруг у Вас феноменальные способности?) Но когда выучен ряд произведений, легче будет выявить в них некоторые закономерности. Это устойчивые ступени, которые называются тоника, субдоминанта, доминанта. К этим ступеням тяготеет мелодия (определенный ее участок) в правой клавиатуре, и на этих же ступенях строится аккомпанемент – басы и аккорды левой руки.

Cepreu: князь, проанализируйте те произведения, которые Вы играете. Убедитесь, что аккомпанемент в них строится на небольшом количестве басов и соответствующих им аккордов, расположенных на левой клавиатуре рядом друг с другом или относительно недалеко, когда мелодия отклоняется в параллельную тональность. Выделите тонику - самую устойчивую ступень. К ней как бы стремится аккомпанемент и мелодия. Прочтите книги по теории музыки (не обязательно для баяна - теория общая для всех инструментов), разберитесь и опробуйте эти теоретические построения на баяне. Эти знания помогут Вам ответить на вопросы "Почему так получается?" А остальное -это дело практики. Пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте подбирать, чтобы сформировалось такая привычка, когда Вы будете тянуть пальцы к правильным клавишам и сами не будете знать почему именно к этим клавишам. Этот навык приобретется не сразу. Вы заметите что сумели подобрать всего лишь отрывок какой-то мелодии. Или очень простенькую мелодию. Какие-то мелодии, которые Вам хочется сыграть, не сможете подобрать годами. Зато будут получаться другие, которые Вы и не планировали подобрать, но в процессе подбора эта мелодия сама собой получилась. Подбор партии левой руки на примере старого клена. Сыграйте правой рукой фразу "Старый клен" и остановитесь на ноте, которая соответствует слову "клен". Эта нота (не важно как она называется) тоника - самая устойчивая нота в этой песне. Постоянно музыкальные фразы будут стремиться к ней. Вторая строчка песни "Старый клен" снова стремится к этой же ноте. Именно к ней тяготеют в конечном итоге участки мелодии этой песни. Найдите эту же ноту на левой клавиатуре баяна (во втором вертикальном ряду)-бас. Аккорд будет находиться напротив этого баса (в третьем или четвертом ряд), потому, что левая клавиатура баяна так устроена, что аккорды находятся напротив нужных басов. В "Старом клене" это будет минорный аккорд. Он является тоническим аккордом в этой песне. Аккомпанемент тоже будет постоянно тяготеть именно к этому басу и аккорду. Играйте его на фоне мелодии, которую играете правой рукой, пока не почувствуете, что нужно сменить его на другой бас и аккорд на каком-то участке мелодии. Следующие басы и аккорды будут находиться не далеко от тонического баса и аккорда (не всегда рядом по соседству, но не далеко-чуть ниже или выше тоники), опять же благодаря мудрому устройству левой клавиатуры баяна. Таким же способом пытайтесь подобрать аккомпанемент к другим песням. Убедитесь, что для аккомпанемента понадобиться не так уж много басов и находящихся напротив них аккордов. Весь аккомпанемент для определенного произведения находится на относительно небольшом участке левой клавиатуры. Вам не придется искать его среди всех 100 или 120 клавиш. Главное в процессе подбора аккомпанемента -найти этот участок клавиатуры. А если быть еще более точным, то нужно найти тонический бас и аккорд - услышать его. Для этого играйте отрывок мелодии правой рукой и нащупывайте "методом тыка" подходящий бас с аккордом и слушайте, он это или нет. На нужном басу и аккорде звуки, звучащие в правой и левой клавиатуре сольются. Вы почувствуете, что это нужный бас и аккорд. Он и будет стартовой площадкой для нахождения следующих басов и аккордов.

князь: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются и т.д.?

Комбриг: князь пишет: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются Вот токо что дал ссыль (пост 1809)! Вы ходили в "Гармонический ликбез"? http://bayanac.borda.ru/?1-7-0-00000019-000-0-0-1314095323 Там всё объяснено с картинками! Если будете так относиться к рекомендациям, которые вам дают, далеко не уедете... Cepreu пишет: Высший пилотаж наверное это когда произведение подбирается за максимально короткое время в любой тональности, и не только мелодия, но и вариации к ней. Позвольте изложить моё понимание "Высшего Пилотажа", коллега. Уровень 1. Примерно 20-25% музыкантов подберут мелодию ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ. Уровень 2. Где-то 2-3 из сотни - подберут басы. Как вы сказали: "3 аккорда я тебе сыграю гордо". Уровень 3. Человек, обладающий не только слухом, но и муз.образованием, сделает это грамотно. Таких на порядок меньше: 2-3 на тыщу! Уровень 4. Самородки. С ходу играет в любой тональности, выдаёт вариации в каждом куплете, в состоянии освоить любой инструмент. Такие встречаются: ОДИН - на 100.000, а то и на миллион! Уровень 5. Высший Пилотаж, как таковой. Музыкант со способностями самородка, + спец. образование (училище, конса). Сумеет сделать аранжировку или композицию в любой оркестровке (на бумаге или в софте). Таких единицы, среди миллионного моря музыкантов... Исходя из своего муз.багажа, нужно ТРЕЗВО оценить свои способности по подбору на слух. Если опыт и возможности невелики, лучше прибегнуть к помощи профи, либо пытаться "брать задницей". Шансы однако минимальны. Не потому, что невозможно в принципе, а оттого что не хватит работоспособности и интеллекта.

Cepreu: Комбриг, неужели все так плохо? 1 уровень. Неужели среди ВСЕХ музыкантов лишь четверть способна подбирать по слуху? В этом пункте мы говорим не о свободной игре, а лишь о способности подбирать по одной нотке мелодию -медленно, методом проб и ошибок. 2 уровень. Неужели гармонию подобрать так тяжело? Среди гитаристов-самоучек, играющих аккордами, не редко попадаются те, которые могут подобрать аккомпанемент понравившейся им песни. Неужели из 100 гитаристов 97 играют только разученные и расписанные аккордами песни и только 3 могут самостоятельно подобрать аккорды и играть новые песни. А как же тогда играли деревенские гармонисты, которые не знали нот? Или из 100 таких гармонистов 97 просили у остальных троих показать им какие клавиши надо нажать. И лишь трое могли послушав другого гармониста повторить то, что он сыграл? 3 уровень. Хочу спросить, поскольку не осведомлен. Все ли кто закончил музыкальное училище могут играть по слуху? Пусть даже и не абсолютно свободно и не в любой тональности. Если не все, то какой процент среди выпускников музучилищ это может? Неужели действительно процент могущих играть по слуху так низок? В данном случае я снова говорю не о свободной игре с ходу, а лишь о способности подбирать. Дома по одной ноте подобрать мелодию, аккомпанемент, потренироваться и лишь потом играть перед слушателями. А как же тогда музыкальные руководители: в детском саду, общеобразовательной школе, и особенно в пионерском лагере, доме культуры, где ноты заранее не заготовишь? А баянисты играющие на свадьбах? (я встречал таких до того как электронные «балалайки» полностью вытеснили живую музыку). Ведь там не угадаешь кто какую песню в какой тональности будет петь, заранее ноты не выучишь. А музыканты, игравшие в ресторанах? Или у всех был заученный репертуар? Ведь на таких «мероприятиях» «почтенная» публика может и поколотить, если ей какую-нибудь «мурку» откажутся играть. Особенно на свадьбе никому не объяснишь, почему одним певцам аккомпанируешь, а другим отказываешься, потому что песен, которые они поют не разучил. 5 уровень. То что Вы указали в 5 уровне – это не просто высший, а наивысший пилотаж. Про 4 уровень хочу рассказать из личного опыта. В городе, где я живу есть ансамбль гармонистов-любителей. В нем есть 2 баяниста. Руководитель ансамбля закончил музыкальное училище. Играет по слуху свободно в любой тональности. Он аккомпанирует различным коллективам художественной самодеятельности во дворцах культуры и на предприятиях, где такие коллективы есть. Для него нет никакой разницы в какой тональности играть. Я был неоднократно свидетелем этого и наблюдал какие вариации он выдает. Играя со мной, он сказал, чтобы я играл что хочу. Я стал играть что взбрело мне в тот момент в голову – какую-то польку наподобие карело-финской, которую я сам когда-то давным-давно подобрал, и частично выдумал из головы. Такого произведения наверное и не существует нигде, кроме как в моей голове. После первых же секунд он заиграл вслед за мной и выдал вариации. И лишь иногда у него проскальзывали фальшивые нотки, не режущие слух, из-за того, что вариации были в очень-очень быстром темпе. Второй человек в этом коллективе для меня оказался еще более интересен, поскольку он, как я понял, даже не закончил музыкальную школу. Именно к нему я обратился первоначально с просьбой поиграть совместно. Он предложил мне играть что-нибудь. Сказал, что ему абсолютно все равно что и в какой тональности играть. Я заиграл от некоторого смущения в не совсем удобной для меня тональности из-за чего стал ошибаться, а он спокойно играл так как будто бы заранее разучил это произведение. Я стал иногда по возможности посещать этот коллектив и постоянно убеждался в этой его феноменальной способности играть в любой тональности. Однажды его позвали аккомпанировать хору. Он спокойно сел, прослушал куплет песни, которую пел хор и заиграл ее, хотя такой песни я никогда не слышал и он наверняка ее тоже не знал. Также он свободно подыграл одному человеку, который стал вспоминать и напевать песню, которую я тоже ранее не слышал. Однажды, когда мне снова удалось поиграть с ним, он снова предложил играть все, что угодно, только не «Полет шмеля». Я заиграл «Полонез» Огинского, который я разучил по нотам, а он стал играть партию второго баяна – украшать основную тему своими вариациями, импровизируя на ходу. Он то мне и рассказал, что у него большой опыт игры на свадьбах. Он действительно самородок. Руководитель ансамбля отозвался о нем как об очень способном. Но неужели таких действительно 1 на 100000 или даже на миллион?

MAN: Cepreu пишет:А как же тогда музыкальные руководители: в детском саду... Ой, вспомнились по этому поводу дела давно минувших дней. Когда мой сын (сейчас-то ему уже 22 года) начал ходить в детский сад, он стал дома напевать песенки, которые там в садике, очевидно, разучивались. Так мы с женой подумали было, что у нашего отпрыска начисто отсутствуют всякие музыкальные способности. Все песенки он выпевал на двух-трёх нотах, причём странным образом, как будто бы произвольно их меняя и совершенно не стараясь выводить хоть какое-то подобие мелодии. Всё встало на свои места после того, как мы побывали на утренниках. Оказывается их ТАК УЧИЛИ! Аккомпаниаторша "блямкала" на пианино на одних и тех же двух аккордах сопровождение к любой песенке, выдерживая только ритм, и то всегда какой-то подчёркнуто солдатско-маршевый, а не тот, что должен быть в исполняемой песне. Никаких внятных мелодий в пении детей при таких условиях, разумеется, и быть не могло! P.S. Хочется думать, конечно, что случай этот является исключительным, а не типичным, рассказал я о нём потехи ради и прошу извинить за оффтоп. Если согласиться с "суровой статистической сводкой" Комбрига , то у многих, мне кажется, возникнет риск лопнуть, раздувшись от гордости за свою "исключительность" и "редкие способности" Бог с ним с "высшим", а тем более "наивысшим пилотажем", но в той или иной степени музыкально одарённых людей по-моему всегда было и будет достаточно много (если, конечно, не судить об этом по тому, что мы видим и слышим на современной Российской эстраде и, в особенности, по телевизору ).

Cepreu: MAN пишет: Если согласиться с "суровой статистической сводкой" Комбрига , то у многих, мне кажется, возникнет риск лопнуть, раздувшись от гордости за свою "исключительность" и "редкие способности" А остальным остается лопнуть от зависти перед теми, у кого такие способности есть. В первом классе музыкальной школы я вообще ничего не мог подобрать по слуху. Но я видел как например в пионерском лагере аккомпаниатор мог аккомпанировать или во время застолья баянист самоучка подыгрывал поющим как умел (причем получалось не плохо, учитывая что он песни заранее не разучивал). В передаче «Играй, гармонь» показывали гармонистов, не знавших нот. Я тоже так хотел уметь. Но лопать от зависти мне не хотелось. Стал самостоятельно подбирать мелодии по одной нотке в самых простых для меня тональностях-ля минор и до мажор (в них нет ключевых знаков и для подбора множества мелодий требуются лишь белые клавиши). Потом со временем, дабы разнообразить эти мелодии, стал играть их двойными нотами -терциями, а потом и аккордами, применяя коротенькие вариации на основе арпеджио. Поэтому я думаю, что такие способности можно развить. Конечно у каждого это происходит по-разному. Жаль что никто не может объяснить как у них получается по слуху играть. Они так слышат, и все.

Cepreu: Князь пишет: Можете пояснить что такое тоника, доминанта и субдоминанта,чем они различаются и т.д.? В ощих чертах. Это устойчивые ступени. К ним тяготеет или стремится мелодия, ее участки (правая рука).Аккомпанемент тоже строится на басах и аккордах этих ступеней (левая рука). Причем расположены эти басы и аккорды на левой клавиатуре баяна очень компактно и удобно – рядом друг с другом. Подробно об этом можно прочитать в любом учебнике по теории музыки. Не обязательно для баяна. Обычно для демонстрации теоретических построений используется фортепианная клавиатура. В ней все клавиши расположены в один ряд в порядке возрастания, поэтому удобно считать ступени и строить интервалы и аккорды. Можно в сети поискать информацию об этом и почитать те сайты, где это разъяснено наиболее доходчиво и понятно для Вас. В этом нужно обязательно разобраться. Как я уже упоминал, эта информация крайне полезна для того, чтобы уяснить себе закономерности в музыке, понять как что устроено. Чтобы понять правильное направление и облегчить себе подбор мелодий по слуху. Делать это не только «методом тыка» - искать каждый звук мелодии и аккомпанемента. А гораздо сузить область поиска, увеличив таким образом вероятность нахождения нужных клавиш и сократив время на подбор по слуху.

Комбриг: Господа, возник риск - затопить тему потоками флуда! Интересного, но далёкого от практических рекомендаций. Так случилось в "Гармоническом ликбезе"... Поэтому предлагаю одному из вас открыть в Оффтопиках тему: "Музыкальные истории". Там я сам что-нить расскажу. А здесь бум отвечать на КОНКРЕТНЫЕ вопросы, а? Cepreu пишет: эти мелодии, стал играть их двойными нотами -терциями, а потом и аккордами, применяя коротенькие вариации на основе арпеджио. Поэтому я думаю, что такие способности можно развить. Об этом и речь!!! Упражнения выложены в новой редакции. Изучай, применяй! Новичок плохо себе представляет, на что он замахивается, желая подбирать на слух. Какой объём информации он должен впитать? Какие навыки развить? В какой степени "чувствовать инструмент"? Зачастую "претендент на подбор" имеет самое смутное представление о расположении клавиш левой клавиатуры. Я уже молчу о ритмических форматах, гармонических последовательностях и прочем...

князь: Басурманов ,3 год обучения который,трудноват показался,да и многих страниц нету,оставил пока на потом.Сейчас начал заниматься по Самоучителю без нот,немного стал понимать,в Старом клене 2 строчки подобрал уже)

Комбриг: Пошли дальше. Cepreu пишет: 1 уровень. Неужели среди ВСЕХ музыкантов лишь четверть способна подбирать по слуху? Просеянные сквозь Сито Драконовских Экзаменов, подбирать мелодию могли почти все студенты. По крайней мере, 80-90%. "Блатные" проявились на сольфеджио! Те не могли ничего: ни спеть без фальши, ни распознать цепочки интервалов или аккордов, ни написать диктант. Несчастные дети! Их заставляли делать то, к чему они не имели ни малейшей склонности. Для меня это был любимый предмет! Я обожал все эти трюки, за исключением пения... Отсюда можно сделать вывод, что таланта вокалиста у меня нету. "Намычать мелодию", когда подбираешь - одно, а петь в полную силу, с удовольствием - совершенно другое. Между прочим, способность спеть мелодию - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ для подбора на слух! 2 уровень. Неужели гармонию подобрать так тяжело? Решающий фактор опять же - способность мыслить гармоническими категориями и КОЛИЧЕСТВО подобранных пр-ний! Человек, неспособный уловить разницу между, скажем, Мажором и Минором, для этой работы непригоден. Таких я встречал в жизни на каждом шагу! Ваш пример с гармонистами неудачен. Формат частушек крайне примитивен! Число комбинаций аккордов можно перечесть по пальцам одной руки, правой рукой можно пробежаться по клавишам вот так, а другой сделает - вот эдак. Ну и что? Посмотрел бы я на гармониста, пытающегося сыграть те же Feelings или какой-нибудь Рэггей?! У него и кнопок-то на гармони таких нету... 3 уровень. Хочу спросить, поскольку не осведомлен. Вот классический пример МУЗЫКАНТА 3-го уровня: http://www.youtube.com/user/WYurij Человек самостоятельно поднялся со дна 1-го - до достаточно хорошего 3-го уровня подбора на слух. Сомневаюсь, что Юрий имеет какое бы то ни было законченное муз.образование: техника игры - где-то 3-й класс муз.школы. Но я его уважаю! Сходу присвоил бы ему звание Майора! Обратите внимание на количество ЖАНРОВ подобранной музыки! Рекомендую всем подписаться на его канал, постить комментарии к клипам и вопросы: "как он дошёл до жизни такой?" Глядишь - и привлечём ценного бойца в нашу тусовку! Про 4 уровень хочу рассказать из личного опыта... Но неужели таких действительно 1 на 100000 или даже на миллион? То что вы рассказали, какбэ повесть о моей будничной работе в Совке... 4-й уровень снятия на слух - нечто ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩЕЕ! В реальной жизни, я встречал порядка 6-8 человек, превосходящих меня по этому делу. То есть я ничуть не преувеличиваю РЕДКОСТЬ подобных индивидуумов!



полная версия страницы